1. Мировоззрение, структура, функции, формы, исторические типы
Скачать 249.22 Kb.
|
18. Натурфилософия Возрождения и зарождение нового естествознания.Натурфилософия эпохи Возрождения На основе крупнейших открытий и технического прогресса в эпоху Возрождения развивается своеобразная натурфилософия (философия природы). Именно она оказала определяющее влияние на развитие философии и естествознания Нового времени. Натурфилософия зачастую носила пантеистический характер, т. е., прямо не отрицая существования Бога, она отождествляла его с природой. Подобную натурфилософию развивали Бернардино Телезио [1509—1588), основавший в Неаполе академию для опытного изучения природы, и ближайший советник Папы Пия II, кардинал, ученый, философ Николай Кузанский (1401—1464). Н. Кузанского исследователи его творчества считают первым выдающимся представителем пантеистической философии эпохи Возрождения. Он сближает Бога с природой, приписывая последней божественные атрибуты и прежде всего бесконечность в пространстве; он также выступает против теологического принципа конечности Вселенной в пространстве и сотворенности ее во времени, хотя и оговаривается, что мир не является бесконечным в том смысле, в котором является Бог как «абсолютный максимум». Одним из величайших гениев эпохи Возрождения был Джордано Бруно (1548—1600). Он отбросил все церковные догматы о сотворении мира, о якобы имевшем место начале мира и грядущем его конце; развил гелиоцентрические идеи Коперника, утверждая, что существует бесконечное множество миров Вселенной. В работе «О бесконечности. Вселенной и мирах» он заявлял: «Я провозглашаю существование бесчисленных отдельных миров, подобно миру этой Земли. Вместе с Пифагором я считаю ее светилом, подобным Луне, другим планетам, другим звездам, число которых бесконечно. Все эти небесные тела составляют бесчисленные миры. Они образуют бесконечную Вселенную в бесконечном пространстве…»[42] Вместе с тем Дж. Бруно много писал о Боге. Он признавал всеобщую одушевленность материи. Но его Бог – это Вселенная, которая одновременно и творящая и творимое, и причина и следствие. Пантеизм в этих рассуждениях Дж. Бруно налицо. Нет Бога, стоящего над миром и диктующего ему свои законы; Бог растворен в природе. Материальной природе он посвящает целые гимны: материя живое и активное начало. Немаловажное философское значение имеют труды Галилео Галилея (1564—1642). Он стяжал славу «Колумба неба», открыв кратеры и хребты на Луне (в его представлении «горы» и «моря»), разглядел бесчисленные скопища звезд, образующих Млечный Путь, увидел спутники Юпитера, рассмотрел, благодаря сконструированному им телескопу, пятна на Солнце и т. п. Занимаясь вопросами механики, Галилей открыл некоторые ее фундаментальные законы, которые свидетельствовали о том, что существует естественная необходимость. Эта идея была усилена открытыми Кеплером законами движения планет вокруг Солнца. Все это позволило Галилею впервые в истории человечества ввести понятие закона природы в своем «Диалоге о двух главных системах мира – птолемеевой и коперниковой». Эта книга послужила поводом для обвинения Галилея в ереси со стороны католической церкви. Ученый был привлечен к суду римской инквизиции. В 1633 г. состоялся процесс над Галилеем, на котором он был вынужден формально отречься от своих «заблуждений». Однако сам суд привлек к идеям Галилея еще большее внимание. Ученые, не только астрономы, но и математики, физики, естествоиспытатели все больше убеждались в правоте идей не только Галилея, но и Коперника, Бруно. Мыслитель фактически вышел победителем. Галилей призывал отбросить все фантастические построения и изучать природу опытным путем, искать естественные, собственно природные причины объяснения явлений. С его точки зрения, зсе явления можно свести к их точному количественному соотношению. А поэтому, полагал он, математика и механика лежат в основе всех наук. Бог выступает у Галилея как перводвигатель, который сообщил движение планетам. Дальше природа стала обладать своими собственными объективными закономерностями, которые должны изучать науки. Таким образом, Галилей одним из первых сформулировал деистический взгляд на природу, который затем встречался у мыслителей XVII и XVIII вв. 19. Общая характеристика философии Нового Времени.Новое время стало эпохой утверждения в Западной Европе капитализма как нового способа производства , эпохой быстрого развития науки и техники. Начало формироваться принципиально иное отношение к природе и человеку. Лицо эпохи и мировоззрение людей определяет наука . Формируется новая , просветительско - модернистская философская парадигма , формируется вера в безграничные возможности разума. Научная революция - это коренной поворот в характере и социальной роли науки и научного мышления . Отныне наука становится не уделом одиночек , а социально полезной деятельностью. И основывается наука уже не на интуиции и догадках , а на научном методе и эксперименте . Лидером естествознания становится механика , основанная на экспериментально - математическом исследовании природы. Признаки и свойства научной революции XVII : - Революция представлений о знании и науке. Наука строится на основе чувственного опыта и доказательств. - Наука становится систематическим занятием : она основывается на методе и эксперименте . - Изменения в проблематике познания . Наука перестает интересоваться сущностью , субстанцией и другими метафизическими целями . Она исследует теперь не «что ? » , а « как ? » , не субстанцию , но функцию . - Наука еще не свободна от идеи бога , который наводит в мире математический порядок и является гарантом достоверности познания. Бог трактуется как «первотолчок». - Новая картина мира – гелиоцетрическая. Земля – уже не центр Вселенной , а обычное небесное тело. - Механицизм: природа рассматривалась как огромный механизм. Все явления природы трактуются как машины или системы машин, созданные бесконечным творцом. А происходящее в природе подчинено жесткой детерминации. Развитие науки побуждает философов постоянно согласовывать свои представления с данными и методами естествознания . В работах философов XVII века сделан акцент на методологических и гносеологических проблемах. Особенности философии Нового Времени: - ориентация на науку, стремление к развитию наук о природе , о мире - разработка методологи науки , научного исследования. - новаторство и критицизм по отношению к прошлому - влияние неоплатонизма с его концепцией «общих идей» - стремление выстроить философию по образцу точных наук, рационализация философии - идеи свободы и достоинства личности - обострение борьбы различных философских направлений: материализма и идеализма, эмпиризма и рационализма. |