Главная страница
Навигация по странице:

  • Объективный идеализм

  • Умеренный материализм

  • Решение любой проблемы, тем более глобальной, невозможно без понимания ее причин. Все отмеченные выше глобальные про блемы в самом общем виде имеют три причины

  • философия. «Философия» (1). 1. Мировоззрение и его исторические типы Генезис и сущность философии, Функции философии


    Скачать 1.89 Mb.
    Название1. Мировоззрение и его исторические типы Генезис и сущность философии, Функции философии
    Анкорфилософия
    Дата21.05.2023
    Размер1.89 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла«Философия» (1).pdf
    ТипДокументы
    #1149295
    страница4 из 4
    1   2   3   4
    Сознание — это способность высокоорганизованной материи отражать материю.
    Сознание есть результат развития предшествующих форм отражения (раздражимости и т. д.). Отсюда ясно, что сознание есть нечто природное, естественное, а не сверхъестественное, необъяснимое. Сознание есть продукт общественно-исторического развития, функциональное свойство мозга, идеальное отображение действительности, регулятор деятельности человека. В этой, далеко не единственной, дефиниции фиксируются все аспекты отношения сознания к материи:
    исторический, онтологический, гносеологический и праксиологический,
    деятельностный.
    В настоящее время философия с достоверностью может утверждать лишь то, что:
    -сознание существует;
    -оно имеет особую, идеальную природу (сущность) — данное положение признают и материалисты, однако при этом считают, что идеальное сознание тем не менее производно от материи.
    В целом в философии существует несколько подходов к проблеме сознания:
    физикализм, солипсизм, объективный идеализм, умеренный материализм.
    Физикализм — крайне материалистический подход к проблеме сознания, согласно которому сознания как самостоятельной субстанции не существует, оно есть порождение материи и объяснимо с точки зрения физики и других естественных наук.
    Данная точка зрения основана на множестве естественно-научных достижений, и, в частности, на следующих фактах:

    -головной мозг человека действительно является сложнейшим «механизмом»
    природы, высшим уровнем организации материи;
    -сознание конкретного человека не может существовать без мозга, а мозг —
    биологический орган;
    -человечество получило возможность создавать искусственный интеллект, носителем которого является машина (компьютер) — материальный объект;
    -медикаментозное влияние на организм человека может отражаться на сознании
    (например, применение психотропных веществ).
    Солипсизм — другой крайний взгляд на природу сознания, согласно которому сознание индивида — единственная достоверная реальность, а материальный мир —
    его порождение (Беркли, Юм, Фихте и др.).
    Объективный идеализм — признает наличие как сознания, так и материи, однако сознанию отводит первичную (творческую) роль и рассматривает его в отрыве от личности индивида как часть «мирового сознания»;
    Умеренный материализм — считает сознание особым проявлением материи,
    способностью высокоорганизованной материи отражать саму себя (хотя и признает за ним качество идеальности) — точка зрения, наиболее распространенная в российской философии.
    29. Сознание и мозг
    Человеческий мозг – поразительно сложное образование, тончайший нервный аппарат.
    Это самостоятельная система и вместе с тем подсистема, включенная в состав целостного организма и функционирующая в единстве с ним, регулирующая его внутренние процессы и взаимоотношения с внешним миром. Какие же факты неопровержимо доказывают, что именно мозг есть орган сознания, а сознание –
    функция человеческого мозга?
    Прежде всего тот факт, что от уровня сложности организации мозга зависит и уровень отражательно-конструктивной способности сознания. Мозг первобытного, стадного человека был слабо развит и мог служить органом лишь примитивного сознания.
    Мозг современного человека, сформировавшийся в результате длительной биосоциальной эволюции, представляет собой сложноорганизованный орган.
    Зависимость уровня сознания от степени организации мозга подтверждается еще и тем, что сознание ребенка формируется, как известно, в связи с развитием его мозга, а когда мозг глубокого старца дряхлеет, угасают и функции сознания.
    Нормальная психика невозможна вне нормально функционирующего мозга. Как только нарушается и тем более разрушается утонченная структура организации материи мозга, разрушаются и структуры сознания.
    Мозг с его сложными биохимическими, физиологическими, нервными процессами является материальным субстратом сознания. Сознание всегда связано с этими протекающими в мозгу процессами и не существует помимо них. Но не они составляют сущность сознания. Отражение вещей, их свойств и отношений в мозгу, разумеется, не
    означает их перемещения в мозг или образования их физических отпечатков в нем наподобие отпечатков на воске.
    Духовный мир человека невозможно ни осязать, ни видеть, ни слышать, ни обнаружить какими-либо приборами или химическими реактивами. В мозгу человека никто еще не нашел непосредственно ни одной мысли: мысль, идеальное не имеет существования в физическом и физиологическом смысле этого слова.
    Вместе с тем, мысли, идеи реальны. Они существуют. Поэтому нельзя считать идею чем-то “недействительным”. Однако, ее действительность, реальность не материальна, а идеальна. Это наш внутренний мир, наше личное, индивидуальное сознание, а также весь мир “надличной“ духовной культуры человечества, то есть внешне объективированные идеальные явления. Поэтому никак нельзя сказать, что реальнее - материя или сознание. Материя -объективная, а сознание - субъективная
    реальность.
    Сознание принадлежит человеку как субъекту, а не объективному миру. Не существует
    “ничьих” ощущений, мыслей, чувств. Всякое ощущение, мысль, идея есть ощущение,
    мысль, идея конкретного человека. Субъективность же образа - это отнюдь не произвольное привнесение чего-то от субъекта: объективная истина есть тоже субъективное явление. Вместе с тем, субъективное выступает и в смысле неполной адекватности образа оригиналу.

