Главная страница
Навигация по странице:


  • 10

  • Эразм Роттердамский

  • Леонардо да Винчи

  • 11. Проблема метода научного познания в философии Нового времени (XVII век).

  • 12. Проблема субстанции в философии Нового времени (XVII век).

  • 13. Сущность философии Просвещения. Социальные теории Просвещения.

  • Д жон Локк

  • 14. Немецкая классическая философия: гносеология и этика И.Канта.

  • 15. Немецкая классическая философия: идеализм и диалектика Г.Гегеля.

  • Абсолютной идеи

  • 16. Немецкая классическая философия: материализм и атеизм Л.Фейербаха. Материализм Фейербаха

  • 1. Мировоззрение и его структура. Философия и мировоззрение


    Скачать 340 Kb.
    Название1. Мировоззрение и его структура. Философия и мировоззрение
    Дата25.11.2018
    Размер340 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаotvety_fil-1.doc
    ТипДокументы
    #57661
    страница2 из 5
    1   2   3   4   5

    9. Проблема человека в средневековой философии.

    Для средневекового сознания весь смысл жизни человека заключался в трех словах: жить, умереть и быть судимым. Ка­ких бы социальных и имущественных высот человек ни дос­тиг, перед Богом он предстанет нагим. Поэтому не о суете ми­ра сего нужно заботиться, а о спасении души. Средневековый человек считал, что на протяжении всей жизни против него накапливаются улики - грехи, которые он совершил и в кото­рых не исповедался и не раскаялся. Исповедь же требует столь характерной для Средневековья раздвоенности - человек выступал одновременно в двух ролях: в роли обвиняемого, ибо держал от­вет за свои дела, и в роли обвинителя, поскольку сам должен был произвести анализ своего поведения перед лицом представителя Бога - исповедника. Свою завершенность личность получала только тогда, когда давалась окончательная оценка жизни инди­вида и содеянного им на всем ее протяжении: «Судебное мышление» средневекового человека совершало свою экспансию и за пределами земного мира. Бога, Творца понимали как Судью. Причем если на первых этапах Средне­вековья Его наделяли чертами уравновешенной суровой не­преклонности и отцовской снисходительности, то в конце данной эпохи это уже беспощадный и мстительный Господь. Почему? Чрезвычайное усиление проповеди страха перед грозным Божеством философы позднего Средневековья объ­ясняли глубоким социально-психологическим и религиозным кризисом переходного периода.
    10. Антропоцентризм и гуманизм философии Возрождения. Антропоцентризм – учение, согласно которому человек является центром Вселенной и целью всех совершающихся в мире событий. Гуманизм – разновидность антропоцентризма, воззрения, признающие ценность человека как личности, его права на свободу и счастье. Светские интересы, полнокровная земная жизнь человека были противопоставлены феодальному аскетизму:

    – Петрарка, который собирал древние рукописи, призывает «исцелить кровавые раны» своей родной Италии, попираемой сапогом иностранных солдат и раздираемой враждой феодальных тиранов;

    – Боккаччо высмеивает в своем «Декамероне» развратное духовенство, тунеядствующее дворянство и прославляет пытливый разум, стремление к удовольствиям и кипучую энергию горожан;

    – Эразм Роттердамский в сатире «Похвала Глупости» и Рабле в романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» выражают гуманизм и неприемлемость старой средневековой идеологии. Огромное влияние на развитие идей гуманизма также оказали: Леонардо да Винчи (его произведения живописи, скульптуры и архитектуры, работы по математике, биологии, геологии, анатомии посвящены человеку, его величию); Микеланджело Буонарроти(в его полотне «Оплакивание Христа», в росписи свода Сикстинской капеллы в Ватикане, в статуе «Давид» утверждается физическая и духовная красота человека, его безграничные творческие возможности). Философия эпохи Возрождения наполнена признанием ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей.

    +Этапы развития гуманизма:

    – светское свободомыслие, которое противостоит средневековой схоластике и духовному господству церкви;

    – ценностно-моральный акцент философии и литературы.
    11. Проблема метода научного познания в философии Нового времени (XVII век).

