1. Мировоззрение, структура, функции, формы, исторические типы
Скачать 249.22 Kb.
|
25. Философия Д. Беркли и Д. Юма.Постепенно английская буржуазия утрачивает свой радикализм, у нее возникает необходимость обоснования традиционных религиозных взглядов. В области философии это выразилось в разработке субъективного идеализма. Это осуществил Джордж Беркли (1684 - 1753). За исходное Беркли берет сенсуализм Локка, но очищенный от материалистических тенденций. Беркли отверг разделение качеств, считал все качества вещей вторичными. Беркли отвергает объективное существование вещей и явлений внешнего мира. Вещи существуют только в восприятии, не объективно, поскольку все вещи - лишь комплексы наших ощущений. Беркли соглашается с реальным существованием вещей‚ но категорически отвергает материю как субстанцию. Чтобы предотвратить обвинения в солипсизме, Беркли вводит понятие «идеи». Идеи – это чувственно воспринимаемые верщи. Они существуют только в нашей мысли. Источником же идеи является Бог. Так, субъективный идеализм соединяется у Дж. Беркли с идеализмом объективным. Беркли отвергает концепцию причинности. Единственно возможная причина - причина духовная. Такая позиция очень близка теологии. Пространство и время он также толкует субъективистски: пространство есть специфическое упорядочение чувственных восприятии, а время - выражение их взаимной последовательности. Дэвид Юм (1711 - 1776) - английский философ. В центре его философии - учение о человеке, о человеческой природе. Теория познания выступает как первооснова концепции человеческой природы Юма, а социально-нравственные рассуждения - ее цель и результат. Человек - человек не только разумное‚ но и общественное, деятельное существо. Однако силы и возможности человека ограничены. При этом Юм признает идею прогресса человечества, который имеет медленный и неравномерный характер. Он основан на том, что человечество само воспитывает в себе целую сумму свойств, привычек, норм и обязательств социальные добродетели. Поэтому наибольшее значение в воспитании общественных интересов Юм приписывал частной собственности. Основа морали и социального взаимодействия - справедливость. В теории познания Юм отвергает понятие врожденных идей. Свою теорию познания он начинает с тезиса о наличии впечатлений. Под термином «впечатления» Юм имеет в виду не способ порождения в душе живых восприятий, а сами эти восприятия. Впечатления Юм разделяет на впечатления ощущения и впечатления рефлексии. Исходным в этой теории познания является именно человеческий опыт. В чувственном опыте тесно сплавляются впечатления и идеи. Опыт имеет не просто чувственную, а чувственно-рациональную структуру. В основе соединения идей лежит некое связующее начало, механизм познания, который Юм называет причинностью. Осознание непререкаемого характера причинных связей Юм называет верой. Понятие субстанции Д. Юм понимает также критически. Субстанция - это соединение вместе простых представлений, объединяемых силой воображения. Душа, т. е. Я, тоже не субстанция, а пучок постоянно меняющихся представлений и чувств. 26. Философия И. Канта.Иммануил Кант (1724 – 1804) – основоположник немецкой классической философии. Все его творчество можно разделить на два периода: докритический и критический. В докритический период внимание было направлено на проблемы естествознания и природы. Кант был близок к стихийному материализму. Новаторство заключалось в том, что он один из первых философов при рассмотрении проблем естествознания большое внимание уделял проблеме развития. Предложил новую картину мира – немеханистическую. В частности выдвинул гипотезу об образовании солнечной системы из первоначального газопылевого облака. В физике Кант обосновал относительность движения и покоя, в биологии он рассматривал вопросы классификации животного мира, в антропологии выдвинул идею естественного происхождения рас. Философские выводы Канта революционны для его эпохи: природа имеет свою историю во времени, природа находится в постоянном изменении и развитии, движение и покой относительны, все живое на земле, в том числе человек – результат биологической революции. В то же время: механистические законы имеют внешнюю причину, которой является Бог. У Канта природный мир и природа самого человека совершенно непознаваемы. Поэтому главная идея философия Канта – агностицизм. У познания по Канту имеется два источника: эмпирический и априорный. К априорному знанию совершенно не примешивается ничего эмпирического. Процесс познания по Канту проходит три ступени: 1) Чувственное: субъект воспринимает не сами объекты (вещь в себе), а их воздействия на органы чувств (явления). Упорядочивается с помощью априорных понятий. 2) Рассудок: между чувственными данными устанавливаются логические связи и отношения, их устанавливает сам субъект. 3) Разум: субъект совершает с помощью интуиции скачок в постижении объекта, выходя за границы своего чувственного опыта (трансцендентальное познание) с помощью разума человек пытает постичь вещь в себе. По Канту научная картина мира состоит из феноменов (явлений), а ноумен – это умопостигаемый предмет, который находится внечувственного созерцания. Понятие ноумен введено Кантом, чтобы подчеркнуть невозможность познания вещи в себе, которое является лишь представлении о вещи. Разум доказывает, что мир бесконечен во времени и пространстве, и с такой же необходимостью, что мир конечен. Этика. Важнейшая задача – понимание сущности нравственности, которая регулирует поведение человека. Основа нравственности – в понятиях чистого разума. Практический ум – и есть нравственность, имеет дело с с проблемами свободы и свободной воли. Как нравственное существо, человек подчиняется только нравственному долгу. Еще одно основное понятие нравственности – понятие долга, которое содержит в себе понятие доброй воли. Четыре категории суждения: категория качества (реальность, отрицание, ограничение), категория количества (единство множество, всеполнота), отношения (субстанция, причина, общение), модальности (возможность, бытие, необходимость) Разум: 1) область представлений (ощущение, восприятие, мышление, интеллект) 2) область желаний и стремлений (потребности, воля, нравственность, вера)3) область чувств Три вида разума: теоретический, практический, эстетический. |