Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. Ф. Бекон, Р. Декарт . 3. Т.Гоббс.Д.Локк 4. Б. Спиноза, Г. Лейбниц 5.. Дж.Беркли, Д. Юм Ключевые понятия Деизм

  • Дуализм

  • Монада

  • Рационализм

  • Бенедикт (Барух) Спиноза (1632-1677г.г.) нидерландский философ, последователь Р.Д. и яркий представитель европейского рационализма.

  • Готфрид Лейбниц 1646-1716)

  • КЛАССИЧЕСКАЯ НЕМЕЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ

  • РУССКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ X - XIX вв. И НАЧАЛА XX ВЕКА

  • философия нового времени. Философия Нового времени. Философия Нового времени План Общая характеристика философии Нового времени Ф. Бекон, Р. Декарт


    Скачать 234 Kb.
    НазваниеФилософия Нового времени План Общая характеристика философии Нового времени Ф. Бекон, Р. Декарт
    Анкорфилософия нового времени
    Дата23.05.2023
    Размер234 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаФилософия Нового времени.doc
    ТипДокументы
    #1154833
    страница1 из 3
      1   2   3

    Философия Нового времени

    План

    1. Общая характеристика философии Нового времени

    2. Ф. Бекон, Р. Декарт .

    3. Т.Гоббс.Д.Локк

    4. Б. Спиноза, Г. Лейбниц

    5.. Дж.Беркли, Д. Юм
    Ключевые понятия
    Деизм – учение, которое признаёт Бога в качестве первопричины мира.

    Дуализм – принятие двух субстанций, равноправно лежащих в основании мира.

    Картезианство – совокупность взглядов Декарта и его последователей

    Модусы – свойства.

    Монада – термин, обозначающий в учении Лейбница бестелесные простые субстанции.

    Метод – это способ достижения цели, исследования, познания.

    Пантеизм – учение, отождествляющее Бога и природу.

    Рационализм – направление в теории познания, выдвигавшее в качестве наиболее достоверного познания с помощью разума.

    Эмпиризм – направление в теории познания признающее чувственный опыт единственным источником истинного знания.


    Новое время толкуют в узком смысле как эпоху 17 столетия, в широком смысле - с 17 века и по настоящее время.

    Речь пойдет о философии 17 века.

    Это была эпоха первых крупных буржуазных революций, период становления буржуазных отношений в европейских странах, колоссальных перемен в социальной жизни, коренных преобразований в экономике, технике, изменение всей духовной жизни общества. В этот период стали складываться новые представления о человеческих ценностях, и все же, главным феноменом явилось небывалое возвышение науки, ее роли в жизни общества. Бурное развитие естествознания, особенно механико-математических наук оказало сильное влияние на развитие философии. Как никогда, особенно в борьбе со схоластикой актуализировалась проблемы методов научного познания.

    С 17 века начинается становление науки как самостоятельного института, наука приобретает современные черты и формы. Из общефилософских знаний в этот период в самостоятельные отрасли выделяются дисциплины: экономика, социология, политология и др.

    В философии происходит разрыв со схоластикой и религией: в борьбе против религии, давления и авторитета церкви возникает учение о всемогуществе разума и безграничных возможностях науки

    В процессе решения этих проблем в философии возникают два основных направления, отличавшихся различным отношением к вопросу об источнике познания: эмпиризм и рационализм.

    Родоначальником материализма Нового времени становится один из крупных мыслителей Ф. Бекон (1561 – 1626 г.г.), английский политический деятель и философ. Основные философские работы: «Новый Органон», «Новая Атлантида». Эти названия не случайны и связаны с именем Аристотеля (Органон, Атлантида )

    Ф. Бекон явился создателем метафизического материализма Нового времени, основателем экспериментальной науки, а также индуктивного метода научного познания и эмпирического направления в философии. Заслуга Бекона явилась в том, что он восстановил и продолжил материалистическую традицию античности, рассматривая материю, как совокупность мельчайших частиц, а природа – совокупность различных многообразных тел. Бекон исходил из единства материи и движения, при этом не ограничивался одной единственной механической формой движения, а имел в виду 19 целых подобных форм. Основное внимание в своих философских системах он уделял проблемам связанных с наукой, ее роли в жизни человека и общества, а также способствовать новым изобретениям. совершенствование метода познания – индукции. Ф. Бекон являлся родоначальником эмпирической философии, т.к. считал, что истинная философия должна строиться не на умозрении и непосредственных чувственных данных, а на целенаправленном организованном опыте, который ориентирован на открытие новых знаний улучшающих жизнь людей и увеличивающих их власть над природой. В связи с этим, Бэконом был выдвинут афоризм, который выражал всё его философское кредо: «Знание есть сила».

