Главная страница
Навигация по странице:

  • Основной вопрос философии

  • Гносеологический оптимизм

  • 2. Философия как мировоззрение, ее роль в жизни общества. Функции философии. Философия как теоретическая научная дисциплина. Структура философского знания.

  • Научно-философское мировоззрение

  • Структура философского знания

  • Философская антропология

  • Праксеология

  • Методология

  • Философия культуры

  • 3. Предпосылки возникновения, основные черты и этапы развития античной философии. Основные условия и предпосылки возникновения античной философии.

  • «космос»

  • Математическая программа Пифагора

  • Космоцентризм

  • Второй этап

  • шпаргалки по философии. 2 задание. 1. Мировоззрение, его структура. Исторические типы мировоззрения мифология, религия, философия. Основной вопрос философии. Основные философские течения и направления. Мировоззрение


    Скачать 53.39 Kb.
    Название1. Мировоззрение, его структура. Исторические типы мировоззрения мифология, религия, философия. Основной вопрос философии. Основные философские течения и направления. Мировоззрение
    Анкоршпаргалки по философии
    Дата01.06.2022
    Размер53.39 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла2 задание.docx
    ТипДокументы
    #563140
    страница1 из 3
      1   2   3

    1. Мировоззрение, его структура. Исторические типы мировоззрения: мифология, религия, философия. Основной вопрос философии. Основные философские течения и направления.

    Мировоззрение – система взглядов, представлений, оценок, принципов, определяющих самое общее видение мира, место в нем человека и программы поведения, действия людей.

    В мировоззрении обычно выделяют гносеологическую, ценностную и поведенческую компоненты.

    Гносеологическая представлена сложным взаимодействием эмоционально-психологических и рациональных компонентов, т.е. мироощущением и миропониманием. Узловые моменты мировоззрения становятся убеждениями и ценностями, которые, в свою очередь, определяют направленность действий людей.

    Формирование мировоззрения определяется социальными, культурными особенностями эпохи, страны, социальной общности, в которой формируется человек.

    С исторической точки зрения выделяют мифологический, религиозный и философский типы мировоззрения.

    Мифология характеризуется:

    - нерасчлененностью знаний, эмоций, оценок;

    - приписыванием явлений природы и общества божественным силам, героям;

    - высокой степенью эмоциональности, образности;

    - отсутствием поиска законов мира;

    - неверием в возможности и способности человека самому познавать мир и его преобразовывать без помощи скрытых в природе божественных сил.

    Религия характеризуется:

    - верой в сверхъестественные силы, Бога или богов, которые управляют миром и стоят над миром;

    - выработкой образцов поведения, заповедей, которым должен строго следовать человек;

    - неверием в силы и возможности человека познавать мир и его преобразовывать самому без божественной помощи;

    - отсутствием поиска естественных законов мира;

    - высокой степенью эмоциональности;

    Термин философия происходит от греческого phileo люблю, cophia - мудрость. Буквально означает любовь к мудрости. По некоторым историческим данным впервые термин был применён греческим математиком и философом Пифагором (580-500 гг. до н.э.), причём мудрость в понимании древних была прерогативой бога, а человек мог обладать лишь стремлением, любовью к мудрости.

    С развитием рационального подхода мудрость стали связывать с объективно-истинным отражением, познанием мира с помощью разума. Тогда философия стала связываться со знанием, истиной и наукой.

    Во все времена, решая вопрос о человеке, философы поднимали вопрос о соотношении души и тела, материального и духовного в человеке, который приобретал характер вопроса о сущности мира, его первоосновы в целом. В 19 веке Ф. Энгельс сформулировал его, назвав основным вопросом философии, вопросом о соотношении материального и духовного.

    Основной вопрос философии имеет две взаимосвязанные и взаимообусловленные стороны:

    1) что первично – материя или сознание? 2) может ли человеческое сознание познать мир?

    При ответе на первый вопрос выделились материалистическое, идеалистическое, дуалистическое направления.

    Материализмом называется философское направление, признающее первичным, определяющим материю, природу, бытие, а вторичным и определяемым материей – сознание, дух, мышление.