    XVII век открывает новый этап в развитии философии, именуемый философией Нового времени. Исторической особенностью  данного периода было упрочение и становление новых общественных отношений, что порождает изменения не только в экономике и политике, но и в сознании людей. Человек становится, с одной стороны, более свободным от влияния религиозного мировоззрения, а с другой – менее духовным.  Он устремлен не к потустороннему блаженству, не к истине, как таковой, а к пользе, увеличению комфортности земной жизни. Господствующим фактором сознания в эту эпоху становится наука в ее  классическом варианте. Если в Средние века философия выступала в союзе с богословием, в эпоху Возрождения – с искусством, то в Новое время она главным образом опирается на науку. На первый план в философии выходит гносеологическая проблематика. В ее рамках формируются два важнейшие направления, в противоборстве которых проходят 17 – 18 века в философии Нового времени: эмпиризм (опора на опыт, чувства) и рационализм (опора на разум, абстрактное мышление). Этот период можно обозначить как эпоху познания окружающего мира и эпоху борьбы методов.

    Представители эмпиризма (от греч. опыт) утверждали, что все знания возникают из опыта и наблюдений. Наиболее яркими представителями этого направления были Ф. Бэкон (1561 – 1626), Т. Гоббс (1588 – 1679) и Д. Локк (1632 – 1704).

    Родоначальник английского эмпиризма Ф. Бэкон в своем главном труде «Новый органон» назвал свой метод индуктивным. Веря в универсальность метода, ученый предлагал положить в основу исследований наблюдение и эксперимент. Он резко критиковал предложенный еще Аристотелем метод установления истины из априорных предположений и предлагал производить множество опытов, которые способствуют ускорению развития знания и строгости  научного открытия. Основная цель, которую преследовал Бэкон в построении своей научной методологии – увеличение власти человека над природой. К этому вопросу он неоднократно возвращался на протяжении всей своей жизни.

    12. Проблема субстанции в философии Нового времени (XVII век).

     Одной из основных проблем философии Нового времени являлась проблема субстанции. Субстанция - «объективная реальность, рассматриваемая со стороны ее внутреннего единства...; предельное основание, позволяющее сводить чувственное многообразие и изменчивость свойств к чему-либо постоянному, относительно устойчивому и самостоятельно существующему». Проблема субстанции восходит к античной философии и получает в Новое время три основных решения.
      Дуализм
      Дуализм - это философская концепция, все многообразие бытия сводящая к двум субстанциям. В философии Нового времени дуализм представлен в учении Р. Декарта. Р. Декарт определял субстанцию как «вещь, которая является причиной себя самой». Он выделил две субстанции: дух и материю. Параллельное изменение в материальной и духовной субстанции скорректированы богом.
      Атрибутом (неотъемлемым, сущностным свойством) духовной субстанции является мышление, а материальной - протяжение.
      Модусами (свойствами, присущими лишь в некоторых, определённых состояниях) духовной субстанции являются воображение, чувство, желание. Модусы материальной субстанции множественны, в том числе ими являются: фигура, движение, положение и т. д.
      Монизм
      Данная философская концепция в основе бытия усматривает одну субстанцию. В философии Нового времени монистическая концепция представлена пантеистической философией голландского философа Б. Спинозы (1632-1677).
      Согласно Б. Спинозе, субстанция одна - это бог или природа. Она имеет два атрибута: мышление и протяжение. Модусы субстанции - это единичные вещи. Таким образом, конечные вещи - это состояния Бога, а Бог - внутренняя причина всех вещей. Душа человека - идея тела, то есть душа - не субстанция, а лишь модус мышления.
      Плюрализм
      В философии Нового времени существует третье решение проблемы субстанции, которое можно условно назвать плюрализмом. Это концепция, допускающая бесконечно многое число субстанций. Сам автор этой концепции - известнейший немецкий математик и философ Г.В. Лейбниц (1646-1716) - назвал своё учение «монадологией».
      Согласно Г.В. Лейбницу, существует бесконечное множество субстанций или монад (в переводе: «единое», «единица»), они неделимы и идеальны. Атрибутом каждой монады является деятельность, то есть представление, восприятие, стремление. Субстанции замкнуты на себя: каждая субстанция - это обособленная вселенная, в каждой монаде - весь мир. Только не все монады способны это осознать.
      Весь мир - совокупность монад: душа есть не только у человека, но у растений и даже минералов, но только у них не сознательные, как у человека, а бессознательные представления. Лейбниц выстраивает иерархию монад: минералы - растения - животные - человек - Бог. Бог - высшая монада, то есть высшая ступень разумности и сознательности. Между ступенями этой иерархии - плавные переходы, непрерывность.
      Монады находятся в предустановленной Богом гармонии. Мир совершенен. Степень свободы каждой монады определяется степенью ее разумности, сознательности.

