Главная страница
Навигация по странице:

  • Философия и наука.

  • Философия и медицина.

  • 1. Мировоззрение, структура, функции, формы, исторические типы


    Скачать 249.22 Kb.
    Название1. Мировоззрение, структура, функции, формы, исторические типы
    Дата08.06.2022
    Размер249.22 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаfilosofia_ekz.docx
    ТипДокументы
    #579166
    страница2 из 48
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   48

    3.Предмет, структура, функции философии.


    Философия является учением о мире в целом, о том, какое место занимает человек в мире, об отношении человека к миру, о смысле и цели жизни человека. Философия учит человека творчески мыслить, правильно оценивать свои возможности и роль в мире, определять направления деятельности. Кант писал, что философия отвечает на вопросы: что я могу знать?, что я должен делать?, на что я могу надеяться? Утверждают, что философия учит , кто мы такие ,откуда пришли, куда идем, или - каким надо быть, чтобы быть человеком. Философия - это осознание человеком своего бытия.

    Философия содержит истину, но может содержать и заблуждение, однако в любом случае это мудрость. Она нарушает спокойствие человека, потому что подвергает все сомнению, делает очевидное неочевидным, отвергает привычные догмы, суеверия, молву, но и делает человека счастливым, потому что приобщает его к мудрости. Еще древние философы утверждали, что нет большей добродетели и большего счастья, чем быть мудрым. Современные философы особое внимание обращают на состояние общества и положение человека в мире применительно к постиндустриальной эпохе и соответствующему уровню достижений науки.

    Философия носит личностный характер («моя философия»), национальный характер (русская философия, немецкая философия), выдающиеся достижения философской мысли имеют общечеловеческое значение.

    Философия как система имеет соответствующую структуру.

    - учение о бытии в целом - онтологию;

    - учение о человеке - философскую антропологию;

    - учение о познании - гносеологию;

    - учение об обществе - социальную философию;

    - учение о деятельности - праксиологию;

    - учение о ценностях - аксиологию.

    В зависимости от сферы социальной действительности, которой специально заинтересована философия, можно выделить философию науки и техники, философию морали, философию искусства, философию религии, философию экономики, философию образования и др.

    Философия выполняет в обществе разнообразные функции.

    1. Мировоззренческая функция - философия является мировоззрением и дает человеку мировоззрение, обеспечивает ориентацию человека в усложняющемся мире.

    2. Методологическая функция - философия дает человеку направление в практической и познавательной деятельности, определяет способ, путь достижения цели.

    3. Критическая функция - философия подвергает проверке все человеческие действия на их соответствие интересам человека, на их гуманность, указывает на причины человеческих заблуждений и тем самым содействует поиску истины.

    4. Культурно-творческая функция - философия вносит в общество мудрость и разумность, приобщает к духовным ценностям, позволяет прогнозировать, определять варианты будущего и тем самым содействует общественно-историческому процессу.

    4.Взаимодействие философии с другими формами культуры. Философия и наука. Философия и медицина.


    Философия, будучи уникальным интеллектуальным и гуманитарным явлением, занимает одно из ведущих мест в духовной культуре общества. Философия органично взаимодействует со всеми другими формами общественного сознания – наукой, искусством, политикой, правом, религией. Она устанавливает взаимосвязи между ними и анализирует их фундаментальные проблемы. Поистине философия, по справедливому замечанию Г. Гегеля, является квинтэссенцией, т.е. самым главным в духовной жизни человека.

    Философия и наука.

    Невозможно отрицать научного характера философии, несмотря на бесспорные отличия философии от науки. Философия выступает одним из мощных потоков развития человеческого знания и культуры. И если рассматривать с позиции истории, то можно обнаружить преемственность и взаимосвязь в развитии философского знания и науки. Выводы, полученные в рамках философии, служат не только средством получения научного знания, но и сами входят в содержание науки. Не случайно многие крупные ученые в области конкретных наук являлись и виднейшими представителями философии: Пифагор, Аристотель, Д. Бруно, Н. Коперник, Р. Декарт, К. Маркс, З. Фрейд и многие другие. Более того, философские прозрения нередко опережали открытия и выводы науки. Идеи атомистики, например, были высказаны древними философами за несколько веков до нашей эры, тогда как в естествознании дискуссии о реальности атомов продолжались даже в XIX веке. И многие другие фундаментальные идеи были выдвинуты в философии значительно раньше, чем получили признание и подтверждение в естествознании: законы сохранения, принцип отражения и др.

    Философия обладает очень многими признаками и свойствами науки: рационально-обобщенное понимание действительности; понятийный тип мышления; ориентация на доказательства и аргументы; опора на знание, на данные и достижения наук; системность и внутреннее единство, логичность построения; наличие особого понятийно-категориального аппарата.

    Однако философия не только испытывает влияние со стороны частных наук, но и сама оказывает воздействие на их развитие. Ее влияние осуществляется через философское мировоззрение, которое воздействует на методологические позиции и установки ученого, его отношение к миру и познанию, а также на его отношение к необходимости развития той или иной конкретной области знания. Философия и медицина.

    Изучение философии в медицинском вузе не следует рассматривать лишь как развитие общей культуры и кругозора врача, хотя данная задача также решается. Овладение философской мудростью позволит, прежде всего, обогатить сознание будущего специалиста опытом и искусством рационального мышления лучших умов человечества, а также сформировать навыки целостного восприятия мира и концептуального мышления, без которого невозможно подлинное клиническое мышление.

    С одной стороны, философские суждения, имеющие, прежде всего, аксиологическую (ценностную) направленность, пробуждают интерес и потребности врача в философском осмыслении медицинской реальности. С другой стороны, философская методология рассматривает всякую врачебную деятельность как спонтанный процесс умственного прозрения. Отсюда естественное стремление думающих медиков к овладению искусством целостного понятийного мышления, стремление не просто накапливать массу полезных сведений, научных знаний, приобретения профессиональных навыков, но и познавать смысл и назначение человеческой жизни, представляя ее как целостный и единый процесс.

    Согласно диалектике познания, понимание частного требует знания общего, проявлением которого это частное является. Медицина способна помочь конкретному больному лишь в том случае, если ей известны и понятны общие признаки поразившей его болезни. А это, в свою очередь, требует целостного восприятия человека и мира вокруг человека, которое как раз и является целью философского познания.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   48


    написать администратору сайта