    Заслугой английского мыслителя является разработка учения «об очищении» интеллекта с помощью индукции от врождённых и приобретённых «идолов», препятствующих движению мысли к истине.

    Бекон выделилял 4 вида идолов:

    1. идолы рода

    2. идолы пещеры

    3. идолы рынка

    4. идолы театра

    Первый названный идол рода означает то, что эти заблуждения носят общечеловеческий характер, связанный с ограниченностями человеческого ума и познания.

    Второй идол пещеры связан с теми или иными недостатками индивидуального характера, упущениями в воспитании и образовании людей.

    Третий призрак рынка или площади связан с тем, что люди часто используют разные слухи, расхожие суждения, и подчас придают словам неодинаковый смысл.

    Четвертый идол театра, связан с преклонением перед авторитетами, слепым им подражаниям. Римский оратор Гораций – предшественник Бекона говорил: «Зачем я должен пользоваться чужими мыслями?»

    Бекон полагал, что в процессе познания особенно природных явлений, особое значение приобретает метод познания – индукция. здесь он решительно выступил против схоластики, подчеркнув, что она богата только словами и бедна мыслями. Отдавая приоритет в исследованиях индукции, Бекон не отрицал и роли дедукции, но считал, что она имеет вторичный характер. это вовсе не означает, что он принижал роль дедукции, справедливо считая, что оба эти метода необходимы в познавательном процессе (по его мнению, человек может стоять на двух ногах).

    Определив главный метод познания – индукцию, он выделяет конкретные пути, с помощью которых может проходить познавательная деятельность. Среди исследователей Б. различал - «чистые эмпирики», догматики и настоящие подлинные исследователи. Как бы для большей наглядности он уподоблял первых муравьям, которые ограничивается сбором материалов, вторых – пауку - которые все выводят из самого себя, и третьих- пчёлы- те, кто соединяют воедино достоинства первого и второго и в то время освобождаются от их недостатков - являются истиннымы исследователями. Таким образом, лучшим путём познания по Бекону, является эмпиризм, основаный на индукции.

    Таким образом, Бекон явился как создателем индуктивного метода также и опытного изучения естествознания. Говоря о роли метода в познании, он говорил, что метод это светильник, который освещает дорогу путнику. Ему принадлежит и такое сравнение, даже хромой калека, который движется по разработанному маршруту скорее достигнет конечной цели, «чем лихой всадник движущийся как попало». Ф.Бекон стоял на позициях механистического материализма, т.е. природные явления рассматриваются вне развития и вне связи друг с другом.

    Он делил все науки на два вида: «светоносные» и «плодоносные». Говоря современным языком, он делил их на прикладные и фундаментальные, считая необходимыми и те, и другие для прогресса общества.

    Р. Декарт (1596 – 1650) - Декарт (в латинском написании Картезий) основатель философского рационализма. Заслуга Декарта в том, что он:

    1. обосновал ведущую роль разума в познании

    2. выдвинул учение о субстанции

    3. теорию о научном методе познания.

    4. стал автором теории дуализма, чем пытался примирить материализм и идеализм

    Основные его труды: 1.«Начало философии», 2.«Рассуждение о методе». 3.«Правила для руководства ума». 4.»Размышление о новой философии».

    Декарт являлся крупным французским философом, математиком, физиком и в целом легче указать те науки, которыми он не занимался, настолько был широк диапазон его научных изысканий. Достаточно упомянуть, что он явился основоположником аналитической геометрии – автор знаменитых декартовых координат; один из соавторов интегральных уравнений, ученый, который акцентировал относительность движения и покоя. Особое место в философии Декарта занимало учение о субстанции (той первоосновы мира, которая сама ни отчего не зависит и раскрывается самой в себе). Его учение о субстанции дуалистично. Он исходил из того, что Бог создал две сотворенные субстанции – материальную и духовную. Свойством первой является протяжение, второй – мышление. Это значит, что все материальные субстанции обладают общим для всех признаком - протяжением и делимы до бесконечности. Духовные субстанции наоборот, неделимы.

    Остальные свойства как материальных, так и духовных субстанций производны от их коренных свойств и были названы Декартом – модусами. Например, модусами протяжения являются форма, движение, положение в пространстве и т. д; модусами мышления – чувства, желания ощущения.

