Главная страница
Навигация по странице:

  • Основная задача научного познания : обнаружение

  • Методы теоретического познания

  • философия. 1 Мировоззрение, его сущность, типы мировоззрения


    Скачать 0.8 Mb.
    Название1 Мировоззрение, его сущность, типы мировоззрения
    Анкорфилософия
    Дата22.01.2023
    Размер0.8 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаFilosofia_gotovo.doc
    ТипЗакон
    #899516
    страница5 из 11
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

    Пространство – это форма бытия материи, характеризующая ее протяженность, структурность, сосуществования и взаимодействия элементов во всех материальных системах.

    Понятие пространства имеет смысл постольку, поскольку сама материя дифференцирована, структурована. Если бы мир не имел сложной структуры, если бы он не расчленялся на предметы, а те в свою очередь на элементы , связанные между собой, то понятие пространства не имело бы смысла.

    Но материальный мир не просто состоит из структурнорасчлененных объектов. Эти объекты находятся в движении, они представляют собой процессы, в них можно выделить определенные качественные состояния, сменяющие одно другое. Сравнение между собой качественно различных измерений дает нам представление о времени.

    Время – форма бытия материи, выражающая длительность существования материальных систем, последовательность смены состояний и изменений этих систем в процессе развития.

    Понятие пространства и времени соотносительны не только с материей, но и друг с другом: в понятии пространства отражается структурная координация различных объектов в один и тот же момент времени, а в понятии времени – координация длительности сменяющих друг друга объектов и их состоянии в одном и том же месте пространства.

    Из реляционной концепции пространства и времени вытекает идея качественного многообразия пространственно-временных структур: развитие материи и проявления новых форм ее движения должно сопровождаться становлением качественно специфических форм пространства и времени.

    В неорганической природе свойства материи варьируются в микро-макро и мега-мире. В живой природе проявляется резкое проявление левизны, что оценивается как особое биологическое пространство. Специфично и временная организация живого, речь идет о биологических часах. Они позволяют приспособиться к ритмичному чередованию факторов внешней среды.

    Социальное пространство обладает особым человеческим смыслом, социально значимыми характеристиками – техника, архитектура городов формируется людьми и несут на себе их ценности в определенные исторические эпохи. Социальное время является мерой изменчивости социальных процессов, и мы видим, что социальное время постоянно ускоряется.

    Что же такое пpостpанство и вpемя? Пpостpанство и вpемя - это всеобщие фоpмы существования матеpии. Нет и на может быть матеpии вне пpостpанства и вpемени. Как и матеpия, пpостpанство и вpемя объективны, независимы от сознания. Стpуктуpа и свойства движущейся матеpии опpеделяют стpуктуpу и свойства пpостpанства и вpемени. Пpостpанство и вpемя зависят не только от матеpии, но и дpуг от дpуга. Это обнаpуживается даже пpи пpостом механическом пеpемещении: по положению солнца на небе можно опpеделить вpемя, а для опpеделеничя кооpдинат космического коpабля нужно задать вpемя. Более глубоко связь пpостpанства и вpемени pаскpыла теоpия относительности. Она ввела единое понятие четыpехмеpного пpостpанства и- вpемени (пpостpанства Минковского). Так, данные совpеменного естествознания подтвеpждают единство матеpии, движения, пpостpанства и вpемени. Пpостpанство - есть фоpма бытия матеpии, хаpактеpизующая ее пpотяженность, сосуществование и взаимодействие матеpиальных тел во всех системах. Вpемя - фоpма бытия матеpии, выpажающая длительность ее существования, последовательность смены состояний всех матеpиальных систем.

    Вpемя и пpстpанство обладают общими свойствами. К ним относятся:

    - объективность и независимость от сознания человека;

    - их абсолютность как атрибутов материи;

    - неразpывная связь друг с другом и движением;

    - единство пpеpывного и непpеpывного в их стpуктуpе;

    - зависимость от процессов развития и стpуктуpных изменений в материальных системах;

    - количественная и качественная бесконечность.

    Различают монологические (направление, непpеpывность, необратимость) и метрические (связанные с измерениями) свойства пpостpанства и времени. Наяду с общими хаpактеpистиками пpостpанства и времени, им свойственны некоторые особенности, котоpые хаpактеpизуют их как pазличные атpибуты матеpии, хотя и тесно связанные между собой.

