Главная страница
Навигация по странице:

  • Идеология Просвещения

  • Распространение просвещения

  • философия. «Философия» (1). 1. Мировоззрение и его исторические типы Генезис и сущность философии, Функции философии


    Скачать 1.89 Mb.
    Название1. Мировоззрение и его исторические типы Генезис и сущность философии, Функции философии
    Анкорфилософия
    Дата21.05.2023
    Размер1.89 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла«Философия» (1).pdf
    ТипДокументы
    #1149295
    страница2 из 4
    1   2   3   4
    Проблемы философии Нового Времени
    Особое место в философии Нового времени занимала проблематика бытия и субстанции, именно в ней по мнению философов заключалась вся сущность мира и возможности им управлять.
    Субстанция и ее свойства были в центр внимания философов, так как, по их мнению,
    задача философии заключалась в том, чтобы сделать человека властителем природных сил. Поэтому базовой задачей и было изучение субстанции, как базовой категории всего сущего.
    8. Философия Эпохи Просвещения
    В XVIII веке в Европе появляется идея о преобладании разума над верой. Новые тенденции в европейской культуре были названы эпохой Просвещения. Философия эпохи Просвещения дала огромный толчок развитию науки и оказала влияние на весь ход мировой истории.

    Идеология Просвещения
    Основная особенность учений всех философов-просветителей – вера в безграничные возможности разума, здравый смысл, равенство и свободу людей. Разуму подвластны все аспекты бытия. Человечество способно достигнуть царства всеобщего разума и свободы при соблюдении следующих условий:
    -познание природы человека;
    -разумное воспитание и образование;
    -рациональное переустройство общества.
    Распространение просвещения
    Просвещение зародилось в Англии, которая в XVIII веке являлась самой динамично развивающейся страной. У истоков английского Просвещения стояли Т. Гоббс, Дж.
    Локк, А. Коллинз и др.
    Постепенно центр Просвещения переместился во Францию, что связано с именами Ф.
    Вольтера, Ж. Ж. Руссо, Э. Кондильяка.
    Важнейшими достижениями философов Просвещения считаются следующие положения:
    -гражданские права человека;
    -общественный договор;
    -разделение властей;
    -разумный эгоизм;
    -естественное развитие истории и общества.
    9. Немецкая классическая философия
    Немецкая философская мысль,
    решающая вопросы мировоззрения в большей степени опиралась на естествознание,
    а так же достижение положительных результатов в изучении общественных наук.
    Нужно отметить влиятельных деятелей этого понятия.
    Основными идеологами философского учения были:
    • Иммануил Кант;
    • Георг Гегель;
    • Шиллинг. Ф.;
    • Фейербах. Л.
    Черты, характеризующие немецкую философию:
    • роль философии в создании мировой культуры и истории развития человека;

    • основной задачей философии, по мнению немецких классиков, была критичность культуры, критичность человеческого разума и человеческой сущности;
    • немцы относились к философии, как к системе идей философии;
    • классическая философия, рассматривала концепцию диалектики
    • немцы отмечали роль философии, как науки рассматривающей проблемы гуманизма и осмысления человеческих, поступков.
    • рассматривался вопрос, как человеческая деятельность повлияла на процесс эволюции.
    Творчество Имануила Канта в до критический период
    До критический период научной работы известного философа длился до 70 года восемнадцатого века. В это время он изучал глобальные вопросы создания
    Вселенной, вопросы её развития и эволюции. Кант, в своих работах рассказывал, что материей для создания Вселенной был газовый туман. Учёный дал пояснения появлению Солнечной системы. В своих рассуждениях он опирался на законы
    Ньютона. Кант, в своих суждениях описал Космос, как структуру самодостаточную,
    находящуюся в постоянном развитии, движении. Эта гипотеза, в будущем, была поддержана Лапласом, и носила имя обоих учёных.
    Творчество Имануила Канта в критический период
    Во время критического периода Кант рассматривает вопросы:
    • определяющие место человека на земле и его влияние на вопросы эволюции,
    истории и культуры;
    • об человеческом разуме и границах его влияния на всё окружающие;
    • об человеческой нравственности, сознании, желаниях, возможностях и как это связано с обликом общественной морали.
    Об этом написано три научных, критических работы, о которых упоминается ранее в этой статье. В них Кант подвергает критики и сомнению научные работы написанные раньше на моральные темы. Так философ рассматривает предмет в обширном плане.
    Если например, человек пользуется вещью, он рассматривает её с целью применения для чего-то. Человек не думает, да ему может быть все равно что у этой вещи может быть другое, более важное предназначение. К этому можно отнести все полезные ископаемые земли. Люди используют их для своих удобств и комфорта. А на самом деле, они для Земли имеют другое, более важное назначение. Основная суть философии Канта, состоит в том, что человек познает сущность вещей с ощутимым искажением, такими какими он их видит, или хочет видеть. В истории мировой философии позицию Имануила Кванта называют агаостицизмом.
    Квант является основоположником категорического импереатива, простым, понятным языком — это свод правил поведения в обществе себе подобных людей.