    Говоря о мироздании, Декарт представлял его как огромный механический агрегат. Основным свойством выступала протяженность. Вообще Декарт – геометризировал материю, природу. Животных он представлял как механизмы, которые лишены чувств и разума, а человек отличался от них только лишь разумом. Декарт отстаивал дуалистическое представление о человеке. С одной стороны, человек обладает материальным телом, с другой бестелесной, разумной душой, существующей независимо от тела. Человек, по мнению Декарта, единственное существо, в котором соединяются и существуют две субстанции, и это позволило ему возвыситься над природой. И все же основное место в философии Декарта занимали проблемы познания, его возможности и границы. Пожалуй, Декарт был один из первых философов, который считал, что познание нужно начинать именно из исследования разума, и это должно стать главной проблемой всей философии. Поскольку мышление – работа разума, то в основе бытия и познания может лежать только разум. Поэтому Декарта справедливо рассматривают как основоположника рационализма.

    Чувства иногда обманывают, значит, чувственные данные не могут быть приняты в качестве исходного принципа философствования.

    Все должно пройти проверку разумом, все должно быть обоснованно и даже то, чему мы привычно доверяем.

    Сделав ставку на разум, Декарт, оптимальным научным методом в процессе познания считал восхождение от общих и простых идей к идеям сложным. В противовес бэконовской индукции Декарт выдвинул дедукцию. Только используя дедукцию как метод, по мнению Декарта, разум может достичь достоверного знания во всех сферах познания. Р. Декарт обращает внимание при использовании дедуктивного метода, применять определенные правила:

    первое правило ориентирует считать истинным то, что очевидно;

    второе правило требует разделять сложные проблемы на простые;

    третье правило предполагает мыслить, двигаясь от простого к сложному;

    четвёртое правило требует строго соблюдать последовательность, логическую цепь исследования, не пропускать не единого звена в логической цепочке исследования. Достаточно пропустить единственное звено, и рушится вся цепь и становится невозможным тот вывод, ради которого он был задуман.

    В свою методологию Р. Декарт вводит принцип сомнения. Сомнение направленно против слепой веры с одной стороны, а с другой стороны ориентированно на поиск наиболее достоверного и очевидного. Если Ф. Бекон ориентирует познание на опытное исследование отдельно взятых вещей, явлений мира, то Декарт в качестве исходного пункта познания принимает индивидуальный акт мышления. Само сомнение уже есть процесс мысли, а субъективно пережитый акт мышления неотделим от мыслящего существа. «Я сомневаюсь во всем, кроме того, что я существую». И в качестве исходного принцип выставляет: «Все подвергай сомнению». Но, абсолютно несомненным является суждение: «Я мыслю, следовательно существую».

    Выходит, что познание должно быть направленно не от бытия к истине, а от истины к бытию, так как истина то же самое, что бытие. Истина выступает не как соответствие знания бытию, а как модель для создания соответствующего этой истине бытия.

    Декарт также разработал правила нравственного поведения людей, в которых выделил особо следующие моменты:

    1. Не нужно никогда думать, что ты можешь совершить (имеется в виду поведение людей, морали) что-либо исключительное, особенное

    2. При принятии решений нужно действовать осмысленно, взвешенно, но после того, когда решение сложилось, нужно проявлять решительность, отказавшись от всяких колебаний

    3. Воспринимайте жизнь спокойно, обдуманно, не поспешно

    4. Опираясь на все три предшествующих правила старайтесь стремиться к лучшему.

    Так выглядит философия Декарта. Декарт явился зачинателем новой философии – четко определил новые черты философии – выделял силу разума, разумность.

    Бенедикт (Барух) Спиноза (1632-1677г.г.) нидерландский философ, последователь Р.Д. и яркий представитель европейского рационализма.

    Родился в Испании, переехал жить в Голландию. В 24 года он был отвергнут еврейской общиной и проклят. Всю жизнь он страдал от болезни лёгких. Эта болезнь была вызвана пылью от оптического стекла, которое ему приходилось шлифовать из-за тяжёлого материального положения Церковь его постоянно преследовала. Умер он в бедности, лёжа на голой деревянной кровати в крошечной комнатке.

    Основные его работы: 1.«Этика» 2.»Богословско-теоретический трактат».

    Спиноза поместил в центр своих философских размышлений проблему субстанции, теорию познания и этику, вопрос соотношения свободы и необходимости. Его трактовка о субстанции резко отличалась от Декартовой.

    - существует только одна единая субстанция, которая заключает в себе все сущее;

    - природа и Бог едины – занимает позицию пантеизма;

    - Бог внутри природы.

    Сама же субстанция (Природа – Бог) обладает следующими качествами: существует, самостоятельна и независима от кого-либо, имеет внутреннюю причину самой себя, обладает множеством свойств, основные из которых - мышление и протяжение, бесконечна в пространстве и времени, вечна, неподвижна.

    Оба атрибута носят бесконечный характер, неотделимы от субстанции, что касается единичных, конкретных вещей, Спиноза называет их модусами и указывает на их конечный характер. Субстанция одна, модусов бесконечное множество.

