Главная страница

1. Мировоззрение, структура, функции, формы, исторические типы


Скачать 249.22 Kb.
Название1. Мировоззрение, структура, функции, формы, исторические типы
Дата08.06.2022
Размер249.22 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаfilosofia_ekz.docx
ТипДокументы
#579166
страница11 из 48
1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   48

22. Философия Р. Декарта.


Рене Декарт (1596-1650) - французский математик, физик, физиолог и философ.

Поставил на первое место разум, сведя роль опыта к простой практической проверке данных интеллекта. То, что в основе бытия и познания лежит разум, Р.

Декарт доказывал так: в мире существует много вещей и явлений, которые непонятны человеку. Зато абсолютно в любом явлении, любой вещи можно усомниться, следовательно, сомнение реально существует, этот факт очевиден. Сомнение свойство мысли, значит, сомневающийся человек - мыслит. Мыслить может реально существующий человек; следовательно‚ мышление является основой как бытия, так и познания. Поскольку мышление - работа разума, то в основе бытия и познания – разум.

По Декарту всеобщий и необходимый характер истин математики и точного естествознания имеет источник не в чувственном опыте, а в разуме. Отсюда философское кредо Декарта: Я мыслю, следовательно, я существую.

Онтология. В качестве основополагающего понятия для характеристики сущности бытия Декарт вводит понятие субстанции. Субстанция - это все, что существует, не нуждаясь для своего существования ни в чем, кроме самого себя. Таким качеством обладает только одна субстанция и ею может быть только Бог, который вечен, не сотворим, неуничтожим, всемогущ, является источником и причиной всего.

Все сотворенные субстанции Декарт делит на два рода: материальные (вещи) и духовные (идеи). При этом он выделяет коренные свойства (атрибуты) каждого рода субстанций: протяжение -для материальных и мышление - для духовных.

Воззрения Декарта на природу носили механистический характер. Вселенная – это огромный механизм. Она изменчива и имеет историю своего развития. Первоначальный импульс существования мира дает бог, но затем развитие мира

определяется самостоятельной творческой силой. Декарт был сторонником учения о материальном единстве мира.

Все виды движения Р. Декарт сводил к пространственному перемещению, что соответствовало механицизму. Отождествление материи с пространство приводило к тезису о бесконечности материи, а значит, и всей Вселенной.

Антропология. Человек состоит из двух субстанций - материальной и духовной. Человек - единственное существо, в котором соединяются и сосуществуют обе эти субстанции, что и позволило человеку возвыситься над природой. Так у Декарта

Возникла идея дуализма – двойственности человека. С точки зрения дуализма Р. Декарт решает основной вопрос философии. По его мнению, спор, о том, что первично, бессмысленный. Материя и сознание соединяются только в

человеке. В результате мышление и материя совершенно не зависят друг от друга.

Рационализм Декарта проявился в его трактовке человека как разумного существа, которое отличают целесообразная деятельность и речь. А механицизм Декарта

проявился в его представлении о человеке как машине, жизнедеятельность которой объяснима механическими законами.

Физиология. Движущей силой всякого организма является теплота. Ее источник - в сердце животного - движущем центре животной машины. Декарт предвосхитил учении о рефлекторной дуге.

Человека Декарт изымал из животного мира, душа присуща только человеку, составляя особую субстанцию. Решая психофизиологическую проблему соотношениядуховного и телесного, Декарт признавал независимость первого от второго. В то же время Декарт признавал, что обе субстанции влияют на направление движения процессов в противоположной субстанции. Локализация центра связи – шишковидная железа мозга.

Декарт одним из первых философски разработал теорию эволюции.

Гносеология. Декарт - сторонник гносеологического оптимизма. Главным вопросом философии для Декарта была возможность достоверного знания. Особый акцент

Декарт делает на научном методе. Метод научного познания называется рационалистическим. В качестве основного научного метода он предлагает дедукцию, но в философском смысле. Суть этого метода - в процессе познания

опираться только на достоверные знания и с помощью разума, используя достоверные логические приемы, получать новые достоверные знания.

Приемы исследования: 1) в качестве положений использовать только истинное

доказанное разумом, логикой, несомненное знание 2) сложную проблему расчленять на простые задачи; 3) последовательно переходить от известных вопросов к неизвестным 4) строго соблюдать последовательность, логическую цепь исследования.

Опыт для Декарта лишь способ проверки выводов, полученных путем рационалистической дедукции. Наиболее достоверным методом у него выступает интуиция. Она определяется Декартом как отчетливое, прочное понятие ясного и внимательного ума. Однако выявить ее содержательность способна только последующая дедукция. Преимущество интуиции перед дедукцией - ее непосредственность, не требующая никакого напряжения памяти.

Опровержение эмпиризма переходит у Декарта в тотальное сомнение. В отличие от Бэкона французский мыслитель оружием непредвзятости сделал метод

универсального сомнения, разумного скептицизма. Это лишь прием для нахождения безусловно достоверного начала знания.

Именно Декарт впервые ввел положение о ясности и самоочевидности как критерии истины.

Одновременно Декарт выдвигает учение о врожденных идеях. Существует особый род знания, который не нуждается ни в каких доказательствах. Данные истины (аксиомы) изначально очевидны и достоверны.

1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   48


написать администратору сайта