1. Мировоззрение, структура, функции, формы, исторические типы
Скачать 249.22 Kb.
|
23. Философия Б. Спинозы Г. В. Лейбница.Рационалистическая традиция после Декарта нашла своих ярких и оригинальных представителей в лице Б. Спинозы и Г. Лейбница. Бенедикт Спиноза (1632 - 1677). Яркий представитель европейского рационализма. За основу своей онтологии взял теорию Декарта, но усовершенствовал ее. Недостаток теории Декарта Б. Спиноза видел в дуализме, в ее противоречивости (между независимостью субстанций и одновременно их зависимостью от бога). Это противоречие Спиноза преодолевает, выдвигая учение о единой субстанции. Существует только одна единая субстанция, которая заключает в себе все сущее. (природу и Бога, отчего природа и Бог едины). Бог Спинозы уже не личностный бог, а абсолютная необходимость существования, это «причина самого себя». Единичные вещи являются лишь проявлениями - модусами единой субстанции – Природы-Бога. Так Спиноза разрешает проблему дуализма. Сама же субстанция Природа-Бог обладает следующими свойствами и качествами: самостоятельна и независима от кого-либо, является причиной самой себя; имеет внутреннюю (а не внешнюю, как модусы) причину самой себя; обладает множеством свойств (атрибутов), основные из которых мышление и протяжение. Как высшую цель философии Спиноза проповедовал восприятие вещей с точки зрения вечности. В этом контексте можно понять его теорию причинности. У Спинозы все сущее подчинено причинной необходимости, которая реализуется через категорию силы. Спиноза трактовал детерминизм механистически, полностью отождествляя причинность с необходимостыо, а случайность считал только субъективной категорией. Такое упрощенное понимание приводит Спинозу к фатализму. Гносеология. Поскольку природа является причиной самой себя, то познание этих причин есть цель науки. Спиноза выделяет три ступени познания: - интуиция, которая непосредственно исходит из разума человека и не зависит от внешних причин (высший вид познания); - разум (размышления, “логические операции); менее истинный вид познания; - чувственное отражение окружающего мира. Такое знание недоказуемо, недостоверно, неполно и поверхностно. Религия пребывает на уровне третьего рода познания, а философия '- на первой и второй ступенях. Антропология: Б. Спинозы базируется на его концепции детерминизма. Все люди как частицы природы полностью подчиняются действию ее законов, включены в цепь мировой детерминации. Человек - звено мировой цепи причин и следствий. Представление о свободе воли, считал Спиноза, одно из самых живучих человеческих заблуждений. Спиноза утверждает, что свобода есть познанная необходимость и все происходит в соответствии с умом. Готфрид Вильгельм Лейбниц ( 1646 - 1716) Немецкий ученый, принадлежал к рационализму. Преодолеть дуализм субстанций он решил путем ввода идеи о множественности субстанций - теорию монад. По Лейбницу, весь мир состоит из огромного количества субстанций, имеющих не дуалистическую‚ а единую природу- и все эти субстанции называются монадами (греч. единое) Монада проста, неделима, не имеет протяжения и не является материальным образованием, не являются ни физическими, ни геометрическими точками. Монада обладает 4 качествами; стремлением, влечением, восприятием, представлением. Монады – центры деятельности силы, абсолютно замкнуты и независимы друг от друга. Лейбниц делит монады на 4 класса: 1) «голые монады» - лежат в основе неорганической природы (камней, земли, полезных ископаемых); 2) монады животных - обладают ощущениями, но неразвитым самосознанием; 3) монады человека (души) - обладают сознанием, памятью, уникальной способностью разума мыслить; 4) высшая монада - Бог; в нем все представления - на уровне абсолютной ясности и осознанности. Бог - это простая первичная монада, а остальные монады сотворены им. Монады непроницаемы друг для друга, ничто из нее не выходит и ничто не входит в нее. Единство и согласованность их действий есть результат божественной предустановленной гармонии. Бог создал все субстанции таким образом, что, следуя с полной самостоятельностью закону своего внутреннего развития, каждая из них одновременно в каждое мгновение находится в точном соответствии со всеми другими. 