Античность. Волкова Анастасия эб1903 Глоссарий Апейрон
Скачать 60.01 Kb.
|
Волкова Анастасия ЭБ-1903 Глоссарий Апейрон – первоначало (Анаксимандр), нечто материальное, беспредельное, безграничное, неопределённое; общая основа всех четырёх стихий. Апория (греч. aporia – затруднение, недоумение) – термин, которым древнегреческие философы обозначали трудноразрешимые или неразрешимые проблемы (чаще всего связанные с противоречиями между данными наблюдения и опыта и попытками их мысленного анализа). Антропология (от греч. «антропос» - человек и «логос» - знание, наука) – наука, всесторонне изучающая человека. Антропология представляет собой область научного знания предметом исследования которой является человек. Атом – материальная неделимая частица, первооснова мира, причина и сущность всего существующего (Демокрит, Левкипп, Эпикур). Атомизм – (греч. atomos – неделимый) – первоначально представляет собой одну из концепций древнегреческой философии, сформулированную Демокритом. Согласно ему, происхождение и строение мира связывается с понятием об атоме как его первооснове (предельной и далее неделимой основе мира). Поначалу атомизм представлял собой одну из натурфилософских гипотез. Затем идеи атомизма приобретают естественнонаучное значение в химии и физике. Дальнейшее развитие философии и науки показало, что атомизм стал важнейшей и продуктивной стратегией познания. В связи с эти можно говорить, например, об атомизме в современной физике и химии. Особое значение приобрела атомная физика как одна из ведущих научных дисциплин в познании микромира. Гедонизм – (греч. наслаждение) – этическая позиция. утверждающая наслаждение как высшее благо и критерий человеческого поведения и сводящая к нему всё многообразие моральных требований. Как нормативный принцип гедонизм противоположен аскетизму. Гностицизм – религиозно–философское движение поздней античности. Притязал на знание особого тайного смысла Библии, часто противоположного прямому, а также на синтез иудаизма, зороастризма, религий Вавилона и Египта. Демиург (греч. изготавливающий вещи для народа, ремесленник. мастер) – термин древнегреческой философии для обозначения «творца», «мастера», введен в философский лексикон Платоном. Демиург – творец и отец Вселенной, создатель низших богов, мировой души и бессмертной части человеческой души. Он творит космос из со-вечной ему материи, наделённой вечным беспорядочным движением, взирая на вечный первообраз – эйдос. Диалектика – учение о развитии, о наиболее общих закономерных связях в становлении, развитии бытия и познания. Кинизм – учение, основателем которого был древнегреческий мыслитель Антисфен (учение Сократа). Своё название кинизм получил по тому месту, где находилась философская школа киников. Сторонники кинизма отвергали нравственную культуру и общественные нормы отношений между людьми, проповедуя естественный (природный, животный) образ жизни и поведения. Логос – термин древнегреческой философии, введённый гераклитом, под которым подразумевают одновременно «слово» (или «предложение», «высказывание») и «смысл»: одновременно и объективно данное содержание, в котором ум должен отдавать себе отчёт «отчитывающаяся» деятельность ума сквозная смысловая упорядоченность бытия и сознания противоположность всему безотчётному и бессловесному, бессмысленному и бесформенному в мире и в человеке Первоначало (архэ) – основа, мельчайшая единица мира (вода, огонь, атом, монада и т.п.). Природа (с точки зрения древнегреческой философии) – это то, что не очевидно, что нужно выявить, найти, что не совпадает с нашим непосредственным опытом (учение о природе – «фюзис» – физика). Противоположности – стороны единого целого, которые отрицают друг друга и в то же время предполагают друг друга. Релятивизм – методологический принцип, состоящий в абсолютизации относительности и условности содержания познания. Проистекает из односторонности подчёркивания постоянной изменчивости действительности и отрицания относительной устойчивости вещей и явлений. Как методологическая установка восходит к учению древнегреческих софистов. Силлогизм – форма дедуктивного умозаключения, в которой из двух высказываний (посылок) следует новое высказывание той же логической структуры. Силлогистика была разработана Аристотелем и явилась исторически первой логической теорией дедуктивного рассуждения. Скептицизм – направление в древнегреческой философии, сторонники