Главная страница

1. Мировоззрение, структура, функции, формы, исторические типы


Скачать 249.22 Kb.
Название1. Мировоззрение, структура, функции, формы, исторические типы
Дата08.06.2022
Размер249.22 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаfilosofia_ekz.docx
ТипДокументы
#579166
страница20 из 48
1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   ...   48

37. Основные онтологические проблемы: материализм, идеализм, дуализм.


Материализм — направление онтологии, утверждающее, что существует только материя; сознание — форма материи; материя первична. Дух, сознание, идеальное не обладает субстанциональной природой и выводится из материального как его свойства и проявления.

Представитель: К. Маркс

Идеализм — реально существует только сознание, а материя — форма сознания; сознание первично. Материя производное чего-то идеального, обладающего вечным существованием, неуничтожимостью и первоосновой любого бытия.

Дуализм — философское учение, которое признает равноправие идеального и материального, но не признает их относительность. В философии сознания дуализм — это дуализм души и тела, точка зрения, согласно которой сознание (дух) и материя (физическое тело) представляют собой две взаимодополняющие друг друга и равные по значению субстанции. Основоположники: Декарт и Аристотель.

38. Философское понятие материи.


Понятие «материя» является одной из наиболее фундаментальных философских категорий. Оно впервые встречается в философии Платона. Термин «материя» имеет немало определений. Аристотель трактовал ее как чистую возможность, вместилище форм. Декарт главным ее атрибутом и неотъемлемым свойством считал протяженность. Лейбниц доказывал, что протяженность есть только второстепенный признак материи, вытекающий из главного — силы. Механическое мировоззрение устранило все атрибуты материи, кроме массы. Оно выводило все явления из движения и полагало, что движение не может совершаться без двигающегося, а последнее и есть материя. Наконец, энергетическое мировоззрение объясняет все явления из понятия «энергия», совершенно обходясь без понятия вещества. В новейшей физике «материя» - обозначение некоторой особой точки поля. В материалистической философии «материя» является краеугольным понятием, в разных школах материализма она принимает различные значения.

Материя — философская категория для обозначения физической субстанции вообще, в противоположность сознанию (духу); объективная реальность, существующая вне и независимо от человеческого сознания(Ленин)

Понятие «материи» родилось из стремления выявить изначальное единство всего существующего на свете, свести все многообразие вещей и явлений к некоей общей, исходной основе. Допустим, мы знаем массу разнообразных деревянных или глиняных предметов. Они могут быть бесконечно разнообразны, но объединяет их исходная основа, материал, из которого они сделаны. Так у всего мира в целом, то есть у всех без исключения предметов и явлений есть какая-то единая основа, некий первичный «материал», из чего все «состоит».

Свойства Материи:

1) объективность существования - существование независимо от нашего созна¬ния (признаётся первичность материи по отношению к сознанию)

2) структурность - внутренне расчлененная целостность, закономерный порядок связи элементов в составе целого.

3) неуничтожимость –ни один элемент М. не уничтожается в ничто, а оставляет определенное следствие и не возникает из ничего, а всегда имеет определенную причину.

4) движение - любые изменения, происходящие с материальными объектами в результате их взаимодействий. В природе: механическое, колебательное и волновое, тепловое движение атомов и молекул, равновесные и неравновесные процессы, радиоактивный распад, химические и ядерные реакции, развитие живых организмов и биосферы.

5) пространство

6) время

7) отражение - воспроизведение признаков, свойств и отношений отражаемого объекта.

39. Понятие движения. Его типы и формы.


Движение — способ существования материи, оно абсолютно и противоречиво, существует в различных формах, взаимодействующих друг с другом. Существование любого материального объекта возможно только благодаря взаимодействию образующих его элементов. Но кроме внутреннего взаимодействия между элементами и частями целого происходит и взаимодействие объектов с внешним окружением. Взаимодействие приводит к изменению свойств, отношений, состояний объекта. Изменение обозначается в философии понятием движения.

Движение характеризуется такими признаками, как вечность, всеобщность, универсальность, противоречивость, абсолютность и непрерывность.

Идея о формах движения материи и их взаимосвязи высказывалась многими учеными, но впервые научную классификацию дал Ф. Энгельс. В основу своей классификации форм движения он положил следующие принципы: 1) формы движения соотносимы с определенным материальным уровнем организации материи, т. е. Каждому уровню такой организации должна соответствовать своя форма движения; 2) между формами движения существует генетическая связь, т. е. Высшая форма движения возникает на базе низших; 3) высшие формы движения качественно специфичны и не сводимы к низшим формам; 4) низшие формы движения входят в высшие в измененном и преобразованном виде Таким образом, Энгельс выделил механическую (перемещение различных тел в пространстве: падение камня, полёт птицы), физическую (изменение физических свойств предметов: таяние льда, электризация тела), химическую (различные химические превращения, изменение химического состава веществ: ржавление железа, образование оксидов), биологическую (процессы, проходящие в живых организмах: рост и развитие организма, обмен веществ) и социальную (различные процессы и явления в обществе: общение людей, процесс образования какого-либо государства) формы движения.

Выделяются два основных типа движений:

а) Первый тип связан с переносом материи, энергии, информации в пространстве и характеризуется тем, что предметы, пребывая в движении, остаются устойчивыми в своих существенных характеристиках, то есть не изменяют своего качества: идущий человек.

б) Движения второго типа сопровождаются перестройкой внутренней структуры предметов, что ведет к изменению качеств первоначальной вещи и превращении её в совершенно другую вещь.
1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   ...   48


написать администратору сайта