1. Мировоззрение, структура, функции, формы, исторические типы
Скачать 249.22 Kb.
|
7.Софисты и Сократ.Софиты – философская школа в древней Греции, существовавшая в V – первой половине IV вв. до н.э. Представители данной философской школы выступали не столько в качестве философов-теоретиков, сколько в качестве философов-педагогов, обучавших граждан философии, ораторскому искусству и другим видам знаний (в переводе с греческого «софисты» - мудрецы, учителя мудрости). Среди софистов выделятся группы так называемых: старших софистов (V в. до н.э.) – Протагор, Горгий, Гиппий, Продик, Антифонт, Критий; младших софистов – Ликофро, Алкидамант, Трассимах. Сократ официально не принадлежал к указанным группам, но разделял многие идеи софистов и использовал софистику в практической деятельности. Софисты изначально были платными учителями, поэтому их мысль в прямом смысле ограничивалась – они давали лишь те знания, которые были нужны их ученикам. Так сказать, «по запросу, требованию». Сократ же отмечал, что его главная миссия – это научить человека мыслить, причем самостоятельно, что успешно выполнялась, благодаря озвученному методу (майевтики). Наводящие вопросы заставляли человека мыслить, а что такое философия, как не любовь к мудрости, риск быть умным, мыслить самостоятельно. Софисты в философии использовали такой метод, как эвристика или искусство спора. Софисты учили доказывать свою правоту окружающим, пренебрегая поиском истины. Среди особенностей философии софистов выделяют: 1)Релятивизм – относительность. Софисты утверждали, что нет абсолютного добра или зла – все относительно, поэтому добро можно трактовать как зло и наоборот. Горгий (софист) брался за похвалу или уничижение любой вещи, понятия вне зависимости от ее объективных качеств. 2)Космополитизм – гражданин мира. В Древней Греции каждый город (полис) считался отдельным государством с законами и властью. Софисты путешествовали в поисках учеников, поэтому не считали себя патриотами одного города. 3)Субъективизм. Протагор: человек есть мера всех вещей, существующих в том, что они существуют и не существующих в том, что они не существуют. Еще одно замысловатое вращение с оттенком релятивизма. Данная точка зрения ссылается на то, что именно человек – мера всех вещей и истина для явлений и понятий. Опять-таки отличный способ «уклониться» от объективности, сыграв в свою пользу. Философия Сократа была намечена на человека. С помощью майевтики и иронии, которые были введены в диалектику, мыслитель учил, что мы можем признавать и не признавать истину, но она существует независимо от нас. Среди особенностей философии Сократа выделяют: 1)Признание абсолютности добра и зла. Знание, как считал Сократ, есть добродетель, поскольку знающий человек не творит зла. 2)Форма диалога. Философские беседы у Сократа всегда были в форме диалога, который он начинал с признания своей некомпетентности, тем самым располагая человека. 3)Определение истины, как не противоречащей самой себе. Проявлялось это в том же диалоге: оппонент часто начинал противоречить себе и исходным тезисам, что и подмечал Сократ. 4)Истину рождает сам человек. Не интерпретирует, а доходит до нее путем рассуждений, что соотносится с идеалистической позицией Сократа. 8.Философия Платона.Согласно Платону, философия есть высшая наука, которая воплощает в себе чистое стремление к истине. Она – единственный путь к познанию себя, Бога и к истинному счастью. Настоящего мудреца влечёт к философии не сухая, рациональная тяга к мёртвому, абстрактному знанию, а любовное влечение (Эрос) к высочайшему умственному благу. Платон о диалектическом методе философского познания Подобно Сократу, Платон считает, что повседневные впечатления дают нам искажённый образ реальности. Наивно-непосредственное познание ошибочно. Прояснить его можно лишь путём усиленного размышления и примененияфилософской диалектики, которая учит анализировать, связывать, классифицировать сбивчивые чувственные впечатления, получая из их беспорядочной массы общее понятие – и, наоборот, из общего понятия выводить идеи о родах, видах и единичных предметах. Мир вещей и мир идей у Платона Помимо восприятия чувственных, материальных вещей, мы имеем представление об общих, отвлечённых понятиях – идеях. Согласно философии Платона, идея – это то одинаковое, что встречается хотя бы в двух разных вещах. Но никто не может познавать несуществующего – следовательно, идеи реально существуют, хотя мы и не ощущаем их, как чувственные предметы. Устройство вселенной по Платону В философских представлениях Платона о космосе и вселенной чувствуется сильное влияние мифологии – возможно, даже восточных традиций, воспринятых им во время его многолетних путешествий. Бог – зодчий вселенной – при её создании соединил в ней идеи с вещественной материей. Сущность универсума подобна человеческой: он имеет разумную душу и является личностью. Но так как во вселенной соединены идеальное и материальное начала, она управляется не одним разумом, а и второй – инертной, слепой и косной – силой: законом необходимости, который Платон образно именует роком. Движения планет в направлении, противоположном движению звездного неба, доказывают, то, что во вселенной действуют силы, противоположные одна другой. При создании Вселенной разум преобладал над законом материальной необходимости, но в некоторые периоды злой рок может достигать преобладания над разумом. Бог, изначально вложив в мир ум, затем предоставляет вселенной свободу и лишь временами проявляет о ней заботу, восстанавливая в космосе разумное устройство и не давая ему соскользнуть в полный хаос. Учение Платона о душе Платон полагает, что человеческая душа состоит из трех частей. Одна из них, разумная, помещается в голове. Две другие части души неразумны. Одна из них благородна – это воля, живущая в груди и находящаяся в союзе с разумом. Другая неблагородна – это расположенные в желудке чувственные страсти и низшие инстинкты. Находясь в теле под владычеством чувственности, душа не имела бы пути к возвращению в мир идей, если бы мир явлений не имел в себе свойства, оживляющего в душе воспоминания об идеальном мире. Это – красота, возбуждающая в душе любовь. В философии Платона любовь ценится тем больше, чем полнее она освобождена от грубо-чувственных влечений. Такая любовь и получила с тех пор название «платонической». Учение Платона о государстве Подобно частям человеческой души и соответственно им, идеальное государство должно состоять из трёх, обособленных друг от друга по типу замкнутых каст, сословий: правителей-мудрецов, подчинённых им воинов и низшего, трудящегося класса. Каждое из них имеет свою особую общественную цель. |