1. Мировоззрение, структура, функции, формы, исторические типы
Скачать 249.22 Kb.
|
42. Проблемы свободы воли.Свобода - одна из основных философских категорий, характеризующих сущность человека и его существование, состоящие в возможности личности мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями, а не вследствие внутреннего или внешнего принуждения. Воля – сознательное регулирование человеком своего поведения (деятельности и общения), связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. Воля является одним из важнейших качеств личности. Именно это качество делает человека свободным и сознательным субъектом собственной жизнедеятельности. Именно воля позволяет ставить цели и добиваться своего. Как и все психические процессы, воля развивается не сама по себе, а в связи с общим развитием личности человека. Воля человека характеризуется определенными качествами. Прежде всего, принято выделять силу воликак обобщенную способность преодолевать значи¬тельные затруднения, возникающие на пути к достижению поставленной цели. Среди различных проявлений силы воли принято выделять такие личностные черты, как выдержка и самообладание, которые выражаются в умении сдерживать свои чувства, когда это требуется, в недопущении импульсивных и необдуманных действий, в умении владеть собой и заставлять себя выполнять задуманное дей¬ствие, а также воздерживаться от того, что хочется делать, но что представляется неразумным или неправильным. Свобода воли - понятие, означающее возможность беспрепятственного внутреннего самоопределения человека в выполнении тех или иных целей и задач личности. В истории философской и богословской мысли понятие свободы воли связывалось с вменяемостью человека, с его ответственностью за свои деяния, с исполнением своего долга и осознанием предназначения. Проблема свободы воли тесно связана с вопросами о моральной ответственности. 43. Проблема смыла человеческого существования.Человек – существо символическое, живущее в созданной им самим реальности – культуре, выраженной в системе ценностей и смыслов. Смысложизненность – существенная черта человеческого бытия. Вопрос о смысле жизни – это вопрос о предназначении человека, о том, для чего живет человек. Как личность каждый человек глубоко уникален, неповторим, поэтому и проблема смысла жизни является глубоко личностной жизненной проблемой. Взаимосвязанный с социально-биологической природой и духовной сущностью человека смысл жизни с древнейших времен является предметом пристального внимания мыслителей. Первые попытки, и довольно успешные, предприняты в религиозно-философских учениях древнего Востока. В древнеиндийско Ригведе смысл жизни человека состоит в познании духовной сущности законов космической организации – брахмана и в полном слиянии с ним. В древнекитайском даосизме смысл жизни человека – в стремлении к естественности, в близости к природе и дао – ее сущности. Конфуцианство, делая акцент на социальности человека, считает, что смысл жизни человека состоит в нравственном самосовершенствовании на основе этики долга. В поисках смысла жизни разум открывает определенные законы, нормы и ценности, которыми следует руководствоваться в жизни. В этом случае существование человека приобретает смысл в следовании долгу. Идея смысла жизни как долга нашла свое наиболее полное выражение в творчестве И. Канта. Смысл жизни – в подчинении нравственному закону: «Поступай так, чтобы максима твоей воли всегда могла быть вместе с тем и принципом всеобщего законодательства». Каждый человек должен поступать так, чтобы правило его личного поведения стало нормой для всех и приумножило в мире добро. Рассмотренные варианты смысла жизни, задаваемые долгом, возвышают человека духовно, развивают и укрепляют его моральные качества. Они выявляют несокрушимость свободного начала в человеке. В религиозном понимании смысла жизни доминируют вера в Бога и сам разум человека. Согласно этой точке зрения смысл в человеческую жизнь вносит лишь перспектива личного бессмертия через спасение души и загробного воздаяния. Религия укрепляет человека в вечности, в духовном. Деятельностно-гуманистическое понимание смысла жизни, берущее начало с эпохи Возрождения, считает главным в жизни человека его самовыражение и самоутверждение, всестороннее развитие его талантов, способностей, чувств и разума. Однако, природа человека выглядит здесь слишком оптимистичной и не снимает трагизма, связанного с конечностью существования отдельного человека, и, возможно, человечества в целом. Значительный интерес в понимании смысла жизни вызывает русская философия XIX-XXвв., для которой эта проблема является одной из самых главных. Все варианты решения проблемы смысла жизни связаны с нравственными, духовными исканиями человека, уровнем его культуры. Нравственный смысл человеческой жизни состоит в служении добру, всестороннему и всесильному. Только такое служение ведет к совершенствованию человеческой сущности и ее духовных основ. 44. Понятие сознания. Сущность и структуры психического. Сознанием называют высшую, свойственную человеку форму обобщенного отра¬жения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирова¬ния у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности. Сознание является высшим уровнем пси-хического отражения и саморегуляции жизнедеятельности индивида, присущий только чело¬веку как общественно-историческому существу. В то же время сознание, выступая как осо¬бое свойство психики, осуществляет и контроль функционирования и самой психики. Сознание — восприятие индивидуальных ментальных состояний. Сам факт, что мы чувствуем, думаем, желаем можно назвать феноменом ментального. В языке он выражается с помощью ментальных предикатов. Референтами ментальных предикатов являются ментальные состояния. Можно выделить две основные формы проявления ментального: непосредственные переживания; мысли, желания, выражаемые посредством языка. Основное различие между этими формами заключается в том, что непосредственные переживания индивидуальны и до конца невыразимы в языковых конструкциях. Признаки ментального: непротяженность, приватность, интроспективность, некорректируемость. Психика — способность организмов отражать окружающую среду. Психика возникает и развивается на основе процессов высшей нервной деятельности. Сторонники материализма полагают, что ментальное сводится к психическому, а психическое можно объяснить как функцию ЦНС. Не только органическое строение ЦНС влияет на психику, но и психика под воздействием факторов окружающей среды оказывает влияние на изменение в структуре мозга, вызыввя его дальнейшее развитие и совершенствование. Структура психики З. Фрейда. В теории Фрейда вся человеческая психика делится на три компонента: - сознательное; - предсознательное; - бессознательное. Первый из указанных компонентов, по Фрейду, является весьма ограниченной областью психической деятельности человека. Доминируют же бессознательные, иррациональные элементы психики, это прежде всего инстинкт самосохранения и инстинкт продолжения рода, половой инстинкт. Вскрывая роль этих иррациональных компонентов, Фрейд, по его словам, проник в «преисподнюю психики», в ее подвалы. Анализ бессознательного, по его мнению, открывает многое для понимания поведения людей, их межличностных взаимоотношений. При этом структура психологии личности состоит из трех систем: «Оно», «Я» и «сверх Я», каждая из которых представляет соответственно компоненты бессознательного, пред- сознательного и сознательного. Личность в трактовке Фрейда представляется как бессознательное «Оно», на поверхности которого покоится «Я», стремящееся обеспечить влияние внешнего мира на «Оно» и ограничить принцип удовольствия, безраздельно властвующий в сфере «Оно». «Я» олицетворяет разум, в то время как «Оно» воплощает страсти. Что же касается «Свсрх-Я», то его можно назвать «Я-Идеалом», который в сознании человека отождествляется с самого раннего периода в развитии личности с образом отца. Я — сейчас, Оно — бессознательная часть психики, сверх-я — то, к чему стремлюсь, моральные и религиозные установки, формирование идеала человека, совесть |