Главная страница
Навигация по странице:

  • Основные направления

  • 11. Антропоцентризм, гуманизм и пантеизм в философии эпохи Возрождения.

  • 12. Эмпиризм в философии Нового времени (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Локк).

  • 13. Рационализм Нового времени (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц).

  • филоссофия. философия ответы на экзамен. 1. Мировоззрение как феномен духовной культуры общества. Исторические типы мировоззрения. Мировоззрение и философия. Мировоззрение


    Скачать 1.44 Mb.
    Название1. Мировоззрение как феномен духовной культуры общества. Исторические типы мировоззрения. Мировоззрение и философия. Мировоззрение
    Анкорфилоссофия
    Дата27.01.2022
    Размер1.44 Mb.
    Формат файлаrtf
    Имя файлафилософия ответы на экзамен.rtf
    ТипДокументы
    #344030
    страница3 из 11
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

    Этапы развития средневековой философии:

    1. Этап патристики (2- 8 век, конец этапа–деятельность Боэция–первого схоласта) Наиболее влиятельный из отцов церкви - Августин

    2. Этап становления схоластики (7–12 вв.)–Боэций, Эриуген, П.Абеляр)

    3. Расцвет схоластики (13 век–Бэкон, Альберт Великий, Фома Аквинский)


    Основные направления средневековой мысли: реализм, концептуализм, номинализм.

    Основные проблемы средневековой философии: соотношение веры и разума, благодати и природы, свободы воли, проблема универсалий и доказательства бытия Бога.
    Патристика - совокупность теолого-философских взглядов "отцов церкви", которые взялись за обоснование христианства, опираясь на античную философию и прежде всего на идеи Платона.
    11. Антропоцентризм, гуманизм и пантеизм в философии эпохи Возрождения.

    Возрождение интереса к античной ф-фии и культуре, в которых начинают видеть образец для современности. Идеалом знания становится не религиозное, а светское знание. Наряду с авторитетом Свящ. Писания признается авторитет античной мудрости. Вместе с тем происходит возрождение «истинной» христианской духовности, переосмысливается христианская традиция. Возникают и новые философские направления – деизм и пантеизм. Деизм отвергал идею личного Бога и его повседневное вмешательство в жизнь природы и общества. Деизм рассматривал Бога лишь как первопричину, как творца мира. Деизм давал возможность рассматривать закономерности природы и общества вне божественной предопределенности. В пантеизме Бог и мир отождествлялись. Одним из первых представителей пантеизма был Николай Кузанский. В учении пантеистов Бог, оставаясь бесконечным и незримым Абсолютом, все более сливался с природой, пока не стал, по существу, ее псевдонимом. Главная особенность философии Ренессанса – антропоцентризм. Теперь не Бог, а человек поставлен в центр исследований. Место человека в мире, его свобода, его судьба волнуют таких мыслителей, как Леонардо да Винчи, Микеланджело и др. Возникла новая система ценностей, где на первом месте стоят чел. и природа, а затем религия с ее проблемами. Эпоха Возрождения – это время становления опытных наук, которые постепенно выдвигаются в ранг важнейших наук, дающих истинное знание о природе (Коперник, Кеплер, Галилей, Бруно и др.). Для ф-фии эпохи Возрождения движение и становление предпочтительнее неподвижно неизменного бытия. Это позволило человеку почувствовать силу и власть над всем сущим, совершенствоваться и развиваться без божественной милости. Чел. осознал себя творцом. В творениях Бога, т. е. природных вещах, чел. стремится увидеть закон их построения и выразить его в научных знаниях. Мыслителям Ренессанса присуще нежелание анализировать понятия, тщательно различая (как это делали схоласты) мельчайшие оттенки категорий. Они стремятся осмысливать сами явления природы и общества и не спорить о дефинициях (определениях).  Большинство из них опираются на опыт и разум, а не на интуицию и откровение. Развивается и своеобразный скептицизм (Монтень). На основе рациональности создаются первые утопии, рисующие идеальное гос-во, – «Утопия» Т. Мора; «Город солнца» Т. Кампанеллы и др. 
     Возрождение - период в культурном и идейном развитии стран Западной и Центральной Европы. В Италии эпоха Возрождения с 14-16 веков, в других странах с 15-16 вв. Большинство исследователей связывают появление Возрождения с переходом от средневековья к Новому времени, т.е. от феодализма к капитализму.

