Главная страница
Навигация по странице:

  • Правосознание

  • Нравственное сознание

  • Тема: 8: Культура и цивилизация План 1. Понятие культуры. 2. Структура и функции культуры.

  • Контрольные вопросы

  • Темы докладов и рефератов

  • Тема 9: Будущее человечества

  • философия нового времени. Философия Нового времени. Философия Нового времени План Общая характеристика философии Нового времени Ф. Бекон, Р. Декарт


    Скачать 234 Kb.
    НазваниеФилософия Нового времени План Общая характеристика философии Нового времени Ф. Бекон, Р. Декарт
    Анкорфилософия нового времени
    Дата23.05.2023
    Размер234 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаФилософия Нового времени.doc
    ТипДокументы
    #1154833
    страница3 из 3
    1   2   3

    Познавательные, нравственные, эстетические, религиозные



    По форме бытия различают предметные, идеальные, духовные.

    Предметные – это естественные блага, потребительская стоимость продуктов труда, социального блага, исторические события, культурное наследие, моральное добро, эстетические явления, предметы религиозного поклонения и т. д.

    Предметные ценности существуют не в сознании, а в мире конкретных вещей, функционирующих в жизнедеятельности людей.

    Духовные – это общественные идеалы, установки и оценки, нормативы и запреты, цели эталоны и стандарты, принципы действия, выраженные в форме нормативных представлений о благе, добре, зле, прекрасном и безобразном, справедливом и несправедливом, правомерном и противоправном и т. д.

    Духовные ценности не однородны по содержанию, функциям и характеру требований к их реализации. Существуют стандарты (или строго определенный образец качества), правила (предписания как действовать при соответствующих обстоятельствах, каноны (свод приемов и правил, которые считаются обязательными), зачастую их можно приравнять к церковным ценностями; эталоны (жестко запрограммированные, стандартизованная ценность).

    Существуют также более гибкие, представляющие достаточную свободу в реализации ценности – нормы, вкусы, идеалы.

    По субъекту или носителю ценностных отношений различают:

    • субъективно – личностные – формируются в процессе воспитания и образования, накопления жизненного опыта, в труде, познании, общении.

      • Надындивидуальные (групповые, классовые, общечеловеческие).

    Все они формируют ценностные ориентации личности, которые в свою очередь оказывают влияние на поведение человека.

    Ценностные ориентации помогают человеку отличить значимое от незначительного, поэтому выбор значимых ценностей связан с вопросом о смысле жизни. Еще одной важной проблемой в философии является проблема иерархии ценностей.

    В основании иерархии лежат:

    1. фундаментальные ценности необходимые для жизни человека как живого существа: природные богатства, материальные условия жизни (жилище, питание, здравоохранение).

    2. высшие ценности или духовность (познание, нравственность, эстетичность, религиозность).

    Особенностью высших ценностей является то, что они составляют стержень культуры.

    К высшим ценностям относятся общечеловеческие (мир, жизнь,) ценности общения (дружба, любовь, доверие, семья).

    Социальные ценности (социальная справедливость, справедливость, свобода, права человека).

    Ценность стиля жизни, самоутверждение личности.

    Таким образом понятие ценности неразрывно связано с духовным миром личности.

    Правосознание определяются как совокупность представлений, взглядов, идей, эмоций в которых выражается отношение социальных групп и человека к существующей системе права, законности, правосудия.

    Аксиологический аспект правосознания связан с оценкой того, что представляется правомерным, законным, а потому правильным и того, что считается неправомерным, неправильным, постыдным. Краеугольный камень правосознания – нравственное осуждение обществом преступных деяний. Правосознание и действующая система права могут в чем-то не совпадать. Такое состояние возникает тогда, когда декларируется всеобщее равенство перед законом всех, а на самом деле существует замаскированное соц. неравенство, тогда закон и суд воспринимаются как неправедные.

    Нравственное сознание – представляет собой форму общественного сознания, связанную с регуляцией поведения человека в обществе, которая основана не на праве, а на общественном мнении, устоявшихся обычаях и традициях, в которых отражены представления о добре и зле.

    Тема: 8: Культура и цивилизация

    План

    1. Понятие культуры.