    13. Сущность философии Просвещения. Социальные теории Просвещения. 18в. в истории мысли называют эпохой просвещения. Научные знания, ранее бывшие достоянием узкого круга ученых, теперь распространяются вширь, став предметом обсуждения литераторов, популярно излагавших последние достижения науки и философии. Уверенность в мощи чел разума, в его безграничных возможностях, в прогрессе наук, создающим условия для экономического и социального благоденствия - вот пафос эпохи Просвещения. При этом просветители апеллируют не просто к разуму - ведь разум лозунг и метафизиков - а к разуму научному, который опирается на опыт и свободен не только от религиозных предрассудков, но и от метафизических сверх опытных < гипотез>. Чел в философии 18века предстает , с одной стороны, как отдельный индивид, действующий в соответствии со своими частными интересами. С другой стороны, человек - носитель разума и справедливости. Столкновение эгоистического индивида и < человека вообще> составляют основу коллизии и в литературе 18в.

    Просвещение представляет собой далеко не однородное явление : оно имеет свои особенности в Англии, Франции, Германии и России. Просвещения был исторически обусловлен тем, что оно выражало умонастроение поднимающейсяи крепнущей буржуазии. 

    Социальная мысль эпохи Просвещения унаследовала и развила лучшие рационалистические и гуманистические традиции прошлого. В истории социологической мысли различают социальные теории представителей английского, итальянского, французского, немецкого и американского Просвещения. Наиболее яркими представителями социальной мысли эпохи Просвещения были в Великобритании - Т. Гоббс и Дж. Локк, в Италии - Дж. Вико, во Франции - Ш. Монтескье и Ж.-Ж. Руссо, в Германии - И. Кант и Г. Гегель, в Соединенных Штатах Америки - Т. Джефферсон.

    Томас Гоббс (1588-1679) как философ-материалист пытался применить начала механики к анализу социальной жизни. Его социальные теории о естественном состоянии общества и общественном договоре были изложены в философских трактатах "О человеке" (1658) и "О гражданине" (1642), а также в памфлете "Левиафан" (1651). По убеждению Т. Гоббса, люди от природы равны по своим физическим и умственным способностям. Человек по своей природе, утверждал Т. Гоббс, эгоист. Он действует "ради любви к себе". В своих поступках человек руководствуется: стремлением к самосохранению, влечениями и такими "животными страстями", как страх, гнев и жадность. Поведение человека в естественных условиях Т. Гоббс выразил формулой: "Человек человеку - волк". Регулятором, сдерживающим эгоизм и произвол естественного права, с точки зрения Т. Гоббса, выступают инстинкт самосохранения и естественные законы. Всего им было сформулировано 19 естественных законов. Из них главными он считал следующие законы:

    1. "Человеку запрещается делать то, что пагубно для его жизни или лишает его средств к ее сохранению".

    2. "Не делай другому того, что ты бы не желал, чтобы было сделано тебе".

    Джон Локк (1632-1704) как философ и политический деятель, развивая идеи Т. Гоббса о естественном и общественном состоянии общества, дал свое толкование концепциям естественного права и общественного договора, которые были изложены им в "Письмах о веротерпимости" (1685-1693) и в "Двух трактатах о государственном правлении" (1690).

    Дж. Локк, также как и Т. Гоббс, признавал наличие двух форм бытия людей: естественное и общественное.

    Однако, в отличие от своего предшественника, он видел в естественном состоянии проявление "полной свободы" в отношении действий людей, распоряжения своим имуществом и личностью, а также "равенства, при котором всякая власть и всякое право являются взаимными". В естественном состоянии полная свобода человека, по мнению английского философа, ограничена законами природы и разумом, который требует от каждого учитывать интересы других. Именно разум учит тому, что "поскольку все люди равны и независимы, постольку ни один из них не должен наносить ущерб жизни, здоровью, свободе или собственности другого".

    У Дж. Локка естественные права человека и есть естественные законы. Основными он считал следующие естественные права:

    - право на жизнь и личную неприкосновенность;

    - право на груд и собственность;

    - право на свободу мысли, слова и совести.
    14. Немецкая классическая философия: гносеология и этика И.Канта.

    Под гносеологией   понимается  взаимоотношение  субъекта и объекта в процессе познавательной деятельности, отношения зна­ния к  действительности,  возможности познания мира человеком, критерии истинности и достоверности знания. Кант высказал свое отношение по каждому вопросу.

