Главная страница

1. Мировоззрение, структура, функции, формы, исторические типы


Скачать 249.22 Kb.
Название1. Мировоззрение, структура, функции, формы, исторические типы
Дата08.06.2022
Размер249.22 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаfilosofia_ekz.docx
ТипДокументы
#579166
страница48 из 48
1   ...   40   41   42   43   44   45   46   47   48

87. Проблема причинности в медицине.


Диалектика — признанная в современной философии теория развития всего сущего и основанный на ней философский метод.

Диалектика теоретически отражает развитие материи, духа, сознания, познания и других аспектов действительности через законы диалектики, категории и принципы. Среди способов понимания диалектики развития выделяют законы, категории и принципы. Принцип (от греч. principium основа, первоначало) представляет собой основную идею, фундаментальные положения лежащие в основе всей системы знаний, придающие им определенную системность и целостность. Основными принципами диалектики являются:

• принцип всеобщей связи;

• принцип системности;

• принцип причинности;

• принцип историзма.

Принцип причинности. Причинность — наличие таких связей, где одна порождает другую. Предметы, явления, процессы окружающего мира чем-то обусловлены, то есть имеют либо внешнюю, либо внутреннюю причину. Причина, в свою очередь, порождает следствие, а связи в целом именуются причинно-следственными (причинность – это воздействие одного объекта на другой, при котором изменение состояния одного предмета (причины) изменяет состояние другого предмета (следствие)).

Способность диалектики во всестороннем познании мира проявляется через систему категорий – философских понятий, раскрывающих универсальные связи бытия. Группа категорий, которая анализирует детерминацию (самодетерминацию) в различных формах: “причина – следствие”, “явление – сущность”, “случайность – необходимость” и другие.

Причина – следствие - категория, выражающая сущность причинности. Физический смысл цепи причинения состоит в передаче от одного явления (причина) к другому (следствие) материи, энергии, информации. Существует многообразие причинных связей, различающихся как по результатам, так и по формам проявления.

Связь между причиной и следствием, при которой причина испытывает на себе обратное воздействие со стороны своего следствия, называется взаимодействием. Подобные виды связи имеют широкое распространение в социальных системах (управление, образование, политика и т.д.). Причинная связь реализуется только при наличии определенных условий. Условия сами по себе не могут вызвать следствие, но тем не менее необходимы для его осуществления. Так, для успешного проведения экономических реформ требуются определенные социально-политические условия (согласие в обществе, ясное понимание последним целей и задач проводимых мероприятий и т.д.). Необходимо отличать от причины повод – механизм, запускающий следствие. Например, поводом первой мировой войны было убийство австрийского наследника. Повод по отношению к причине носит случайный характер (“была бы причина, а повод найдется”).

В медицине принцип причинности играет особую роль, ведь одной из важнейших функций врача является определение причины того или иного заболевания (следствия), т.е. этиологии болезни. Одна и та же причина может вызвать спектр состояний в зависимости от внутреннего состояния организма, который переходит не в строго заданное состояние, а в одно из возможных. При этом наблюдается и такая связь, когда одновременно обнаруживаются причинные отношения и обратные воздействия на причину.

88. Философские основания болезни и здоровья.


Болезнь и здоровье представляют собой две основные формы жизненного процесса. Состояние здоровья и болезни могут много раз переходить друг в друга на протяжении индивидуальной жизни человека. Для понимания здоровья вводятся понятия нормы, как среднестатистические данные его параметров / нормальная температура, состав крови, рост, вес и т.д./ Под нормой или здоровьем понимают такую форму жизнедеятельности организма человека, которая обеспечивает ему оптимальную деятельность и адекватные взаимодействия с окружающей средой, полноценное участие в общественной и трудовой деятельности.

Человека, показатели которого соответствуют норме, признают здоровым. Однако для этих показателей характерны значительные колебания в зависимости от условий окружающей среды, социально-бытовых условий, и поэтому они не всегда могут быть использованы для строго научного определения здоровья. Всемирная организация здравоохранения в 1946 г. приняла следующее определение здоровья: "Здоровье — это состояние полного физического, психологического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов". Конечно, это определение слишком общее и скорее отражает состояние, к которому следует стремиться. Здоровье — это, прежде всего, состояние организма, в котором отмечается соответствие структуры и функции, а также способность регуляторных систем поддерживать постоянство внутренней среды (гомеостаз).Здоровье выражается в том, что в ответ на действие повседневных раздражителей возникают адекватные реакции, которые по характеру и силе, времени и длительности свойственны большинству людей данной популяции. Заключение о здоровье или нормальном состоянии организма делают на основании антропометрических, физиологических и биохимических исследований. При оценке состояния здоровья человека имеют значение не только анатомо-физиологические критерии, но и социальные, прежде всего степень участия в трудовой и общественной деятельности. Здоровье людей определяется духовной, морально-этической, политической атмосферой, сложившейся в конкретном обществе, на него влияют социально-экономические и бытовые условия. Болезнь есть нарушение нормальной жизнедеятельности организма при действии на него повреждающих агентов, в результате чего понижаются его приспособительные возможности. Здоровье и болезнь – это социальные состояния личности, но в основе их лежит биологические составляющие: норма и патология.В болезни всегда существуют два противоположных процесса, два начала. Одно из этих начал И. П. Павлов назвал "физиологической мерой против болезни", а второе — "собственно патологическим, или поломом". Два начала болезни не существуют порознь, они мыслимы только в диалектическом единстве и борьбе. Например, при абсцессе мы наблюдаем признаки "полома" (гибель ограниченного участка ткани, боль), но тут же отмечаем и "меры против болезни", которые мобилизуют организм (эмиграция лейкоцитов, фагоцитоз, образование барьера вокруг очага и г. д.). При лихорадке наряду с высокой температурой тела, головной болью и другими явлениями, снижающими трудоспособность человека, наблюдаются более активная выработка антител, более энергичный фагоцитоз и т. д., т. е. "меры против болезни".