    Этот свод законов состоит из трёх основных требований:
    1. Поступать нужно так, чтобы поступки могли стать правилами всеобщего поведения.
    2. При всех действиях и поступках, человека нужно считать, самой важной ценностью.
    3. Любые поступки нужно делать, только во благо общества.
    В окончании своих философских рассуждений Квант высказал мысль, что только общество может дать человеку, выполняющему моральный свод правил, истинную свободу.
    10.Неклассическая западная философия
    Словосочетание «неклассическая философия» выражает тип философствования,
    сформировавшийся в философии второй половины XIX—XX вв., стремящейся
    расширить рамки философской рефлексии по сравнению с классической парадигмой,
    «преодолеть» ее рационалистические установки.
    Условно в неклассической философии можно выделить несколько программ,
    направленных на переосмысление классического типа философствования:
    1) иррационалистическая традиция в неклассической философии (Серен Кьеркегор,
    Артур Шопенгауэр, Фридрих Ницше);
    2) социально-критическая программа, ориентированная не только на объяснение, но и на изменения социума (марксизм, неомарксизм, постмарксизм);
    3) критико-аналитическая программа, включающая в себя переосмысление научно-рационалистических приоритетов и ценностей (неопозитивизм,
    постпозитивизм, аналитическая философия, структурализм);
    4) экзистенциально-антрополого-психологическая программа переосмысления философского самосознания (феноменология, герменевтика, экзистенциализм,
    психоанализ).
    Философия жизни А. Шопенгацэра, Фр. Ницше. Экзистенциализм С. Кьеркегора.
    Одним из идейных истоков философии жизни была философия Шопенгауэра, которую нередко называют философией волютаризма.
    Артур Шопенгауэр (1788-1860) – немецкий философ. Один из первых, кто пытался синтезировать западную и восточную философии. Его учение представляет собой философский пессимизм, причина которого в понимании трагичности существования человека, которая кроется в характере мировой воли.
    Наиболее важные работы: «Мир как воля и представление”, ”О воле в природе”, ”О
    свободе человеческой воли”.
    Еще одна ветвь философии жизни может быть представлена работами Ницше,
    который понимает под философией личное творчество отдельного мыслителя,
    выражающее его субъективность.
    Основой жизни, по Ницше, является воля к власти или тяга всего живого к самоутверждению. Он презрительно отзывается о простом человеке и возвеличивает прирожденных «аристократов духа”. Простые люди никчемны, слабы, половинчаты,
    мягкотелы, не способны созидать и властвовать. Они следуют «стадному инстинкту” и могут лишь подчиняться.
    К философии жизни относится и учение датского философа – Серена Кьеркегора
    (1813-1855), которое основывается на том, что действительность не может быть отождествлена с мышлением, поскольку она немыслима. Единственная действительность – это существование, не имеющее ничего общего с мышлением.
    «Быть – это, значит, существовать”, что для Кьеркегора означает чувствовать,
    переживать, страдать, стремиться к чему-то.

