1. Мировоззрение, структура, функции, формы, исторические типы
Скачать 249.22 Kb.
|
5.Античная философия, ее сущность, основные черты и этапы развития.Греческая античная философия возникла в VII—VI вв. до н.э. Направленностью своего содержания, методом философствования она отличалась от древних восточных философских систем и от мифологического объяснения мира, характерного для произведений Гомера и сочинений Гесиода. Вместе с тем мифологические элементы еще длительное время содержатся в греческой философии. В развитии античной философии можно с определенной степенью условности выделить три основных этапа. Первый этап охватывает период с VII до V вв. до н. э. Этот период обычно называют досократовским, а философы, работавшие в это время, характеризовались как досократики.К этому этапу относятся милетская школа, Гераклит Эфесский, элейская школа, Пифагор и пифагорейцы, Эмпедокл и Анаксагор, древнегреческие атомисты (Левкипп и Демокрит). Второй этап охватывает период примерно с половины V в. и до конца IV в. до н. э. Он обычно характеризуется как классический. Этот период связан с деятельностью выдающихся греческих философов Сократа, Платона и особенно Аристотеля, взгляды которого явились вершиной древней философии. К этому этапу относиться и философия софистов. Третий этап в развитии античной философии – закат и затем ее упадок (III в. до н. э. – V в. н. э.) обычно обозначается как эллинистический. В отличие от классического этапа, связанного с возникновением значительных, глубоких по своему содержанию философских систем, в это время появляется ряд философских школ: стоицизм, эпикуреизм, скептицизм. Основными особенностями античной философии являются: 1. Разнообразие возникших в древней Греции типов философских учений, что сделало античной философской школой философского мышления для последующих времен. 2. Началом и исходной точкой оказался философский материализм. 3. История древнегреческой философии – классический образец не только двух основных философских направлений (материализм и идеализм), но и двух методов мышления (диалектический и метафизический). 4. Дух дискуссий, диалога, соперничества, что приводило к развитию философии, медицины и т.д. 6.Основные школы ранней греческой философии.Первой школой древнегреческой философии была Милетская школа, представленная Фалесом, Анаксимандром и Анаксименом (6 в. до н. э.). Милетская школа знаменовала начало древнегреческой философии: милетские философы поднялись выше видимости и за многообразием явлений усмотрели некую отличную от них сущность вещей («первоначало»). Эта сущность заключалась для них »... в чем-то определенно-телесном...» по словам Энгельса; для Фалеса это – вода, для Анаксимандра – неопределенное и беспредельное первовещество (апейрон), для Анаксимена – воздух. Рассматривая мир как живое целое, Милетская школа не делала принципиального различия между живым и мёртвым, психическим и физическим и признавала за неодушевлёнными предметами лишь меньшую степень одушевлённости (жизни); сама же одушевлённость («душа») рассматривалась как «тонкий» и подвижный вид первовещества. В отличие от Милетской школы, стремившейся свести всё существующее к той или иной материальной стихии, пифагореизм обращал основное внимание не на сами стихии, а на их оформление, на их арифметически-геометрическую структуру, которую он соединял с акустикой и астрономией. В основе пифагореизма лежит учение о числах самих по себе, или о богах как числах, которое развёртывается в учение о космосе как числе, о вещах как числах, о душах как числах и, наконец, об искусстве как числе (концепция числового «канона» в скульптуре, математизация музыки). Пифагореизм проповедовал аскетизм в античном смысле слова; здоровая душа требовала здорового тела, а то и другое – постоянного музыкального воздействия, так что музыка, философско-мистическая медитация и практическая медицина почти отождествлялись в пифагореизме. Элейская школа, школа древнегреческой философии 6-5 вв. до н. э. Основатель – Ксенофан Колофонский, главные представители – Парменид и Зенон. Элейская школа впервые противопоставила мышление чувственному, отмечая неустойчивость, текучесть человеческих ощущений и чувственного бытия и отводя главную роль в познании мышлению. Элейская школа впервые в истории философии выдвинула и сделала основой философствования понятие единого бытия. Оно понимается Элейской школой как непрерывное, неизменное, нераздельное, одинаково присутствующее в каждом мельчайшем элементе действительности, исключающее какую-либо множественность вещей и их движение . ГЕРАКЛИТ ЭФЕССКИЙ (544-483 гг. до н.э.) первоначалом всего сущего считал огонь, вывел закон единства и борьбы противоположностей, считал, что весь мир находится в постоянном движении и изменении. Признавал круговорот веществ в природе, сформулировал принцип Логоса – мирового Разума – всеобъемлющего божества, движущей силой всех процессов считал борьбу: «война есть отец всем и мать всему». Был сторонником цикличности мировых событий. ФИЗИКИ-ПЛЮРАЛИСТЫ: ЭМПЕДОКЛ (484-421 гг. до н.э.) считал началом вещей сочетание четырех элементов - воды, воздуха, земли и огня. Эти элементы неизменны, их объединяет любовь и разъединяет вражда. АНАКСАГОР из Клазомен (500-428 гг. до н.э.). Все рождается из соединения и разъединения гомеомерий, подобных частей, которые являются семенами бытия. Семян бесконечно много, их упорядочивание зависит от Нуса – ума. |