Главная страница
Навигация по странице:

  • Человек

  • Индивидуальность

  • Контрольные вопролсы Тема; Общество

  • Человек – общество – человек. Философское понятие общества. Структура общества как системы.

  • Человек – общество – человек.

  • Философское понятие общества.

  • Структура общества как системы.

  • 4. Источники и движущие силы социальных изменений.

  • 5. Формационная и цивилизационная концепции развития общества.

  • Гражданское общество и правовое государство.

  • Лекция по теме: Общественное сознание и ценности.

  • Общественная психология

  • Субъект

  • По содержанию

  • философия нового времени. Философия Нового времени. Философия Нового времени План Общая характеристика философии Нового времени Ф. Бекон, Р. Декарт


    Скачать 234 Kb.
    НазваниеФилософия Нового времени План Общая характеристика философии Нового времени Ф. Бекон, Р. Декарт
    Анкорфилософия нового времени
    Дата23.05.2023
    Размер234 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаФилософия Нового времени.doc
    ТипДокументы
    #1154833
    страница2 из 3
    1   2   3
    Тема : Человек и человеческое бытие

    1. Вводная часть

    2. Человек и природа. Природное и социальное в человеке

    3. Человек в системе социальных отношений

    4. Человек и исторический процесс

    5. Личность и массы

    6. Свобода и необходимость

    7.Ценности человеческого бытия. Типология ценностей.
    Человек - общественное существо, обладающее сознанием, выступающее как субъект исторического процесса.

    Индивид – единый представитель человеческого рода, высшего биологического рода «homosapiens».

    Индивидуальность – индивид, взятый в его неповторимых, своеобразных качествах.

    Личность – это индивид, взятый в его социальных качествах, с присущими ему интеллектуальными, социально-экономическими и моральными характеристиками.


    1. Философия издавна интересуется и пытается постичь, объяснить человека и его сущность. 20в. Не внёс ясности. По мнению Н.Бердяева человек по прежнему загадка в мире.

    Философия в отличие от частных наук, которые рассматривают его с позиции интересов данной науки, рассматривают его всесторонне, изучает наиболее существенные и ценностные аспекты человека.

    2. а) Под природой в широком смысле понимается всё сущее, т.е. Вселенная. В узком смысле – совокупность естественных условий существования чел-го общества.

    Человек представляет собой часть природы, и вне её, он существовать не может. Связь природы и её преобразования составляют способ человеческого существования.

    Человек живёт природой. Она является как - бы его телом.

    В современную эпоху человек принимает новую, принципиальную ответственность за ту часть природы, в рамках которой протекает его жизнедеятельность. Это связанно с тем, что бурное развитие научно- технического прогресса привело к возникновению экологической проблемы, к проблеме ООС, от разрушительного влияния человека.

    Возникла парадоксальная ситуация – природу, надо защищать не от каких – то неизвестных сил, а именно от самого человека.

    Человечество в поисках выхода из сложившейся ситуации, выявило реальную альтернативу, суть которой состоит – в регулировании наиболее жёстких, вредных для биосферы технологий, чтобы ослабить их разрушающее влияние на человека.

    б) Соотношение природного и общественного в человеке, представляет собой проблему, решение которой всегда вызывало споры.

    В философии сложилось 2 подхода: 1) социалогизаторский

    2) биологизаторский.

    Второй абсолютизирует естественные свойства человека, его природные качества.

    Сущность человека рассматривается преимущественно с позиции биологии и кинетики.

    Первый подход – это абсолютизация духовного, социального начала, рассматривающая человека как «слепка» с окружающих его социальных отношений, отбрасывая природную сторону его бытия.

    Оба эти подхода односторонни. И каждый их них конкретирует только один аспект человеческого бытия. Но есть научное обоснование, которое рассматривает человека как единство природного и социального, в котором социальные качества являются ведущими и определяющими.
    3)Человек в системе социальных связей Общество на любой ступени его развития и в любом конкретном проявлении - это сложное сплетение множества разнообразных связей и отношений людей. Жизнь общества не исчерпывается жизнью составляющих его конкретных индивидов. Сложный и противоречивый клубок человеческих отношений, действий и их результатов и есть то, что составляет общество. Человек в качестве предмета рассмотрения в социальной философии берется не сам по себе, не как отдельный индивид, а как представитель социальной группы или общности, т.е. в системе его социальных связей. Если отдельные люди, их объединения и действия достаточно очевидны, наглядны, то связи и отношения между людьми зачастую носят скрытый характер, бесплотны, невещественны. Понятие общественное отношение некоторыми философами рассматривается в качестве основной элементарной частицы общества наряду с такими понятиями как социальный субъект и социальная деятельность. Именно в ходе своей деятельности человек вступает в разнообразные и многомерные отношения с другими людьми, причем, будучи порождены деятельностью, эти отношения, в свою очередь, являются ее необходимой общественной формой.