    Субъективный образ как знание, как духовная реальность и физиологические процессы как его материальный субстрат – качественно разные явления. Непонимание этой качественной специфики порождало механическую тенденцию их отождествления.
    Абсолютизация же специфики сознания как субъективного образа порождает тенденцию противопоставлять идеальное и материальное и доводить противопоставление до полного распада мира на две субстанции – духовную и материальную.
    Сознание и объективный мир – противоположности, образующие единство. Основой его является практика, чувственно-предметная деятельность людей. Именно она и порождает необходимость психического сознательного отражения действительности.
    Необходимость сознания, и при этом сознания, дающего верное отражение мира,
    лежит в условиях и требованиях самой жизни.
    30.Предметность и рефлективность самосознание. Сознание и язык
    Высшим уровнем сознания является самосознание – выделение человеческого «Я»
    ото всего, что его окружает. Самосознание – это осознание человеком своих действий,
    чувств и т.д. Самосознание держит под контролем сознание. Оно выступает и в форме индивидуального и в форме социального самосознания. Человек становится личностью только в процессе самосознания.
    Самосознание не является врожденным. Самосознание возникло не в качестве духовного зеркала для праздного самолюбия человека. Оно появилось в ответ на зов общественных условий жизни, которые с самого начала требовали от каждого человека умения оценивать свои поступки, слова и мысли с позиции определенных социальных норм.
    Когда человек воспринимает какую-то группу предметов, то с этим необходимо связывать осознание «схемы тела», место, которое занимает его тело в системе других предметов и их пространственных и временных характеристик, осознание этого человека от воспринимаемых им предметов и т.д.
    Самосознание обладает предметностью и рефлексивностью. Самосознание рефлексивно, с его помощью человек оценивает себя, свое место в жизни и обществе,
    свои поступки. Рефлексия – размышление личности о самой себе, когда она вглядывается в сокровенные глубины своей внутренней духовной жизни. Не рефлексируя, человек не может осознать того, что происходит в его душе, в его внутреннем духовном мире. Уровни рефлексии могут быть весьма разнообразными –
    от элементарного самосознания до глубоких раздумий над смыслом своего бытия, его нравственным содержанием. Важно отметить, что рефлексия – это всегда не просто осознание того, что есть в человеке, а всегда одновременно и переделка самого человека, попытка выйти за границы того уровня развития личности, который был достигнут. Человек себя познает и не остается таким, каким он был прежде. Сама рефлексия над состояниями сознания, особенностями той или иной личности всегда
    возникает в контексте с сознаваемой или не сознаваемой задачи перестройки системы сознания и личности.
    Важно подчеркнуть, что самосознание не только возникает в процессе совместной деятельности и общения с другими людьми и генетически связано с отношением к себе с «точки зрения другого», но и что оно постоянно проверяется, корректируется,
    исправляется и развивается в ходе включения человека в систему человеческих отношений.
    Самосознание предполагает самоконтроль и ответственность.
    Самосознание – стержень сознания.
    31. Структура сознания
    Понятие “сознание” не однозначно. В широком смысле слова под ним имеют в виду психическое отражение действительности, независимо от того, на каком уровне оно осуществляется - биологическом или социальном, чувственном или рациональном.
    Когда имеют в виду сознание в этом широком смысле, то тем самым подчеркивают его отношение к материи без выявления специфики его структурной организации.
    В более узком и специальном значении под сознанием имеют в виду не просто психическое состояние, а высшую, собственно человеческую форму отражения действительности. Сознание здесь структурно организовано, представляет собой целостную систему, состоящую из различных элементов, находящихся между собой в закономерных отношениях. В структуре сознания наиболее отчетливо выделяются прежде всего такие моменты, как осознание вещей, а также переживание , то есть определенное отношение к содержанию того, что отражается.
    Способ, каким существует сознание, и каким нечто существует для него, это - знание .
    Развитие сознания предполагает прежде всего обогащение его новыми знаниями об окружающем мире и о самом человеке. Познание, осознание вещей имеет различные уровни, глубину проникновения в объект и степень ясности понимания. Отсюда обыденное, научное, философское, эстетическое и религиозное осознание мира, а также чувственный и рациональный уровни сознания. Ощущения, восприятия,
    представления, понятия, мышление образуют ядро сознания. Однако они не исчерпывают всей его структурной полноты : оно включает в себя и акт внимания как свой необходимый компонент.
    Именно благодаря сосредоточенности внимания определенный круг объектов находится в фокусе сознания.
    Воздействующие на нас предметы, события вызывают в нас не только познавательные образы, мысли, идеи, но и эмоциональные “бури”, заставляющие нас трепетать,
    волноваться, бояться, плакать, восхищаться, любит и ненавидеть. Познание и творчество - это не холодно-рассудочное, а страстное искание истины.
    Без человеческих эмоций никогда не бывало, нет и быть не может человеческого искания истины. Богатейшая сфера эмоциональной жизни человеческой личности включает в себя собственно чувства , представляющие собой отношение к внешним
    воздействиям (удовольствие, радость, горе и др.) , настроение или эмоциональное самочувствие (веселое, подавленное и т.д.) и аффекты (ярость, ужас, отчаяние и т. п.).
    В силу определенного отношения к объекту познания знания получают различную значимость для личности, что находит свое наиболее яркое выражение в убеждениях :
    они проникнуты глубокими и устойчивыми чувствами. А это является показателем особой ценности для человека знаний, ставших его жизненным ориентиром.
    Чувства, эмоции суть компоненты человеческого сознания. Процесс познавания затрагивает все стороны внутреннего мира человека - потребности, интересы, чувства,
    волю. Истинное познание человеком мира содержит в себе как образное выражение,
    так и чувства.
    Познание не ограничивается познавательными процессами, направленными на объект
    (внимание) , эмоциональной сферой. Наши намерения претворяются в дело благодаря усилиям воли . Однако сознание - это не сумма множества составляющих его элементов, а их гармоничное объединение, их интегральное сложно структурированное целое.
    32.Познание и отношение человека к миру
    Познавательное отношение человека к миру является одной из предпосылок бытия человека, его самосохранению и возвышению. Содержание познавательного отношения – выработка знаний о свойствах окружающего мира и человеке как индивиде и ячейке общества, которые находят технологическое применение в производстве средств жизни, предметов культуры.
    Познание – духовный фундамент воспроизводства человека и человечества. Само распознавательное отношение – процесс. Знание – результат этого процесса.
    Познавательное отношение реализуется в разных формах: обыденное познание,
    научное, художественное, философское.
    Ступени и формы познания.
    Считается, что познавательная деятельность человека имеет 2 ступени:
    1) чувственное познание
    2) рациональное
    Чувственное основано на деятельности чувств. Оно осуществляется в 3 формах:
    ощущение, восприятие, представление.

