1. Мировоззрение, структура, функции, формы, исторические типы
Скачать 249.22 Kb.
|
27. Философские системы Г.Ф.В. Гегеля.Развитие немецкой классической философии достигает своих вершин в творчестве Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770–1831). Основными его работами являются: «Феноменология духа», «Науки логики», «Энциклопедия философских наук», «Лекции по философии истории», «Лекции по истории философии» и др. Гегель – философ-идеалист. Он признавал источником развития всей действительности не природу, а дух, не материю, а абсолютную идею. Эта идея, по мнению Гегеля, существует вечно и независимо от природы и человека, поэтому и носит название абсолютной. Только абсолютная идея представляет собой настоящую действительность, а реальный мир – природа и общество – есть лишь отражение идеи, результат ее развития. Главная идея гегелевской онтологии – отождествление бытия и мышления. Гегель вводит особое философское понятие – абсолютная идея. Философская система Гегеля – объективный идеализм. «Абсолютная идея» в своем движении проходит три ступени: 1) идея порождает и накапливает свое собственное богатство содержания. Этот процесс Гегель рассматривает в «Науке логики»; 2) идея переходит в свои противоположности, обнаруживая себя в материальном мире – в природе. Эту ступень философ рассматривает в «Философии природы»; 3) развитие идеи завершается полным совпадение «мирового разума» с сотворенной им природой и обществом, тождеством идеи и мира, по терминологии Гегеля, – «абсолютным знанием». Эта третья ступень развития идеи показана Гегелем в «Философии духа». Задача философии, согласно философу, в том и состоит, чтобы раскрыть исторический путь самодвижения идеи как реально существующей активной силы. Для этого необходимо видеть источник развития, который заключается в наличии противоречивых сторон в каждом явлении и предмете, результатом столкновения которых и является их самодвижение. Гегель обосновал основные диалектические законы развития: закон единства и борьбы противоположностей; взаимоперехода количественных и качественных изменений; отрицания отрицания. Общественные взгляды Гегеля: 1) человеческое общество является высшей ступенью развития духа. В сфере всемирной истории дух реализует себя, ввиду чего вся история человеческого общества выступает необходимой и закономерной. Отсюда вытекает и его знаменитое изречение: «Все действительное разумно, все разумное действительно» как воплощение абсолютного духа. Консерватизм такой позиции проявился в утверждении, что прусские государственные порядки вместе с монархией являются высшим проявлением и воплощением абсолютного духа; 2) Гегель стремился обосновать особое положение германцев во всемирной истории как носителей абсолютного духа. В полном соответствии с этим националистическим принципом Гегель в «Философии права» возвел немцев в ранг господ, а все другие народы низвел до роли рабов; 3) с особым пренебрежением относился Гегель к славянским народам, считая, что славянская нация «до сих пор не выступала как самостоятельный момент в ряде обнаружений разума в мире»; 4) Гегель видел высокое назначение войн в том, что они сохраняют нравственное здоровье народов и предохраняют их от гниения, «которое непременно явилось бы следствием продолжительного, а тем паче вечного мира». Антропология. Человек в онтологии Гегеля играет особую роль носителя абсолютной идеи. Сознание каждого человека – частица Мирового духа. Человек у Гегеля всего лишь орудие самопознание Абсолютного духа. Диалектика Гегеля – основополагающие законы развития и существования Абсолютного духа и сотворенного им окружающего мира. Три закона диалектики: закон единства и борьбы противоположностей; закон взаимоперехода количественных и качественных изменений; закон отрицание отрицания. Теория познания. Гегель ввел диалектику в гносеологию. Истина – это процесс, а не раз и навсегда данный абсолютно правильный ответ. Теория познания совпадает с историей познания. Постижение истины происходит при помощи понятий, а не просто путем прямого созерцания истины. 28. Философия Фейербаха.Антропологическая философия Л. Фейербаха Людвиг Андреас Фейербах (1804 - 1872) – немецкий философ, завершивший этап немецкой классической философии. Человека Фейербах рассматривает как единственный, уникальный и высший предмет философии. По его мнению, философия должна исходить из чувственных и заключить союз с естествознанием. Философия заменяет религию, давая людям вместо утешения понимание своих реальных возможностей в деле достижения счастья. Она должна стать антропологией, т.е. учением о человеке. Новая философия, рассматривает человека и природу как единственный предмет, превращая антропологию в универсальную науку. Поэтому систему Фейербаха стали называть антропологическим материализмом. Его основные идеи: 1) полный разрыв с религией (атеизм); 2) попытка объяснить бога и религию с материалистической точки зрения, исходя из материальной человеческой природы; 3) материалистическое с учетом новейших достижений науки, объяснение проблемы окружающего мира и человека; 4) единственно существующими реальностями являются природа и человек; природа (материя вечная и бесконечная, никем не сотворена и никем не уничтожима; 5)все, что нас окружает (предметы, явления) – различные проявления материи; 6) человек является частью природы, человек есть единство материального и духовного; но человек – это абстрактное биологическое сугубо природное существо; 7)идея существует не сама по себе, а есть продукт сознания человека; большой интерес к социально политическим вопросам; 8) убеждение в познаваемости окружающего мира. Фейербах отрицает дуализм души и тела, утверждая единство духовного и материального, мышления и бытия. Фейербах логически доказывает невозможность гегелевского отчуждения абсолютной идеи в материальный мир: окружающий мир очевиден и осязаем, а абсолютная идея - лишь догадка разума, выдумка Гегеля. Но при этом Фейербах категорически отрицает диалектику Гегеля (ошибка Фейербаха). Особое место в философии Фейербаха занимает проблема Бога. Фейербах выступает с последовательно атеистических позиций, увязывает проблему Бога с антропологией. Как самостоятельной реальности Бога нет; бог это порождение сознания человека; Религия мифологически-фантастическая идеология. Бог - это идеальный образ человека.Это то, чем хотел бы себя видеть человек. Теория познания. По Фейербаху, окружающий мир познаваем‚ а познавательные возможности разума безграничны. Однако безграничность возможностей разума наступает не сразу, а развивается постепенно, по мере накопления опыта, роста научно-технического прогресса. Основу познания составляют субъективные ощущения, в основе которых лежит объективная реальность (материя) и которые осознаются разумом. Разум способен устанавливать отношения причины и следствия. При этом разум идет от единичного к всеобщему. Хотя человек у него - просто созерцатель природы. В роли критерия истины – соответствие сущности человеческого рода, то есть согласие всех людей с данным суждением. Социальные взгляды Фейербаха вытекают из его антропологизма: человек - уникальное биологическое существо, наделенное волей, разумом, чувствами, желаниями, полнокровная реализация человеком своего Я возможна только во взаимодействии с другими людьми, т.е. человек может жить только в обществе; основой связи между людьми и стержнем общества является религия, для этого религия должна быть основана не на вере в выдуманное сверхъестественное существо - бога, а на совершенно иных принципах, традиционную религию надо заменить религией любви людей друг к друг, смыслом жизни человека должно стать стремление к счастью. Фейербах велик своей страстной защитой материализма, смелой критикой идеализма и религии, борьбой против агностицизма, верой в мощь и силу человеческого разума, обращением к человеку как основанию человеческого бытия. |