1. Мировоззрение, структура, функции, формы, исторические типы
Скачать 249.22 Kb.
|
65. Этика – наука о морали. Типология этических учений. Средства и уровни этического анализа.Этика — это философская дисциплина, изучающая явления морали и нравственности. Существует, стало быть, мир явлений морали и нравственности и существует теория, его описывающая и изучающая. Это аналогично тому, как мы различаем явления жизни, с одной стороны, и биологию как науку о них, с другой, или явления психики, душевной жизни и науку психологию. Типология этических учений: В зависимости от содержания и обоснованиеэ тика может быть гетерономной или автономной. Гетерономная этика- формирует нравственность из какого-нибудь внешнего источника, который находится собственное за пределами морали. Примерами гетерономности этики могут быть натуралистические и социально-исторические теории морали, в которых нравственность выводится из природы человека и социальных условий его существования, из понятий полезности, счастье, наслаждения. Это характерно и для христианской этики, в соответствии с которой, этический закон дает людям Бог. Автономность этики означает, что мораль имеет собственный внутренний закон, человек или Бог сам сами этические законы. Такая установка присущий и многим рационалистическим этическим теориям. Относительно этого характерная позиция И. Канта, который утверждал, что поступок лишь тогда может считаться моральным, шли он свободный от "побочных" побуждений, например, личной заинтересованности, честолюбия, пожелания добрая окружающих, и осуществляется исключительно из убеждение в само-очевидності закона. По мнению многих ученых - этиков, следует разграничивать формальную и материалистическую этику. Формальная этикаконцентрируетсвое внимание на логических моментах исследования морали, которые преобладают над непосредственно используемыми моральными нормами и принципами. Примером может служить учения И. Канта, который старался с помощью логики отыскать и обосновать универсальный этический принцип, способный стать основанием для системы моральных норм. Эта же тенденция характерная и для современной неопозитивистской этики,которая интересуется только проблемами морального языка, возможностями определения сущности и происхождения моральных сроков, семантикой моральных умозаключений. Разные направления материалистической этики на передний план выдвигают исследование сущности и природы морали, общественная подпочва формирования системы моральных ценностей и норм, описание реальных моральных норм, то есть она стремится более широко охватить явления моральной сферы, не ограничиваясь лишь ее логическим аспектом. В границах материалистической этики различаются несколько ее форм. Первая из них – этика ценностей, которая имеет целью исследовать ценность в жизни и в окружающем относительно человека мире. Как известно, моральное поведение определяется реализацией этических ценностей. Итак это этическое учение создает своеобразную "пирамиду" ценностей, в которой личность должна придерживаться в своих поведению и деятельности. Кроме этого, выделяют консеквенциальную этику(от лат.conseguentia - следствие). Она объединяет теории, в которых моральное значение деятельности рассматривается в зависимости от следствий, которые они предопределяют. Для них характерное убеждение в том, что мораль выполняет определенные функции в обществе, а ее требования имеют целесообразный характер. Для контекстуальной этики (от лат. contextus - связь) характерное признание основной проблемой выбора человеком путей решения моральных проблем в зависимости от конкретной ситуации, а не от общих моральных принципов и норм, таким образом преуменьшается их значение и роль в общественной жизни. Социальная этика охватывает учения, которые рассматривают моральные нормы общества как основу моральных поступков людей. К ним належат общественные установки - от блага общества, служения коллективным интересам к стремлению достичь личной пользы, практического успеха. Этический анализ осуществляется на нескольких уровнях. 1. Уровень этических правил, которые предписывают определенные решения: врач проводит обезболивание, чтобы уменьшить страдания пациента. 2. Уровень этических принципов, которых существует более ограниченное количество, они обосновывают существование правил, так необходимость обезболивания объясняется принципом «не навреди». 3. Уровень этических теорий, где оправдывается уже существование принципов. Средства этического анализа условно можно расположить на разных уровнях этического знания. 1.Наивысшим достижением всякого научного знания является научная теория, которая служит не только для объяснения тех или иных фактов, но и для предвидения новых явлений. В связи с этим теории этики располагаются на высшем уровне этического знания. 2.На среднем уровне располагаются принципы биоэтики. 3.На нижнем уровне находятся основные этические правила, которые касаются конкретных вопросов, связанных с реальными этическими ситуациями. Этический анализ в медицине (фармации) имеет своей целью рассмотрение сложных моральных ситуаций без предвзятости, разбор их по деталям, т.е. доводов и контрдоводов в пользу той или иной позиции. На этом дело не заканчивается, т.к. моральный выбор, сделанный вследствие этического анализа, накладывает на медицинского (фармацевтического) работника моральную ответственность. |