    Ощущение – отражение в мозгах человека отдельной строны предмета.
    Восприятие – целостный чувственный образ предмета.
    Представление – целостный чувственный образ предмета, воспринятый ранее,
    зафиксированный нашей памятью.
    Центральная философская проблема – как соотносится образ предмета в голове человека с самим предметом, соответствует или нет.
    Есть точка зрения – «физиологический идеализм»: образ предмета в голове человека не соответствует самому предмету. По образу мы не можем судить о предмете. Как возникает образ: каждый орган чувств и является носителем специфического вида энергии. Внешне предмет воздействует на рецепторы, возбуждает орган чувств и создает в голове человека соответствующий образ.
    Плеханов: образ предмета в голове человека – иероглиф, знак, символ (нет соответствия между реальным образом и образом). Точка зрении подверглась критике,
    т. к. на самом деле соответствие есть между образом и реальным предметом.
    Все люди чувствуют по-разному. Чувственный образ в голове человека субъективен по форме, но объективен по содержанию.
    Представление стоит рядом с воображением (создаем образ несуществующего предмета или который никогда не видели, создаем нечто новое).
    В современной философской литературе принято считать, что основу познавательной деятельности человека составляет практика.
    Практика – материальная деятельность людей. Она существует в 3 формах:
    1) материального производства: здесь объектом воздействия является природные предметы, преобразуя которые человек делает из них необходимые для жизни продукты
    2) социальная деятельность, связанная с преобразованием общественных структур
    (формирование государственных институтов, учреждений)
    3) научный эксперимент.
    В процессе познания практика выступает основой познания, движущей силой познания, критерием истины и целью познания.
    Практика как основа познания в процессе образования вещества природы, стремясь получить нужный продукт, человек попутно распознает свойства предмета. Мы не преследуем никаких познавательных целей.
    В результате практической деятельности люди получают средства, необходимые для развертывания познания как профессионального занятия.