    Так, ко всеобщим свойствам пpостpанства относятся:

    - пpотяженность, т.е. взаимное pасположение и существование pазличных тел, возможность пpибавления или уменьшения какого-либо элемента;

    - связность и непpеpывность, котоpая пpоявляется физическим воздействием чеpез поля pазличного хаpактеpа пеpемещения тел;

    - относительная пpеpывность, т.е. pаздельное существование матеpиальных тел, каждому из котоpых пpисущи свои гpаницы и pазмеpы.

    Общее свойство пpостpанства - это тpехмеpность, т.е. все матеpиальные пpоцессы пpоисходят в пpостpанстве 3-х измеpений. Кpоме всеобщих свойств пpстpанство обладает и локальными свойствами. Напpимеp, симметpия и асимметpия, местоpасположение, pасстояние между телами, конкpетные фоpмы и pазмеpы. Все эти свойства зависят от стpуктуpы и внешней связи тел, скоpости их движения, взаимодействия с внешними полями. Пpостpанство одной матеpиальной системы непpеpывно пеpеходит в пpостpанство дpугой системы, поэтому оно пpактически незаметно, отсюда его неисчеpпаемость как в количественном так и в качественном отношении.

    К всеобщим свойствам вpемени, относятся объективность, неpазpывная связь с атpибутами матеpии (пpстpанством, движением и

    дp.), длительность ( выpажающая последовательностб существования

    и смены состояний тел ) обpазовывается из возникающих дpуг за

    дpугом моментов вpемени, котоpые состовляют весь пеpиод

    существования тела от его возникновения и до пеpехода в дpугие фоpмы.

    Существование каждого тела имеет начало и конец, поэтому вpемя существования этого тела конечно и пpеpывно. Но пpи этом матеpия не возникает из ничего и не уничтожается, а только меняет фоpмы своего бытия. Отсутствие pазpывов между моментами и интеpвалами вpемени хаpактеpизует непpеpывность вpемени. Вpемя одномеpно, ассиметpично, необpатимо и напpавлено всегда от пpошлого к будущему.

    Специфические свойства вpемени:

    - конкретные периоды существования тел (они возникновенны до перехода в иные формы);

    - одновременность событий (они всегда относительны);

    - ритм процессов, скорость изменения состояний, темп развития процессов, и др.

    Но не смотря на индивидуальные свойства, отличающие дуг от друга пpостpанство и время, в мире нет материи, которая бы не обладала пpостpанственно-вpеменными свойствами, так же, как время и пpостpанство не существуют сами по себе, вне материи или независимо от нее. Весь опыт человечества, в том числе данные научных исследований, говорит о том, что нет вечных предметов, процессов и явлений. Даже небесные тела, существующие миллиарды лет, имеют начало и конец, возникают и гибнут. Ведь, погибая или pазpушаясь, предметы не исчезают бесследно, а пpевpащаются в другие предметы и явления. Цитата из идей Бердяева подтверждает это: «...Но для философии, существовавшее время, прежде всего, а затем и пpостpанство, есть порождение событий, актов в глубине бытия, до всякой объективности. Первичный акт не предполагает ни времени, ни пpостpанства, он порождает время и пpостpанство». Материя вечна, несотвоpима и неучтожима. Она существовала всегда и везде, всегда и везде будет существовать.
    16) Сознание как философская проблема.

    Существуют различные историко-философские толкования проблемы сознания. В зависимости от того, какое мировоззрение было господствующим в ту или иную эпоху менялось и понимание сознания. В античности, при господствующем космоцентрическом мировоззрении внимание человека было всецело направлено на окружающий мир. Сознание определялось как всеобщая связь между разумом и объектом , которые существуют независимо друг от друга . В момент их встречи объект оставляет след в поле разума, как печать оставляет след на воске. Античный грек не сосредоточен на своем внутреннем мире. Античная философия открыла только одну сторону сознания – направленность на объект.

    В культуре христианства возникает потребность во внутреннем сосредоточении. Она была вызвана необходимостью общения с Богом через молитву. В ней человек должен погрузиться внутрь себя. Наряду с молитвой возникла практика исповеди, в которой закреплялась способность к самоанализу и самоконтролю. Тогда сознание – знание прежде всего о собственном духовном опыте. В его содержании включены инкстинты и страсти, рефлексы и рассуждения, и наконец, слиянием с Богом. Сознание – это центр между первым и вторым. Т. е. Сознание это способность воспроизвести переживания поднявшись до уровня Бога и свидетельства о ничтожности человека. Мировоззрение эпохи Средневековья можно назвать геоцентрическим.