    Выделяют последовательный материализм, признающий первичным материальное начало в природе, обществе, в определении сущности человека и всего мира в целом, а духовное выводящий и объясняющий из материального. Последовательный философский материализм неразрывно связан с научным знанием и, как правило, противостоит религии, мистике и идеализму.

    Непоследовательный материализм проявляется в том, что материалистически объясняются лишь какие-то сферы, области мира, тогда как другие объясняются с позиции первичности духовного, либо же не учитывается специфика духовного, либо признается духовный первотворец мира, затем развивающегося независимо от этого творца.

    Идеализмом называется философская система, утверждающая, что сознание, мышление, дух первичны, а материя, природа, физическое вторичны и порождены сознанием или высшим духовным началом. Идеализм также метафорически называют линией Платона.

    Идеализм, как и материализм, представлен множеством школ и направлений. Главные его формы – объективный и субъективный идеализм.

    Объективный идеализм – философское учение, признающее первичным духовное первоначало в виде сознания вообще, абсолютного духа, идеи, существующего вне и независимо от материи и сознания отдельного человека.

    Субъективный идеализм – философское учение, признающее первичным, определяющим и творящим все сознание отдельного человека.

    Материализм и идеализм, признавая первичным одно начало, называются монистическими учениями.

    Дуализмом называется философское учение, признающее "параллельное", независимое существование двух начал – материального и духовного.

    В истории философии наблюдается противостояние материализма и идеализма по важнейшим проблемам.

    При решении второй стороны основного вопроса философии выделяют гносеологический оптимизм, агностицизм и скептицизм. Гносеологический оптимизм – признает возможность познания внешнего материального мира. Агностицизм – отрицает возможность познания внешнего мира. Скептицизм – выражает сомнение в возможности достоверного познания внешнего мира.

    2. Философия как мировоззрение, ее роль в жизни общества. Функции философии. Философия как теоретическая научная дисциплина. Структура философского знания.

    Философия как тип мировоззрения характеризуется:

    а) теоретической обоснованностью содержания и способов достижения обобщенных знаний, идеалов и принципов, определяющих цели и средства деятельности людей;

    б) меньшей, чем в мифологии и религии, степенью эмоциональности;

    в) стремлением к познанию закономерностей функционирования и развития мира;

    г) обоснованием интеллектуальных способностей и возможностей человека самому познавать мир и себя, искать свое место в мире и разумные способы построения мира.

    Высшим этапом развития мировоззрения является научно-философское мировоззрение. Это система понимания мира, места в нем человека, которое опирается на науку, корректируется и развивается вместе с наукой, оказывая активное влияние на развитие науки.

    Научно-философское мировоззрение – это система объективно-истинного миропонимания и мироощущения. История философии представлена многообразием философских учений, однако, не все они имеют статус научной философии.

    Предметом философии как системы знания в отличие от конкретных наук являются наиболее общие законы мира, законы понимания и познания мира в целом, которыми должен руководствоваться человек, а также законы мышления.

    Структура философского знания

    В результате длительного развития философское знание на современном этапе включает в себя ряд разделов.

    Онтология - философское учение о бытии (от греч. Ontos – сущее и logos – учение). Бытие понимается как материальная и идеальная реальность, имеющая свои формы существования.

    Выделяют:

    • бытие природы вне человека и бытие природы, созданной человеком;

    • бытие человека как природного существа и как существа сознательного, социального;

    • бытие общества как сложноорганизованной, саморазвивающейся и самоорганизующейся системы и бытие его структурных элементов.

    • бытие идеального в виде индивидуального сознания и бытие вне индивидуального, объективированного в формах общественного сознания, продуктах духовного производства: например, в художественных произведениях.

    Гносеология (от греч. Gnosis – знание, познание и logos – учение) – философское учение о познании, его целях, методах, формах, результатах, о субъекте и объекте познания. Ныне синонимов гносеологии считается понятие эпистемологии.

    Социальная философия - раздел философии, изучающий наиболее общие вопросы функционирования и развития общества как целостной, саморазвивающейся и самоорганизующейся системы и её структурных элементов.

    Философская антропология - раздел философии, изучающий сущность человека, его место в объективном мире, его деятельность, различные философские подходы к пониманию человека и т.д. называется

    Праксеология – часть философского учения, изучающего практику, ее роль как цели и основы познания, и критерия истинности знания.