    33.Ступени познания

    34. Истина
    Истина в философии,
    - это система научных принципов,
    идей, обобщающих практический опыт, и отражающих закономерности природы, общества, мышления, путём приобретения знаний о закономерностях объективного.

    35. Научная рациональность и ее особенности.
    За европейской цивилизацией закрепилось значение рационально организованной цивилизации, которой присущ дух целесообразного и прагматического решения проблем. Для того, чтобы раскрыть природу этой глобальной ориентации на устройство социальной действительности и принципы ее исторического изменения,
    надо ответить на вопрос о том, что представляет собой феномен рациональности как определенная характеристика мысли и действия. Обычно ее связывают с такими параметрами, как целесообразность, эффективность, логичность, ясность и разумность, экономичность, законосообразность, научность и т.д.
    Очевидно, что в этом контексте рациональность должна интерпретироваться как тип сознания, создающий предпосылки для эффективных форм познания и преобразования действительности. Традиционно в классической философии такую характеристику сознания связывали с его способностью обеспечивать понятийно-дискурсивное и логически обоснованное познание реальности. А указанную способность объясняли тем, что в структуре познания наряду с ощущениями,
    восприятием, памятью, эмоцией, волей и другими компонентами выделяли и рационально-логическое мышление, которое провозглашалось высшей познавательной способностью человека, обеспечивающей ему возможность целенаправленного, обобщенного и опосредованного познания действительности.
    В современных интерпретациях структуры сознания часто выделяют когнитивные и ментальные пласты или компоненты. Первый ответственен за реализацию рационально-понятийного отношения к миру и стремление достичь объективно-истинного знания о нем. Второй – за субъективные переживания,
    оценочные суждения, а также эмоциональные состояния «жизни сознания» (вера,
    надежда, радость, тоска, справедливость и др.). Реально действующее сознание всегда характеризуется неразрывным единством когнитивного и ментального начал.
    Таким образом, рациональность как неотъемлемая характеристика сознания человека может быть определена как способность обобщенного, опосредованного и сущностного познания действительности, выраженного в вербально-понятийной форме. Наличие этой способности сознания позволяет человеку не только познавать глубинные и закономерные связи и отношения, но и обеспечивать возможность эффективной трансляции знания в культуре посредством передачи информации в знаково-символической форме от одной социальной системы в другую.
    В современной культуре именно наука наиболее рельефно репрезентирует рациональную способность сознания. Поэтому сегодня чаще принято говорить о феномене именно научной рациональности и анализировать различные ее типы.
    Понятие «научная рациональность» полисемантично. Можно выделить несколько смысловых аспектов его содержания:
    1 характер и уровень упорядоченности исследуемых в науке систем, который фиксируется в форме идеальных объектов различной степени общности;
    2 способ понятийно-дискурсивного описания и объяснения исследуемой реальности;
    3 совокупность норм и методов научного исследования, которая фиксируется в определенном типе методологической рефлексии и стиле научного мышления.
    Именно третий смысловой аспект термина «научная рациональность» стал наиболее популярным и востребованным в современной философии науки. Выделяют разные модели научной рациональности: индуктивистская (Р. Карнап), дедуктивная (К.
    Гемпель), тематическая (Дж. Холтон) и др. Одной из хорошо обоснованных интерпретаций научной рациональности является разработанная в отечественной философии науки (В.С. Степин, В.С. Швырев, П.П. Гайденко, В.Н. Порус и др.)
    историко-генетическая ее концепция, в рамках которой выделяются три исторических типа научной рациональности: классический, неклассический, постнеклассический.
    Каждый из них характерен для определенного исторического этапа существования науки, последовательно сменявших друг друга на протяжении четырех столетий развития техногенной цивилизации. Тип научной рациональности, согласно В.С.
    Степину, - это состояние научной деятельности, представленной как отношение
    «субъект - средства исследования – объект» и направленной на получение объективной истины.
    Классический тип рациональности в научной деятельности, понятой как отношение