89. Философские основания теории нормы и патологии.


Теория медицины не может исчерпываться теорией патологии, т. к. в состав мед. реальности входит не только болезнь, но и здоровье. Более того, искомая теория медицины будет заведомо несовершенной, если она предстанет в варианте теории болезни и здоровья, ибо здоровье с фактической и логической точек зрения является первичным по отношению к болезни. Поэтому единая теория медицины должна открываться теорией здоровья.

Теория патологии вне теории здоровья была, есть и будет описательной концепцией, не способной подняться выше эмпирического обобщения. С оформлением же теории здоровья теория патологии может стать логически выводимой (дедуктивной) теорией и, следовательно, способной не только объяснять наличную патологию "задним числом", но и доказательно предвидеть возможность возникновения того или иного заболевания. Если, напр., ядром будущей теории здоровья окажется имеющееся в арсенале медицины понятие "должная норма", то из такой теории может выводиться, прогнозироваться и, следовательно, практически предотвращаться возможно-должная патология. И единственно надежным гарантом корректной постановки проблемы здоровья являются воззрения клин. медицины. Организованное нозологическим принципом клиническое мышление выводит к состоянию здоровья, не отождествляя его с болезнью. Оно предполагает генетическую связь болезни со здоровьем, да и со всем образом жизни индивида. Не следует забывать о том, что диагностические задачи клин. медицины не исчерпываются дифференциальным диагнозом болезней, а включают в себя и доказательный диагноз здоровья. В связи с этим следует отметить, что содействовать познанию явлений, наблюдаемых в клинике, призван не только обособившийся от нее раздел экспериментальной патологии, но и комплекс сан. -гиг. дисциплин с его ориентацией на познание нормативно-физиологических закономерностей.

Медицине хорошо известно, что состояние здоровья не исчерпывается отсутствием болезни или совокупности болезней. Поэтому принцип профилактики может развернуться в своей саногенетической полноте лишь тогда, когда ставится задача охраны здоровья здоровых.

Разработка теории здоровья совершенно необходима для практического обеспечения идеала профилактики, т. е. для укрепления и развития здоровья.

90. Диагностика как –специфический вид познавательной деятельности.


В общетеоретическом плане при анализе и оценке диагностики имеют место два подхода. Один из них рассматривает диагностику как узнавательно-распознавательный, алгоритмический процесс, совершающийся по заранее известным правилам. Сторонники такого взгляда по существу понимают диагностику как узнаванию уже известного, не содержащего новых знаний об объекте. Распознавание – сложный мыслительный процесс, предполагающий проникновение в определенной мере в сущность изучаемого. Сводя диагностику к распознаванию, они подчеркивают особенную отдаленность распознавания как такового от научного познания, исследования.

На самом деле диагностика не является обычным распознавательным процессом, т.е. идентификацией изучаемой болезни с теми знаниями, которые содержатся в учебниках, монографиях. Известные знания об искомой, предполагаемой болезни – лишь ориентиры на сложном пути поиска истинного индивидуализированного диагноза болезни.

Распознавательный процесс в мед диагностике имеет некоторые нетиповые особенности, представая в качестве своеобразной формы познания неизвестного или малоизвестного и индивидуального в известном. В частности, это выявление атипично развивающейся болезни.

В целом научное познание независимо от профиля науки не может не опираться на известное. Часто новые научные открытия представляют собой своеобразный гибрид уже известного и открытого нового. Так же и в диагностике распознавание уже известного и открытие нового – единый процесс. Опираясь на известное, врач стремиться при постановке диагноза болезни познать и неизвестное, специфическое. Распознавая типологическое у конкретного больного, врач нередко сталкивается с индивидуальными особенностями болезни. Индивидуализированный диагноз – это не только следствие распознавания, но и открытие, познавание чего-то нового, не встречающегося ранее или существенного изменения типового. Типологический, нозологический диагноз – это в основном результат распознавания, а конкретный, индивидуализированный (диагноз данного больного) – это во многом следствие познания, т.е. приобретение нового знания. Таким образом, можно заключить, что диагностика – это не просто распознавательный процесс. Исходя из основных положений теории познания, диагностику следует рассматривать как специфическую форму познания, в которой в то же время проявляются ее общие закономерности.

Диагностический процесс не имеет ни хронологических, ни пространственных демаркационных граней, отделяющих чувственное и логическое познание. Собирание анамнеза, лабораторное и инструментальное обследование более всего тяготеют к чувственной ступени познания. Но уже при сборе анамнеза врач руководствуется теми или иными теоретическими положениями, клиническими принципами, тем самым как бы группирует и классифицирует «чувственный материал». Специфичность диагностики как формы познания усиливает значимость чувственного созерцания. В диагностической деятельности врачу постоянно приходится иметь дело с объективными и субъективными данными и показаниями. От того или иного понимания соотношения объективного и субъективного, их роли и удельного веса в развитии и течении патологических процессов зависят точность и адекватность диагноза. При так называемом субъективном исследовании больного, т.е. при ознакомлении с жалобами больного на свое состояние, на его болевые ощущения врач в той или иной мере познает объективное состояние больного, патологические основы болезни. Кроме того, объективное исследование не исчерпывается лишь лабораторно-инструментальными методами. К объективным методам можно отнести обычные классические физикальные методы: пальпация, перкуссия, аускультация
1   ...   40   41   42   43   44   45   46   47   48


написать администратору сайта