    4.Общественные отношения – это отношения, в которые люди вступают в процессе их совместной жизни. Эти отношения принято делить на материальные.

    Материальные отношения – это отношения, которые не зависят от воли и сознания людей. К этим отношениям прежде всего относятся отношения связанные с людьми – производственны, семейные, бытовые и др.

    Идеологические отношения – это отношения, которые складываются на основе тех или иных общественных идей. В которых отражаются человеческие интересы и потребности, и прежде чем сложится, они проходят через сознание людей.

    Выделяются уровни или группы общественных отношений:

    1) отношения между различными социальными общностями, т.е. классами, нациями и т.д.

    2) отношения между разного рода трудовыми коллективами

    3) межличностные отношения

    Носителями соц.отношений выступают люди. При этом они вступают в различные виды связей и отношений(политические, религиозные, нравственные т. д.)

    4.Человек представляет собой субъект человеческой истории, развитие человеческой и духовной культуры.

    Даже поверхностный взгляд на историю человечества позволяет отметить, что общество постоянно непрерывно изменяется.

    В этой связи возникает вопрос о том, каковы причины общественной революции? Кто выступает в качестве движущих сил историч.процесса? Люди сами творят свою историю, они являются одновременно и субъектом, и объектом общ.процесса, который развивается в соответствии с естественным ист.процессом.

    Говоря об определяющей роля общественных масс в ист.процессе, можно заметить, что эта роль проявится во всех сферах жизни общества.

    Из всего следует, что подлинными творцами исторического процесса являются не так называемые выдающиеся исторические личности, а именно народные массы.
    5. Проблема соотносимости личности и массы занимала историков, философов, социологов на протяжении всей человеческой истории. Между тем, некоторые мыслители разрывают эту связь- абсолютизируя значение одного элемента и пренебрегая другим.

    Французский историк Моно писал о деятельности масс, и недооценивал творения отдельных индивидов.

    В советской философии роль народа в истории преувеличивалась.

    В западной социологии роль народных масс рассматривалась неадекватным образом.

    С точки зрения младогегельянцев народ представляет собой плотную силу.

    Эти теоретики непомерно развивали роль мыслящей личности и считала их движущей силой.

    Классики марксизма считали, что народ является творцом историч. развития, т.к. народ способен и выступает главной производительной силой общества. Эта оценка роли народных масс в истории, не только умаляет роли выдающихся и великих деятелей, но напротив – даёт справедливую оценку их деятельности.

    Плеханов отмечал, что эти личности не могут изменить ход истории, нарушить её общую, объективную логику, но на форму движения истории как выразителей потребностей и задач своей эпохи, в некотором роде оказывают влияние.