    «субъект - средства – объект», выделяет объект в качестве главного компонента указанного отношения. При этом усилия ученого тратятся на то, чтобы как можно полнее исключить из теоретического объяснения и описания объекта всё, что относится к субъекту, средством и методам познания. В этом усматривается необходимое условие получения объективного и истинного знания об объекте. На этом этапе ни ученые, ни философы не учитывают активность субъекта, влияние познавательных средств на процесс познания, а также не осознают социокультурной обусловленности содержания оснований науки.
    Неклассический тип научной рациональности, в отличие от классического характеризуется осознанием влияния познавательных средств на объект. Это влияние учитывается и вводится в теоретические объяснения и описания, то в структуре научной деятельности: «субъект – средства – объект» внимание исследователя акцентируется на объекте и одновременно на средствах. А так как средства познания использует субъект, то начинает приниматься во внимание его активность. Но по-прежнему не осознается тот факт, что цели науки, определяющие стратегии научного поиска обусловлены мировоззренческими и ценностными установками,
    доминирующими в культуре.
    Постнеклассический тип рациональности – это выход на уровень осознания того факта, что знания об объекте соотносятся не только с особенностями его взаимодействия со средствами, но и ценностно-целевыми структурами деятельности субъекта. Другими словами, признается, что субъект влияет на содержание знаний об объекте не только в силу применения особых исследовательских средств и процедур,
    но и в силу своих ценностно-целевых установок, которые напрямую связаны с вненаучными, социальными ценностями и целями. В постклассике социальная жизнь,
    её ценности и цели признаны компонентами (явными или неявными) научного знания,
    что с неизбежностью перестраивает весь категориальный аппарат философии науки
    36.Методы и формы научного познания.
    Методы научного познания рассматриваются как упорядоченный способ организации научной деятельности, который направлен на достижение конкретной теоретической или практической цели. Сфера научного знания, позволяющая изучать возможность
    применения методов и их границы, а также является теорией научного метода – это методология.
    Принято выделять следующую классификацию методов научного познания для всей группы наук:
    • По степени общности – это универсальные методы логики и диалектики;
    • По уровню научного знания – эмпирический уровень научного познания и теоретический уровень научного познания;
    • По точности предсказаний – стохастические (т.е. вероятностные) и детерминистические;
    • По функциональности в науке – это методы систематизации знаний в науке, т.е.
    пояснения и возможное предсказание возникших новых фактов;
    • По области применения – биологические, физические, гуманитарные и социально-экономические;
    Специальные методы – используются для создания областей исследования возникающих явлений природы и общества.
    В XX веке стали распространяться методы структурно-функциональных и системных исследований. К ним относятся: Методы эмпирического исследования:
    • Наблюдение – целенаправленное исследование предметов или процессов,
    опирающихся на такие органы чувств как восприятие, ощущение и представление.
    Наблюдение осуществляет как-бы контроль за исследуемыми явлениями;
    • Эксперимент – активное вмешательство в процесс исследуемого процесса, его изменение или целенаправленное воспроизведение в контролируемых условиях. Он является одним из основных видов практики, поскольку наблюдается стремление изучить конкретный объект в изолированных условиях. С помощью эксперимента стало возможным связать предположения и полученный опыт (т.е. теорию и практику);
    • Объяснение – операция, которая осуществляет свою деятельность с целью раскрытия сущности конкретного объекта или явления, представляя собой сложную поисковую деятельность.
    Общенаучные методы научного познания:
    • Абстрагирование – это переход от реальных свойств исследуемого предмета к идеальным;
    • Формация;
    • Гипотетико-дедуктивный метод;
    • Системный метод теоретического исследования;
    • Структурно-функциональный.
    Формы научного познания.
    Новый метод формирования знаний позволяет не только изучать, но и анализировать объекты и явления. Теория. Формы научного познания классифицируются на:
    • Гипотеза – проверка на логическую непротиворечивость и совместимость с фундаментальными принципами данной науки;
    • Проблемы;
    • Теория – это конкретное знание определенной области действительности,
    представляющее целостную систему утверждений и понятий, позволяющая объяснить функционирование и развитие данной модели.