    Особенно интересным для рассмотрения  является   вопрос  о возможности объективного   анализа субъективных ощущений,  т.е. возможны проверки   результатов  объективных   процессов   через субъективный (в данном случае математический) анализ.

    Согласно философии субъективного идеализма,  ощущение  -это единственная реальность, о которой может говорить философ. С этой точки зрения существовать - значит быть  воспринимаемым. Вещь -   комплекс  ощущений.  Основная   проблема - что является источником ощущений.

    Если ознакомиться с работами Канта,  можно сделать вывод, что Бог - источник ощущений.  Кант пишет,  что нужно верить  в Бога, и  в  то  же время он сам ощущает сомнительность его су­ществования. Он приводит следующие  доказательства:   Солнечная система возникла  из   огромного  облака  разряженных  в прост­ранстве частиц,  животный  мир   имеет   свою   генеалогическую классификацию, человек развивался со временем, а не был создан Богом.

    Для философии Канта характерна глубокая противоречивость суждений. Основной чертой его "критической философии" является примирение материализма с идеализмом, агностицизмом, но посте­пенно Кант все-таки отходит от этой позиции.

    Он предполагает   все  явлении  в мире подразделить на две категории:

    1. "вещь  в   себе"  - явления существующие сами по себе не зависимо от нас.

    2. "вещь  для   нас"  - человек имеет представление о мире вещей.
    Согласно Канту, имеется три основных вопроса философии:
    Что я могу знать?
    Что я должен делать?
    На что я смею надеяться?
    На первый вопрос отвечает метафизика, на второй - мораль, на третий - религия. Задача философской этики, таким образом, не сводится к рекомендации ценностных ориентиров, а ее функцией является ответить на этот второй вопрос.

    15. Немецкая классическая философия: идеализм и диалектика Г.Гегеля.

    Основная философская заслуга Гегеля – создание системы объективного идеализма (по его собственному определению, «абсолютного идеализма»), обоснование с позиций объективного идеализма основных законов и категорий диалектики. По словам Ф. Энгельса, Гегель «впервые весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. в движении, изменении и развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого изменения и развития».
    Диалектика в творчестве Гегеля – это теория развития всего сущего и метод познания действительности.
    Его взгляды изложены в ряде произведений, важнейшие из которых – «Феноменология духа», «Наука логики», «Философия истории» и др.
    Основное понятие философии Гегеля – понятие Абсолютной идеи, под которым он понимает некий мировой разум, являющийся первоначалом и движущей силой всего существующего. Абсолютная идея в скрытом («свернутом») виде содержит в себе все возможные природные, общественные и духовные явления. В ходе своего саморазвития Абсолютная идея проходит ряд ступеней, развиваясь от простого к сложному, от абстрактного к конкретному. Высшая ступень развития – абсолютный дух. На этой ступени Абсолютная идея проявляется в форме самосознания человеческого рода, т.е. общественного сознания. Высшими проявлениями Духа Гегель считал такие Фос, как искусство, религию, философию. Причем философия означает завершение, итог развития Абсолютной идеи: по определению Гегеля, философия – это «духовная квинтэссенция эпохи», «самосознание эпохи»
    Исходным элементом Абсолютной идеи является понятие – непосредственный источник каждой вещи, начало любой жизни. Понятия – не отражения вещей, наоборот, вещи вторичны по отношению к понятиям, являются их отражением. Поэтому познать предмет – значит осознать его понятие.
    Основной принцип философии Гегеля – принцип тождества мышления и бытия. Весь существующий мир (природа, общество, человеческое сознание) представляет собой проявление Абсолютной идеи. Вещи – это воплощение идей, поэтому вещи и мышление о них совпадают («Все действительное разумно, все разумное рано или поздно становится действительным»). Мышление и бытие подчиняются одним и тем же законам.
    16. Немецкая классическая философия: материализм и атеизм Л.Фейербаха.

    Материализм  Фейербаха  существенно  отличается  от  материализма XVIII века, поскольку, в отличие от последнего, не сводит всякую  реальность к механическому движению и рассматривает природу не как механизм,  а  скорее как организм. Он характеризуется как антропологический,  так  как  в  центре внимания Фейербаха - не  отвлеченное  понятие  материи,  как  у  большинства французских материалистов, а человек как психофизическое единство,  единство души и тела. Исходя из такого понимания  человека,  Фейербах  отвергает  его идеалистическую трактовку, при которой человек рассматривается,прежде  всего как духовное существо. Согласно Фейербаху, тело в его целостности как раз  и составляет сущность человеческого ”Я”. Духовное начало в человеке  не  может быть отделено от телесного,  дух  и  тело  -  две  стороны  той  реальности, которая  называется  организмом.  Человеческая   природа,   таким   образом, толкуется Фейербахом преимущественно биологически, и отдельный  индивид  для него -  не  исторически-духовное  образование,  как  у  Гегеля,  а  звено  в развитии человеческого рода.

