1. Мировоззрение, структура, функции, формы, исторические типы
Скачать 249.22 Kb.
|
58. Россия как особая историко-культурная ценность. Самобытность отечественной культуры и ее перспективы.В исторической и философской литературе, в публицистике вот уже полтора века оживленно обсуждается вопрос о характере русской культуры и русского менталитета в контексте их взаимодействия с культурами Запада и Востока. Восток это так называемые традиционные общества и традиционные культуры, характеризующиеся позицией невмешательства в протекание природных процессов; установкой на адаптацию индивида к сложившейся социальной среде, а не на ее преобразование; коллективистским менталитетом в противовес индивидуалистической доминанте на Западе. Если иметь в виду «славянофилов» и «западников», то вырисовываются, казалось бы, две альтернативные концепции: 1. Россия идет совершенно самобытным путем, узловые точки ее культуры, менталитета, исторического поведения не имеют ничего общего ни с западным, ни с восточным вариантами. 2. Россия по своим социокультурным истокам и своему менталитету, безусловно, тяготеет к Западу и должна ориентироваться только на него, когда речь заходит о попытках модернизации, о догоняющем развитии страны. С Запада в Россию пришло христианство (правда, в его юго-восточном, византийском варианте); в течение веков мыслящая Россия впитывала в себя элементы западного рационализма, просветительства, романтизма, социального утопизма, авангардизма и пр.; со времен Петра I было перенято западное уважение к научной рациональности. Однако в концепции «западников», также как у «славянофилов», присутствует абсолютизация. Во-первых, она сказывается в стремлении к всеохватывающему, в том числе и к механическому, «дурному» заимствованию западного опыта, что мы наблюдаем сегодня и в экономике, и в искусстве, и в других сферах жизни, когда наряду с целесообразным, высокодуховным перенимается устаревшее в социально-экономическом плане, безнравственное в плане духовном и т. п. Во-вторых, сбрасывается со счетов колоссальное обратное воздействие русской культуры на Запад (художественной литературы, музыки, балета, политических и нравственных концепций, системы образования). Как реакция на категоричность «славянофильства» и «западничества» вполне логично должна была родиться еще одна концепция. И она появилась: 3. Россия представляет собой специфический тип культуры — евразийский, связанный с ее географическим местоположением, историческими перипетиями судьбы, взаимодействием с восточными и западными соседями. Евразийство как особая концепция социокультурного места России возникло в начале 20-х годов нашего века в среде русской эмиграции, пытавшейся разобраться, с одной стороны, в истоках и смысле происшедших потрясений, и, с другой, — в перспективах дальнейшего развития родной страны. Культурная самобытность – существование уникальных культурных образований, обладающих специфическими чертами и характеристиками, не подлежащих заимствованию или передаче. Для нас же особый интерес представляет культурная самобытность русского народа. Для рассмотрения вопроса о самобытности русской культуры в философии классического евразийства обратимся к некоторым взглядам трех представителей данного направления: этнографу Н. С. Трубецкому, географу и экономисту П. Н. Савицкому и правоведу Н. Н. Алексееву. Среди классического евразийства много и часто о самобытности говорил Николай Сергеевич Трубецкой. Для него самобытность – стремление и умение быть самим собой. Он говорит, что только постигнув свою природу, свою сущность с совершенной ясностью и полнотой, человек способен оставаться самобытным, ни минуты не вступая в противоречие с самим собой, не обманывая ни себя, ни других. Другой представитель классического евразийства – Петр Николаевич Савицкий также приходит к выводу об уникальности и самобытности русской культуры. Он не воспринимал культуру как случайную совокупность разных элементов – он видел ее органическим и специфическим единством, живым организмом. Культура проявляется в различных формах – в бытовом укладе, этническом типе, географических особенностях. Известный российский правовед Николай Николаевич Алексеев также рассматривал некоторые вопросы, касающихся русской культуры. Для него культура – это продукт подсознательного творчества. Ученый приходит к выводу о самобытности русской культуры через трактовку понятия «право».Исходной предпосылкой правового учения Н. Н. Алексеева стало евразийской убеждение: Россия – особый мир, синтезирующий европейский и азиатский социокультурные типы. Уникальность такого синтеза предопределяет специфику российского государства и права, требует нетривиальных подходов в государственно-правовой сфере. |