Главная страница
Навигация по странице:

  • Знание

  • “знание”

  • Гносеология как раздел философии

  • Субъект

  • Классификация форм знания.

  • философия. 1 Мировоззрение, его сущность, типы мировоззрения


    Скачать 0.8 Mb.
    Название1 Мировоззрение, его сущность, типы мировоззрения
    Анкорфилософия
    Дата22.01.2023
    Размер0.8 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаFilosofia_gotovo.doc
    ТипЗакон
    #899516
    страница7 из 11
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

    ЧТО ТАКОЕ ЦЕННОСТЬ? ПОЧЕМУ ТОЛЬКО В ХХ ВЕКЕ ПОЯВИЛОСЬ УЧЕНИЕ О ЦЕННОСТЯХ?


    В переводе с греческого "аксиос" означает "ценность". Соответственно аксиология — это учение о ценностях.

    Человек самим своим существованием выделен из мира более резко, чем его "меньшие собратья", животные, и тем более неживые объекты. Это означает, что человек вынужден относиться к фактам своего бытия дифференцированно. Бодрствуя, человек почти всегда находится в состоянии напряженности, которое он пытается разрешить ответом на знаменитый вопрос Сократа "Что есть благо?"

    Человека интересует не просто истина, которая бы представляла объект таким, каким он является сам по себе, а значение объекта для человека, для удовлетворения его потребностей. В этой связи человек оценивает факты своей жизни по их значимости, реализует ценностное отношение к миру. Специфика человека как раз и состоит в ценностном отношении к миру. Ценностью является для человека все, что имеет для него определенную значимость, личностный или общественный смысл. С ценностью мы имеем дело там, где речь идет о родном, святом, предпочтительном, дорогом, совершенном, когда мы хвалим и ругаем, восхищаемся и возмущаемся, признаем и отрицаем.

    Слово "ценность" было хорошо известно уже древним грекам. Тем не менее только в ХХ веке философы сумели развить учение о ценностях. Почему? Разобравшись с этим вопросом, мы лучше поймем природу самой ценности. Все дело в том, что человек далеко не сразу осознал свое собственное, выделенное положение в мире. Как известно, это случилось лишь в Новое время, соответственно именно тогда появились первые претендующие на полновесность концепции ценности.

    В античности отсутствовало четкое понимание своеобразия человека в мире. Это приводило к тому, что, например, платоновская идея понималась еще и как идеал. Современный философ сказал бы: "Давайте четко определимся, что есть идея как истина, как понятие, и что есть идея как ценность, как идеал". Но в античности философствовали по-другому, здесь истина и ценность не отделены друг от друга достаточно строго.

    В философии средних веков считалось, что человек существует во имя Бога, а не Бог для человека. Можно сказать, что речь шла о ценностях Бога. Но нас интересуют ценности человека.

    В Новое время философы выделили разум (точнее, мышление) как главную черту человека. Мышление имеет дело с истиной. Всепоглощающий интерес к истине затемнял проблему ценности. Решающий шаг к ней сделал Кант, он "развел" истину, красоту и благо. Истиной занимается рассудок, а ценностью, так посчитали последователи Канта, разум, точнее, разумная воля. К ХХ веку сложились все условия для развития учения о ценности.

    Философские направления ХХ века выдвигают проблему ценностей на первый план. Феноменологи, герменевтики, аналитики, постмодернисты спорят между собой прежде всего о ценностях. Читатель, надо полагать, уже хорошо знаком с методами современной философии, поэтому не будем вновь их описывать. Важно, что во всех современных философских направлениях ценность понимается одинаково по крайней мере в одном отношении.

    Ценность — это интерпретационный конструкт, считает известный немецкий философ Ганс Ленк. Ценность — это интерпретация, в которой субъект выражает свои предпочтения. Отметим еще раз, характер самой интерпретации определяется той философией, которую использует субъект. Феноменолог использует феноменологическую интерпретацию, герменевтик герменевтическую и т.д.

    Поясним изложенное выше примерами. Ценности нет только там, где человек относится к чему-либо безразлично, не интересуется различиями между истиной и заблуждением, прекрасным и безобразным, добрым и злым. Допустим, некто увлекается собиранием почтовых марок, к каковому его друг абсолютно равнодушен; один видит в почтовых марках ценность, другой нет (оба, каждый по-своему, правы). Слушая юмориста, один от хохота сползает со стула, другой возмущается, третий спокойно засыпает (именно для последнего выступление юмориста лишено ценности). Американцы, как рассказывает М. Жванецкий, остались равнодушны к его юмореске о трех- и пятирублевых раках. Ценности у этих американцев другие, чем у большинства россиян.