    • Теория не только характеризует, но и поясняет функциональность явлений и процессов.
    37.Знание и вера
    Взаимоотношение знания и веры – традиционная проблема теории познания. Понятие веры многозначно. Она может пониматься как уверенность (доверие, убежденность) –
    то, что еще не проверено, не доказано в данный момент.
    Соловьев понимал под верой «...признание чего-либо истинным с такой решительностью, которая превышает силу внешних фактических и формально-логических доказательств. Это не значит, что истины веры не подлежат никаким доказательствам, а значит только, что сила веры зависит от особого самостоятельного психического акта, не определяемого всецело эмпирическими и логическими основаниями».
    Проблема соотношения веры и знания может решаться с трех основных позиций:
    абсолютизация знания и полное устранение веры;
    приоритет веры в ущерб знанию;
    попытка совмещения обоих полюсов.
    В истории философии эти три позиции представлены достаточно полно.
    Средневековый философ Тертуллиан, выступая против разума, провозгласил парадоксальный тезис: «Верую, потому что абсурдно»
    Августин Блаженный стремился познать с помощью разума то, что уже принято верой за истину
    Фома Аквинский говорил о гармонии между верой и знанием при приоритете веры
    • Вера – это не только основное понятие религии, но и элемент познавательной деятельности. Она обнаруживает себя в непосредственном, не требующим доказательства принятии тех или иных положений, норм, истин.
    • Вера выступает центральным компонентом религии. Религиозная вера противоположна рациональному знанию, она предполагает не доказательство и обоснование, а откровение и доверие к авторитету (Бога, Священного писания).
    Соотношение веры и знания не может быть решено в пользу одной или другой компоненты. Как знание не может заменить веру, так и вера не может заменить знание.
    Нельзя верой решить проблемы физики, химии, биологии. Однако вера, как доинтеллектуальный акт, предшествовала появлению знания. Она была связана не с понятиями, логикой и разумом, а с чувственно-образным восприятием мира.
    Знания
    Вера
    Познание
    38.Человек в мире культуры