    Аксиология – часть философского учения, изучающая, что такое ценность, значение ценностного отношения человека к миру, его влияние на развитие общественных отношений и природы.

    Методология – срез философского знания, раскрывающий, что такое методы познания, преобразования мира, взаимосвязь методов различных наук.

    История философии – часть философского знания, изучающего историю развития самого философского знания, закономерности этого развития, взаимосвязь и отличие различных этапов философского знания. Философия возможна лишь в постоянном процессе самоотражённости, самовоспоминания, самопознания как акта рефлексии. Историю философии иногда называют основой, сутью философии, её самопознанием.

    Эстетика – часть философского знания, изучающего прекрасное и его противоположность, безобразное; трагическое, комическое и т.д. По мнению Гегеля, вся философия эстетична, а высший акт разума есть акт эстетический.

    Этика – раздел философского знания, изучающий мораль, нравственность, добродетели человеческого поведения, определяющий действия различных слоёв общества и общества в целом. Она оперирует понятиями добро и зло, справедливость и несправедливость, совесть.

    Философия культуры – учение о сущности, структуре, этапах развития и особенностях культуры как способа человеческого существования.

    Функции философии

    Философия, как мировоззрение и как система знаний, выполняет функции:

    1. мировоззренческая – способствует формированию целостной картины мира, представления о его устройства, месте человека в мире и принципов взаимодействия с окружающим миром;

    2. гносеологическая – формирует достоверное знание об окружающей действительности;

    3. методологическая – вырабатывает всеобщие методы познания и преобразования мира;

    4. критическая – вскрывает противоречия в развитии мира, особенно общества, позволяет разрушить догмы, устаревшие идеи;

    5. социальная функция – объясняет сущность общества, его эволюцию, структуру, движущие силы развития, вскрывает противоречия и указывает пути устранения их в обществе;

    6. прогностическая – на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке позволяет предвидеть тенденции развития общества, человека и познания.

    3. Предпосылки возникновения, основные черты и этапы развития античной философии.

    Основные условия и предпосылки возникновения античной философии.

    Причины и условия, породившие уникальный феномен древнегреческой (а впоследствии и римской) философии, таковы:

    1. резкий перелом в развитии общественных отношений: ослабление родоплеменных, общинных структур, трансформация патриархального рабовладения в классическое;

    2. подъем производительных сил, развитие товарного производства, превращение Греции VI в. до н.э. из аграрной страны в центр ремесленных промыслов и торговли;

    3. интенсификация разделения труда, косвенно способствовавшая выделению умственного труда в особую, относительно самостоятельную область деятельности;

    4. возникновение новых социальных групп (землевладельцы, ремесленники, торговцы), приведшее к интенсификации гражданской и политической жизни;

    5. политическая сфера становится областью столкновения и борьбы многообразных интересов и ценностей, для регуляции которых изобретаются новые политико-правовые институты, в т. ч. и демократические;

    6. полисная организация жизни способствовала тому, что каждый (свободный) человек был значимой величиной в масштабах общества, что вело к росту личностного самосознания, выработке представлений о правах и обязанностях гражданина, неприкосновенности его частной жизни, собственности и т.д.;

    7. столкновения частных и групповых интересов формировали конкурентность, состязательность общественной среды, требовали умений и навыков по формулировке и отстаиванию своих позиций в диалоге, споре, дискуссии;

    8. ремесла, торговля, колонизация новых земель вели к установлению обширных связей с соседними народами, расширяя географический и социальный кругозор древних греков, расшатывая сложившиеся стереотипы поведения и мышления;

    9. отсутствие фундаментальных религиозных догматов; у древних греков не было священных книг, которые можно было бы представить в качестве божественного откровения, не было и сплоченной касты жрецов — хранителей религиозных догм; эти обстоятельства в немалой степени способствовали свободному,- не сковываемому жесткими религиозными запретами развитию духовной жизни;

    10. динамизм, изменчивость экономической, социально-политической и культурной жизни той поры, ее разнообразие порождали потребность в критическом осмыслении происходящего, делали явно недостаточными статичные мифологические представления о мироустройстве;

    11. совершенствование языковых средств и письменности; благодаря замене слогового письма алфавитным древнегреческий язык стал более гибким, дифференцированным, способным выразить самые сложные понятия.