    Но при всём этом, нельзя оправдывать слепое поколение, непомерное преувеличение их исторической роля. Нарушение меры авторитета выдающейся личности способно породить культ личности.
    6.Свобода и необходимость - философские категории, выражающие взаимоотношение между деятельностью людей и объективными законами природы и общества. Идеалисты в своем большинстве рассматривают С. и н.. как взаимоисключающие понятия понимают С. как самоопределение духа, как С. воли, как возможность поступать согласно волеизъявлению, которое не детерминировано внешними условиями. Они полагают, что идеи детерминизма, устанавливающая необходимость человеческих поступков, полностью снимает ответственность человека и делает невозможным нравственную оценку его действий. Только ничем не ограниченная и безусловная С. выступает, с их т. зр., единственной основой человеческой ответственности, а следовательно, и этики. Крайний субъективизм в объяснения С. допускают, напр., приверженцы экзистенциализма (Сартр, Ясперс др.). Диаметрально противоположного и тоже неверного взгляда придерживаются сторонники механистического детерминизма. Они отрицают С. воли, мотивируя это тем, что действия и поступки человека во всех случаях определены внешними, не зависящими от него обстоятельствами. Эта метафизическая концепция означает абсолютизацию объективной Н. и приводит к фатализму. Научное объяснение С. и н. основано на признании их органической взаимосвязи. Первая попытка обоснования этой точки. зрения. принадлежит Спинозе, к-рый определил С. как осознанную необходимость. Развернутая концепция диалектического единства С. и н. с идеалистических позиций была дана Гегелем. Научное, диалектико-материалистическое решение проблемы С. и н. исходит из признания объективной Н. как первичного, а воли и сознания человека как вторичного, производного. Н. существует в приводе и об-ве в форме объективных законов непознанные законы проявляются как «слепая» Н. В начале своей истории человек, будучи не в состоянии проникнуть в тайны природы, оставался рабом непознанной Н., был несвободен. Чем глубже человек постигал объективные законы, тем более осознанной и свободной становилась его деятельность. Помимо природы ограничение человеческой С. обусловлено еще зависимостью людей от господствующих над ними в определенных исторических условиях общественных сил. В об-ве, разделенном на антагонистические классы, социальные отношения враждебно проти-, постоят людям и господствуют над ними. Социалистическая революция уничтожает антагонизм классов и освобождает людей от социального гнета С обобществлением средств производства анархия производства сменяется плановой, сознательной его организацией. В ходе строительства социализма и коммунизма условия жизни людей, господствовавшие до сих пор над ними в виде чуждых, стихийных' сил, поступают под контроль человека. Происходит скачок из царства необходимости в царство свободы (Энгельс). Все это дает людям возможность сознательно использовать объективные законы в своей практической деятельности, целесообразно и планомерно направлять развитие об-ва, создавать все необходимые материальные и духовные предпосылки для всесторонне; го развития об-ва и каждой отдельной личности, т. е. для осуществления подлинной С. как идеала коммунистического об-ва.


    Контрольные вопролсы
    Тема; Общество
    .При рассмотрении проблем современной философии важное место отводится изучению общества.

    Этой теме обычно посвящается не менее 8 аудиторных часов, в том числе 4 лекционных часа. Следует помнить, что общество является объектом изучения многих социально-гуманитарных наук, в том числе истории, политологии, экономической теории, культурологии, психологии и т.д. Каждая из них исследует определенную совокупность проблем, связанных с возникновением и функционированием общества. Однако наиболее глубокое и обобщенное понятие общества дает философская наука. При этом изучение этой темы включает широкий спектр вопросов, среди которых мы рассмотрим важнейшие:

    1. Человек – общество – человек.

    2. Философское понятие общества.

    3. Структура общества как системы.

    4. Источники и движущие силы социальных изменений.

    5. Формационная и цивилизованная концепции развития общества.

    6. Гражданское общество и правовое государство.



    1. Человек – общество – человек.

    Размышления об обществе обычно начинаются с рассмотрения взаимоотношения человек – общество, памятуя, что нет общего без единичного и нет единичного без той связи, которая ведет к общему. Чтобы жить в обществе и быть независимым от общества нельзя.

    Студенты должны осмыслить три основные интерпретации взаимоотношения «человек – общество».

    Первая: Общество состоит из индивидов и образуется от сложения их способностей, поведения, действий. Эта интерпретация восходит к философии Нового времени, когда основное внимание было направленно на отдельного человека.

    Вторая: Однако позже выяснилось, что первая трактовка общества не во всем безупречна. Поэтому тогда же возникла другая концепция: Общество первично, а индивид вторичен. Здесь человек рассматривается как «узел», как совокупность общественных отношений (К.Маркс), но во главу угла ставится не индивид, а общество.

    Третья концепция. Вторая трактовка также оказалась ущербной, ибо не учитывала своеобразия, свободу индивидов, их творчество. Поэтому в наши дни стремятся соединить достоинства индивидуалистической (первичен индивид) и коллективистской (первично общество) интерпретации общества. Обе интерпретации должны дополнять друг друга: в постоянно возобновляющемся процессе общество воспроизводит индивидов, которые в свою очередь производят общество.
    Вдумайтесь в эту схему:

    О бщество Общество



    Индивид Индивид Индивид


    1. Философское понятие общества.

    Научно-философское определение общества отталкивается от неразрывной связи человечества и природы. Будучи частью материального мира, одним из основных видов бытия, общество не могло возникнуть вне естественной природы. Да и теперь, когда планетарное человечество поднялось на вершины цивилизации, его функционирование и прогресс не мыслятся вне естественно-географической среды обитания (здесь студенты сами могут привести примеры).