         Началом нового,  материалистического  периода  в  творчестве  Фейербаха следует считать 1839 год. Именно в этом  году  он  окончательно  порывает  с гегелевской философией и становится материалистом.              Критикуя идеалистическую трактовку познания и будучи  недоволен абстрактным  мышлением,  Фейербах  апеллирует  к  чувственному   созерцанию. Полагая, что ощущение  составляет  единственный  источник  нашего  познания. Только то, что  дано  нам  через  органы  чувств:  зрение,  слух,  осязание, обоняние,  -  обладает,  по  Фейербаху,  подлинной  реальностью.  С  помощью органов  чувств  мы  познаем  как  физические  объекты,  так  и  психические состояния других  людей.  Фейербах  не  признавал  никакой  сверхчувственной реальности и отвергал возможность  чисто  отвлеченного  познания  с  помощью разума

      Атеизм Фейербаха. Материализм Фейербаха, как и всякий материализм вообще,  тесно  связан  с атеизмом,  ибо  материалистические  основоположения  уже  содержат  в   себе атеистический смысл. Но эволюцию атеистических  взглядов  Фейербаха,  как  и любого материалиста, нельзя сводить  только  к  развитию  его  материализма, затушевав антирелигиозный  аспект  его  философии.  Кроме  того,  необходимо иметь в виду, что антирелигиозные взгляды Фейербаха начала складываться  еще до его прихода к материализму. У Фейербаха атеизм и  материализм  неразрывно связанные, взаимодополняющие и переходящие друг в друга вещи.

     Фейербах видел центральную тенденцию, в борьбе разума с  верой,  науки  с религией,  философии  с  теологией.  Этой  борьбой,   показывает   Фейербах, пронизана вся философия  нового  времени  —  Бэкона  и  Гоббса,  Гассенди  и Декарта, Лейбница и Бей-ля, Декарта и Спинозы. Фейербах  отмечал  стремление каждого из  этих  мыслителей  освободить  человеческий  ум  от  религиозного влияния и их несомненный вклад в это дело. Но никто из них, по  его  мнению, не освободился полностью от дуализма  веры  и  разума.  «Философы  новейшего времени признавали веру, но так, как законная  жена  признается  в  качестве уполномоченного  лица  мужа,  когда  он  уже  внутренне  с  ней  разошелся». Фейербах требовал последовательности и бескомпромиссности  в  этом  вопросе. Срывая с божества его таинственность,  Фейербах  вначале  еще  полагал,  что человеческое мышление, как таковое,  обладает  самостоятельным  бытием.  Под влиянием гегелевского принципа тождества  субъекта  и  объекта,  мышления  и бытия он на место сверхчувственного бога  поставил  сверхчувственный  разум, мышление.

      Следует подчеркнуть, что для Фейербаха  атеизм  не  сводился  к  простому отрицанию бога. Эту точку зрения он считал характерной для XVII и XVIII  вв. Таким   образом,   Фейербаха   не   удовлетворял   негативный   атеизм   его предшественников.  Атеизм  Фейербаха  требует   положительного   утверждения человека  в  противоположность  его  религиозному,  фиктивному  утверждению. Утверждение человека должно быть не  только  реальным,  но  и  всесторонним, охватывающим все сферы его бытия.  Фейербах  понимал,  что  немногого  стоит забота «о ясности и здоровом состоянии головы и сердца», если «желудок не  в порядке» и «основа человеческого  существования  повреждена.  По  Фейербаху, для того чтобы вылечить «болезни головы и сердца», к которым  он  относил  и религиозную идеологию, необходимо  решение  проблемы  «желудка».  Тем  самым Фейербах ограничивал свой атеизм узкими рамками просветительства. Так как  к материализму философ пришел через критику религии, а  в  свою  очередь,  эта критика становилась более глубокой и убедительной по мере  формирования  его материалистических взглядов. Каковы же  идейные  и  теоретические  источники атеизма и материализма Фейербаха?
    1   2   3   4   5


    написать администратору сайта