    11.Развитие философской мысли в
    России

    Первые опыты русского философствования относятся еще к раннекиевской эпохе и принятию христианства на Руси. Источниками ее выступает Евангельское слово и учение христианской церкви (восточная православная традиция, идущая из Византии).
    Русскую философскую мысль этого периода отличают политические идеи, связанные с обоснованием национальной государственности. Следует отметить, что средневековая философия на Руси еще не оформилась как самостоятельная область знания,
    приоритетным здесь является религиозный и художественный способ философствования.
    Существенным этапом развития русской философской мысли становится
    Просвещение (18 век). В этот период философия постепенно приобретает самостоятельный статус, освобождается от диктата богословия. Философия России этого периода опирается на деистические представления (Бог творит мир, но не вмешивается в его развитие), на теорию «двух истин» (истины богословия и философии/науки самостоятельны и независимы). Большой вклад в развитие философии этого периода и становление научного знания внесли М.Ломоносов и
    А.Радищев. В целом философская мысль этого периода носила ярко выраженный пранаучный и политический характер.
    Подлинно оригинальная национальная философия в России появляется уже в 19 веке.
    Для России 19 век – это век классический: русская философская классика создает цельное, глубоко выстраданное философское знание, осмысляющее историческое
    предназначения России, которое предлагает историофилософскую оценку духовного развития русского православного мира.
    У истоков самобытного национального философского творчества в России стоит
    П.Я.Чаадаев(1794 - 1856). В своих «Философских письмах» он рассматривает
    «оторванность» России от всемирного развития человеческой культуры и духа,
    духовный застой и косность, национальное самодовольство, что несовместимо, по его мнению, с осознанием исторической миссии русского народа.
    Особенностью развития русской философии 19 века, идейно связанной с трудами
    Чаадаева, становится противостояние западников и славянофилов. Западники (кружки
    Станкевича Н., а так же Герцена - Огарева) связывали развитие России с усвоением исторических достижений Западной Европы. Западный путь развития, как утверждали западники, - есть путь общечеловеческой цивилизации. Духовным идеалом здесь провозглашалась католическая вера, способная оживить православие и русскую историю (так считал сам П.Я.Чаадаев). Славянофильство оформляется в 30-е –60-е г.
    19 века. Среди представителей славянофилов обычно выделяют три ветви:
    · «старшие» славянофилы (А.Хомяков, И.Киреевский, К.Аксаков, Ю.Самарин);
    · «младшие» славянофилы (И.Аксаков, А.Кошелев, П.Киреевский, Д.Валуев);
    · «поздние» славянофилы (Н. Данилевский, Н.Страхов)
    Славянофилы отстаивали самобытный путь развития России (без оглядки на Запад,
    который, по их мнению, заражен индивидуализмом, рационализмом). Славянофилы идеализировали допетровскую Русь, критиковали реформы Петра за стремление к европеизации России. Своеобразие России виделось им в соборности русской жизни,
    проявлявшейся в общинном земледелии, а так же в особом «живознании» (познание
    Бога не через разум, а через «цельность духа»). В основе российской жизни славянофилы утверждают знаменитую триаду - Православие (соборность, цельность духа), Самодержавие (царь несет на себе ответственность за народ и бремя грехов власти), Народность (православная община, объединенная солидарностью и нравственностью).
    Н.А.Бердяев (1874 – 1948) развивает в своем философском творчестве идеи свободы,
    творчества, личности, эсхатологии истории. Главная тема бердяевской философии –
    конфликт человека (личности, свободы) и объективации (мира, необходимости).
    Общество стремится превратить личность в элемент социальной системы,
    стандартизировать его. Личность же всегда стремится к свободе, творчеству,
    индивидуализации. Человеческий дух свободен в своем божественном начале, и свобода духа для философа – подлинный источник всякой творческой активности.
    Творчество для Бердяева – прорыв к потустороннему миру и красоте, в творчестве побеждается тьма.
    Вершиной творчества является теургия (богочеловеческое творчество), путь к которой пролегает через символическое искусство[54]. Творчество рассматривается как откровение человека и совместное с богом продолжающееся творение (вводится
    принцип антроподицеи – оправдание человека в творчестве и через творчество).
    Философ пишет и о кризисе современного общества, о том, что все погрязло в субъективности, и выход Бердяев видит только в стремлении к «вселенскости»,
    обретению индивидуальности и спасению личности. Человечество соборно отпало от бога (изначальное зло – грехопадение, именно тогда была утрачена свобода и начался произвол), соборно должно и вернуться к богу. Достижение мистического смысла истории возможно лишь в конце времен, в результате выхода в «метаисторический эон», евангельское царство, мир абсолютной свободы.
    Русская философия советского периода изначально потеряла целую плеяду знаменитых философов, особенно религиозных (что связано было с эмиграцией большинства философов, несогласных с идеологической доктриной большевиков), и, в основном, замкнулась в рамках марксизма. Однако уже с начала 60-х годов в СССР
    выходят интересные труды, посвященные новому прочтению классиков, проблеме идеального, развивается диалектическая логика и формируется отечественная методология науки (Э.Ильенков, Б.Кедров, В.Библер, Н.Автономова, П.Гайденко,
    С.Швырев и др.).
    Современное российское философское знание в качестве ключевых проблем рассматривает темы человека, общества и культуры; здесь так же развиваются пограничные философско-научные исследования в области теории систем,
    синергетики и т.д.
    12. Понятие бытие
    Бытие - категория, занимающая центральное место в категориальном аппарате большинства философских систем.
    Бытие понимается по крайней мере в трех значениях:
    1 – это все когда-либо существовавшее, ныне существующее (определяемое как "наличное бытие") и все имеющее внутренний потенциал к реализации в будущем.
    Здесь "бытие" однозначно таким понятиям, как "Мир в целом" или "Универсум";
    2 – под "бытием" понимается исходное начало и основание нашего мира, его сущность, его метафизическая определенность. Философы "бытие" в таком понимании обычно называют "абсолютным бытием" - или просто абсолютом; Единым и прочим. В
    развитых религиях это бытие определяется как Бог;
    3 – «бытие» - не то, что было, не то, что будет, а то, что всегда сейчас, то есть,
    актуальное бытие в данный момент.

    13. Многообразие философских трактовок бытия
    Понятие бытия - исключительно сложное философское понятие. С одной стороны, это самое общее понятие: что бы мы ни воспринимали, о чем бы мы ни думали, все это обладает бытием, иначе оно никогда не выступило ни предметом мышления, ни предметом восприятия. Поэтому, говорят философы, его невозможно определить, так как любое понятие мы определяем на основе родового (более общего) понятия, а что может быть более общим понятием, чем бытие? С другой стороны, «бытие»
    употребляют в значении «существующее», «данное», «наличное», а также в значении
    «предмет мысли»
    Можно выделить следующие трактовки бытия, сложившиеся в ходе развития философии:
    1. Бытие как вещность, сущее как вещь. Это самое наивное отношение к реальности,
    присущее обыденному сознанию. Простое рассуждение приводит к тому, что необходимо признать существование и чего-то не вещного, например, души,
    государства.
    2. Бытие как данное чувствам. Понимание бытия как того, о чем свидетельствуют чувства, принадлежит софистам (в первую очередь Протагору), а также сенсуалистам
    Нового времени – Кондильяку, Дж. Беркли. Последний даже выдвинул принцип: быть –
    значит быть воспринимаемым. Сюда можно отнести и эмпиризм, представители которого считали, что о существовании предмета мы узнаем лишь на основании чувственного опыта.
    3. Бытие как данное разуму. О том, что единое бытие обнаруживается лишь на основе заключений разума, об этом первым отчетливо заявил Парменид. Истинное бытие умопостигаемо, а чувствами воспринимается лишь кажущееся бытие. То, что истинное бытие открывается только мышлению, эту точку зрения разделяло большинство философов – Сократ, Платон, Аристотель, неоплатоники, все рационалисты Нового времени (Декарт, Спиноза, Лейбниц), Гегель и пр.
    4. Бытие как сущность. При этой точке зрения собственно бытием признается именно внутреннее, умопостигаемое бытие. Все чувственное таким образом обесценивается.
    Оно объявляется лишь кажущимся в противовес умопостигаемому – подлинному,
    действительному бытию. Наиболее четко понимание бытия как сущности принадлежит
    Аристотелю: у него сущность есть основа единичной вещи, ее единство,
    определенность (форма), а также внутренняя цель становления (как предел совершенства данной вещи).
    5. Бытие как определенность. Такое понимание бытия особенно было присуще грекам с их любовью к красоте, мере. Ведь определенность есть обладание пределом,
    форма, мера, однозначность, а следовательно, и понятность. Хаос – состояние мира,
    предшествующее возникновению упорядоченного Космоса, согласно мифологическим представлениям греков, это и есть состояние неопределенности, ужасавшее эллинов.
    В Средние века в схоластике был принят такой принцип: чем больше в вещи определенности, тем более она реальна.
    6. Бытие как благо. Такое понимание бытия вводит в философию Сократ. Именно благо для Сократа является высшей единой целью всех действий человека, выступая,
    таким образом, единым организующим началом человеческого опыта. Великие классики древнегреческой философии – Платон и Аристотель – также разделяли такое понимание бытия: у Платона верховной идеей, идеей идей является именно Благо –
    причина бытия всех вещей и их познаваемости. У Аристотеля его космический Ум является единой целью (а благо по понятию и есть высшая цель, высший предмет желания) всех процессов становления в подлунном мире.
    7. Бытие как всеобщее и бытие как единичное.В Средние века спор о природе универсалий – общих понятий - привел к возникновению двух противоборствующих направлений в средневековой философии: номинализму и реализму. Суть проблемы заключалась в следующем: существуют ли универсалии независимо от единичных вещей и познающего их субъекта? Каков способ бытия общих понятий? Реалисты утверждали, что универсалии обладают самостоятельным, т.е. отдельным от единичных вещей, существованием, и существуют независимо от познающего субъекта. Номиналисты же считали, что реально существуют лишь единичные вещи,
    общие же понятия существуют лишь как имена и возникают лишь благодаря мыслительной деятельности субъекта.
    8. Бытие как присутствующее в настоящем. В соответствии с ней прошлого не существует, как и будущего, все сущее присутствует целиком и без остатка в настоящем. Такое бытие, увековеченное в точке «теперь», всегда дано разуму. Эта точка зрения элиминирует время, для истинного нет времени, оно вечно.
    9. Бытие как материя. Согласно материализму именно материя является единой основой многообразия всего сущего. Все существующее в мире, в том числе и духовное, идеальное, есть результат развивающейся материи. Всеобщим способом существования материи является движение, а всеобщими формами движущейся материи – пространство и время.
    14. Атрибуты бытия
    В философской традиции принято выделить несколько основных атрибутов бытия:
    - Материя;
    - Движение;
    - Пространство;