    Второй момент (к философскому определению общества): Общество – это обособившаяся часть природы, функционирующая по своим специфическим законам, в основе которых лежит сознательное целеполагание. Если в естественной природе объективные законы прокладывают себе дорогу через массу случайностей, то в обществе господствует необходимость.

    Третий момент: Общество – это совокупная сознательная деятельность людей планеты, направленная на производство, поддерживание и воспроизводство их жизни. Иными словами – общество само воспроизводит себя благодаря материальной деятельности, благодаря заботе о подрастающем поколении.


    1. Структура общества как системы.

    Студент не должен представлять себе общество как хаотичное скопление людей. Он должен осознать, что это – целостная самоорганизующаяся система отношений между людьми. Сущность общества заключается во взаимодействии людей. Общество есть процесс такого взаимодействия, его форма и результат. Общественные отношения (экономические, политические, правовые, нравственные, эстетические, религиозные и т.д.) – наиболее устойчивые и значимые взаимодействия между людьми, в которых индивидуальное сведено к общесоциальному.

    В структуре общества как системы выделяют несколько подсистем (сфер): экономическую, политическую, социальную и духовную. Каждая из этих сфер удовлетворяет определенные потребности человека. Например, экономическая сфера выделяется на базе материальных потребностей людей в пище, одежде, жилье, транспортных средствах и т.д. Потребность в государственной организации удовлетворяется благодаря политико-правовой сфере. Социальная сфера соответствует потребностям человека в общении и регулированию распределительных отношений. Что касается духовной подсистемы (сферы) общества, то это – функционирующее вместилище нравственных, эстетических, научных, религиозных и других ценностей, способствующих людям в самореализации и развитии своих способностей.

    Из четырех основных сфер жизнедеятельности общества важнейшей является экономическая, так как в ней сосредоточено материальное производство, без которого общество не может существовать и развиваться. Ведь прежде чем людям заниматься политикой, наукой, искусством, моралью и т.д. они должны обеспечить свое физическое существование посредством удовлетворения материально-жизненных потребностей. А это возможно только путем их производства и распределения. Поэтому студенту твердо следует знать: основой существования и развития общества является материальное производство.

    Структура общества не исчерпывается вышеуказанными основными подсистемами. В нем наличествуют также социальные общности (более или менее большие группы) людей, различающиеся по социальному статусу и исторически сложившимися особенностями). Следует выделить социально-классовые и социально-этнические общности. К первым относятся общественные классы (по современной терминологии - высший класс, средний класс и низший класс), а также межклассовые прослойки (например, интеллигенция), возрастные, профессиональные, маргинальные и т.д. группы. Социально-этнические общности – это нации, народности, национальные группы.

    Общество есть целостная система, поэтому все его элементы тесно связаны между собой, существуют в единстве. Ненормальное или слабое функционирование одной из подсистем оказывает неблагоприятное воздействие на другие подсистемы.

    4. Источники и движущие силы социальных изменений.

    История человеческого общества представляет собой взаимодействие двух факторов: объективных и субъективных. Первые – это естественно-природные и экономические условия, вторые – деятельность людей, которая совершается в соответствии с целепологанием, в основе которого лежат определенные намерения, идеи, эмоции и т.д. Законы общественного развития действуют в определенных объективных условиях через сознательную деятельность людей. Но это не значит, что законы общества субъективны. Они также носят объективный характер. Люди смягчают или усиливают действие законов, тормозят или ускоряют их, однако они не могут их отменить. Поэтому студенту необходимо осмыслить фразу: «Историю творят люди, а не над- личностные силы».

    Может ли отдельный человек (вождь, политический лидер, глава государства или правительства и т.д.) повлиять на ход исторических событий? Безусловно, может. Выдающаяся личность не может не оставить следа в истории; он как бы оставлять печать своей индивидуальности на событиях истории, способствует ускорению или замедлению процесса развития общества. Поэтому выдающиеся политические деятели остаются в памяти масс людей как положительные или отрицательные личности.

    Общий контекст исторического развития складываются из действий миллионов и миллионов людей. Но анонимность исторического процесса не отменяет его личностного характера. Решающая роль народных масс в истории объясняется тем, что они, во-первых, являются создателями всех материальных благ, а, во-вторых, на поворотных моментах истории последнее слово остается за ними.

    Конечно, отдельные группы людей или личности в силу своего общественного статуса, власти (или даже случайных обстоятельств) могут повлиять на ход исторического процесса серьезнее, основательнее, чем другие.

    Итак, при всех отклонениях творцами истории являются народные массы. При этом нельзя недооценивать большую роль выдающихся лидеров.
    5. Формационная и цивилизационная концепции развития общества.