    КАК ИЗМЕРЯЮТ ЦЕННОСТИ?


    Несмотря на то, что не существует прибора, который измерял бы ценности, их измеряют и вполне успешно. Чем занимаются жюри на кинофестивалях, конкурсах красоты, различных просмотрах, как не измерением ценностей? Количественный характеристикой ценности является оценка. Ваши педагоги, глубокоуважаемый читатель, ставят оценки, они, следовательно, тоже имеют дело с ценностями. Каждый студент мысленно сам выставляет себе оценки, он тоже умеет измерять ценности. "Отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "неудовлетворительно" — это оценки, которые даны в словах или в цифрах: "5", "4", "3", "2". Что делает преподаватель, выставляя эти оценки-цифры в зачетку? Он завершает интерпретацию знаний студента своим окончательным решением.

    Приведем пример из эстетики, теории искусства. Введем шкалу эстетических ценностей.

    Лингвистические переменные всегда можно сопоставить с числовой осью, состоящей из малых или больших единиц измерения. Так, в товарно-денежном хозяйстве цены детализируются вплоть до копейки. С другой стороны, часто обходятся всего двумя (меньше не бывает) оценками: зачтено — не зачтено, прекрасное — безобразное, плохое — хорошее, доброе — злое. Но самое главное в деле оценки ценностей — это сам процесс интерпретации. В переводе с латинского интерпретация означает посредничество; устанавливается соответствие между человеком и тем, на что направлено его понимание, будь то конкретный объект или идеал.

    Как происходит интерпретация, выработка ценности и ее оценка? Часть ценностей человек приобретает по наследству от тех традиций, в которые он чудесным образом попал в результате своего рождения. Сознание позволяет человеку вырабатывать новые ценности. При выработке ценностей человек, во-первых, включает свое мышление, рассудок (я знаю то-то и то-то, между ними существует такая-то связь, если сделать так, будет следующее), свою чувственность (это вызывает у меня чувство удовлетворения, а это нет), свой разум (чего я хочу на самом деле? о, вот это). Интерпретация всегда есть переплавка старых ценностей в новые установки.

    Итак, ценности вырабатываются и измеряются в процессе интерпретации, которая осуществляется в соответствии с философскими методами.
    24) Свобода как ценность. Свобода, ответственность, необходимость. Проблема свободы в истории философии

    Существует 3 вида свободы: первичная иррациональная свобода (произвольность), рациональ-ная свобода (исполнение морального долга), свобода, пронизанная любовью к Богу. Иррациональная свобода содержится в "ничто", из к-рого Бог создал мир. Сначала Бог-творец сам возникает из божественного ничто, а уже потом создает мир. По-этому свобода не создается Богом, т.к. она коренится уже в божественном ничто; Бог-творец не ответственен за ту свободу, к-рая порождает зло. Во власти свободы создавать и добро, и зло. По мнению Бердяева, действия чел-ка абс-но свободны, т.к. неподвластны Богу, к-рый даже не может их предвидеть. Бог не оказывает никакого влияния на волю чел-х существ, поэтому не обладает всемогуществом и всеведением, в лишь помогает чел-ку в том, чтобы его воля становилась добром. Если бы дело обстояло не таким образом, то Бог был бы ответственным за зло, совершаемое на земле, и тогда теодицея не была бы возможна.

    Необходимость и свобода.

    “Судьба направляе того, кто ее принимает, и тащит того, кто ей сопротивляется.” Вопрос о отношениях своб и неоходимости извечен.

    Люди обладают знач свободй в определеии целей своей деятельности, средств для достиж этой цели. Свобода следовательно не абсолютна и претворяется в жизнь как осущ возможности путем выбора определенной цели и плана действий.

    Философское решение проблемы свободы и необходимости их соотношения, деятельности, поведения личности, имеет огромное практическое значение для оценки всех поступков людей. Обойти эту проблему не могут не мораль, не право, ибо без признания свободы личности не может идти речь о её нравственной и юридической отвественности за свои поступки. Если люди не обладают свободной, а действуют только по небходимотси, то вопрос об их отвественности за свое поведение теряет смысл, а «воздаяние по заслугам» превращается либо в произвол, либо в потерю. Свобода не абсолютна и претворяетяс в жизнь, как осуществление возможности путем выбора определенной цели и плана действия. Она тем больше, чем лучше люди сознают свои реальные возможности, чем больше средств приходится в их распоржении для достижения поставленной цели, чем в большей мере они могут воспользоваться благоприятный для них тенденции общественного развития и противодействовать неблагоприятными.