    Спиноза явился одним из первых философов, который попытался определить свободу в рамках необходимости. Ему принадлежит дефиниция (определение) свободы – свобода есть осознанная необходимость. Спиноза впервые осуществил попытку изложить философские проблемы геометрическим способом. Он делал это так – давал дефиницию, затем приводил аксиомы, после этого доказательства или утверждение, и в заключении приводил комментарии или доказательства. Спиноза: «Чтобы каждый из нас не делал, какой бы он не был – бессмертия у него не будет. Поэтому нечего нам размышлять о смерти. Истинный философ или человек больше думает о жизни».
    Готфрид Лейбниц 1646-1716) нем. ученый-математик, юрист, -философ – считается последним видным представителем философии Нового времени и предшественником немецкой классической философии.

    Основные проблемы в его философии: проблемы субстанции и познания.

    Изучив теории Декарта и Спинозы о субстанции, Лейбниц счёл их несовершенными. В противовес их теориям Лейбниц выдвинул теорию о монадах (или о множественности субстанций). Основные положение его теории: весь мир состоит из огромного количества субстанций, имеющих не дуалистическую, а единую природу; данные субстанции называются монадами ( в перев. с греч. – «единое», «единица»); монада проста, неделима, не имеет протяжения, не является материально-вещественным образованием; монада обладает четырьмя качествами: стремлением, влечением, восприятием, представлением; монады абсолютно замкнуты и независимы друг от друга.

    Все существующие монады Лейбниц делит на четыре класса:

    «голые монады» - лежат в основе неорганической природы (камней, земли, полезных ископаемых);

    монады животных – обладают ощущениями, но неразвитым самосознанием;

    монады человека (души) – обладают сознанием, памятью, уникальной способностью разума мыслить;

    высшая монада – Бог.

    Чем выше класс монады, тем больше её разумность и степень свободы.

    В гносеологии Лейбниц попытался примирить эмпиризм и рационализм: все знания разделил на два вида – «истины разума» и «истины факта». «Истины разума» выводятся из самого разума, имеют необходимый и всеобщий характер; «истины факта» - знания, полученные эмпирическим путём (магнитное притяжение, температура кипения воды и. т. д.) данные знания лишь констатируют сам факт, но не говорят о его причинах, имеют вероятностный характер.

    Таким образом, по Лейбницу, познание может осуществляться не только путём получения только одного вида знаний – либо рационального, либо опытного, а их обоих видов, причем одно из них – рациональное – будет носить достоверный характер, а другое – эмпирическое – лишь вероятностный.

    ЛИТЕРАТУРА
    М. С. Западноевропейская философия 17 в. М.,1984. Радугин А.А. Философия. Курс лекций М., 2009.

    Рассел Б. История западной философии. М.,1971.

    Соколов В.В. Европейская философия 15-17 вв. М.,1964.

    Хрестоматия по истории философии. В 3 ч.Ч.2 М.1997.

    Контрольные вопросы
    1. Дайте краткую характеристику философии Нового времени?

    2. Какая идея лежит в основании эмпиризма?

    3. С именем какого философа связана традиция европейского рационализма?

    4. Какой метод исследования избрал Ф. Бэкон для достижения истины?

    5. Какие помехи, по мнению Ф. Бэкона, существуют в процессе познания мира?

    6. Что, по мнению Р. Декарта, является критерием истинности?

    7. Какие правила рационального мышления Р. Декарт предлагает?

    8. Какими атрибутами характеризует Б. Спиноза субстанцию?

    9. Какие идеи составляют основу этики Б. Спинозы?

    10. Можно ли оценивать философию Г. Лейбница как монистическую? Почему?

    Тема :. КЛАССИЧЕСКАЯ НЕМЕЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ


    1. Философия И.Канта. «Докритический» и «критический» период в его творчестве. Этика И.Канта.

    2. Философский идеализм Г.Гегеля. Диалектический метод.

    3. Антропологический материализм Л.Фейербаха.


    Немецкая классическая философия охватывает краткий исторический период, который ограничен 80-ми годами XVIII века, с одной стороны, и 1831 годом – годом смерти Гегеля – с другой. Несмотря на это, философия данного исторического типа достигла больших высот. Проблемы свободы и равенства, диалектика природы и теория диалектики вообще, историзм в исследовании общества – вот некоторые существенные достижения философской мысли этого периода.

    Рассматривая первый вопрос, необходимо обратить внимание, что творчество Иммануила Канта (1724-1804 гг.) как бы разделяют на два периода: «докритический» и «критический». В «докритическом» периоде он находится на позициях естественнонаучного материализма. В этот период им создана космогоническая гипотеза, в которой на место внешнего толчка поставлены природные силы. Кант отрицал абсолютный покой, говорил о всеобщем круговороте материи во Вселенной.