    Отличительные черты идеологии Возрождения:

    1. антифеодальная направленность

    2. светский характер (против церкви)

    3. гуманистическое мировоззрение

    4. обращение к культурному наследию античности.

    Антропоцентризм - философское воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания.

    Гуманизм - воззрение, признающее самоценность личности в мире, право человека на свободное развитие и проявление своих способностей.

    Пантеизм - учение, обожествляющее мир.

    Идеологической основой стали гуманизм, а затем натурфилософия.

    В философии эпохи Возрождения можно выделить три основных течения мысли, весьма условно дав им преимущественные временные координаты:

    (антропоцентрическое, с середины XIV до сер. XV в.),

    (онтологическое, с сер. XV до первой трети XVI в.),

    (механистическое, втор. пол XVI нач. XVII в.) Натурфилософия, затем, уступает место философии Нового Времени.

    Гуманизм - от лат. человеческий - признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей. Утверждение блага человека, как критерия оценки общественных отношений. В философском смысле - светское вольномыслие, противостоящее духовному господству церкви.

    В эту эпоху происходило своеобразное обожествление человека - "микрокосмоса", богоравного существа, создающего и творящего самого себя. Эти взгляды представляют собой антропоцентризм. Это философский термин, укоренившийся во второй половине 19 века для обозначения идеалистических учений, видящих в человеке центральную и высшую цель мироздания. Но его основы были заложены в эпоху Возрождения.

    Пантеизм - от греч. theos, что означает бог. Это религиозные и философские учения, отождествляющие бога и мировое целое. Пантеистические тенденции проявлялись в еретической мистике средних веков. Пантеизм характерен для натурфилософии Возрождения и материалистической системе Спинозы, отождествившего понятие "бог" и "природа".

    Натурфилософия становится определяющим движением философской мысли на заключительном этапе Возрождения. Ее отличает не только предмет рассмотрения - прежде всего собственно "философия природы", но и метод подхода к основным проблемам философии. Сами мыслители назвали себя "натуральными философами", подчеркивая этим, что рассматривают и космос и человека с точки зрения автономии природы, вне теологии и схоластической книжной традиции. Натурфилософия использовала во всей полноте возрожденное гуманистами античное философское наследие, прежде всего философию "десократников", но также и платонизм, и отвергаемый ею в его схоластической форме Аристотелем. Через головы гуманистов она обратилась и к философской мысли средневековья, в особенности к неортодоксальным, аверроистским и неоплатоническим, пантеистическим течениям. Опираясь на достижения возникающих эту эпоху и в борьбе со схоластикой естественных наук, исходя из назревших общественных потребностей, натурфилософия стремится создать новую картину мира, свободную не только от авторитета теологии и схоластики, но и от книжной учености гуманизма. Основу ее метода составляет рассмотрение природы исходя из ее "собственных начал", независимо от вне- и сверхприродного вмешательства и от груза книжной учености.

    У истоков антропоцентрического гуманизма стоит Данте Алигьери (1265-1321). В своей бессмертной "Комедии", а также в философских трактатах "Пир" и "Монархия" он исполнил гимн земному предназначению человека, открыл путь к гуманистической антропологии.

    Тленному миру земли противостоит вечный мир небес. И в этом противостоянии роль среднего звена выполняет человек, ибо он причастен к обоим мирам. Смертная и бессмертная природа человека обуславливает и его двоякое предназначение: внеземное существование и осуществимое на земле человеческое блаженство. Земное предназначение реализуется в гражданском обществе. К жизни вечной человека ведет церковь.

    Таким образом, человек реализует себя в земном предназначении и в вечной жизни. Разделение земной и загробной жизни ставит проблему отказа церкви от притязаний на светскую жизнь.
    12. Эмпиризм в философии Нового времени (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Локк).

    Европейскую философию 17 века условно принято называть философией Нового времени. Успешное освоение природа было немыслимо без развития наук о природе. Новое время входило в жизнь и развивалось под лозунгами свободы, равенства, активности индивида. Главным орудием реализации этих лозунгов явилось рациональное знание. Один из классиков философии Нового времени, Ф. Бэкон, выразил это в утверждении: «Знание есть сила, и тот, кто овладеет знанием, тот будет могущественным». Знание — сила, но действительной силой оно может стать, только если оно истинно, основывается на выяснении истинных причин происходящих в природе явлений. Лишь та наука спо­собна побеждать природу и властвовать над ней, которая сама «повинуется» природе. Поэтому Бэкон различает два вида опытов: 1) «плодоносные» и 2) «светоносные». Плодоносными он называет опыты, цель которых — принесение непосредственнойпользы человеку, светоносными — те, цель которых познание законовявлений и свойств вещей. Творчество Бэкона характери­зуется определенным подходом к методу человеческого познания и мышления. Исходным моментом любой познавательной деятельности являются для него преж­де всего чувства. Поэтому его часто называют основателем эмпиризма — направления, которое стро­ит свои гносеологические посылки преимущественно на чувственном познании и опыте.

    Условием реформы науки должно быть также очищение ра­зума от заблуждений. Бэкон различает четыре вида заблужде­ний, или препятствий, на пути познания — четыре вида «идо­лов» (ложных образов) или призраков. Это — «идолы рода», «идолы пещеры», «идолы площади» и «идолы театра».«Идолы рода» — препятствия, обусловленные общей для всех людей природой. «Идолы пещеры» — ошибки, которые присущи не всему человеческому роду, а только некоторым группам людей вследствие субъективных предпочтений, симпатий, антипатий ученых.«Идолы площади» — препятствия, возникающие вслед­ствие общения между людьми посредством слов. «Идолы театра» — препятствия, порождаемые в науке некритически усвоенными, ложными мне­ниями.Продолжая тему развития эмпиризма,–Джона Локка. Главное внимание он уделяет проблематике познания. Локк отрицает существование «врожденных идей».Человеческая мысль (душа), согласно Локку, ли­шена всяких врожденных идей, понятий, принципов либо еще чего-нибудь подобного. Он считает душу чи­стым листом бумаги.Лишь опыт этот чистый лист запол­няет письменами.

    Локк понимает опыт прежде всего как воздействие предметов окружающего мира на нас, наши чувственные органы. Поэтому для него ощущение является основой всякого познания. Опыт, который мы приобретаем при этом, он опреде­ляет как «внутренний» в отличие от опыта, обретенного при посредстве восприятия чувственного мира. Идеи, возникшие на основе внешнего опыта он называет чув­ственными; идеи, которые берут свое про­исхождение из внутреннего опыта, он определяет как возникшие «рефлексии». Однако опыт — как внешний, так и внутренний — непосредственно ведет лишь к воз­никновению простых идей. Для того, чтобы наша мысль (душа) получила общие идеи, необходимо размышление. Размышление, в понимании Локка, является про­цессом, в котором из простых идей возникают новые идеи, которые не могут появиться непосредственно на основе чувств или рефлексии. Сюда относятся такие общие понятия, как пространство, время и т. д.Основные черты эмпиризма философии Нового времени, которые заключаются в следующем:- исключительная значимость и необходимость наблюдений и опыта в обнаружении истины;- путем, ведущим к знанию, является наблюдение, анализ, сравнение, эксперимент;- исключительно все знания черпаются из опыта, ощущений.

    Философское направление - эмпиризм (от греч. empiria опыт) утверждает, что все знания возникают из опыта и наблюдений. При этом остается неясным, как возникают научные теории, законы и понятия, которые нельзя получить непосредственно из опыта и наблюдений.

    Родоначальником эмпиризма был англ философ Бэкон (1561-1626), кот был убежден, что философия способна стать наукой и должна ею стать. Науку, знание он рассматривает как высшую ценность, обладающую практической значимостью. «Знание - сила». «Мы столько можем, сколько знаем».

    Бэкон разработал классификацию наук. На памяти основывается история, на воображении – поэзия, литература и искусство вообще. Разум же лежит в основе теоретических наук или философии.

    Гл затруднение в познании природы – в уме человека. Для Бэкона правильный метод – наилучшее руководство на пути к открытиям и изобретениям, кратчайший путь к истине. Существует 4 препятствия для объективного познания мира, идолы (заблуждения разума, искажающее познание):

    1. «призраки рода». Явл следствием несовершенства органов чувств, которые обманывают, но сами же указывают на свои ошибки.

    2. «призраки пещеры». Происходит не от природы, а от воспитания и бесед с другими.

    3. «призраки рынка». От особенностей соц жизни человека, от ложной мудрости. Наиболее тяжкие из всех.

    4. «призраки театра». Связаны со слепой верой в авторитеты, ложные теории, философские учения.

    Очистив разум от призраков, нужно выбрать метод познания. Бэкон образно характеризует методы познания как пути паука, муравья и пчелы. Паук выводит истины из разума, а это ведет к пренебрежению фактами. Путь муравья – узкий эмпиризм, умение собирать факты, но не умение их обобщать. Путь пчелы – состоит в умственной переработке опытных данных.  Путь истинного познания – индукция, т.е. движение познания от единичного к общему. Особенность индуктивного метода – анализ. Эмпирическая философия Бэкона оказала сильное влияние на становление экспериментального естествознания.

    Дж. Беркли (1685-1753). Исходный пункт субъективно-идеалистической концепции становится критика учения Локка о первичных и вторичных качествах. Он считает ошибочным взгляд, согласно которому первичные качества объективны, а вторичные субъективны. По Беркли, все качества вторичны. Между первичными и вторичными качествами нет различия, и те и другие явл ощущениями. Ощущений же вне разума нет. Поэтому вне сознания ничего нет.

    Существование вещей означает, что они «должны быть воспринимаемыми». Отсюда центральный принцип его философии: «существовать значит быть воспринимаемым». Данное утверждение приводит Беркли к солипсизму – учение, признающее существование только данного субъекта. Беркли с позиции субъективной гносеологии переходит на позиции на позиции объективного идеализма.
    13. Рационализм Нового времени (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц).

    Самый яркий представитель рационалистического направления – Рене Декарт.

    Философия Декарта представляет собой новый, цельный и рационально обоснованный образ мира, не только соответствующий актуальному состоянию естествознания, но и полно­стью определяющий направление его развития. Первым условием философии он делает само отвер­жение всех определений. Принцип Декарта, согласно которому во всем следует сомневаться, выдвигает сомнение не как цель, но лишь как средство.

    Декарт ставит вопрос о постижении до­стоверности самой по себе, достоверности, которая должна быть исходной предпосылкой и поэтому сама не может опираться на другие предпосылки. Такую достоверность он находит в мыслящем Я— в созна­нии, в его внутренней сознательной очевидности. С проблематикой познания в философии Декарта тесно связан вопрос о способе конкретного достиже­ния наиболее истинного, т. е. наиболее достоверного, познания. Правила, которых он придерживается и которые на основе своего опыта полагает важнейшими, он фор­мулирует следующим образом:

    не принимать никогда любую вещь за истин­ную, если ты ее не познал как истинную с очевидно­стью разделить каждый из вопросов; которые следует изучить, на столько частей, сколько необходимо, чтобы эти вопросы лучше разрешить; свои идеи располагать в надлежащей последо­вательности, начиная с предметов наипростейших и наилегче познаваемых к знанию наиболее сложных совершать везде такие полные расчеты и такие полные обзоры, чтобы быть уверенным в том, что ты ничего не обошел. Рационализм Декарта нашел много продолжателей. Спиноза и Лейбниц. Основные идеи философии Спинозы изложены в его главном и основном труде – «Этике». Рассуждения, содержащиеся в «Этике», разделены на пять основных частей (о Боге, о природе и происхождении мысли, о происхождении, о человеческой несвободе, о силе разума, или о человеческой свободе). Мышление трактовалось как своего рода самосознание природы. Мышление тем совершеннее, чем шире круг вещей, с которыми человек вступает в контакт, т.е. чем активнее субъект. Мера совершенства мышления определяется мерой его согласия с общими законами природы. Понимать вещь — значит видеть за ее индивидуаль­ностью универсальный элемент, идти от модуса к субстанции. Разум стремится постичь в природе внутреннюю гармонию причин и следствий Готфрид Вильгельм Лейбниц представляет опреде­ленное завершение европейского философского рацио­нализма. Ядро философской системы Лейбница составляет учение о «монадах».Монада — ос­новное понятие системы — характеризуется как про­стая, неделимая субстанция. Основные положения учении:1)весь мир состоит из множества субстанций, имеющих единую природу,2)Монада проста,неделима,не явл.мат-вещественным образованием,3)обладает 4мя качествами:стремлением, влечением, восприятием,представлением.4)монада-деятельность, единое,непрерывно меняющее свое состояние.Делит на 4 класса.1)голые монада-лежат с овнове неогранической природы(камней,земли).2)монады животных-обладают ощущениями, но не развито самосознание.3)монады человека(души)-облад. Сознанием, памятью, разумом.4)Высшая монада-Бог.

    Характерные черты рационализма новоевропейской философии:

    - через достоверность мысли мыслящее существо идет к познанию окружающего мира;

    - рационализм требует ясности и непротиворечивости мышления;

    - на начальной стадии развития неприятие чувственного метода постижения истины как такового, с последующим признанием, что он необходим как низшая ступень познания.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта