Главная страница

Герои Достоевского .... сочи-е герои достоевского в соборе. Конкурса 1 Жизнь показывает, что и космос будут осваивать не какиенибудь супермены, а самые простые люди


Скачать 24.07 Kb.
НазваниеКонкурса 1 Жизнь показывает, что и космос будут осваивать не какиенибудь супермены, а самые простые люди
АнкорГерои Достоевского ..
Дата17.05.2022
Размер24.07 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файласочи-е герои достоевского в соборе.docx
ТипКонкурс
#534585

2. Тематические направления Конкурса и жанры конкурсных работ

2.1. Тематические направления Конкурса:

1) «Жизнь показывает, что и космос будут осваивать не какие-нибудь супермены, а самые простые люди» (Ю. А. Гагарин): 60 лет со дня первого полета человека в космос.

2) «Кто к нам с мечом придет – от меча и погибнет! На том стоит и стоять будет Русская земля!»: 800-летие со дня рождения Александра

Невского.

3) «Человек, приобщившийся к миру Достоевского, становится новым человеком, ему раскрываются иные измерения бытия» (Н. А. Бердяев): 200-летие со дня рождения Ф.М. Достоевского.

4) «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан» (Н.А. Некрасов): 200-летие со дня рождения Н.А. Некрасова.

5) «Одна из самых больших удач в жизни человека – счастливое детство» (Агата Кристи): 2018–2027 гг. – десятилетие детства в России.

6) «Настоящий писатель – это то же, что древний пророк: он видит яснее, чем обычные люди» (А. П. Чехов): юбилеи российских писателей.

7) «Книга есть жизнь нашего времени. В ней все нуждаются – и старые и молодые» (В. Г. Белинский): юбилеи литературных произведений.

2.2. Выбор тематического направления осуществляет участник Конкурса. Тему конкурсной работы участник Конкурса формулирует самостоятельно в рамках выбранного им тематического направления.

2.3. Конкурсное сочинение представляется участником Конкурса в прозе в жанре рассказа, сказки, письма, дневника, заочной экскурсии, очерка, репортажа, интервью, слова, эссе, рецензии. Совмещение жанров не допускается. Поэтические тексты конкурсных сочинений не принимаются.

2.4. Выбор жанра конкурсной работы участник Конкурса осуществляет самостоятельно.

3. Сроки и порядок проведения Конкурса

3.1. Конкурс проводится в срок с 16 ноября по 29 ноября 2021 года (включительно).

3.2. Ответственным за проведение Конкурса является РИПР.

3.3. РИПР назначен координатор Конкурса: Машина Ольга Юрьевна, методист кафедры гуманитарных дисциплин (тел. 89211949299; адрес электронной почты: olga.mashina@novsu.ru).

3.4. Координатор Конкурса организовывает его проведение, обеспечивает соблюдение порядка и сроков, взаимодействие с Оператором Конкурса, направляет работы победителей Конкурса на федеральный этап Конкурса.

3.5. Конкурс пройдет в заочном формате.

3.6. На электронный адрес координатора Конкурса в установленные в пункте 3.2. сроки, направляется следующий пакет документов:

- заявка (Приложение 1),

- согласие на обработку персональных данных (Приложение 2),

- разрешенных субъектом персональных данных для распространения (Приложение 3),

- конкурсное сочинени


Герои Достоевского в Троицком Соборе

Двести лет назад родился Фёдор Михайлович Достоевский – знаменитый русский писатель. Его книги читают всюду: и в каждой российской школе, и далеко за пределами нашей страны. В связи с юбилейной датой проходят самые разные мероприятия. Где-то проводят экскурсии, чтения, смотрят и обсуждают фильмы, спектакли по произведениям нашего гениального соотечественника, а в городе Валдай сегодня открывается выставка «Красота спасёт мир». Здесь представлены иллюстрации художников 19-20 веков, которые рисовали героев книг Ф.М. Достоевского. Выставка устроена в Свято-Троицком Соборе.