    К истории развития общества существует множество подходов, однако наиболее распространенными являются формационный и цивилизационный. Первый был предложен К.Марксом и развит В.Лениным. Ключевое понятие, используемое формационным подходом, - общественно-экономическая формация. Оно должно быть знакомо студентам из школьной программы по Обществоведению.

    Общественно-экономическая формация базируется на определенном способе производства (единство производительных сил соответствующих им производственных отношений) и предстает как исторически конкретное общество на данном этапе его развития. К.Маркс разбил историю на пять формации: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, буржуазная и коммунистическая. Причем, каждая последующая формация является более прогрессивной по сравнению с предыдущей.

    Переход от одной общественно-экономической формации к другой является (по К.Марксу) естественно-исторической закономерностью. Главной формой перехода является социальная революция, основная причина которой – конфликт между ушедшими вперед в своем развитии производительными силами и отставшими, устаревшими производственными отношениями.

    Формационный подход имеет как плюсы, так и минусы. К достоинствам можно отнести то, что история общества рассматривается как закономерный объективный процесс, что исследуются экономические механизмы развития. Недостатки: неучет культурных, национальных и спонтанных факторов. И еще: формационный подход начисто отрицает эволюционные моменты исторического развития.

    Вторая концепция общественного развития – цивилизационная, предложенная философом и историком А.Тойнби. Главная мысль в содержании категории «цивилизация» сводится к многообразию исторического процесса, который проходит путь от локальных, региональных стадий к общепланетарному уровню.

    Теоретическое построение А. Тойнби базируется на двух гипотезах: 1) Не существует единого процесса развития человеческой истории, эволюционируют лишь конкретные локальные цивилизации. 2) Жесткой взаимосвязи между цивилизациями не существует. Жестко связаны между собой лишь компоненты самой цивилизации.

    По своей внутренней структуре цивилизация состоит из творческого меньшинства и инертного большинства. Творческое меньшинство ведет за собой пассивное меньшинство.

    Цивилизации конечны в своем существовании. Каждая из них проходит четыре стадии: зарождение, рост, надлом и дезинтеграция, завершающаяся смертью и полным исчезновением цивилизации. Человечество в своем историческом развитии прошло ряд стадии (часто называемых цивилизациями): традиционную, доиндустриальную (аграрную), индустриальную и постиндустриальную (современность).

    Цивилизационный подход также вызывает неоднозначную оценку, множество споров. Многие ученые считают, что продуктивным является синтез формационного и цивилизационного подходов к развитию общества.

    6. Гражданское общество и правовое государство.

    Это понятие чрезвычайно актуально для современной России, поскольку более чем тысячелетнее развитии государственности в нашей стране не совпадало с развитием гражданского общества, с осознанием миллионами людей своей роли не как подданных того или иного государя, а как граждан. Гражданин – житель города, полиса в античной Греции. Интересно отметить, что в античном мире граждан, занятых делами города – государства, называли «политикос», а людей, занятых только частной жизнью, обозначали как «идиотикос», т.е. как обывателей. Аристотель дал развернутую трактовку гражданского общества и государства, считая, что в последнем целью каждого гражданина являются достижение всеобщего блага.

    Среди множества определений гражданского общества можно обратить внимание на следующее: «Гражданское общество – это совокупность неполитических объединений самостоятельных субъектов общества; оно выполняет функцию посредничества между государством и гражданами».

    К гражданскому обществу относят всю совокупность неполитических отношений в обществе: экономические, социальные, нравственные, эстетические, религиозные. Гражданское общество – это сфера деятельности граждан и их добровольных объединений, огражденных законами от вмешательства и произвольной регламентации со стороны государства.

    Структуры (добровольные объединения), входящие в гражданское общество, не учреждаются сверху, а возникают снизу, на основе самодеятельной инициативы граждан. Тесно взаимодействуя с правовым государством, они решают проблемы удовлетворения специфических интересов и потребностей граждан, которые выходят за пределы государственного регулирования. Студентам будут интересны и понятны примеры с функционированием таких добровольных структур (элементов гражданского общества) в РСО-Алания, как Советы ветеранов, структуры Всеосетинского «Стыр ныхаса», национально-культурных объединений, входящих в «Нашу Осетию», общества защиты потребителей и т.д.

    Гражданское общество может успешно сформироваться и функционировать только в условиях развитой демократии и правового государства. Поскольку Россия пока только идет по пути к этим общечеловеческим ценностям, то и ростки гражданского общества только-только пробиваются. Но рано или поздно гражданское общество в России сформируется.


    Контрольные вопросы

    1. Каково соотношение общества и индивида?

    2. Как философия определяют понятие общества?

    3. Какие подсистемы включает в себя общество?

    4. Определения формации и цивилизации

    5. Сущность гражданского общества


    Темы для рефератов.

    1. Общество как система.

    2. Социальная структура современного общества.

    3. Основные тенденции развития современного общества.

    4. Формирование гражданского общества.

    5. Проблемы глобализации.


    Литература:

    1. Федотова В.Г. Хорошее общество. М.: Прогресс-традиция, 2005.

    2. Философия. Университетский курс. М.: «Гранд», 2003.

    3. Крапивенский С.Э. Социальная философия. М.: «Владос», 2004.

    4. Канке В.А. Философия. Курс для бакалавров. М.: «Логос», 2005.

    5. Философия для бакалавров. Учебное пособие.

    Ростов-на-Дону. «Феникс», 2007.


    Лекция по теме: Общественное сознание и ценности.


    1. Общественное сознание

    2. Ценности

    3. Правовое сознание

    4. Мораль. Нравственные ценности

    5. Эстетические ценности

    6. Религиозные ценности


    Общественное сознание – возникает из общественной практики людей, их производственной, семейно-бытовой и иной деятельности, из совокупности чувств, настроений, идей, теорий, художественных и религиозных образов, различных взглядах, которые отражают все разнообразие бытия.

    Элементами О. С являются обыденное и теоретическое сознание. Обыденное – непосредственное восприятие обществом и его членами окружающей действительности.

    Теоретическое – высшее обобщенное восприятие бытия.

    О. С реализуется через общественную психологию и идеологию. Общественная психология – это чувства, интересы, стремления, цели, идеалы, обычаи, традиции, потребности и интересы людей и общества в целом. Общественная идеология – это система взглядов, установок принятых в обществе, отражающая интересы социальных слоев и общественно-политического строя в целом.

    Формами общественного сознания являются: политическое, правовое, моральное, научное, религиозное.
    Ценности.
    Ценности – это свойство общественного предмета удовлетворять определенные потребности человека, группы людей, общества. Это понятие, с помощью которого характеризуют социально-историческое значение для общества и личностный смысл для человека определенных явлений действительности.

    Итак, ценностью является то, что обладает положительной значимостью для человека. Значимость определяется степенью вовлеченности того или иного предмета в человеческую жизнь. Субъективно желаемое выступает в форме оценки, т.е. установления значимости различных явлений для человека, которые определяются его соц. позицией, мировоззрением уровнем культуры, интеллекта и нравственности.

    Мир ценностей зависим от человека, обусловлен его развитием, расширением его деятельности, характером культуры и цивилизации, а природа сама по себе аксиологически нейтральна, т.к. она актуализируется лишь в контексте с человеком, в конкретно-исторических условиях его существования и развития. Ценность неотделима от оценки, т.к. благодаря ей человек актуализирует одни оценки, отвергает другие, устанавливает их иерархию. Оценка помогает ориентировать человека в мире явлений, направляет его деятельность. Оценка универсальна, она оказывает влияние на все виды деятельности человека, реализуется на чувственных и рациональных уровнях, проявляется в эмоциях и чувствах, влечениях, желаниях и стремлениях.

    В структуру оценки входят 6 предмет, субъект, основание оценивания.

    Предмет – объективное содержание оценки, определяется предметом. Поэтому оценка непосредственно связана с познанием, ибо прежде чем судить о значимости предмета, необходимо знание о его объективных свойствах. Субъект – индивид, соц. группа, общество, человечество. Основание оценивания – критерий, который позволяет субъекту дать квалификацию явления о.т.з. его соц. значимости. В качестве основания оценивания могут выступать непосредственные потребности, интересы, установки личности или социальной группы. Но оценка может иметь своим основанием и стандарты или проекты, выражающихся в нормах. Особенностью норм является то, что они выражают как ценность и как основание оценки могут выступать как нормативный, социокультурный профессиональный набор и последовательность операций достижения цели.

    Существует множество классификаций ценностей. По содержанию ценности можно разделить на материальные, политические, социальные и духовные;

    Материальные:

    Производственные – потребительские, ценности связанные с отношением собственности

    Духовные:
    1   2   3


    написать администратору сайта