    Есть ли у человека свобода и каковы ее границы? В истории социальной философии давались ответы как полностью отрицающие необходимость или свободу, так и пытающие их соединить. С позиций диалектики необходимость и свобода являются противоположностями, находящимися в состоянии единства и борьбы. Именно необходимость (и в первую очередь - необходимость материально-предметной трудовой деятельности людей) выступает основой для их свободы. В свою очередь, все большее развитие свободы позволяет людям более успешно решать в историческом развитии необходимые для жизнедеятельности проблемы, выполнять необходимую для общественной жизни работу.

    25) Познание, его сущность, структура. Субъект и объект познания.

    Знание - объективная реальность, данная в сознании человека, который в своей деятельности отражает, идеально воспроизводит объективные закономерные связи реального мира. Познание - обусловленный, прежде всего, общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование. В результате взаимодействия объекта и субъекта появляется новое знание о мире.

    Термин “знание” в теории познания употребляется в следующем смысле:

    1) любая познавательно значимая, адекватная информация об объекте; 2) особая познавательная единица, гносеологическая форма отношения человека к действительности, существующая наряду с практическим отношением. Подавляющее большинство ученых и философов решают проблему познания позитивно, утверждая, что мир познаваем. Однако существует философское направление, представители которого отрицают частично или полностью возможность познания мира, выявления его закономерностей, постижения объективного и адекватного знания. Такое учение называется агностицизм. Характеристикой агностицизма является: 1. Нельзя понимать его как концепцию, которая отрицает сам факт существования познания. Агностицизм не отрицает процесс познания. Речь идет не о самом процессе познания, а о его возможностях и об отношении результатов процесса познания к реальной действительности. 2. Элементы агностицизма обнаруживаются в различных философских системах. Поэтому агностицизм нельзя отождествлять с идеализмом. 3. Агностицизм уловил реальные трудности и сложность процесса познания, многие их которых до сих пор не решены. Например, неисчерпаемость и границы познания, невозможность полного постижения вечно изменяющегося и развивающегося бытия, субъективная форма отражения знания в сознании субъекта.

    Процесс познания есть своеобразная форма духовного производства, сложный противоречивый процесс активного творческого отражения объективной действительности в ходе общественной практики. Процесс познания детерминирован социокультурными факторами и осуществляется человеком как социальным существом, включенным в процесс познавательной деятельности. Теория познания выступает как совокупность знаний о процессе познания и его характеристиках, как итог истории познания, всей материальной и духовной культуры в целом.

    Гносеология как раздел философии, в котором изучаются такие проблемы, как природа познания, его возможности, границы, отношение знания к реальности, субъекта и объекта познания, исследуются предпосылки процесса познания, условия достоверности и адекватности знания, критерии его истинности, форм и уровни познания, методы познания и т.д. Термин “гносеология” происходит от греческих слов “gnosis” - “знание” и “logos” - учение и переводится как учение о познании. Термин “гносеология” используется в следующих значениях: 1) учение о всеобщих механизмах и закономерностях познавательной деятельности человека и общества; 2) философская концепция, предметом которой является научное познание в его специфике. В этом случае используется понятие “эпистемология”, оно является тождественным понятиям “гносеология”, “теория познания”. Теория познания тесно связана с онтологией (учением о бытии), диалектикой (учением о всеобщих законах развития бытия и познания), логикой и методологией.

    Объект и субъект познания не существуют независимо друг от друга, они тесно взаимосвязаны. Субъект – это источник познавательной активности. Обычно под субъектом понимается индивид. Это не совсем верно. Субъект – это прежде всего индивид со всеми его познавательными способностями. Субъектом может быть так же и микрогруппа, и социальная группа, и класс, и общество. В то же время субъектом может выступать и малая точка в коре головного мозга, где совершается мыслительный процесс. Без познающего субъекта процесс познания не возможен.

    Объект – это то, на что направлена познавательная активность субъекта. Говоря “объект”, мы как бы ставим вопрос: “объект какого изучения?”, а говоря “субъект”, мы спрашиваем: “субъект чего, субъект какого познания?”. Эти понятия относительны. Л. Фейербах писал: “Я” – субъект, а для других – объект. Я являюсь и объектом и субъектом.

    Классификация форм знания. Познание как форма духовной деятельности существует в обществе с момента его возникновения и осуществляется в многообразных формах:

    1. Обыденно-практическое познание. Основой данной формы познания являлся опыт практики людей, повседневной жизни. Сфера обыденного познания многообразна. Она включает в себя здравый смысл, эмпирический опыт, общественную психологию.

    2. Игровое познание. Игра представляет способ раскрытия истины путем проигрывания различных вариантов сложных познавательных ситуаций.