    Второй период его творчества получил название «критического» из-за названия ряда работ, начинающихся со слова «критика» («Критика чистого разума», «Критика практического разума» и т.д.). Здесь он полагает, что надежды мыслителей Просвещения на скорое познание тайн природы наивны, но отказ от научного познания был бы еще более вреден для человека. Кант хочет одновременно и ограничить, и обосновать знание. Ограничивает знание, чтобы освободить место вере, и в то же время считает, что познание необходимо ведет к науке.

    В теории познания выдвигает учение о «вещи в себе». С одной стороны, это мир вещей, который является внешним возбудителем наших ощущений. С другой стороны – «вещи в себе» нам не являются. Что же мы ощущаем тогда? Кант отвечает: явления как таковые, но не принципе, – непознаваемый объект. Знаем, что она существует, но не знаем, что собой представляет. Познание и «вещь в себе» несовместимы. «Вещь в себе» может раскрыться только через веру. Кант делит знание на несовершенное и совершенное (истинно научное). их возбудители. Здесь проявляется агностицизм Канта. «Вещь в себе», в Последнее – достоверное, всеобщее знание. Оно из опыта невозможно, носит внеэмпирический, доопытный характер, априорно.

    В этике Канта человек рассматривается не как пассивное создание природы, он способен к самосовершенствованию. Вслед за Руссо считает, что возможность свободы в обществе обусловливается уважением индивида к другим равным ему существам. Кант формулирует нравственный закон по названию «категорический императив», которому должны, безусловно, следовать люди. Смысл его: человек должен быть для другого всегда как цель и никогда как средство, т.е. идея неприкосновенности другого человека. Нравственное поведение преследует цель, чтобы не пострадал другой человек из-за моего поведения. Необходимо действовать согласно нравственного закона всегда, даже если последствия и самоубийственные для индивида.

    Второй вопрос раскрывает философию Г.Гегеля (1770-1831 гг.). Нужно обратить внимание на то, что философская система Гегеля – объективный идеализм. Абсолютный дух порождает мир, природу. Природа – инобытие абсолютного духа, но она познаваема. Там есть всеобщая связь и жизнь, но нет свободы, которая существует только в духовном мире. Сначала дух творит природу, а затем – время. Гегель говорит о взаимосвязи материи, движения, пространства и времени. Отрицает филогенез, т.е. человек не произошел от животного, как животное не развилось из растения. «Каждое существо есть сразу и целиком то, что оно есть». В воззрениях на общество он придерживался принципа историзма. Историю творят личности, но через них действует мировой дух.

    Громадная заслуга Гегеля заключается в том, что он создал теорию диалектики, где говорит о самодвижении духовной сущности, происходящей через взаимопереходы и взаимопереливы понятий, т.е. он разрабатывает диалектику понятий, субъективную диалектику. Но в ней он гениально угадал диалектику вещей, т.е. объективную диалектику.

    У него абсолютный дух порождает мир, а затем возвращается из отчужденных своих порождений в родное лоно, где и осознает всю свою историю. Этот возврат осуществляется трижды. Причем каждый раз возврат происходит на более высокую точку. Таким образом, развитие предстает как спираль, а внутри спирали – восходящее развитие духа по гребням трех его волн. На гребне искусства (Древняя Греция) абсолютный дух созерцает себя в чувственных образах; на гребне религии (средневековье) дух переживает себя в самоуглубленных представлениях; на гребне философии (современная Гегелю Германия) дух мыслит себя в научных понятиях.

    Философию Л.Фейербаха (1804-1872 гг.) в учебной литературе традиционно относят к этапу немецкой классической философии, хотя его философские взгляды отличаются от взглядов И.Канта, Г.Гегеля, И.Фихте, Ф.Шеллинга. Философия Фейербаха – материалистическая. Он отрицает существование бессмертной души и загробной жизни. Главная особенность его материализма – антропологизм. Выступает против того, что человек есть «раб божий и покорное оружие мирового духа». Человек - существо активное, он сын природы. Человеческую природу он рассматривает преимущественно биологически, не видит ее в особенностях социальной жизни. Сущность человека он видит в совокупности способностей, потребностей и страстей. Склонен рассматривать человека внеисторически, абстрактно, хотя и понимал, что индивид может развиваться только в обществе.