    - Время.
    Категория «материя» – одна из наиболее общих категорий мышления человека. Эта категория заключает в себе минимум признаков обозначаемого предмета. В категории
    «материя» объективная реальность как бы «сжата» до неразличимости, но она присутствует в своём «потенциальном» виде. Конкретизация, развертывание такого общего понятия, как материя приводит к тому, что это понятие наделяется довольно общими признаками, но нужно отметить, что этих признаков становится много.
    Категория «движение» представляет из себя всякого рода изменение, а покой – это относительное понятие, конкретный случай движения, его частный момент. Поэтому движение нужно считать абсолютным. Движение проявляется в разнообразных формах: физической, механической, биологической, социальной. Специфической формой движения является развитие. Развитие представляет из себя такое количественное и качественное преобразование вещи, которое характеризуется конкретными закономерностями, а в некоторых случаях даже необратимостью.
    Пространство представляет из себя всеобщую, объективную форму, в которой материя существует, организуется и изменяется. Среди характерных признаков пространства имеет смысл назвать характеристики разнообразных материальных систем: симметрия и асимметрия, их форма и размеры, границы между элементами мира.
    Время, как и пространство – это всеобщая, объективная форма существования материи. Только время выражает материю в других характеристиках, таких как длительность процессов бытия, последовательность сменяющих друг друга состояний материальных объектов. Время характеризуется прежде всего тем, что оно в одно и то же время асимметрично и необратимо. Однако, современная физика доказала, что время очень тесно связанно с пространством, что оно зависит, к примеру, от скорости движения, от мощности гравитации и т.д. Пространство и время совершенно по разному себя проявляют в разнообразных формах движения
    15 Материя как философская категория
    Материя – это фундаментальная категория, которая фиксирует материальное единство мира.
    Категория «материя» обозначает объективную реальность. Это все то, что существует вне сознания человека и независимо от него. В определении материи, решается основной вопрос философии о соотношении материи и сознания. Материалисты считают, что она первична по отношению к сознанию, а идеалисты считают в точности наоборот.
    Философское понимание материи.
    Материя (от лат. materia — вещество) — философская категория для обозначения физической субстанции вообще, в противоположность сознанию или духу. В
    материалистической философии категория «материя» обозначает субстанцию,
    обладающую статусом первоначала по отношению к сознанию. Материя отражается нашими ощущениями, существуя независимо от них (объективно).
    Атрибутами материи, всеобщими формами её бытия являются движение,
    пространство и время, которые не существуют вне материи. Точно так же не может быть и материальных объектов, которые не обладали бы пространственно-временными свойствами.
    Как и материя, пространство и время объективны, независимы от сознания.
    - Пространство - есть форма бытия материи, характеризующая ее протяженность,
    сосуществование и взаимодействие материальных тел во всех системах.
    - Время - форма бытия материи, выражающая длительность ее существования,
    последовательность смены состояний всех материальных систем.
    Время и пространство обладают общими свойствами. К ним относятся:
    – объективность и независимость от сознания человека;
    – их абсолютность как атрибутов материи;
    – неразрывная связь друг с другом и движением;
    – единство прерывного и непрерывного в их структуре;
    – зависимость от процессов развития и структурных изменений в материальных системах;
    – количественная и качественная бесконечность
    Универсальными свойствами материи являются:
    - Несотворимость и неуничтожимость материи - означает, что объективный мир самодостаточен, т. е. для его существования не нужно каких-то дополнительных сил.
    Никто материю не создавал и никто материю не может уничтожить.
    - Вечность существования во времени и бесконечность в пространстве - означает, что материя была всегда и будет всегда, что у материи нет начала и нет конца.
    - Материи всегда присущи движение и изменение, саморазвитие, превращение одних состояний в другие. Под движением я понимаю не только механическое перемещение в пространстве, но и физические и химические превращения, биологические процессы и т. д. Переход материи из одной формы существования в другую (вещество-поле) –
    это тоже движение.
    Детерминированность (причинность) - зависимость явлений и предметов от структурных связей в материальных системах и внешних воздействий, от порождающих их причин и условий. Ничего в материальном мире не происходит просто так, случайно. Все подчинено определенным законам и последующее развивается из предыдущего.
    - Неповторимость материи означает, что в объективном мире нет двух одинаковых объектов. Любой материальный объект индивидуален, будь то атом или вселенная.
    Другими словами, в материальном мире невозможно существование одного объекта в разных точках мироздания.

    16.Движение как философская проблема
    Движение — феномен, отражающий изменение. В философии движение понимается как атрибут материи, связанный с любым изменением моментов объективной реальности. Мысль об универсальности движения возникла в глубокой древности у мыслителей Китая, Индии, Греции. Древнегреческие философы (Милетская школа,
    Гераклит, Демокрит, Эпикур) рассматривали первоначала вещей — воду, апейрон,
    воздух, огонь, атомы — как находящиеся в постоянном движении и изменении.
    Аристотель считал, что «незнание движения необходимо влечет за собой незнание природы».
    Понимание движения как способа существования материи отчётливо формулируется в
    18 в. английским философом Дж. Толандом и затем французским материалистом П.
    Гольбахом, однако само движение понималось ими лишь как механическое перемещение и взаимодействие.
    Глубокие идеи, связанные с пониманием движения, были высказаны объективными идеалистами Г. В. Лейбницем, Г. Гегелем и др. Так, Гегель преодолевает представление о движении как о только механическом перемещении и формулирует общие законы движения — закон перехода количественных изменений в качественные, закон борьбы противоположностей и закон отрицания отрицания:
    1. Закон перехода количественных изменений в качественные : Он основан на взаимосвязи двух свойств - качества и количества. Несмотря на существенные различия, количество и качество едины, поскольку они представляют собой стороны одного и того же предмета. Это единство называется мерой и представляет собой границу, определяющую пределы возможного количественного изменения в рамках данного качества. При нарушении меры количественные изменения влекут за собой качественное преобразование. Таким образом, развитие выступает как единство двух стадий - непрерывности и скачка.
    2. Закон борьбы противоположностей: Каждый объект заключает в себе противоположности. Под противоположностями диалектический материализм понимает такие моменты, "стороны" и т.п., которые находятся в неразрывном единстве,
    взаимоисключают друг друга, причем не только в разных, но и в одном и том же отношении, т. е. взаимопроникают.Нет противоположностей без их единства, нет единства без противоположностей. Единство противоположностей относительно,
    временно, борьба противоположностей абсолютна. Этот закон объясняет объективный внутренний «источник» всякого движения, не прибегая ни к каким посторонним силам,
    позволяет понять движение как самодвижение.
    3. Закон отрицания отрицания: всякое развитие в живой и неживой природе осуществляется по спирали. В качестве примера действия третьего закона диалектики во всех учебниках приводят колос пшеницы. Колос вырастает благодаря смерти зерна,
    т. е. он как бы отрицает зерно. Однако когда сам колос созревает, в нём появляются новые зерна, а сам колос как бы умирает, и его срезают серпом. Таким образом,
    отрицание зерна является причиной возникновения колоса, и отрицание колоса является причиной возникновения новых зерен. Как замечал сам Гегель, все это похоже на действие с отрицательными числами "минус на минус дает плюс".

    Диалектичесий материализм по-новому обосновал связь материи с Д. и утвердил принцип несотворимости и неразрушимости движущейся материи: «Материя без движения так же немыслима, как и движение без материи. Движение поэтому так же несотворимо и неразрушимо как сама материя...» (Энгельс Ф.).
    Основными характеристиками .движения. диалектический материализм считает его абсолютность и противоречивость. Движение материи абсолютно, тогда как всякий покой относителен и представляет собой один из моментов движения. Оно определяет собой все свойства и проявления окружающего нас мира, внутреннее содержание всех вещей и явлений.
    Противоречивость движения заключается в неразрывном единстве двух противоположных моментов — изменчивости и устойчивости, движения и покоя.
    Классификация основных форм движения связана с различением неорганической материи, биологической и социальной сфер:
    • механическая
    • физическая (тепловая, электромагнитная, гравитационная, атомная и ядерная);
    • химическая
    • биологическая
    • социальная
    • географическая
    Движение может происходить по восходящей линии, от простых форм к более сложным, от низшего к высшему; такое движение называется развитием. Также оно может идти и по нисходящей линии, к более простым формам, т.е. быть регрессивным.
    Любое движение происходит в пространстве и времени.
    Движение обладает целым рядом важнейших свойств.
    Во-первых, движению свойственна объек тивность, т. е. независимость его существования от сознания человека. Иными словами, материя сама по себе имеет причину своих изменений.
    Во-вторых, движению свойственна всеобщность. Это означает, что любые явления в мире подвержены движению как способу существования материи (нет объектов лишенных движения).
    В-третьих, движению свойственны несотворимость и неуничтожимость.
    Последовательный фило софский материализм отвергает какое-либо рассуждение о начале или конце движения.
    Известно, на пример, что И. Ньютон допускал возможность боже ственного толчка, а немецкий философ Е. Дюринг считал, что движение возникает из покоя через так называемый мост постепенности.
    Утверждая принцип самодвижения материи, диалектики-мате риалисты одновременно,
    раскрывают и его механизм. По их мнению (а оно подтверждается опытом
    чело вечества и данными естественных наук) движение есть результат борьбы объективно существующих противоположностей
    В-четвертых, движению свойственна абсолют ность. Это означает, что абсолютная природа дви жения реализуется всегда только в определенных, локально и исторически ограниченных, зависимых от конкретных условий, переходящих и, в этом смысле, относительных его видах. Именно поэтому можно сказать, что всякий покой
    (или устойчивость) – это момент движения, поскольку он преходящ, временен,
    относителен.
    17. Диалектика и её альтернативы
    1   2   3   4


    написать администратору сайта