    3. Мифологическое познание играло важную роль на начальном этапе развития человечества. Это фантастическое отражение реальности, бессознательно-художественное осмысление природы и общества. Мифологическое мышление - это не просто фантазия, это своеобразное моделирование мира с целью фиксации и передачи опыта поколений. Мифологическое мышление тесно связано с эмоциональной сферой, для него характерно неотчетливое разделение объекта и субъекта познания, предмета и знака и т.д.

    4. Художественно-образная форма познания зародилась в мифологии и получила свое дальнейшее развитие в искусстве. Оно не решает познавательные задачи, но содержит в себе громаднейший потенциал познания. Искусство является весьма важнейшим способом раскрытия истины.

    5. Религиозное познание обусловлено непосредственной эмоциональной формой отношения людей к господствующим над ними природным и социальным силам. Однако религия не воспроизводит знания в систематической теоретической форме и не производит объективное знание. Для религиозного познания характерно соединение эмоционального отношения к миру с верой в сверхъестественное.

    6. Философское познание.

    7. Научное знание, будучи рациональным, в качестве компонентов содержит и эмоции, и веру.

    8. Знание - активное постижение познаваемых предметов и явлений.

    Научное знание - это личностное знание. Личностное знание предполагает интеллектуальную самоотдачу. В этом знании выражается сама познающая личность, ее заинтересованное отношение к знанию, личностный подход к трактовке и использованию полученного знания, собственное осмысление (рефлексия) в контексте индивидуальных особенностей познающего субъекта. Личностное знание - это и переживание субъекта.

    Типологизация знания может быть проведена по различным критериям. Можно выделить знания рациональные и эмоциональные, феноменолистские (качественные концепции) и эссенцианалистские (количественные концепции), эмпирические и теоретические, фундаментальные и прикладные, философские и частнонаучные, естественнонаучные и гуманитарные и др.

    26) Возможности и границы познания. Агностицизм, его формы

    Агностици́зм - направление в философии, отрицающее возможность объективного познания окружающей действительности субъектом посредством собственного опыта.

    Подавляющее большинство ученых и философов решают проблему познания позитивно, утверждая, что мир познаваем. Однако существует философское направление, представители которого отрицают частично или полностью возможность познания мира, выявления его закономерностей, постижения объективного и адекватного знания. Такое учение называется агностицизм.

    При характеристике агностицизма следует обратить внимание на следующие факторы:

    1. Нельзя понимать его как концепцию, которая отрицает сам факт существования познания. Агностицизм не отрицает процесс познания. Речь идет не о самом процессе познания, а о его возможностях и об отношении результатов процесса познания к реальной действительности.

    2. Элементы агностицизма обнаруживаются в различных философских системах. Поэтому агностицизм нельзя отождествлять с идеализмом.

    3. Агностицизм уловил реальные трудности и сложность процесса познания, многие их которых до сих пор не решены. Например, неисчерпаемость и границы познания, невозможность полного постижения вечно изменяющегося и развивающегося бытия, субъективная форма отражения знания в сознании субъекта.

    Познание и его изучение не есть нечто неизменное, раз навсегда данное, а есть процесс диалектический, развивающийся по определенным законам. В результате развития познания знание выступает в качестве резюме всей истории познания, всей человеческой деятельности, в том числе и предметно-чувственной.

    Процесс познания есть своеобразная форма духовного производства, сложный противоречивый процесс активного творческого отражения объективной действительности в ходе общественной практики. Процесс познания детерминирован социокультурными факторами и осуществляется человеком как социальным существом, включенным в процесс познавательной деятельности. Теория познания выступает как совокупность знаний о процессе познания и его характеристиках, как итог истории познания, всей материальной и духовной культуры в целом.

    Агностицизм.Основы позиции агностиков в противоречии: зна­ние может быть только логическим, а предметы исследования могут быть взяты только из опыта, который не поддается логическому ана­лизу. Опыт есть поток впечатлений, причины которых непостижи­мы. Причинно-следственные связи формируются имманентно в нашем уме и не соответствуют реальным, по крайней мере о степени соответствия мы ничего не можем знать. Поэтому даже на вопрос «существует ли внешний мир?» Юм отвечал: «Не знаю».

    Отрицая объективную причинность, агностики признавали при­чинность субъективную в виде порождения идеи чувственными впечатлениями. Источником знаний для них может служить только вера (типа уверенности в восходе солнца). Наука и философия возможны лишь как опытные исследования, не претендующие на выведение теоретических законов.

    Скептицизм и позитивизм агностиков сказались на мировоззре­нии И. Канта, который зачитывался произведениями Д. Юма.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта