Главная страница
Навигация по странице:

  • 34. Виды познания. Научное познание.

  • ) научное познание

  • 35. Проблема истины. Теории истины. Критерии истины. Истина

  • Альтернативные подходы к пониманию истины: Объективные идеалисты

  • Релятивизм

  • 36. Специфика социальной реальности. Основные сферы жизни общества, их взаимосвязь.

  • 37. Проблема направленности исторического процесса.

  • 38. Линейный (формационный) и циклический (цивилизационный) подходы к истории.

  • 39. Понятия «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». Человек

  • 40. Биологическое и социальное в человеке. Биологизаторство и социологизаторство.

  • 1. Мировоззрение и его структура. Философия и мировоззрение


    Скачать 340 Kb.
    Название1. Мировоззрение и его структура. Философия и мировоззрение
    Дата25.11.2018
    Размер340 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаotvety_fil-1.doc
    ТипДокументы
    #57661
    страница4 из 5
    1   2   3   4   5

    Рациональное познание, основанное на абстрактном мышлении, позволяет человеку выйти за ограниченные рамки чувств. К формам рационального познания относят:

    Понятие — мысль, которая отражает предметы, явления и связи между ними в обобщенной форме. Например, понятие «человек» не тождественно простому чувственному образу какого-то конкретного человека, а обозначает в обобщенном виде мысль о любом человеке — кем бы он ни был. Аналогично понятие «стол» включает в себя образы всех столов — различной формы, размеров, окраски, а не какой-либо определенный образ стола. Таким образом, понятие схватывает не отдельные признаки предмета, а его сущность, в частности, в случае стола — его функции, использование (перевернутый ящик тоже может входить в понятие «стол», если он используется в таком качестве);
    Суждение - это отрицание или утверждение чего-либо при помощи понятий. В суждении между двумя понятиями устанавливается связь. Например, «Золото есть металл»;

    Умозаключение — рассуждение, в ходе которого из одних суждений — посылок выводится другое, заключительное суждение — вывод.

    34. Виды познания. Научное познание.

    ВИДЫ ПОЗНАНИЯ это специфические формы получения новых знаний. Различают следующие виды познания:  1) обыденное познание  – получение человеком элементарных сведений о природе, человеке и обществе в процессе обыденной повседневной жизни); 2) художественное познание – процесс создания и восприятия  художественных  образов  –  произведений  искусства);  3)  игровое познание, осуществляемое в процессе спортивных и деловых игр, ритуальных и культовых действий; 4) религиозное познание – объяснение мира на основе веры в реальное существование  сверхъестественных сил; 5) философское познание – создание общих концепций существования мира и человека; 6) научное познание–  исследование мира при помощи научных методов с целью получения истинного знания о законах его функционирования и развития.

    35. Проблема истины. Теории истины. Критерии истины.

    Истина — это адекватное отражение объекта познающим субъектом, соответствие содержания наших знаний объективной реальности самой этой реальности. Это верное знание о предмете.

    Альтернативные подходы к пониманию истины:

    Объективные идеалисты считают, что истина представляет собой соответствие объекта той идее, которая предшествует ему, составляет его основу, его сущность. А поскольку идея существует объективно, то и истина в конечном итоге объективна в буквальном смысле слова, то есть существует вне познающего субъекта.

    Субъективные идеалисты полностью отрицают какую бы то ни было объективность истины утверждают, что истина — это либо соответствие наших знаний нашим же субъективным ощущениям (позиция солипсизма), либо взаимосвязанность и взаимосогласованность предположений по правилам формальной логики (позиция некоторых неопозитивистов), либо то, что общепринято научным сообществом.

    Свойства истины:

    Во-первых, истина представляет собой диалектическое единство объективного и субъективного, то есть она объективна по содержанию и субъективна по форме.

    Во-вторых, истина, будучи результатом процесса логического отражения, выступает как процесс постоянного углубления познающего субъекта в сущность изучаемого объекта.

    В-третьих, истина — это диалектическое единство абсолютного и относительного.

    Абсолютная истина — это полное, точное, исчерпывающее значение об объекте познания, которое не может быть опровергнуто в процессе познания. Под ней понимается:

    1) Полное, исчерпывающее значение о мире в целом и в этом смысле абсолютная истина недостижима;

    2) Точное, полное знание о каких-либо сторонах, свойствах, отношениях, фрагментах объективного мира. В этом значении абсолютная истина вполне достижима на каждом конкретном этапе процесса познания и ненарушима в своей «системе координат», в определенном времени, месте и отношении. При изменении этих условий абсолютная истина может переходить в разряд относительных истин.

    Под относительной истинной понимается правильное, но в чем-то неполное, незавершенное, приблизительное знание. Это знание предмета в исторически обусловленных пределах. Любое объективно истинное знание в конкретном выражении является относительной истинной, так как оно неполно и неточно отражает сложные связи и отношения объекта познания. В то же время в нем содержится момент, сторона истины абсолютной, потому что точно и исчерпывающе отражены отдельные стороны, свойства и связи этого объекта. Так из бесконечной суммы относительных истин постепенно складывается истина абсолютная.

    Диалектическое понимание соотношения абсолютной и относительной истины предостерегает от релятивизма и догматизма — одинаково ошибочных, односторонних способов мышления и действия.

    Релятивизм утверждает, что все знания носят относительный характер и тем самым отрицает возможность познать абсолютную истину.

    Догматизм, напротив, абсолютизирует знание как раз и навсегда данные, не признавая в них наличие моментов относительной истины.

    В-четвертых, нет истин вообще, безотносительно к месту, времени, объекту и субъекту познания; истина всегда конкретна. Абсолютно истинное в одном отношении может быть относительно истинным в другом, и наоборот. Конкретность истины обусловлена характером объекта и условиями его функционирования, историческими рамками, в пределах которых данный объект сохраняет присущую ему качественную определенность.

    В-пятых, у истины есть свои критерии.

    Сенсуалисты считают, что критерием истины являются непосредственные показания органов чувств.

    Одна часть неопозитивистов развивает теорию верификации, то есть сведение любого научного положения к простейшим высказываниям, подтверждаемых показаниями органов чувств, другая — утверждает, что критерием истины является логика, то есть непротиворечивость одной мысли другой.

    Что же может быть взято в качестве критерия истины? С одной стороны, он не должен находиться ни в рамках субъекта (ибо это чревато субъективизмом), ни в рамках объекта, ведь истина есть знание о нем самом. С другой стороны, критерий должен быть с ними тесно связан.
    36. Специфика социальной реальности. Основные сферы жизни общества, их взаимосвязь.
    Понятие “общество” характеризует целостную систему связей и отношений между людьми, которые исторически возникают в процессе их жизнедеятельности.
    Общество - сложнейший объект познания. Социальное познание имеет дело с объект-субъектной реальностью. Специфика ее познания обусловлена бесконечным разнообразием объективных и субъективных факторов социальной жизни, характером социальных законов, сложностью верификации или фальсификации социального знания.

    В социальной философии имеет место ряд программ к исследованию общества: натуралистическая, культуроцентристская, психологическая, марксистская, а также теория социального действия и др.

    Специфику социальной системе придает ее основной элемент - человек, который обладает способностью познавать общественные процессы, выбирать формы деятельности, участвовать в изменении общества на основе социального опыта и знаний.

    Наиболее значительную роль в жизнедеятельности общества играют такие его подсистемы, как социальная, экономическая, политическая.

    Общество - это системное целостное образование, которое интегрирует множество взаимодействующих разнокачественных элементов. Идею системности общественной жизни разрабатывали такие мыслители XIX-XX в.в., как О. Конт, Г. Спенсер, К. Маркс, Э. Дюркгейм, М. Вебер, П. Сорокин, Т. Парсонс, Ю. Хабермас и др.
    Общество - это открытая система, которая существует и развивается во взаимодействии с природой, преобразуя ее и постоянно изменяя условия своего существования. Общество - саморазвивающаяся система, которая исторически меняется за счет внутренних источников. Постоянно усложняющаяся организация общества воспроизводит себя как целостность, демонстрируя самодостаточность социального организма. Обществу присущи также такие системные характеристики, как рефлексивность, вариативность, нелинейность развития.
    Наиболее значительную роль в жизнедеятельности общества играют такие его подсистемы, как социальная, экономическая, политическая.

    37. Проблема направленности исторического процесса.

    Одной из важнейших проблем философии истории является проблема содержания и направленности исторического процесса ее суть заключается в получении ответа на вопрос: меняется человеческое общество, а если \"да к \", то в каком направлении и которая периодизация этих изменений? Эта проблема интересовала еще античных мыслителей Они выделяли три важнейших направления линейной философии истории: прогрессивный, регрессивный и циклический конце XIX - начале XX в была обоснована так называемая нелинейная концепция исторического развития

    Большинство античных мыслителей, в том числе Протагор, Демокрит, придерживались точки зрения, что общество развивается в основном по восходящей, от дикости к \"золотому веку\" их можно считать осн новникамы прогрессивного направления Гесиод, Сенека, напротив, утверждали, что развитие общества должно регрессивный направление от \"золотого\" века до железного века, для которого характерны полная деградация общества, падение его нравственности и т др. Платон, Аристотель, и другие считали, что общество движется по восходящей, но по замкнутому кругу с постоянным возвращением назад, к исходному.
    38. Линейный (формационный) и циклический (цивилизационный) подходы к истории. В современной философии истории сосуществуют два основных подхода к объяснению логики и направленности исторического процесса: формационный и цивилизационный

    Формационный подход основан на монистическом понимании истории Он трактует всемирную историю как единственный линейно-поступательное, естественно-исторический процесс последовательной смены общественно-экономических формаций этим.

    Учение об общественно-экономических формациях было разработано Карпом Марксом в его трудах \"Капитал\", \"К критике политической экономии\" и др. Суть его учения такова:

    1) общественно-экономическая формация - это качественно определена целостная социальная система, важнейшим элементом которой являются материальные (экономические), духовные (идеологические) и другие связи и отношения, установления влиться между людьми в процессе их жизнедеятельности Во взаимосвязи материальных и духовных отношений главная роль принадлежит материальным отношениям, стержнем которых является производственные отношения;

    2) общественно-экономическая формация отражает то общее, что характеризует общественную жизнь в разных странах на определенном этапе их развития Исследуя капитализм и сравнивая материальные и духовные отношения различных стран, К Маркс заметил повторяемость многих сторон этих отношений и сделал вывод, что эти страны находятся на одной стадии социального развития - капиталистической;

    3) общественно-экономическая формация представляет собой этап в развитии общества Выделив производственные отношения из всех других социальных связей, Маркс обнаружил их основные типы Таким образом выяснилось, что ре изни социальные организмы могут иметь как одинаковую социально-экономическую структуру, так и различную (то есть производственные отношения различных типов) Итак, был сделан вывод о том, что каждый тип производственных отно ин определяет этап, период истории, а развитие и смена этих типов - суть истории общества

    Циклическая модель рассматривает общество по аналогии с биологическим организмом. Социальная система не может существовать вечно. Общество проходит все стадии роста - возникновение, развитие, расцвет и разрушение - после которого либо исчезает, либо находит в себе силы и возможность все начать с начала.
      Одно из представлений о цикличности исторического процесса дано Полибием. Древнегреческий историк рассматривает шесть форм государственного устройства, циклически сменяющих друг друга в ходе истории. Каждой форме правления суждено нести в себе собственную погибель - свою извращенную форму вырождения. Монархия - власть силы - возникает после очередного стихийного бедствия; ее сменяет царское правлении, когда эта власть ослабевает, затем приходит тирания; тиранию сменяет аристократия, которая переходит в олигархию. Восстание против олигархии приводит к установлению демократии, которая с течением времени «из-за необузданности народа» деградирует в охлократию (власть толпы). Здесь исторический круг замыкается и происходит возвращение к монархии
    39. Понятия «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность».

    Человек - это социально-биологическое существо, воплощающее собой высшую ступень в эволюции жизни и являющееся субъектом общественно-исторической деятельности и общения.

    Понятие ``человек'' используется как предельно общее понятие для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей.

    Используя это понятие, психологи подчеркивают, что человек является биологическим и социальным существом одновременно, которое своей жизнедеятельностью оказывает влияние на окружающую среду.

    Основные характеристики человека:

    особое строение организма;

    способность к трудовой деятельности;

    наличие сознания.
    Индивид - единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех психофизических и социальных черт человечества.

    Общие характеристики индивида:

    целостность психофизической организации организма;

    устойчивость по отношению к окружающей действительности;

    активность.

    Личность - это конкретный человек, который является носителем сознания, способный к познанию, переживаниям, преобразованию окружающего мира и строящий определенные отношения с этим миром и с миром других личностей.

    Личность рассматривается как воплощение в конкретном человеке социальных качеств, которые приобретаются в процессе деятельности и общения с другими индивидами. Личностью не рождаются, личностью становятся.

    Индивидуальность - это конкретный человек, который отличается от других людей уникальным сочетанием психических, физиологических и социальных особенностей,проявляющихся в поведении, деятельности и общении.

    С помощью понятия ``индивидуальность'' чаще всего подчеркивается неповторимость и уникальность каждого человека. С другой стороны, в индивидуальности мы встречает те качества личности и индивидные свойства, которые есть у всех, но имеют разную степень выраженности и образуют сочетания. Все индивидуальные качества проявляются в различных способах поведения, деятельности, общения.
    40. Биологическое и социальное в человеке. Биологизаторство и социологизаторство.

    С проблемой сущности и существования связан и вопрос о соотношении биологического и социального в человеке. По своей сущности, как уже отмечалось, человек есть существо социальное. В то же самое время он есть дитя природы и не может в своем существовании выйти за ее рамки, функционировать безотносительно к своей собственной биологической природе, не может перестать есть, пить, покинуть свою телесную оболочку и т. д. Биологическое в человеке выражается в генах, в морфофизиологических, электрохимических, нервно-мозговых и других процессах его организма. Социальное и биологическое находятся в человеке в неразрывном единстве, сторонами которого являются личность как его «социальное качество» и организм, который составляет его природную основу. Со стороны своей биологической природы каждый индивид обусловлен с самого начала определенным генотипом – набором генов, получаемых от родителей. Уже при рождении он получает ту или иную биологическую наследственность, которая в виде задатков зашифрована в генах. Эти задатки влияют на внешние, физические данные индивида (рост, цвет кожи, форму лица, силу голоса, продолжительность жизни и т. д.), на его психические качества (эмоции, темперамент, отдельные черты характера и т. п.). По мнению некоторых ученых, в какой-то мере по наследству передается и одаренность людей в различных видах деятельности (художественном творчестве, музыке, математике и др.). Однако отсюда не следует делать вывод о только природной обусловленности способностей человека. Задатки – это лишь предпосылки способностей человека, которые нельзя свести к генотипу. Способности обусловлены, в общем виде, единством трех факторов: биологическим (задатки), социальным (социальная среда и воспитание) и психическим (внутреннее Я человека, его воля и т. п.). При рассмотрении проблемы социального и биологического следует избегать двух крайних точек зрения: абсолютизации социального фактора – пансоциологизма и абсолютизации биологического фактора – панбиологизма. В первом случае человек предстает как абсолютный продукт социальной среды, как tabula rasa (чистая доска), на которой эта среда от начала до конца пишет все развитие индивида. Сторонники этой концепции не только сущность человека, но и все человеческое существование связывают с влиянием социальной среды. Именно на этих позициях стояли у нас в свое время люди, боровшиеся против генетики как «буржуазной» науки.
    1   2   3   4   5


    написать администратору сайта