филоссофия. философия ответы на экзамен. 1. Мировоззрение как феномен духовной культуры общества. Исторические типы мировоззрения. Мировоззрение и философия. Мировоззрение
Скачать 1.44 Mb.
|
45. Глобальные проблемы современности: философский аспект. Классификация глобальных проблем Исследователи предложили много вариантов классификации глобальных проблем человечества. Согласно варианту, разработанному отечественными учеными И. Т. Фроловым и В. В. Загладиным, все глобальные проблемы делятся на три большие группы. Первую группу составляют те проблемы, которые связаны с отношениями между основными социальными общностями человечества, т.е. между группами государств, обладающих сходными политическими, экономическими и иными интересами: «Восток – Запад», богатые и бедные страны и т.д. Эти проблемы можно назвать интерсоциальными. Вторая группа объединяет те проблемы, которые порождены взаимодействием общества и природы. Третью группу глобальных проблем составляют те, которые связаны с системой «индивид – общество». Интерсоциальные проблемы К ним относится проблема предотвращения войны и обеспечения мира, а также установления справедливого международного экономического порядка. На смену двухполюсному миру пришел мир многополюсный. Существует тенденция его превращения в однополюсный. На место угрозы мировой войны как следствия столкновения двух противоположных общественно-политических систем пришло множество локальных конфликтов. Несмотря на свою локальность, каждый из них имеет свою меру глобальности, поскольку чреват втягиванием в орбиту конфликта множества сторон. Проблемы, связанные с взаимодействием природы и общества Это, во-первых, экологические проблемы, во-вторых, проблемы сырьевых и энергетических ресурсов, в-третьих, проблемы, связанные с освоением Мирового океана и космического пространства. Экологические проблемы – меры против загрязнения окружающей среды. Они включают в себя охрану водного и воздушного бассейнов, охрану почв, сохранение растительного и животного мира, сохранение генофонда. Проблемы взаимоотношений человека и общества Они непосредственно касаются отдельного человека и зависят от способности общества предоставить реальные возможности для развития личности. Это проблемы «человеческих качеств» – развития нравственных, интеллектуальных и иных задатков человека. Сюда относятся проблемы здравоохранения и образования, а также вопросы контроля за численностью населения. 46. Проблемы управления в истории философской мысли. Теория управления издревле была объектом внимания всех известных философов. Самые главные её проявления: государство и власть. Понятие «власть» зародилось в древней Греции. Здесь впервые появилась необходимость регулирования взаимоотношений между гражданами и достижение между ними согласия. Отсюда и появилась власть, как насильственная деятельность, направленная на защиту тех или иных субъектов и оказывающая регулирующее воздействие на людей. Одну из первых теорий управления создал Конфуций (551-478 гг. до н. э.). Им была разработана концепция благородного человека, не по происхождению, а по воспитанию. Закон идеальных отношений выражался принципом «Чего не пожелаешь себе, того не делай другим». «Гуманное управление» подразумевает правление без компромиссов, заботу о людях и их благе, кроме того, защиту идей строгой социальной дифференциации иерархического разделения обязанностей между членами общества. Причем государство должно опираться на мудрость и добродетель правителя и его помощников. Древнегреческий философ Платон (427-343 гг. до н. э.) трактовал государство как максимально возможное воплощение идей мира в социальном обществе. По его мнению, в государстве каждый должен заниматься своим делом, не вмешиваясь в дела других, это требование соответствует иерархической подчиненности во имя целого. В идеальном государстве Платона нет частной собственности, женщины уравнены в правах с мужчинами, детей воспитывает государство, имеется справедливое управление лучших и благородных. «Я вижу близкую гибель государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью». «Политика» Аристотеля (384-322 гг. до н. э.) начинается словами: «Всякое государство представляет собой некую форму общежития». Полная власть закона: «Закону страсть не присуща». Аристотель ввел классификацию форм власти: три правильные (монархия, аристократия, полития) и три неправильные (тирания, олигархия, демократия). Монархия — власть, данная Богом, допустима для человека, превосходящего всех других. Аристократия — власть находится в руках немногих, но благородных и обладающих высокими личными достоинствами. Управление возможно там, где личные достоинства ценятся народом. Полития (республика) — власть большинства, хотя каждый член большинства хуже отдельного члена меньшинства, но, в общем, большинство лучше меньшинства. Тирания — власть, которая «не согласна с природой человека». Олигархия — власть отдельных членов, основанная на богатстве. Демократия — власть большинства, основанная на «желании толпы». Если обобщить и оценить эти и подобные рассуждения, можно выявить два направления поисков: кто должен управлять и как следует управлять. |