    Периодизация античной философии

    Античная философия просуществовала более тысячи лет — с VII—VI вв. до н.э. по V в. н.э. За столь длительное время она, разумеется, не могла не эволюционировать. В процессе этой эволюции принято выделять три отчетливо выраженных периода или этапа:

    1) VII—V вв. до н.э. — этап становления древнегреческой философии (эпоха «натуралистов»);

    2) V—IV вв. до н.э. — классическая философия эпохи расцвета Древней Греции;

    3) III в. до н.э. — V в. н.э. — эллинистически-римский период в развитии античной философии.

    Первый этап — Фалес, Пифагор, Демокрит и др.

    Первый этап становления античной философии связан с образованием и развитием уникальной культуры греческих полисов — городов-государств. На этом этапе формируется собственно философское мышление, возникают первые философские школы, формулируются базовые философские проблемы.

    Главным вопросом, стоящим перед древними философами, был вопрос о сущности космоса, природы как целостного единого мира, универсума.

    Космоцентризм (до появления учений Сократа и софистов)– одна из важнейших черт А.Ф., когда центральным принципом философствования становится антропоцентризм.

    В А.Ф. используются два важнейших понятия:

    • «космос» - упорядоченность, закономерность мира в целом. Космос рассматривался древними философами и как целостность, и как первоначало;

    • «хаос» - неорганичность.

    Философия начиналась с поиска рационального ответа на вопрос, поставленный еще в мифологии, — о происхождении мира. Найденное философами решение заключалось в идее первоначала.

    Новизна идеи состояла в том, что первоначало как первооснову (то, из чего все состоит) и как первопричину всего сущего искали не вне природы, а в ней самой.

    Милетский философ Анаксимандр ввел особое понятие — апейрон, что означает нечто безграничное, беспредельное, неопределенное, и в то же время единое, вечное, находящееся в постоянном движении первоначало всего сущего. Это первое в мире абстрактное понимание первоначала мира.

    Математическая программа Пифагора. В её основе лежит представление о том, что Космос – это упорядоченное выражение целого ряда сущностей, которые можно постигать различными путями. Пифагор нашел эти сущности в числах и представил их в качестве первоосновы мира.

    Именно школа Пифагора стоит у истоков теоретической системы математики – они стали строго выводить одни математические положения из других, т.е., ввели математическое доказательство.

    Зачатки абстрактного мышления были развиты в целостной системе объективной диалектики Гераклита Эфесского (535—470 до н.э.).

    Логос — необычайно многозначное понятие греческой философии. Оно означает закон, разум, идею, порядок, судьбу. Гераклит использует понятие «логос» для выражения упорядоченности, закономерности хода вещей в мире, направляемого внутренним источником — борьбой противоположностей.

    Космоцентризм философской системы Гераклита – в признании закономерностей в развитии космоса, в признании противоречия как источника развития.

    Атомизм – вторая важнейшая программа античности, оказавшая огромное влияние на все последующее развитие науки. Основателями этой научной программы являются Левкипп и Демокрит. Согласно данной теории, в основе мироздания лежат неделимые частицы-атомы и пустота.

    Таким образом, атомизм соединил в одной картине рациональные моменты двух противоположных учений – Гераклита и Парменида: мир вещей текуч, изменчив, а мир атомов, из которых состоят вещи, неизменен, вечен. По Демокриту, мир в целом – это беспредельная пустота, начиненная многими отдельными мирами.

    Атомизм оказал значительное влияние на физику Нового времени, основанную на механистическом подходе.

    Наиболее характерные черты философии этого периода: (1) космологизм, т.е. стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом; (2) онтологизм — центральной философской проблемой становится проблема бытия.

    Второй этап: время наивысшего расцвета греческой философии, очень короткий период — примерно полтора столетия. Его часто называют классическим. Это период философского творчества самых знаменитых персонажей античности — Сократа, Платона, Аристотеля. Общий подъем культуры, интенсификация политической жизни способствовали смещению интереса философов к проблемам сущности человека, его духовного мира, морали, политики и права.
      1   2   3


    написать администратору сайта