    Для философских взглядов Фейербаха характерны некоторые элементы диалектики, но позднее, отвергая идеализм Гегеля, он отвергает и его диалектику. Материализм у него метафизический, механический. Также материализм его созерцательный, т.е. он не включает в свою философскую систему практику как основу познания и способ преобразования действительности. В теории познания Фейербах сенсуалист: ощущения – единственный источник познания. Отвергает рационализм как спекуляции идеалистов. Фейербах оказал громадное воздействие на последующее развитие философии, особенно ее материалистической линии (К.Маркс, Ф.Энгельс).
    Вопросы для повторения

    1. В чем особенность философских взглядов И.Канта?

    2. Что такое категорический императив И.Канта?

    3. В чем заключается противоречие между системой и методом в философии Г.Гегеля?

    4. Охарактеризуйте диалектический метод Г.Гегеля.

    5. Назовите основные черты философии Л.Фейербаха.


    Тема :. РУССКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ

    X - XIX вв. И НАЧАЛА XX ВЕКА


    1. Возникновение и становление философской мысли в Древней Руси. 2.Русская философия в XIV-XIX вв.

    3. Философия «всеединства» Владимира Соловьева.

    4.Николай Бердяев и его философское мировоззрение.

    5.Русский космизм
    Знакомясь с первым вопросом, следует помнить, что философские представления на Руси как выражение общего взгляда на природу, человека и общество зарождаются еще в глубокой древности. Однако философия еще остается нерасчлененной системой знаний, развивается внутри господствующего религиозного мировоззрения.

    До принятия христианства в Киевской Руси существовали представления о бессмертной душе, которая бестелесна и способна к перевоплощению. Вначале было представление о переселении душ и втором рождении человека, которое постепенно трансформировалось в идею о загробной жизни.

    XIV-XVII века – это период становления русской философии. В XIV-XV вв. в общественной мысли возникают ереси, направленные на критику официальной церковной догматики («стригольники», «жидовствующая» ересь). Для них также характерна попытка выработать философскую терминологию на русском языке (субъект – «держитель», объект – «одержанный» и т.п.).

    Заметный след в философской мысли оставил Максим Грек (1470-1556 гг.), греческий монах, который был приглашен для перевода церковных книг. Он выступил в защиту рационального знания и просвещения, широко использовал идеи Аристотеля и Платона при обосновании догматов веры. Философию же рассматривал как служанку богословия.

    Иосиф Волоцкий и его последователи – иосифляне (XVI в.) – отстаивали два способа познания истины: духовное и естественное. Первое – через божественное откровение: человеческое познание хотя и несовершенное, но небесполезное. Андрей Курбский (1528-1583 гг.) в переписке с Иваном Грозным впервые в русской философии выдвинул теорию «двух истин». Философия дает знание о вещах и поступках человека и базируется на естественном мышлении, а истины религии открывает богословие. Подмена одного другим ведет к ересям. Разделение происходит не из различия объектов познания, а благодаря двум несовпадающим частям ума.

    Представителем школьной философии, основанной всецело на авторитете Аристотеля, был Феофан Прокопович (1681-1736 гг.).

    Первая половина XVIII в. характеризуется обособлением философии от религии, возникновением материализма. Крупнейший мыслитель этого периода – М.В. Ломоносов (1711-1765 гг.). Он находится на позициях естественнонаучного материализма. Дает определение материи, которая состоит из элементов и корпускул – групп элементов. Открыл закон сохранения вещества и движения.

    Вторая половина XVIII в. характерна утверждением философии как теоретической науки. А.Н. Радищев (1749-1802 гг.) является сторонником просветительства и рассматривает церковь как одну из главных опор деспотизма. Сторонник деизма.

    В онтологии – учении о бытие – ближе к материализму, говоря об объективном существовании мира. В гносеологии же склонен к идеализму. Выдвинул закон восходяще-циклического развития общества, отмечал действие климата и других естественных условий на существование последнего. В обществе, полагал он, идет постоянная борьба между равенством и неравенством.

    П.Я. Чаадаев (1794-1856 гг.) решал проблему поиска места русской культуры в системе культур Запада и Востока, высказывая при этом нигилизм на русскую историю. В объяснении истории для него характерен мистицизм. Из различия католичества и православия выводил неодинаковость западноевропейской и русской цивилизаций. Необходим переход в католичество, которое даст импульс к развитию.

    Славянофилы (Хомяков А.С., Киреевский И.В., братья Аксаковы, Самарин Ю.Ф.) же считали, что русская культура не должна следовать западным моделям. У нее свой путь: неповторимый, самобытный. Некоторые из них говорили об исключительности, богоизбранности русского народа (Аксаков).

    Рассматривая второй вопрос, следует уяснить, что В.С. Соловьев (1853-1900 гг.) ставит задачу рационализировать философскую сторону религиозного мировоззрения, создать реформированное христианское учение. Он ставит следующую задачу: осуществить гармонический синтез религии, науки и философии, поскольку каждая по отдельности не может постичь истину. Синтез этих видов знания он называет «свободной теософией», которая и дает доступ к «истинному» знанию. Правда, в рамках этого «цельного знания» первенствует все-таки вера.