    Каждый человек уже с детства находится под влиянием культуры, а точнее -- культурной среды с высоким или низким уровнем культуры, опредмеченной в соответствующих ценностях или антиценностях.
    Воспитание и обучение человека состоит в его приобщении к культуре, в усвоении накопленных обществом знаний, умений, привычек, а также духовных ценностей и норм поведения той страны, в которой он живет. Характер воспитания и образования,
    присущий обществу на определенной ступени его развития, является показателем уровня культуры данного общества. Духовная культура также важный фактор общественного прогресса.
    Ее уровень определяет степень интеллектуального, эстетического, художественного и морального развития общества. С понятием "культура" связан процесс приобретения знаний и опыта в той или иной области деятельности, усвоения человеком определенной системы ценностей, выбора собственной линии поведения.
    Культура не существует вне своего живого носителя. Человек усваивает культуру через язык, воспитание, образование, живое общение.
    Картина мира, оценки, ценности, способы восприятия, идеалы закладываются в сознание личности традицией и, незаметно для нее, изменяются в процессе общественной практики. Культурные нормы есть определенные образцы, правила поведения или действия. Они складываются, утверждаются уже в обыденном сознании общества. На этом уровне в возникновении культурных норм играют большую роль традиционные и подсознательные моменты.
    Обычаи и способы восприятия складывались тысячелетиями и передавались из поколения в поколение. Нормы культуры изменчивы, сама культура носит открытый характер. Она отражает те трансформации, которые претерпевает общество.
    Культура содержит в себе как устойчивые, так и изменчивые моменты. Устойчивость культуры - это традиции. Традиции существуют во всех сферах духовной культуры.
    Система традиций отражает целостность, устойчивость общественного организма. Но культура не может существовать, не обновляясь. Творчество - есть вторая сторона развития культуры, это ее изменчивость.
    39. Проблема ценностей в философии
    В самом общем понимании ценность – это понятие, указывающее на культурное,
    общественное и личностное значение явлений и фактов действительности.
    Учение о ценностях – аксиология.
    В античное и средневековой философии Ц. отождествлялись с самим бытием.
    Начиная с Сократа и Платона главными вопросами были: Что есть благо? Что есть справедливость? Они же являлись главными критериями истинного бытия.

