Главная страница

1. Мировоззрение, структура, функции, формы, исторические типы


Скачать 249.22 Kb.
Название1. Мировоззрение, структура, функции, формы, исторические типы
Дата08.06.2022
Размер249.22 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаfilosofia_ekz.docx
ТипДокументы
#579166
страница15 из 48
1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   48

29. Философия Марксизма


Социальные предпосылки формирования марксизма:

Формирование буржуазно-рыночных отношений.

2. Возникновение новых антагонистических классов и новых форм

классовой борьбы.

Естественнонаучные предпосылки марксизма:

Теория эволюции Ч. Дарвина.

2. Открытие клетки как структурной основы живых оргатщмов.

3. Закон сохранения и превращения энергии.

Теоретические предпосылки:

Английская политэкономия (А. Смит, Д. Рикардо).

2. Французский утопический социализм (Ш. Фурье, А.Сен-Симон

3. Немецкая классическая философия (Г. Гегель, Л. Фейербах).

Специфика онтологии и гносеологии марксизма:

Марксизм впервые соединил диалектику и материализм. Эта диалектика принципиально отличалась от идеалистической. Самодвижение понятий Гегеля Маркс заменяет объективным процессом развития материи и бытия. Диалектика понятий становится теперь отражением объективной диалектики.

В учении о бытии Маркс и Энгельс не видели необходимости специального рассмотрения проблемы соотношения между бытием и существованием, они объясняли природу не через категорию «существования» (как большинство философов), а через соединение диалектики с историческим развитием природы. Природа ими мыслилась как исторический процесс бесконечного развития.

Марксизм выдвинул и теоретически обосновал тезис о материальном единстве мира (Энгельс).

Марксизм впервые в истории философии взялся решать проблему материального бытия путем анализа человеческой деятельности; Поэтому для марксизма категория «практики» является исходной и определяющей, связывающей все части этого учения. Практика - это материальная, чувственно-предметная, целеполагающая деятельность человека по освоению и преобразованию природных и социальных систем. В теории познания Маркс и Энгельс процолжили линию сенсуализма: чувственное восприятие внешнего мира – единственный источник всех наших знаний. Однако при этом они подчеркивали, что абстрактное мышление содержит и новое (по сравнению с чувственным восприятием) знание. При этом практика и в гносеологии оказывается стержневым понятием, ибо действие выводилось из потребностей, а идеи - из действий. Поэтому в марксистской философии материальным источником новых понятий и знаний выступает не природа непосредственно, а практика, прежде всего производственные отношения. В результате природа становится общественной деятельностью с человеческой предметностью.

Специфика антропологии и социальной философии марксизма: Впервые человек понимается и анализируется как единство двух его аспектов и начал: социального и активно-деятельностного. Поэтому Ф Энгельс и выдвигает трудовую теорию происхождения человека.

Маркс и Энгельс впервые распространили материализм на понимание человека, общества и истории. Общество - это система объективных условий и форм жизнедеятельности люцей. Основой общества выступают материальные (производственные) отношения. В свою очередь, эти отношения определяются экономикой общества («уровнем и характером развития производительных сил общества»). Таким образом, марксизм формулирует теорию общественно-экономических формаций. Общественно- кономическая формация - это конкретно исторический тип общества и одновременно его структура.

Отчуждение - это социальный процесс утраты человеком свободы и контроля над собственной деятельностью и ее результатами, превращение их в самостоятельную силу, господствующую над человеком и даже враждебную ему. Источник отчуждения - это

система товарно-денежных (т.е. рыночных) отношений и частной собственности, которые порождают социальную дифференциацию и эксплуатацию. Отчуждение выражается в господстве овеществленного труда над трудом живым, в превращении личности

в объект эксплуатации и манипулирования со стороны господствующих классов, в стихийности общественного развития, в отсутствии контроля над условиями, средствами и продуктами труда.

Определяющий фактор системы производственных отношений форма собственности. Именно она детерминирует уровень, характер и направление экономического и социального развития, структуру самого общества… Под влиянием определенной формы

собственности формируются классы. Классы - это большие группы людей, различающиеся по своему отношению к средствам производства, к механизмам распределения и обмена, по месту в системе общественного производства. Между противоположными классами неминуемо разворачивается классовая борьба.

Общественное развитие складывается как результирующая экономического прогресса (развития производительных сил и производственных отношений) и соответствующего развития классовых сил общества. При этом именно борьба классов выступает непосредственной движущей силой истории.

Общественное развитие переходит с одного этапа на другой через мощный тотальный кризис, охватывающий все сферы и институты общества. Этот кризис Маркс назвал социальной революцией. А история предстает как последовательная смена общественно-

экономических формаций.

Решить задачу перехода к сознательному управлению человеком общественными отношениями, а также изменения человеком своего отношения к прир0де призвана коммунистическая формация. Коммунизм - это общество, в котором высший уровень развития производительных сил приводит к утверждению общественной собственности и принципа распределения «От каждого - по возможностям, каждому - по потребностям». В этом обществе всесторонне и гармонично развитых людей именно свободное время

станет мерилом индивидуального и общественного благосостояния. Таким образом, марксизм показал, что производство существует не ради производства или извлечения прибыли, а ради потребления, и что в процессе производства происходит также и производство самого человека.

1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   48


написать администратору сайта