    В философской системе объективного идеализма Соловьева большое место занимает учение о Христе как богочеловеке, который есть воплощенный Абсолют, Логос. Человек также есть существо, содержащее в себе божественную идею, т.е. всеединство, и осуществляющее эту идею посредством разумной свободы в материальном мире. Человек способен воспроизводить идею абсолютного и воплотить ее, организовав стихийную действительность сообразно идее всеединства. Человек есть единство мира Абсолюта и мира низшего. Он восходит от природного к духовному (от зверя-человека к богочеловеку). История – это богочеловеческий процесс, конечной целью и результатом которого является единение человека с Богом (Абсолютом). То, что это возможно, демонстрирует Христос, первый богочеловек. Таким образом, цель развития – это восхождение к Абсолюту. Бог творит мир, а конечная цель творения – объединение творца и сотворенного. Развитие имеет начало и конец: начинается и заканчивается в Абсолюте. Соловьев, таким образом, выдвигает идею о слиянии духовного и светского, материального и идеального. Соединение человека с Абсолютом осуществляется в сфере знания. Философия «всеединства» находится на позициях практически-преобразовательного отношения к жизни.

    Н.А. Бердяев (1874-1948 гг.) в своем философском творчестве одной из центральных проблем считает проблему свободы. Он полагает, что человеческая свобода коренится в «ничто». Из этого божественного «ничто» (первичный принцип, предшествующий Богу и миру) рождается Бог-творец. Свобода не создается Богом, он не несет ответственности за свободу, которая породила зло. Он не может предвидеть действия какого-либо существа, обладающего свободой воли. Поскольку Бог бессилен отвратить зло, вытекающее из свободы, которую он не создавал, то он появляется в качестве Искупителя и Спасителя, который берет все грехи на себя.

    Бердяев ставит задачу изменить мир, преобразовать его. Процесс истории состоит в возвращении свободы миру. Этика спасения, характерная для христианства, заменяется у него этикой творчества. Свобода выступает как сотворчество человека с Богом. Человек осознает себя творцом. В этом акте меняется сам человек, он возвышается над собой и окружающим миром. Творчество по преобразованию внешней среды помогает возрождению человека, его движению к Богу. Человек, становясь духовно богатым, эффективнее изменяет мир. Мир, в свою очередь, одухотворяется, что и составляет смысл истории.
    Вопросы для повторения

    1. Раскройте особенности развития русской философии в XIV-XIXвв.

    2. В ем сущность письма П. Чаадаева?

    3. В чем смысл философии «всеединства» Владимира Соловьева?

    4. Как представляет исторический процесс Николай Бердяев?

    4 Кто относился к русским космистам

    Тема 7. ФИЛОСОФИЯ МАРКСИЗМА.



    1. Основные положения диалектического материализма.

    2. Исторический материализм .

    3. Учение о практике


    Раскрывая первый вопрос, обратите внимание на тот факт, что философия марксизма есть диалектический материализм. Основоположники философии марксизма, создавая свою теорию, опираясь на достижения французских материалистов XVIII века, материализм Л.Фейербаха, на открытия науки, имевшие место в первой трети XIX века, создают новую концепцию материалистического подхода к миру, включающую также диалектическую теорию Г.Гегеля, осмысленную с позиций материализма.

    Для философии марксизма характерен иной, в отличие от метафизического материализма, подход к пониманию человека. Человек, с точки зрения К.Маркса, не просто биологическое существо, часть природы, а сущность человека заключается в его общественных связях. Человек не просто находится в природе, а преобразовывает ее. Следовательно, практика – основа человеческого бытия, поскольку именно благодаря ей человек преобразовывает природу и общественные отношения. Отсюда:

    • практика исходна и первична по отношению ко всему духовному;

    • практика носит общественный характер;

    • исторична, т.е. состоит в непрерывном преобразовании как условий жизни человека, так и самих людей;

    • практика – предметная деятельность, т.е. человек имеет дело с предметами, а сознание отражает этот мир.

    Второй вопрос следует начать с того, что К.Маркс выдвинул новую концепцию истории. До него господствовал идеалистический взгляд на историю, объясняя ее главным образом, исходя из духовных побудительных мотивов: желаний, стремлений, хотений людей. Сущность материалистического понимания истории сформулировал К.Маркс: «Общественное бытие определяет общественное сознание». Под «общественным бытием» понимается материальное производство, способ производства.