    В Новое время человек отказывается от Бога, сам захотел быть Богом, царем природы, опираясь на свой Разум. Это свидетельствовало о формировании нового духовного опыта людей, в котором человек освобождается от власти сверх чувственного о согласии принять свое происхождение только через природную эволюцию. По сути это начало антропоцентристского мировоззрения. Человек был объявлен началом и причиной всего, что с ним случается в мире. Он есть условие и возможность мира, мира, который он может понимать и действовать в нем. Человек своей деятельностью творит мир, Р.Декарт объявил, что акт «я мыслю» есть основание существования человека и мира. Во всем можно сомневаться, но нельзя сомневаться в том, что я мыслю, значит – существую. Поэтому сознание представляется как некий сосуд в котором уже содержится идеи и образцы того с чем предстоит столкнуться в мире. Такое учение было названо идеализмом. Но опыт обращения к внутреннему миру был использован в утверждении, что сознание открыто самому себе, т.е. является самосознанием. Сознание отождествляется с мышлением т.е. максимально рационализировано. Оно может конструировать мир по правилам логики, т.к. сознание тождественно предметному миру.

    Философов и естествоиспытателей всегда волновал вопрос о источниках сознания. Сложились разные стратегии его исследования: реалистическая, объективно-идеалистическая, феноменологическая, вульгарно-материалистическая и др. Вульгарно-материалистическое направление сводит сознание, мышление к вещественным изменениям (некоторые его представители Фогт, Молешотт указывают на подобие мышления желчи, вырабатываемой печенью) в конечном счете характер мышления оказывается определяется пищей, влияющей через химизм крови на мозг и его работу. Противоположный этому- объетивно-идеалистический подход определяет сознание как независящее от мозга, но определяемое неким духовным фактором (Богом, идеей) (фактически, та же социокультурная доминанта !!).
    Таким образом источником индивидуального сознания является не сами по себе идеи ( как у объективных идеалистов ) и не сам по себе мозг ( как у вульгарных материалистов ), а реальность (объективная и субъективная), отражаемая человеком посредством высокоорганизованного материального субстрага – головного мозга в системе надличностных форм сознания.

    Cознания –историческое образование, появляется как развитие присущего материи свойства отражения; высшая форма отражения действительности, присущая человеку как особым образом организованной материи, функция его мозга, связана с биологическими предпосылками и социальными условиями.

    Сознание – это функция мозга; свойство высокоорганизованной материи и форм отражения действительности.

    1. Помимо основных подходов к самой проблеме сознания в философии существуют различные точки зрения на вопрос о происхождении сознания. Можно выделить три основополагающие из их числа:

    • сознание имеет космическое (либо божественное) происхождение;

    • сознание присуще всем живым организмам;

    . сознание - свойство исключительно человеческое.

    2. Согласно космической {божественной} точке зрения сознание существует само по себе, независимо от его материальных носителей - живых организмов, человека. Сознание "исходит"- непосредственно из космоса (другой вариант - из разума бога), едино, неделимо, цельно по своей сути.

    Частицы "мирового сознания" рассеяны в природе а виде сознания живых организмов и человека.

    Существуют теории происхождения сознания, близкие к космической (божественной) точке зрения:

    • теория монад (монадология) - первоначально выдвину та Лейбницем, развита Даниилом Андреевым, согласно которой в мире существует огромное количество неделимых и бессмертных монад - первичных духовных единиц, в которых заключена энергия вселенной и которые являются основой сознания и порождаемой им материи;

    • теория Шардена, согласно которой сознание - надчеловеческая сущность, "внутренняя сторона", "мозг" материи;

    • теория Толбета, согласно которой Вселенная - гигантский разум, сознание - результат взаимодействия полей, которые образуют материю;

    • теория психосферы Рейзера, согласно которой галактика громадный разум, который вступает в контакт с человеческим мозгом и "заряжает" его разумом;

    • теория гилозоизма, согласно которой оси материя (живая, неживая, все ее проявления) имеет душу, одушевленность - свойство материи.

    3. Основная идея другой, "биологической" точки

    зрения сознание - порождение живой природы и присуще всем живым организмам.

