1. Мировоззрение, структура, функции, формы, исторические типы
Скачать 249.22 Kb.
|
56.Природа и структура общества.Природа и структура общества. Понятие "природа" имеет два основных значения. В широком смысле – это весь окружающий мир (в том числе и человек, общество), то есть Вселенная. В узком смысле – та среда, в которой проходит жизнь человека и общества Общество – совокупность форм организации жизни и деятельности людей, целостная система совместной жизни индивидов (взаимоотношения, взаимодействие, порядок, традиции, культура). Общество – это сверхсложная самовоспроизводящаяся система. Она включает в себя ряд уровней, подсистем, каждая из которых обладает определенной автономностью (т.е. самостоятельностью и, в свою очередь, может рассматриваться как система). Между ними существует иерархия, но не абсолютная. Взаимодействие этих подсистем порождает новые, интегративные качества, присущие только всей системе в целом, т.е. социальному как таковому. Человек – универсальный компонент, он включен во все подсистемы. Общество – это самоуправляемая система. Принято выделят следующие сферы общества: материально-производственная, социальная, политическая и духовная. Краткая характеристика материальной сферы и ее роли в жизни общества была дана в восьмой главе данного пособия, поэтому в данной главе останавливаться на этом не будем. Взаимоотношения общества с природой понимаются как отношения между обществом – целостной системой человеческого общежития - и природой в узком смысле этого слова, то есть средой обитания человеческой цивилизации. Специфика диалектики природы и общества обусловлена и их различиями: • Общество является более высокой формой организации и движения материи. • Природа вечна и бесконечна. Общество ограниченно в пространстве и во времени. • В природе все совершается бессознательно. В обществе действует сознание и воля. • Законы общества вариативны, действуют как тенденции. Понимание общества в истории философской мысли: 1) совокупность человеческих индивидов, объединенных для удовлетворения «социальных инстинктов» (Аристотель); 2) совокупность индивидов, связанных общественным договором (Гоббс, Руссо); 3) совокупность общественных отношений (К. Маркс, А.Тойнби); 4) сложный организм, целостная система (О.Конт); 5) система разделения социальных ролей (Мертон, Т. Парсонс). Природа и общество не просто существуют совместно, а составляют единую динамическую систему, элементы которой активно воздействуют друг на друга, несмотря на существенные различия между ними: Общество является более высокой формой организации и движения материи. Природа вечна и бесконечна. Общество ограниченно в пространстве и во времени. В природе все совершается бессознательно. В обществе действует сознание и воля. Законы общества вариативны, действуют как тенденции. 57. Философские учения о государсве.В системе политической организации общества особо важное место принадлежит государству. Государство существовало не всегда. Ниже выделим его основные моменты. Платон. В рассмотрении проблемы общества и государства он опирался на излюбленную им теорию идей и идеала. «Идеальное государство» является сообществом земледельцев, ремесленников, производящих все необходимое для поддержания жизни граждан, воинов, охраняющих безопасность, и философов-правителей, которые осуществляют мудрое и справедливое управление государством. «Идеальное государство», по Платону, должно всемерно покровительствовать религии, воспитывать в гражданах благочестие, бороться против всякого рода нечестивых. Эти же цели должна преследовать и вся система воспитания и образования. Аристотель. Он считал естественным стремление людей к совместной жизни и к политическому общению. По Аристотелю, человек – политическое существо, т.е. социальное, и он несет в себе инстинктивное стремление к «совместному сожительству». Следует заметить, что Аристотель не отделял идею общества от идеи государства. Первым результатом социальной жизни он считал образование семьи – муж и жена, родители и дети... Потребность во взаимном обмене привела к общению семей и селений. Так возникло государство.Государство возникает только тогда, когда создается общение ради благой жизни между семействами и родами, ради совершенной жизни. Он выделял следующие формы государственного правления: монархию, аристократию и политию. Отклонение от монархии дает тиранию, отклонение от аристократии – олигархию, от политии – демократию. Наилучшее государство – это такое общество, в котором средний элемент представлен в большем числе, где он имеет большее значение сравнительно с обоими крайними элементами. Гоббс. Он определял государство как «искусственное тело», рассматривал его как человеческое, а не божественное установление. По мысли Гоббса, государство возникло как на основе общественного договора из естественного догосударственного существования, когда люди жили, разобщено и находились в состоянии «война всех против всех». Государство было учреждено в целях обеспечения всеобщего мира и ограждения безопасности.В вопросе о формах государства симпатии Гоббса были на стороне монархии. Локк. Его Социально-политическая концепция содержится в «Двух трактатах о государственном правлении». Первый трактат посвящен опровержению божественного права монарха на абсолютную власть, второй – содержит теорию конституционно парламентской монархии, по существу являясь оправданием социально-политического строя Англии того времени. Неизбежность государственной власти Локк рисует с позиции теорий естественного права и «общественного договора. Законодательная власть в государстве должна быть отделена от исполнительной (включая судебную), причем само правительство должно подчинятся законам. Народ имеет право не поддерживать и даже ниспровергать безответственное правительство. Гегель. Он уподоблял государство живому организму с присущими ему «государственными» органами: они – члены единого целого, которым нельзя отколоться или изолироваться, не повергая государство в болезнь. Государство – это общественный организм с определенной структурой. При этом государство немыслимо без определенной сращенности жизни людей в государственном составе целого. Основная сущность государства, в понимании Гегеля, может быть определена так: это конкретное единство эмпирически дискретного множества людей. Маркс. Рассматривая учение Маркса о государстве можно выделить две его главные особенности: государство не могло бы ни возникнуть, ни держаться, если бы возможно было примирение классов; государство есть орган классового господства, орган угнетения одного класса другим, есть создание «порядка», который узаконивает и упрочивает это угнетение, умеряя столкновение классов. Для Маркса было совершенно очевидно, что освобождение угнетенного класса невозможно не только без насильственной революции, но и без уничтожения того аппарата государственной власти, который господствующим классом создан и в котором это «отчуждение» воплощено. |