    2. Структура и функции культуры.

    3. Соотношение национального и общего в культуре.

    4. Традиции и новаторство в культуре.

    5. Цивилизация: понятие и типы. Современная цивилизация.

    I.

    Культура первоначально означает возделывание - это специальный способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представляемой в продуктах материального и духовного труда в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупном отношении людей к природе, между собой и к самим себе.

    Культура подразделяется на материальную и духовную. Материальная культура - это средства производства, предметы труда, здания и сооружения, произведения искусства, предметы повседневного обихода.

    Духовная культура - это наука и степень внедрения ее достижения, уровень образования населения, состояние просвещения, медицинское обслуживание, искусство, нравственные нормы поведения, убеждения и ценности, законы и традиции, обычаи, язык.

    Далеко не все материальные и духовные продукты человеческого труда становятся частью культуры, а только те, которые приняты членами общества, закреплены и укоренены в сознании людей с помощью знаковой системы. Усвоенные таким образом продукты культуры могут быть переданы последующим поколениям как нечто ценное, почитаемое - это называется культурным наследием.

    Культура воплощается в практической деятельности людей -производственной, бытовой, поэтической, художественной, научной и т.д. Поэтому культурное содержание можно выделять в сфере любой целенаправленной деятельности человека. Понятие культуры можно употребить для характеристики исторических эпох античная,

    средневековая, разных этнических общностей, специальных сфер жизнедеятельности.

    II.

    Культура имеет сложное строение и включает в себя:

    1. устойчивые элементы или культурные универсалии, к которым относятся: родовые, общечеловеческие формы общественной жизни, в том числе производство, домашний труд, игра, обучение, общественный порядок и управление, образование и воспитание, духовная жизнь, досуг, мораль, искусство. Существуют также элементарные культурные универсалии, такие как уход за телом, воспитание детей, приготовление пищи, уборка жилища, погребение умерших...

    2. преходящие элементы, которые возникают и исчезают в конкретных исторических условиях, что выражается в существовании исторических типов культуры. Тип культуры характеризуется особыми способами жизнедеятельности общества. Он не отделим от социально-психической почвы, менталитета населения. Присущий конкретному историческому типу культуры образ жизни поддерживает преемственность традиций и изменение в культуре.

    Внутреннее строение культуры обусловлено особенностями ее функционирования. Бытие культуры обеспечивается специальной деятельностью субъекта культуры, который создает особую культурную предметность и в ней воплощается опыт человечества. Поэтому в структуре выделяют следующие компоненты:

    1. субъект культуры;

    2. человеческая деятельность;

    3. культурная предметность;

    4. формы и способы коммуникаций между людьми.

    Функции культуры.

    1. познавательная (информационная).

    2. человекотворческая или функция социализации.

    3. селективная, она отбирает лучшие образцы общественного опыта и закрепляет в знаковых системах.

    4. адаптационная, способствует адаптации общества к переменам.

    5. негэнтропийная, состоит в сохранении общества как качественно своеобразного феномена, противостоит разрушающим тенденциям.

    6. гедонистическая, удовлетворяет чувства прекрасного.

    Виды культур.

    Поскольку субъектом культуры является индивид или социальная группа различают многообразные формы групповой, индивидуальной культуры.

    Под групповой понимается национальная, поселенческая, а также культура класса профессиональной группы. Под влиянием конкретных исторических условий групповая культура видоизменяется, возникают новые формы культуры в современном обществе - массовая и элитарная.

    Элитарная культура выступает как поиск и утверждение личностного начала, она сложна, имеет новаторский характер и непонятна для большинства населения.

    Возникновение массовой культуры связано со СМИ, они транслируют ее на все общество, в ней есть как негативные, так и положительные элементы, т.к. она использует народные традиции. Для массовой культуры характерны:

    1. ориентация на стереотипы восприятия;

    2. повторение и простота;

    3. житейский характер идеалов;

    4. упрощенный язык.

    Крайним выражением массовой культуры является китч - примитивная псевдокультурная продукция.

    III.

    Культура - это универсальный способ жизнедеятельности человека, и в той или иной мере каждый этнос обладает своей культурой. В мире своей культуры народ достигает самоопределения и самосознания и этим самым отличается от других. Но поскольку на становление человека оказали влияние религиозно-нравственные представления, то через них можно проследить общее в культурах разных народов. Основные религии мира: буддизм, христианство и ислам образовали духовное пространство, в рамках которого сформировались фундаментальные культурные доминанты, определяющие быт, образ жизни, психические черты миллионов людей. Но и в этих рамках каждый народ сохранил какие-то отличия от других. Каждый народ по-своему живет, у него есть свой душевный склад и духовно-творческий потенциал.

    IV.

    Важнейшим интегральным механизмом культуры. который обеспечивает ее сохранение является традиция - это механизм воспроизводства и передачи другим поколениям определенных культурных норм, ценностей, способов поведения, которые люди принимают в силу их прошлой полезности.

    Понятие традиции включает в себя такие проявления культуры, как культурное ядро, эндогенность, самобытность, специфика, культурное наследие и культурная динамика.

    Культурное ядро - это система важнейших внутренних принципов, которые выражаются на протяжении веков и гарантируют ее стабильность.

    Эндогенность означает, что сущность культуры, ее системное единство связаны исторической средой и внутренними признаками. Самобытность - это своеобразие, уникальность.

    Специфика - это наличие свойств, присущих культуре, как особому явлению общественной жизни.

    Культурное наследие - это совокупность ценностей, созданных предшествующим поколением и включенных в социо-культурный процесс конкретного общества. Все это ставит традицию в один из движущих принципов истории. В целом культура развивается как диалог. История сохраняет уникальные феномены культуры, дает им новую жизнь, открывает новый смысл, но иногда то, что досталось нам в наследство, вступает в противоречие с новыми условиями жизни, и, тогда происходит адаптация культурных ценностей - это называется новаторством.

    Новаторство - это форма развития культуры, ее адаптация к новым моделям бытия, потому что культура не способна развиваться по одному и тому же сценарию. Она постоянно изменяется, формирует свой творческий потенциал, который является носителем нового.

    V.

    Цивилизация – это организация общественной жизни и культуры в целях воспроизводства общественного богатства, подчиненная жесткому биологическому ритму:

    – рождение и детство (становление цивилизации);

    – молодость и зрелость (ее расцвет);

    – старость и «закат» (угасание цивилизации).

    В цивилизации принято выделять четыре подсистемы: биосоциальную (воспроизводство населения, здоровье, одежда и т.д.), экономическую, политическую и культурную.

    В современной истории и философии существуют два подхода к изучению и объяснению исторического процесса: формационный и цивилизационный. Для формационного подхода характерны:

    – убеждение в существовании объективных законов развития общества, которые можно открыть и на их основе преобразовать общественную жизнь;

    – экономика является базисом формации, материальному производству принадлежит решающая роль в развитии общества;

    – общество развивается прогрессивно, критерием прогресса является уровень развития производительных сил, совершенствование производственных отношений;

    – неизбежность смены одной общественно-экономической формации на другую.

    Сторонники цивилизационного подхода исходят из того, что:

    – человек является единственным творцом истории;

    – ценностные установки и мировоззрение играют в развитии общества не меньшую, а иногда и большую роль, чем материальные факторы;

    – каждая цивилизация самобытна и вносит свой вклад в исторический процесс.

    Цивилизационный подход предполагает широкое использование сравнения истории цивилизации, что дает возможность определить ценность изучаемого общества, его место в мировой истории и культуре.

    Выделяются четыре группы факторов, обусловивших своеобразие российской цивилизации:

    1. природно-климатические;

    2. геополитические;

    3. конфессиональный;

    4. фактор социальной организации.

    Таким образом, в процессе исторического развития России менялись формы, а не суть, которая вновь воссоздавалась, обеспечивая жизнеспособность российского общества.
    Контрольные вопросы:

    1. Какова эволюция содержания понятия культуры в истории философии?

    2. В чем специфика философского анализа культуры?

    3. Каковы наиболее известные определения культуры?

    4. В чем смысл деятельностного подхода к определению культуры?

    5. Каковы основные закономерности культуры?

    6. В чем заключаются основные функции культуры?

    7. Какие существуют подходы к изучению цивилизации?

    8. Какова специфика цивилизации Востока и Запада?

    9. В чем состоят особенности российской цивилизации?

    Темы докладов и рефератов:

    1. Философия культуры.

    2. Нравственная культура и ее роль в современном обществе.

    3. Материальная и духовная культура.

    4. Традиции и современность.

    5. Закономерности развития культуры.

    6. Элитарная и массовая культура.

    7. Традиционная и современная цивилизация.

    8. Основные черты техногенной цивилизации.



    Литература:

    1. Кириллов В.И. Основные проблемы философии. Часть II. М.: Юристъ, 1997.

    2. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. М., 1993.

    3. Россия и Запад: взаимодействие культур. (Материалы круглого стола).// Вопросы философии №6, 1992.

    4. Швейцер А.А. Культура и этика. М., 1973.


    Тема 9: Будущее человечества
    1..Будущее - обозримое и отдаленное

    2 Смысл истории.

    3. Глобальные проблемы человечества
    1. На протяжении всей истории человечества в философии дискутируется вопрос: «Возможно ли вообще какое-либо достоверное прогнозирование будущего?» Современная философия дает на данный вопрос утвердительный ответ. В обосновании возможности предсказания будущего выделяют такие аспекты:

    1. онтологический, он заключается в том, что предвидение возможно, исходя из самой сущности бытия, его объективных законов и причинно-следственных связей. Исходя из диалектики, механизм развития до каждого нового скачка остается неизменным и поэтому можно «проследить» будущее;

    2. гносеологический аспект основан на том, что поскольку возможности познания безграничны, то безгранично и прогнозирование;

    3. логический аспект основан на том, что законы логики всегда остаются, неизменны, как в прошлом, так и в будущем;

    4. нейрофизиологический аспект основан на возможности сознания и мозга к опережающему отражению действий;

    5. социальный аспект заключается в том, что человечество стремится, исходя из собственного опыта развития, моделировать будущее.


    В современной западной науке выделяется особая наука, которая называется футурология. Ее основателем считается Флехтхайм в 40 годы XX века. Вопросами прогнозирования занимался также Парсонс, Ханке, Бестужев Лада, Шахназаров. В 1968 г. была создана специальная организация для разработки вопросов прогнозирования человечества, называемая «Римский клуб»

    Особым видом прогнозирования является социальное прогнозирование, которое занимается предвидением процессов, происходящих в обществе не столь отдаленного будущего. Среди них выделяют следующие:

    1. прогнозирование отношения;

    2. вопросы науки и техники;

    3. образование;

    4. здравоохранение;

    5. литература;

    6. освоение космоса;

    7. строительство.

    Данное направление получило название прогностики в отличие от футурологии, которая занимается изучением будущего вообще.
    2. Смысл истории.
    Проблема смысла истории начинает волновать человечество, когда рушится традиционный уклад жизни и подвергается сомнению ранее казавшееся очевидными представления о мире. Поиск смысла истории связан с желанием человека увидеть, что его существование не случайность, что история не бессмысленное нагромождение событий. Задавая вопрос о смысле истории, человек пытается разглядеть в историческом процессе то, что свойственно ему самому как мыслящему существу, он всегда ставит перед собой цели и их наличие придает его действиям осмысленность.

    Разные философские направления по-разному отвечают на вопрос: «Существует ли цель истории?» Наиболее ясную позицию в этом вопросе занимает религиозная философия. Философы этого направления связывают смысл истории с провидением. Именно бог задает направленность и смысл истории. С этой точки зрения история человечества имеет начало и конец. Конечность придает ей смысл. На этой основе все исторические события объединяются в осмысленную последовательность шагов к заданной цели – концу истории. Такая философская концепция называется эсхатология (последний, крайний). Это направление разрабатывали в своем творчестве А.Блаженный, Гегель, Бердяев, Тойнби. Среди современных представлений о смысле истории выделяется концепция Ясперса, в ней мировая история является единым путем всего человечества. Рациональными научными аргументами нельзя доказать ее единство. Это вопрос философской веры, – которую он понимает, как пограничное состояние между религиозными убеждениями и научными знаниями. Он верит в единство мировой истории, т.к. у нее есть начало и конец. Началом он считает осевую эпоху или период с 800 по200 г. до н.э., когда в разных уголках Земли проявились мировые религии и философия. Возникновение религии и философию волнуют одни и те же вопросы, сливающиеся в одну проблему смысла человеческого бытия. Осевая эпоха становится пограничной, отделяющей мифологическое прошлое от научного. Этот момент он определяет как начало мировой истории. В результате возникло духовное единство человечества, которое влияет на историческое единство. Оно задает общемировую духовную направленность. Без общих духовных ценностей, без единой философской веры человечество ожидает катастрофа.

    Духовное единство народов, определяющее их историческую связь, рассматривалось Ясперсом, как цель и смысл истории. На уровне человеческих целей, ради которых живут и действуют люди, общая цель трансформируется в социальные цели, которые он формулирует следующим образом:

    1. цивилизация и гуманизация человека;

    2. свобода и осознание свободы;

    3. величие человека;

    4. открытие бытия в человеке.



    Тем самым цель истории становится общественным идеалом, которую выработали сами люди.
    Глобальные проблемы современного общества.

    Во второй половине XX века перед человеческой цивилизацией встали проблемы, получившие название глобальных. Имея тенденцию к обострению, эти проблемы уже сейчас превратились в серьезное препятствие на пути исторического прогресса. В начале 70-х годов прошлого столетия возникла «глобалистика» как специфический вид знаний, включающий общественные, естественные и технические науки.

    В основе глобальных проблем лежат противоречия особого рода. Во-первых, по масштабу своего действия они носят общепланетарный характер, затрагивая интересы всего человечества, всех регионов и государств. Во- вторых, затрагиваемые ими интересы имеют жизненное значение не только для нынешнего поколения людей, но и для будущих. В-третьих, решение глобальных проблем нельзя отодвинуть в будущее, иначе будят поздно. И в четвертых, для своего решения они требуют объединения усилий всего человечества или, по крайней мере, объединения усилий ведущих держав мира.

    Что же входит в понятие «глобальные проблемы»? Их множество. Тем не менее можно говорить о главных. Это – демографическая, экологическая, проблема мирового голода, проблема заболеваний, уносящих миллионы жизней, проблема предотвращения термоядерного столкновения.

    При анализе глобальных проблем важно не упускать из виду, что их разрешение представляется не простым, а весьма сложным и даже опасным. Безусловно, уничтожения ядерного оружия, развертывания безотходных технологий, экономия природных ресурсов, ликвидация условий, порождающих голод, овладение способностью лечить сердечно-сосудистые заболевания, рак, СПИД и т.д. решающим образом улучшили бы нынешнее состояние человечества. Но даже, осуществление перечисленных масштабных преобразований не привело бы к отмене глобальных проблем, так как на смену уже разрешенным проблемам неминуемо пришли бы другие. Чтобы их своевременно и эффективно решать необходимо:

    - Разработать планетарную «Стратегию Человека», согласованную со «Стратегией Природы».

    - Создание стабильного многополярного мира без единоличного господства одной сверхдержавы.

    - Всемерное развитие планетарного сознания.

    - Активная межгосударственная интеграция в решении глобальных проблем.

    - Предотвратить распространение ядерного оружия и поэтапно сокращать имеющиеся арсеналы.

    - Разработать и внедрять такие нравственные императивы, которые способствовали бы успешному решению глобальных проблем.

    Контрольные вопросы

    1. Перечислите глобальные проблемы современности

    2.Как Вам видится будущее человечества?

    Литература:

    1. Федотова В.Г. Хорошее общество. М.: Прогресс-традиция, 2005.

    2. Философия. Университетский курс. М.: «Гранд», 2003.

    3. Крапивенский С.Э. Социальная философия. М.: «Владос», 2004.

    4. Канке В.А. Философия. Курс для бакалавров. М.: «Логос», 2005.

    5. Философия для бакалавров. Учебное пособие.

    Ростов-на-Дону. «Феникс», 2007.




    1   2   3


    написать администратору сайта