За несколько дней до её начала я обратилась за разъяснением к благочинному Валдайского округа отцу Игорю Бойцову:

- Скажите, батюшка, почему выставка, посвященная творчеству Ф.М. Достоевского, устраивается в церкви? Не странно ли это? Кто её будет смотреть? Для кого она предназначается?

Батюшка, казалось, порадовался трудному вопросу и посоветовал мне перечитать название экспозиции, а ещё пригласил посетить выставку в день её открытия.

11 ноября. Полдень. Мы в просторном фойе храма. На светло-серых стенах, где обычно висят работы детей из художественной школы или фотографии прихожан, сегодня скромные чёрно-белые фотографии рисунков больших художников: Петра Боклевского, Мстислава Добужинского, Дементия Шмаринова, Ильи Глазунова. Есть работы и менее известных авторов, обратившихся к творчеству Ф.М.Достоевского. Это графика Михаила Ройтера, Николая Алексеева, Виталия Горяеева, Татьяны Лебедевой. Рисунки и биографические справки об их авторах, напечатанные на листах сероватой бумаги, спрятаны за стекло в разные по размеру деревянные багеты. Ничего яркого, броского. Всё очень скромно. Собравшиеся в фойе приглашённые гости и заинтересованные горожане негромко переговариваются.

Подойдем к книжной полке, рядом с которой учительница литературы одной из городских школ осторожно держит в руках книгу, как будто взвешивает её:

- Тяжелая? - спрашиваю я.

- Не измерить обычными мерками тяжесть и ценность такой книги. В ней хранится живая вода, так нужная человеку. Кого-то она спасёт от беды, а кто-то не будет мучиться, прорываясь сквозь рваный стиль странной любовной истории к пониманию смысла жизни. Бедные люди!

Я радуюсь, вспомнив, что именно так называется первый роман Федора Михайловича и что «Бедные люди» в один день сделали его знаменитым.

- Да, это так, говорит Елена Евгеньевна. Мне кажется, что и любой другой роман Достоевского можно было бы назвать так же – «Бедные люди». Так непросто жить человеку, так трудно спастись от греха.

К сожалению, мы прерываем разговор, потому что отец Игорь, благословляя открытие выставки, представляет её участникам гостей из Новгородской епархии, приветствует главу города Юрия Владимировича Стаде, директоров, учителей и учеников образовательных учреждений. Батюшка кланяется прихожанам, благодарит Людмилу Ивановну Варушешнину за переданные в дар церкви книги Ф.М. Достоевского. Это романы из полного собрания сочинений 1894 года петербургского издания А.Ф. Маркса. Книги идут по рукам. Одна из них оказывается в моих. Чёрный корешок. Золотом вытеснено: «Сочинения О. М. Достоевского». Чуть ниже цифра пять. В пятом томе опубликовано «Преступленiе и наказанiе. Романъ въ 6-ти частяхъ съ эпилогомъ. Бесплатное приложенiе къ журналу «Нива» на 1894 г.»

Интересно, что ни в одной из книг нет иллюстраций. Ни одной.

Вниманием зрителей овладевает заведующий отделом организационно-выставочной деятельности муниципального бюджетного учреждения культуры «Валдайский Дом народного творчества» Николай Николаевич Цынарёв.

Николай Николаевич знакомит зрителей с экспонатами выставки, придерживаясь хронологического принципа. Из его сдержанно спокойного рассказа мы узнаём, что не вдруг и не сразу читатели, в том числе те из них, кто были художниками, проникли в глубину писательского замысла. Сначала появились рисунки бытового плана, по которым и сегодня узнаваемы фасоны одежды, предметы обихода героев Достоевского. Они иллюстрируют социальную принадлежность и материальное положение героев – бедных людей.

Портреты героев Достоевского долгое время были статичными. Таковы они даже в работах Петра Боклевского, но в них уже чувствуется, как важен для автора рисунков человек с его особенным характером, взглядами на мир.