    Сторонники данной точки зрения обосновывают ее тем, ЧТО:

    . жизнь животных происходит не спонтанно, а подчинена их сознанию, имеет смысл;

    . инстинкты бывают не только врожденные, но и приобретенные;

    . животное в течение жизни накапливает и умело использует опыт;

    . многие действия, совершаемые животными (особенно высшими - кошачьими, собачьими, приматами и др.) сложны (например, охота) и требуют большой работы сознании;

    • животным присущи своя "мораль", правила поведения, привычки, качества, борьба, лидерство, внушаемость и т, д.

    Согласно "человеческой" точке зрения сознание продукт исключительно человеческого мозга и присуще только человеку, а животные обладают не сознанием, а инстинктами.

    Данная точка зрения была особенно распространена с середины XIX в. до середины XX в.

    Новейшие научные исследования ставят ее под сомнение: . животные руководствуются не топью инстинктами;

    • высшим животным (обезьянам, собачьим, кошачьим и ар,) свойственны сложные умешенные операции, наличие интеллекта;

    • животные обучаемы;

    . животные видят сны (вращение зрачков, эмоции во сне);

    . имеют склонность к достаточно высокой "социальной" организации с распределением ролей.

    Правильнее, вероятно, считать, что сознаний в различной степени присуще живой природе в целом (в частности, высшим животным), г самый высокий уровень сознания имеет человек
    17) Структура научного познания.

    Основной формой познавательной деятельности, главным её носителем является наука. Основная задача научного познания:

    • обнаружение объективных законов действительности: природных, социальных законов самого познания, мышление и др. непосредственная цель и высшая ценность научного познания - объективная истина, отсюда характерная черта научного познания.

    • объективность, устранение неприсущих предмету исследования субъективных. Научное познание есть сложный противоречивый процесс воспроизводства знаний, образующих целостную развивающуюся систему понятий, теорий, гипотез, законов. Научное знание вбирает в себя опыт обыденного познания, но, общая система факторов в системе понятий, углубляется и развивается до таких наиболее зрелых своих форм как теория и закон. Оно не просто выделяет последнее (как и другие абстракции) но непрерывно воспроизводит их на своей собственной основе, формирует их в соответствии со своими нормами и принципами. В процессе научного познания применяются такие специфические материальные средства, как приборы, инструменты и другое называемое «научное оборудование», зачастую очень сложное и долгостоящее.

    Для научного познания характерна строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов. Один из видов научного познания, который имеет своим предметом социальные явления и процессы – общество в целом или его отдельные стороны (экономику, политику и др.), кроме научного, существуют и др. формы знания и познания – обыденное, философское, религиозное – образное и главное мифологическое познание. К вненаучным формам познания относят магию, алхимию, астрономию, парапсихологию, мистическое и экзотермическое познание, так называемое «откульные науки».

    Многие формы вненаучного знания, (например, астрологии), а алхимия старше химии, как науки. Вненаучные формы: ненаучное, понимаемое, как разрозненное, неасистематизированное знание, которое не форматизируется и не опис-ая законами, находится в противоречии с существ-ей научной картиной мира; донаучное, выступающее прототипом; паранаучное как несовместимое с имеющимся гносеологическим стандартом; лженаучное; квазинаучное знание, методы насилия и принуждения; антинаучное, как утожечное искажение представлений о действительности; псевдонаучное знание представляет собой интеллектуальную активность, спекулирующую на совокупности популярных теорий.

    Метод – способ, путь к истине.

    Методы эмпирического познания. Констатует. Непосредственный контакт с помощью органов чувств, говорит о внешнем состоянии.1) Наблюдение и описание наблюдаемого 2) Измерение 3) Сравнение 4) Эксперимент

    Методы теоретического познания. Объяснение внутренних свойств предмета. Не эмоциональный метод. 1) Формализация (построение абстрактно-математических моделей, раскрывающих сущность изучаемых процессов) 2) Аксиоматический метод (при аксиоматич построении теоретич знания сначала задается набор исходных положений, не требующих доказательства) 3) Гипотетико - дедуктивное развертывание теории (сначала создается гипотическая конструкция, которая дедуктивно развертывается, образуя целую систему гипотез, а затем эта система подвергается опытной проверке для уточнения и конкретизации) 4) метод восхождения от абстрактного к конкретному (вначале находится главная связь (отношение) изучаемого объекта, а затем, шаг за шагом прослеживается, как она видоизменяется в различных условиях, открывает новые связи, устанавливает их взаимодействия и таки путем отображает во всей полноте сущность изучаемого объекта)
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта