Ионийская философия. Натурфилософией
Скачать 17.37 Kb.
|
Ионийская философия. Первая философская школа в Древней Греции-Милетская (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен). Постановка проблем архэ. Греческая философия зародилась именно в Ионии, в силу её удобного географического положения, там впервые соединились древнегреческая мифологическая предфилософия и восточные пранаучные знания. Это повлияло на характер и основное содержание ионической философии. Сущность вещей мыслится как простая всеобщая сущность особого рода. Таким образом, первоначала ионийцев не буквально в их вещественной форме, не как определенный физический субстрат, а нечто метафизическое. В связи с этим, термин архе обозначается как первоначала ионийцев – (или) первозакон, первопринцип, первоидея бытия. Так у Фалеса это вода, Анаксимена - воздух, а у Гераклита огонь — это скорее не природные стихии, из которых всё возникает и в которые в конечном итоге всё превращается, а по сути своей фундаментальные всеобщие законы бытия, согласно которым совершаются изменения и взаимопревращения вещей. Суть и основополагающие принципы ионийской философии можно сформулировать в следующих фундаментальных положениях: Предмет исследования философии – природа, а потому первую систему философствования можно назвать натурфилософией. Природа находиться в постоянном становлении, движении и изменении. Она демифологизирована и все происходящие в ней процессы и явления подчиняются единому, всеобщему естественному закону бытия (архэ). Построенная ионийцами монистическая картина мира носит демифологизированный, созерцательно-интуитивный характер. Первая философская школа в ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ была – Милетская. К ней же восходит история античной философии. Родоначальником и главой этой школы принято считать Фалеса Милетского, но по мнению Таннери, «Анаксимандр — истинный глава ионийской школы, Фалес в сущности только возбудил умственное движение, только заронил искру… Не придумав и не открыв ничего нового, Фалес всё же дал толчок дремавшей эллинской мысли». ФАЛЕС Если попытаться понять, что собой представляет вода Фалеса как начало, то, следует видеть в ней не вещественную, физическую субстанцию, а первозакон, первоидею, первопричину, первопринцип мироздания, т. е. вода здесь есть скорее нечто «разумное», умозрительное, метафизичекое, идеальное, чем вещественное. АНАКСИМАНДР Ученик Фалеса – Анаскимандр, принимает за «начало всего» апейрон, под которым подразумевается некоторое абстрактное начало — бесконечность, беспредельность, неопределенность. Это абсолютное начало и есть сама причина своего бытия, и оно ничем внешним не определяется, оно беспредельно. Если «разумность» воды Фалеса подвергается сомнению и акцент делается на ее вещественности и материальности, то апейрон Анаксимандра однозначно истолковывается всеми как нечто умозрительное, абстрактное, что является определяющим для того, чтобы считать его первым греческим метафизиком. В решении вопроса об архэ между Фалесом и Анаксимандром существует принципиальное отличие. Если первый (Фалес) пытался найти начало, сводя его к конкретности, образности, то второй (Анаксимандр) движется от конкретного к абстрактному, от чувственного к мыслимому. Апейрон Анаксимандра как некоторая беспредельность недоступна чувственному восприятию, ничем внешним образом не определяется, в ней отрицается всякая чувственная определенность. Анаксимандр, принимая за первоначало беспредельное, «не определял его ни как воздух, ни как воду, ни как что-либо иное», т к природные стихии находятся между собой в отношениях противоположности, и если бы одна из них была бесконечной, противоположные ей были бы ею уничтожены. АНАКСИМЕН Ещё один ученик М школы – Анаксимен. В решении вопроса архэ он делает шаг назад, возвращаясь к мышлению Фалеса, правда объявил первоначалом воздух как стихию невидимую и наименее чувственную, основное свойство которой апейрон. Т. е. аперон является частью воздуха, (его свойством.) Все возникает в силу разряжения и сгущения воздуха как первозакона, первопричины бытия: сгущаясь, воздух образует ветер, облака, воду, землю и камни, разряжаясь, он становится эфиром и огнем. При этом сгущение тождественно с охлаждением, а разряжение — с нагреванием. Движение же воздуха вечно, ибо, если бы он не двигался, он не переходил бы во всё то, во что он переходит. |