1. Мировоззрение, структура, функции, формы, исторические типы
Скачать 249.22 Kb.
|
45. Психофизическая проблема.Психофизическая проблема, в широком смысле — вопрос об отношении психических явлений к физическим, в более узком — о соотношении между психическими и физиологическими процессами. Мысль о зависимости психики (душевных проявлений) от внешней природы и от жизни тела обосновывалась ещё в древнегреческой натурфилософии. Особую разработку эта проблема получила в новое время, когда в философии 17 в. сложилась механистическая картина мира и психические явления стали рассматриваться в качестве неотделимых от тела и подчинённых единым для всего мироздания законам. В 17 в. возникли два варианта решения проблемы, оказавшие большое влияние на последующую философскую и научную мысль, — психофизическое взаимодействие (Р. Декарт) и психофизический параллелизм (Г. Лейбниц). Согласно Декарту, живое тело является своего рода машиной, тогда как сознание, будучи отличной от тела субстанцией, с одной стороны, испытывает его влияние, с другой — способно воздействовать на него (например, при волевом усилии). Это учение о взаимодействии психического и физического было отвергнуто сторонниками неразделённости сознания и мозга. Идее взаимодействия был противопоставлен принцип параллельного протекания психических и физических процессов. Он приобрёл большую популярность в 19 в., когда открытие закона сохранения энергии сделало невозможным представлять сознание по типу особой силы, способной произвольно изменять поведение организма. Вместе с тем дарвиновское учение требовало понять психику как активный фактор регуляции жизненных процессов. В конце 19 — начале 20 вв. распространилась махистская трактовка психофизической проблемы, согласно которой душа и тело "построены" из одних и тех же "элементов" (ощущений), и поэтому нужно говорить не о соотношении реальных процессов — физиологических и психических, а о различных "комплексах ощущений". Психофизическая проблема - вопрос о связи между психическими и физическими явлениями. Постановка этой проблемы в широком смысле предполагает выяснение того, каким путем физические явления, происходящие в материальном мире, воздействуют на протекание психических, духовных процессов, и наоборот как психические, духовные процессы способны оказывать влияние на физические явления. В более узком смысле эта проблема ставится как вопрос о связи психических и физиологических явлений в теле человека (психофизиологическая проблема). 46. Основные теории сознания.По Декарту (утверждал, что материя и сознание абсолютно разные субстанции): 1. Я не могу сомневаться, что обладаю сознанием 2. Я могу сомневаться, что обладаю телом => 3. Сознание не равно тело или материя Иначе говоря, 1. Если сознание тождественно материи, то необходимо, чтобы все, обладающее сознанием, было материальным. 2. Логически возможно, что я обладаю сознанием и не обладаю телом. => 3. Сознание не тождественно материи. Последователи Декарта, картезианцы, разработали 3 модели отношений между материальной и духовной субстанцией: интеракционизм, эпифеноменализм и психофизический параллелизм. Интеракционистская модель настаивает на взаимодействие между душой и телом. Эпифеноменализм отрицает каузальное воздействие сознания на материальные процессы. Теория психофизического параллелизма признает причинно-следственные связи лишь в пределах одной и той же субстанции. Спиноза и Рассел отрицали существование двух различных субстанций — нейтральный монизм. Эта позиция утверждает, что сознание и материя не две разные субстанции, а два разных свойства одной и той же субстанции, которая сама по себе является нейтральной. Другой разновидностью монистического учения о природе сознания является идеализм или феноменализм. Беркли, Гегель утверждали, что единственной мировой субстанцией является дух. Беркли считал, что дух — воспринимающее сознание, его главный аргумент против существования материальной субстанции: 1. Всякая (материальная вещь есть совокупность воспринимаемых качеств. 2. Ни одно восприятие не возможно без воспринимающего субъекта. => 3. Ни одна (материальная) вещь не может существовать независимо от воспринимающего субъекта. Так как при таком подходе ключевая роль отводится воспринимающему субъекту, то это субъективный идеализм. Гегель подчинял воспринимающий субъект независимо от самого субъекта — объективным законам мышления, которые последний должен лишь осознать — объективный идеализм. Функционализм занят вопросом о том, как функционирует сознание. Сторонники утверждают, что любое ментальное состояние — это некое функциональное состояние. Сознание подобно машине по обработке информации, состояние которой определяются их каузальной ролью в функционировании всей системы. Функционализм отвергает редукцию сознания к материи, так как сущность сознания нельзя объяснить только тем, на основе какой субстанции оно реализовано, необходимо знать как оно работает. |