24. Философия Дж. ЛоккаДжон Локк (1632 - 1704) -представитель эмпиризма и материализма в Англии 17 в. Теорию познания он строил на основе психологической теории сознания. Исследовал происхождение, достоверность и объем человеческого знания, а также основы и степень веры, мнения и соглашения с точки зрения психологии и теории познания. Основное внимание уделял познанию отдельного индивида, что привело к смешению гносеологического и психологического аспектов, Исходное положение теории познания Д. Локка - мир материалистичен и состоит из единичных конкретных вещей. В основе познания лежит только опыт, так как «нет ничего в разуме человека, чего до этого нс было в чувствах» (сенсуализм). Сознание сначала чисто, как белая бумага и только с помощью опыта оно приобретает содержание, которое Локк назвал «идеями», источником опыта является внешний мир, вещи. Опыт различен у всех индивидов и народов. Опыт делится на два вида: внешний и внутренний. Внешний опыт - это ощущения, получаемые с помощью органов чувств, а внутренний опыт - это идеи о своей собственной деятельности внутри себя, о различных операциях нашего мышления и своих психических состояниях (эмоциях, желаниях). Идеи - это и абстрактные понятия, и ощущения, и фантастические образы. За идеями стоят реальные вещи. Идеи подразделяются на два класса: идеи первичных качеств и идеи вторичных качеств. Первичные качества - это присущие самим телам свойства, которые неотъемлемы от них: протяженность, движение, покой, форма, число, плотность. Эти качества сохраняются при всех изменениях тел, ибо находятся в самих вещах. И вторичные качества, которые не находятся в самих вещах, ибо они возникают в нас как чисто субъективные представления посредством воздействия невидимых частиц на наши чувства: цвета‚ звуки, запахи, вкусовые свойства. Идеи из двух источников опыта (ощущений и рефлексии) - материал для познания. Все они образуют комплекс простых идей (горькое, кислое, холодное, горячее) Простые идеи не содержат других идей и не могут быть созданы нами. Существуют еще сложные идеи, которые производятся умом путем составления и комбинации простых идей. По степени точности Локк различает три вида знания (фактически их четыре): - интуитивное знание - истины самоочевидные (например, высказывают: белое не есть черное); - демонстративное знание - это выводы и доказательства, которые образуют дедуктивный вид познания. Интуитивное и демонстративное знание составляют умозрительное знание, которое обладает бесспорностью; - сенситивное знание образуется на основе ощущений, чувств, возикающих при восприятии отдельных предметов, (по своей достоверности ниже первых двух) - мнение - это знание недостоверное, вероятное. Знать все в принципе невозможно, необходимо знать самое важное для нашего поведения, для жизни (гносеологический оптимизм). Социально-политическая теория. Д. Локк исходит из идеи Т. Гоббса, но решительно отрицал его абсолютистские выводы. Он делает особый акцент на теме частной собственности и труда, которые рассматриваются как неотъемлемые атрибуты человека, ведь без частной собственности ‚невозможно удовлетворять главные потребности. Собственность - это то, что человек извлек из природы и слил со своим трудом. Переход людей от естественного состояния к государству диктуется ненадежностью прав в этом состоянии. Но свобода и собственность, должны сохраняться и в условиях государства, оно для этого возникает. В результате заключения Общественного договора все люди располагают одинаковыми правами и обязанностями. Для охраны в государстве своих прав люди создают законы. Локк встает на защиту людей, обосновывая их право отказаться от договора с государством. Локк впервые в истории предложил систему сдержек и противовесов на основе, разделения властей, выступил в пользу отделения церкви от государства и за веротерпимость. |