    Общество проходит в своем развитии этапы, которые определяются уровнем развития производства, типом производственных отношений. Носителем передовых производственных отношений является, по Марксу, пролетариат, который низвергнет старый строй и освободит тем самым себя и других. Таким образом, философия марксизма обосновывает всемирную историческую роль пролетариата.

    Следующая важнейшая проблема, которую пытается решить марксизм, - отчуждение. В основе частной собственности лежит отчуждение человека от предметов труда, производства и процесса производства, от самих людей. Отчуждение должно быть преодолено в самой своей основе – в производственной сфере. А для этого надо устранить частную собственность на средства производства. Тогда изменится отношение человека к другому человеку, к природе.

    Третий вопрос предполагает ознакомление с некоторыми философскими течениями западной философии ХХ века. Начнем с неотомизма. В основе этого направления лежат философские идеи Фомы Аквинского. В центре учения неотомизма – идея гармонического единства веры и знания. Они не противоречат, а дополняют друг друга. Однако разум ограничен, не все ему доступно, существуют истины, которые ум человеческий не способен постичь. Это делает вера. А источник веры – божественное откровение, которое открывает тайны бытия, недоступные разуму. Рациональное познание, таким образом, правомерно лишь постольку, поскольку не вступает в противоречие с верой, с церковными догматами.

    Неотомизм исходит из концепции креационизма – творения из ничего. Поэтому мир, материи имеют начало во времени. «Быть» – значит быть сотворенным Богом. Центральная проблема неотомизма (философии католицизма) – бытие Бога. Предполагают пять доказательств существования Абсолюта, которые предложил в свое время Ф.Аквинский.

    Позитивизм возник в конце XIX века. Для него характерна критика традиционной философии. Подлинное положительное (позитивное) знание может быть получено как результат естественных наук, и философия, как особая наука, не нужна. Неопозитивизм как особое течение возникает в 20-х годах ХХ века. Его последователи (Р.Карнап, Б.Рассел, Л.Витгенштейн, К.Поппер) упрекают философию в неясности и сложности языка, критикуют за скопление псевдопроблем. К философии нужно предъявить такие же требования, что и к точным наукам: проверка философских предложений на истинность. А это можно сделать, обратившись к опыту.

    Предложения, непосредственно не связанные с опытом, они назвали «молекулярными», которые состоят из «атомарных предложений». Последние могут быть сопоставлены с опытными данными, которые подтверждают или опровергают их. Этот принцип получил название верификация, т.е. опытная проверка на истинность. Только научные предложения верифицируются, философские предложения либо бессмысленные (Витгенштейн), либо вненаучные (Карнап). Философия, с их точки зрения, только вырабатывает для человека «умонастроения», сближаясь, таким образом, с религией и искусством.

    Однако принцип верификации оказался несостоятельным даже применительно к естествознанию. Многие положения науки не допускают опытную проверку. Тогда К.Поппер предложил принцип фальсифицируемости: вместо подтверждения – принцип опровержения. Если опытное опровержение гипотезы отсутствует, то она может считаться если не истинной, то «оправданной». Различают «логический» позитивизм, который занимается логическим анализом научного и философского знаний, и «семантический» – который занимается анализом языка.

    Экзистенциализм происходит от латинского «экзистенция» (существование). Возник после первой мировой войны. Виднейшие представители этого философского течения – М.Хайдеггер, К.Ясперс, Ж.Сартр, А.Камю, Х.Ортега-и-Гассет и др.

    Центральная проблема – отчуждение индивида от общества. К. Маркс полагал, что отчуждение индивида в буржуазном обществе может быть решено путем ликвидации частной собственности. Экзистенциалисты считают, что эта черта является общей, характерной для любого общества. Смысл философии заключается в том, чтобы помочь человеку найти смысл жизни в самых трагических ситуациях.

    Важнейшей проблемой для экзистенциализма является проблема сущности и существования человека. Если при изготовлении вещей сущность предшествует существованию, то человек, рождаясь, уже существует. Но ему предстоит еще обрести сущность, стать человеком. Человек делает самого себя, обретает свою сущность, считают философы-экзистенциалисты. Никто, кроме самого человека, не может осуществить его превращение в человека. Он сам несет ответственность за то, что стал человеком в подлинном смысле или нет.

    Мир человека – это свобода, на которую он обречен. Свободный выбор индивида есть его удел, ответственность и трагедия. В пограничных ситуациях, когда человек смотрит смерти в лицо, главную опору он должен найти в самом себе, в своей экзистенции.
    Вопросы для повторения

    1. Назовите основные положения диалектического материализма.

    2. В чем заключается новая концепция истории марксизма?

    3. Какие проблемы решает неотомизм?

    4. В чем смысл неопозитивизма?

    5. Каковы особенности философии экзистенциализма?



      1   2   3


    написать администратору сайта