Присмотримся к парным рисункам Петра Михайловича. Вот Раскольников стоит, скрестив на груди руки. Он прям, горд. Взгляд устремлен вперёд. Герой как будто бросает вызов зрителям. На втором рисунке образ Раскольникова совсем иной. В яйцеобразном обрамлении лишённая гордой устремлённости вверх фигура худощавого юноши. Взгляд опущен вниз. Сплетённые руки сложены на коленях. Эти портреты помогают нам почувствовать, что душа человека не что-то застывшее, а нечто живое, меняющееся, мающееся, страдающее, ищущее света.

Убедимся в этом, обратившись к рисункам Петра Боклевского, на которых изображены герои романа «Бедные люди» - Макар Девушкин, Варенька, Горшков. Их принадлежность к социальным низам очевидна. Понятно, как тяжело им в этой жизни. Но и они несут свет любви, надеются на чудо. Петру Михайловичу Боклевскому удалось проникнуться идеей Ф.М. Достоевского о естественной потребности человека сострадать, любить, помогая жить ближним своим.

Николай Николаевич Цынарёв, ставший на сегодня экскурсоводом, спрашивает, какие рисунки, представленные на выставке, более всего знакомы присутствующим. Несколько раз звучит фамилия художника Дементия Шмаринова. Его иллюстрации к романам «Униженные и оскорбленные», «Преступление и наказание» мы не раз встречали в школьных учебниках литературы. Шмаринов, жалея героев, сострадая им, средствами графического искусства показывает, кто виноват в жалком положении бедных людей. В его сюжетных рисунках появляется образ страшного города – символ внешней подавляющей силы, губящей человека. Может быть, и не виноват человек в своих грехах? Может быть, в его проблемах виноваты другие? Как бы ответил на это вопрос Ф.М. Достоевский? Как бы на него ответили мы?

В поисках ответа участники выставки самостоятельно рассматривают рисунки, читают сопутствующую информацию, после чего батюшка приглашает всех пройти в библиотеку, где на большом экране одна за другой появляются фотографии многих рисунков, автором которых является художник Илья Сергеевич Глазунов. Народный художник СССР, лауреат премии Российской федерации, полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством», Илья Сергеевич Глазунов создал более ста иллюстраций к романам любимого писателя и постарался передать своё понимание героев Достоевского средствами изобразительно-художественного искусства. На рисунках – портреты героев. Они всегда на первом плане. Главное на их лицах – глаза, в которых страдание и любовь, мука и красота. За спинами героев – город, быт, толпы. Но это второй план. Главное – перед нами. Главное – человек. Его душа – поле битвы добра и зла. Ответственность за душу человека не во внешнем мире. Духовные силы укрепляют его. Это силы добра и красоты, сила вечной любви, проявляющейся в сострадании.

К этим выводам участники юбилейной встречи пришли, продолжая разговор о гениальности Ф.М. Достоевского за дружеским чаепитием. Сопричастность церкви и мыслей великого русского писателя о вере, о любви, о душе человека стала яснее, и выставка вдруг показалась вполне уместной здесь, в стенах Свято-Троицкого собора.

Надеюсь, вы найдете возможность убедиться в этом сами. Непременно приходите в храм, откройте двери в мир Фёдора Михайловича Достоевского, в мир красоты русского человека, верующего в силу любви.

С вами сегодня была корреспондент Валдайской детской школы искусств Ольга Касинская.


Со временем художники предпринимают попытки проникнуть в духовную жизнь бедных людей, и каждый из них по-своему отражает понимание авторского замысла средствами графики.

Кто-то сравнивает жизнь героев с жизнью города, находя между ними так много общего.

Кто-то обвиняет город в гибели героев. И город становится символом зла.

Наконец появляются другие художники, кто обращает внимание, прежде всего, на душевные и духовные искания героев, показывая их взлёты и падения через изображение внешности и, прежде всего, через изображение глаз. В глазах страдание и сострадание. Страдание и сострадание делает героев Достоевского красивыми.


написать администратору сайта