Главная страница
Навигация по странице:

  • 41. Понятие ценности. Ценность и оценка. Виды ценностей.

  • Оценка и ее функции

  • Ценностные ориентации личности

  • Классификация ценностей

  • 42. Философское понимание культуры.

  • Ю. М. Лотмана

  • 1. Мировоззрение и его структура. Философия и мировоззрение


    Скачать 340 Kb.
    Название1. Мировоззрение и его структура. Философия и мировоззрение
    Дата25.11.2018
    Размер340 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаotvety_fil-1.doc
    ТипДокументы
    #57661
    страница5 из 5
    1   2   3   4   5

    БИОЛОГИЗАТОРСТВО - направление в социальной науке, сводящее существо социальных отношений и социальных факторов к биологическим явлениям и процессам.


    Социологизаторство состоит в игнорировании природных, врождённых характеристик человека и абсолютизации социальных факторов развития личности. 
    Таковы были взгляды, в частности, деятелей эпохи Просвещения (Вольтер, Дидро и др.) . Нетрудно заметить, что практически все революционно настроенные мыслители придерживались социологизаторства. Яркие примеры - К. Маркс, В. И. Ленин. Социальные революции оправданны постольку, поскольку они улучшают общественное устройство. Только в совершенных социальных условиях возможно становление совершенного человека. Таким образом, с точки зрения социологизаторства, человек - это существо, прежде всего, социальное со всеми вытекающими отсюда следствиям.
    41. Понятие ценности. Ценность и оценка. Виды ценностей.

    Ценность - это все то, что способно удовлетворять потребности человека.

    Ценность - объективная значимость многообразия компонентов действительности (свойств, признаков какого-либо предмета или явления), содержание которых определяется потребностями и интересами людей.

    Ценность и значимость не всегда совпадают. Значимость может быть позитивной или негативной; ценность - позитивная значимость.

    Ценность - проявление социального бытия. Она формируется в процессе практики, ценность, то есть имеет общественную природу. Связь с практикой обусловливает историческую изменчивость ценностей; ценности меняются с развитием общества - то, что вчера было ценностью, может перестать быть ею сегодня.

    Роль ценностей в жизни общества заключается в следующем:

    1. через освоение многообразных ценностей человек приобретает социальный опыт, приобщается к культуре, формируется как личность;

    2. человек создает новые и сохраняет старые ценности, что влияет на развитие культуры;

    3. ценность поступков, мыслей, вещей заключается в том, насколько они способствуют общественному прогрессу и насколько велика их роль в самосовершенствовании человека.

    Оценка и ее функции

    Оценка - это система ценностей, на основе которой человек определяет свое отношение к миру.

    В структуре оценки различают две стороны:

    1. фиксация некоторых свойств предмета;

    2. отношение человека к нему (одобрение или осуждение)

    Функции оценки:

    1. гносеологическая - отражает действительность и социальную значимость объекта;

    2. активизирующая - формирует активную установку и ориентацию на практическую деятельность;

    3. вариативная - выбор человеком каких-либо объектов на основе сравнения их между собой.

    Ценностные ориентации личности

    Ценностные ориентации - отношение субъекта к условиям своего существования, в котором проявляется результат свободного оценочного выбора социально-значимого предмета.

    Ценностные ориентации - это ядро личности, обусловливающие ее активность.

    Классификация ценностей

    1. По видам потребностей:

    - материальные

    - духовные

    2. По значимости:

    - истинные

    - ложные

    3. По сферам деятельности:

    - экономические

    - эстетические

    - религиозные и т.д.

    4. В зависимости от носителя:

    - индивидуальные,

    - групповые;

    - общечеловеческие

    5. По времени действия:

    - сиюминутные;

    - кратковременные;

    - долговременные

    - вечные.
    42. Философское понимание культуры.

    Наиболее философским является определение культуры как системы исторически развивающихся внебиологических программ человеческой жизнедеятельности, обеспечивающих воспроизводство и изменение социальной жизни во всех основных проявлениях, сферы свободной самореализации личности. Впервые культура становится предметом философского изучения в рамках философии Просвещения. Она выражает здесь степень развитости разумного начала, опредмечиваясь в ходе истории в религии, морали, праве, искусстве, науке, философии. При этом многообразие форм культуры располагалось в определенной исторической последовательности. Представители философии жизни сформировали идею об исторической самобытности и локальности культур, отказались от представлений о единой линии культурного развития человеческого рода, оппозиция «природа – культура» сменилась на оппозицию «цивилизация – культура» (О. Шпенглер). Это противопоставление было связано с критикой западной техногенной цивилизации и массовой культуры. Культура как органическое, творческое духовное начало противопоставляется цивилизации как утилитарному, техногенному, материальному. Культура при этом сводится к высшим областям духовного творчества, а цивилизация – к системе различных технологий, повышающих материальное благосостояние людей. В современной философии можно выделить два основных подхода к осмыслению культуры. С точки зрения аксиологического подхода культура – это система ценностей, сложная иерархия идеалов и смыслов, значимая для конкретного общественного организма. Сторонники этого подхода обращают особое внимание на творческий и личностный аспекты культуры, рассматривая ее как меру гуманизации общества и человека. С точки зрения деятельностного подхода культура – специфический способ человеческой жизнедеятельности. Как способ регуляции, сохранения и развития общества культура включает в себя не только духовную, но и предметную деятельность. Акцентируется не столько культура личности, сколько культура всего общества. Близкой к деятельностному подходу является семиотическая интерпретация культуры Ю. М. Лотмана. Культура рассматривается им как система информационных кодов, закрепляющая жизненный социальный опыт, а также средства его фиксации. Культура как сложно организованный и развивающийся набор таких семиотических систем транслирует программы поведения, общения и деятельности. Культура как система разнообразных традиций, образцов поведения, норм и результатов деятельности, постоянное воспроизведение которых делает человека человеком, обладающим языком, сознанием, искусством, современной индустрией, наукой, представляет абсолютную ценность, задающую главные ориентиры всем сферам человеческой деятельности. Культура передается от поколения к поколению и является формой социального наследования, сохраняющей для будущего наш социальный опыт.

    1   2   3   4   5


    написать администратору сайта