1. Мировоззрение, структура, функции, формы, исторические типы
Скачать 249.22 Kb.
|
40. Философские проблемы пространства и времени.Важнейшими формами бытия материальной составляющей реальности выступают пространство и время. Пространство — это всеобщая форма бытия материи, ее важнейший атрибут, характеризующий протяженность материи, ее структурность, сосуществование и взаимодействие элементов во всех материальных системах. Время — форма бытия материи, ее структурность, выражающая длительность ее существования, последовательность смены состояний в изменении и развитии всех материальных систем. Категории пространства и времени выступают как предельно общие абстракции, в которых схватывается структурная организованность и изменчивость бытия. Пространство и время — это формы бытия материи. Форма является внутренней организацией содержания, и если в качестве содержания выступает материальный субстрат, то пространство и время являются формами, которые его организуют. Материя не существует вне этих форм, но сами пространство и время тоже не существуют в отрыве от материи. Отделение их от материального мира возможно лишь в процессе абстрагирования. В истории философии сложились две концепции, вскрывающие сущность пространства и времени: субстанционалная и реляционная. Родоначальники субстанциональной концепции — Демокрит и Платон — трактовали пространство и время как самостоятельные сущности, независимые ни от материи, ни друг от друга. Демокрит ввел представление о реальном существовании пустоты как вместилища совокупности атомов. Без пустоты, по его мнению, атомы лишены возможности движения. Пространство, согласно учению Демокрита, Эпикура и Лукреция, объективно, однородно, бесконечно. Оно есть вместилище совокупности атомов. Время отождествимо с вечностью — это чистая длительность, равномерно текущая от прошлого к будущему, оно есть вместилище событий. Противоположное понимание пространства было сформулировано Аристотелем. Его взгляды составили суть реляционной концепции. Аристотель отрицает существование пустоты, пространство неоднородно и конечно. Оно есть система естественных мест, занимаемых материальными телами. Аристотель утверждал, что как в движении, так и во времени всегда есть некоторое «прежде» и некоторое отличие от него «после». Именно в силу движения мы распознаем различные, не совпадающие друг с другом «теперь». Время оказывается ни чем иным, как последовательностью нескольких «теперь», их сменой, перечислением, числом движения в связи предыдущего и последующего. Свойства пространства и времени: бесконечность и неисчерпаемость, трехмерность пространства, однонаправленность и необратимость времени. 41. Человек как философская проблема. Основные философские концепции человека. Роль медицины в формировании научной картины мира.Специфика философского круга проблем, связанных с человеком, сложилась не сразу. В античной философии он рассматривался в своих человеческих проявлениях подчиненный высшему началу – судьбе. В системе христианского мировоззрения человек стал восприниматься как существо, в котором изначально неразрывно и противоречиво связаны два начала: душа и тело, а также человек и Бог. Важнейшей отличительной чертой мировоззренческой эпохи Возрождения является ориентация на человека, он не только природное существо, но и творец самого себя. В новое время XVII внимание обратилось внутрь человека, и философы пытались раскрыть природно-биологические основы человека. Гегель – , человек есть выражение познающего абсолютного духа, отличие от других существ – его разумность. Кант –, человек принадлежит с одной стороны, миру природной необходимости, с другой, нравственной свободе и абсолютным ценностям. Маркс – в основе сущности человека лежит трудовая деятельность. Основные философские проблемы человека: 1. Происхождение человека. На объяснение проблемы происхождения человека значительное влияние оказала эволюционная теория Дарвина. Однако Дарвин не ответил на вопрос, что именно послужило причиной выделения человека из животного мира. Ответ попытался дать Энгельс: некоторые виды человекообразных обезьян под влиянием природно-климатических условий достаточно резко изменили свой образ жизни. Так дарвиновская концепция антропогенеза дополнилась марксистской теорией социогенеза и в философии появилось понятие антропосоциогенеза. В человеке социальное и биологическое находятся в неразрывном единстве. 2. Проблема сущности человека. Субстанцией, лежащей в основе бытия человека и составляющей его сущности, является трудовая деятельность, осуществляемая в рамках общественного производства. В человеке реализуется тождество субъекта и объекта. 3. Бессознательное и сознательное. Долгое время бытие человека рассматривалось только как проявление сознательной жизни. Однако, начиная с Нового времени, в философии большое место заняла проблема бессознательного. Фрейд, представил бессознательное как могущественную силу, которая противостоит сознанию. 4. Индивид и личность. Человек рассматривается как индивид в качестве единичного представителя человеческого рода. Социальная индивидуальность делает человека личностью. 5. Смысл и цель жизни. В религиозной философии вопрос о смысле жизни превращается в вопрос о Боге. При атеистическом представлении – бога нет, а потому жизнь превращается в абсурд. В общем случае: смысл жизни состоит в развитии человека как самоцели и его всестороннего совершенствования. Основные концепции человека в философской антропологии. 1. Философы античности, особенно натурфилософы, рассматривали человека как образ космоса, микрокосмос. Эта точка зрения, конечно, на новой основе, воспроизводится и в наши дни. 2. Начиная с Сократа философы античности считали человека двойственным существом, состоящим из тела и души. Платон соотносил душу с идеей, Аристотель считал душу формой. 3. В средневековой философии характерно понимание человека как творения, созданного Богом по своему образу и подобию, которое заключается прежде всего в даре свободы и творчества и, как следствие, ответственности за своё собственное бытие. 4. В Новое время специфика человека усматривается в разуме, в мышлении, рациональности. Ясное содержание души — это сознание. Такова позиция Декарта. Кант привносит в эту концепцию много нового, но и он ставит в конечном счете превыше других познавательные способности, каковых у него три — рассудок, способность суждения, разум. 5. В Новое же время господствующие высоты завоевывает концепция «хомо фабер» (человек деятельный). Главное в человеке — это реализация способности к действию. Либо просто утверждается, что суть каждого отдельного человека состоит в его действиях, либо это действие понимается в общественном смысле. Главное в обществе — труд, а отдельный человек есть «атом» общества, в котором «пересекаются» всеобщественные отношения. 6. Последнее изобретение философии Нового времени — это «сверхчеловек» Ницше. Теперь разум понимается как болезнь, заблуждение, омертвляющее человека. Во главу угла ставится страсть, лидерство, буйство фантазии и импровизации. 7. Философия XX века продолжает поиск подлинности человека. XX века. о философии бессознательного, развитой австрийским врачом-психиатром и философом Зигмундом Фрейдом. О бессознательном в человеке говорили и писали многие философы, в том числе Кант, Гегель, Ницше. Главная идея Фрейда: человек — существо эротическое. Глубинная сущность человека — сексуальное влечение — либидо. Это влечение приходит в конфликт с сознанием, вынужденным реагировать на окружающую социальную среду с ее многочисленными запретами. Роль медицины в формировании научной картины мира Способствует пониманию общей научной картины мира, способствует решению жизненно важных практических задач, стоящих перед человеком. Сегодня медицина располагает необходимым естественно-научным и научно-гуманитарным потенциалом, позитивно воздействующим на человека и его здоровье. Она отражает и специфическое философское мировоззрение людей, отвечающее духу и смыслу интеллектуальной культуры российского общества. Медики создали свою систему рационального осмысления и оценки бытия человека. |