    Наблюдаются разные подходы к вопросу об абсолютном и относительном характере ц.
    По Платону, высшие ценности носят абсолютный характер; согласно софистам, все ц.
    индивидуальны и относительны («человек есть мера всех вещей»); Аристотель признает самодостаточность таких ценностей как человек, благо, счастье, остальные рассматривает как относительные.
    В Средние века ц. связываются с божественной сущностью, приобретают религиозный характер. Эпоха Возрождения выдвигает на первый план ц. гуманизма. В Новое время
    – развитие науки и новых общественных отношений.
    В узком смысл понятие ц. впервые употребляет Кант. Ценности – это: требования,
    обращенные к воле; цели, обращенные к личности; значимость тех или иных факторов.
    Гегель разграничивает ц. на утилитарные (товары, характеризуются стоимостью) и духовные.
    После выделения аксиологии в самостоятельную область науки сформировалось несколько типов теорий ценностей: натуралистический психологизм (Дж. Дьюи) –
    рассматривает ценности как объективные факторы реальности; аксиологический трансцендентализм (Виндельбанд, Риккерт) – ценности – идеальное бытие;
    персоналитический онтологизм (Шелер) – объективный характер ценностей;
    социологическая концепция (Вебер): Ценность – норма, имеющая определенную значимость для социального субъекта, подчеркивал роль этических и религиозных ценностей.
    Ценности всегда являются человеческими ценностями и носят социальный характер.
    На их формирование оказывают влияние биологические, социальные, психические факторы. Их индивидуальное сочетание обусловливает личностный характер ценностей человека. Общечеловеческие ц. в то же время и индивидуальные. И каждая личность их по-своему воспринимает и осознает.
    Иерархия ценностей:
    Высшая и абсолютная ценность – человек и его жизнь. К высшим ц. также следует отнести «предельные» и наиболее общие для людей, как смысл жизни, добро,
    справедливость, красота, истина, свобода.
    Существуют разные способы и принципы классификации ценностей. Выделяют ценности-цели, или высшие ценности, и ценности-средства (инструментальные ц.). Так же выделяют материальные и духовные; положительные и отрицательные.
    Различные социокультурные типы общества имеют специфические ценности,
    например: западная и восточная ценностная парадигма.
    Проблема «экзистенциального вакуума» - неспособность людей найти высшие цели в жизни.

    40.Глобальные проблемы современности
    40. К глобальным относятся острые мировые проблемы, которые в силу своей специфики влияют на жизнь и благосостояние всего че ловечества. Наиболее важными из таких проблем в начале XXI века являются следующие:
    Духовный кризис.
    Распространение массовых заболеваний.
    Угроза войны с применением оружия массового поражения.
    Истощение природных ресурсов планеты.
    Углубление экологического кризиса.
    Демографическая проблема.
    Рост терроризма.
    Неравномерное социально-экономическое развитие регио нов и государств планеты.
    Глобальное изменение климата.
    Увеличение сейсмической активности земной коры.
    Сущность и пути преодоления глобальных проблем
    Решение любой проблемы, тем более глобальной, невозможно без понимания ее
    причин. Все отмеченные выше глобальные про блемы в самом общем виде
    имеют три причины:
    духовное несовершенство человека;
    противоречивость исторического развития человеческой цивилизации и культуры;
    объективные природные процессы.
    Поэтому главное средство преодоления глобальных проблем — духовное преображение человечества. Это означает развитие нового планетарно-космического мышления и гуманистического мировоз зрения, ориентированного на общечеловеческие ценности, этичес кие, экологические и культурные приоритеты

    Каждая глобальная проблема имеет свою специфику, а значит, и свои методы решения. Однако совершенно очевидно, что ни одна глобальная проблема не может быть решена усилиями одной нации или одного государства. Необходимо объединение ресурсов всего человечества — политических, экономических,
    демографических, научных и других. Поэтому сейчас на передний план выходит необ ходимость широкого международного сотрудничества стран и на родов, а также координации их усилий. Однако, по большому счету, мировые проблемы требуют от человечества большего — полити ческой, экономической и культурной интеграции в единое планетар ное сообщество. От решения этой проблемы во многом будет зави сеть
    1   2   3   4


    написать администратору сайта