которого указывали на недостоверность знания, приобретаемое с помощью органов чувств. Они сомневались в возможностях доказательного и достоверного знания, отвергали возможность рационального обоснования норм и правил поведения. Софизм – рассуждение, основанное на преднамеренном нарушении законов и принципов формальной логики, намеренное выдавание лжи за истину. Софистика абсолютизирует принцип релятивизма в познавательном процессе. Софисты (греч. sophistеs – хитроумный, мудрый) – сторонники одного из направлений древнегреческой философии. Свою задачу они видели в том, чтобы обосновать различными логическими и риторическими приёмами ту точку зрения, которую необходимо было отстоять. Софисты могли преднамеренно нарушать требования логики, идти на подмену понятий, использовать ложные доводы, выдавать неправильные аргументы за истинные положения. Стоицизм (греч. stoa – портик) – школа древнегреческой философии, получившая название от портика (стоя) – архитектурного сооружения в Афинах, где она была основана Зеноном из Китиона. Согласно стоицизму, задача философа заключается в том, чтобы освободиться от страстей и влечений, жить, повинуясь разуму. С понятием стоицизма ассоциируются идеалы твёрдости, мужественности, стойкости в любых жизненных обстоятельствах, несчастиях и испытаниях. Энтелехия (греч. законченный. завершённый) – нахождение в состоянии полной осуществлённости. Осуществлённость, один из двух терминов в философии Аристотеля (наряду с энергией), служащий для обозначения актуальной действительности предмета, акта в отличие от его потенции, возможности бытия; неологизм Аристотеля. 1. Каким образом античный полис способствовал формированию и развитию философии? Фундаментом, на котором строилась своеобразная античная цивилизация, был полис. Это небольшое по размерам государство, город с прилегающей к нему сельской округой. Были государства, границы которых можно было обойти за день. Полис, однако, это не только территориальная общность, но и община граждан. Формирование гражданского общества шло в острой политической борьбе демоса с родовой аристократией, которая разрешилась в Элладе компромиссом. Эллины прекрасно сознавали преимущество своего общественно-политического строя перед восточными («варварскими») деспотиями: гражданин свободный человек, подданный - раб своего царя. В античном демократическом полисе высшая власть принадлежала народному собранию всех граждан с правом издания законов, выбора высших должностных лиц. Центром политической жизни становится не дворец монарха, как это было в государствах Востока, а городская площадь – агора. На площади, где собирался народ, все общественно-значимые решения принимались гласно, их могли подвергать обсуждения и критике. Успех политического деятеля во многом зависел от его красноречия, умения убеждать и доказывать. Жизнь способствовала выдвижению лидеров, ярких и сильных личностей, способных мыслить вопреки обычаю и отстаивать свои взгляды против мнения большинства. С переходом власти к народному собранию законы потеряли сакральный характер и стали человеческими установлениями. Богиня Дике превратилась в персонификацию полисного права. Факты нарушения закона разбирались судом присяжных, избиравшихся из числа граждан по жребию. Для грека полис стал его Космосом, где он был защищен законами, обычаями и богами, покровительствующими городу. 2. Назовите характерные особенности античной философии. Характерными чертами античной философии стали: небывало высокий для Древнего мира уровень самостоятельности мыслителя, его самосознания, уверенность в могуществе разума человека, дух «агона» – борьбы, состязания, взаимной критики, царивший в полемике школ и отдельных мыслителей, который способствовал совершенствованию искусства аргументации, логической строгости философского мышления. отделение теоретического познания от практической мудрости и осознание его как самоценного, благороднейшего занятия. 3. Какими проблемами занимались натурфилософы? Как они разрешались мыслителями Милетской школы, Гераклитом, Пифагором, Демокритом? Зарождение и формирование философии в VI в. до н.э. связано с осмыслением природы как единого целого, поисками первоначала всех естественных явлений. В центре философского внимания находится природа (натура), отсюда и название – натурфилософия. Чтобы оценить новаторский характер натурфилософского мышления, нужно сравнить его с мышлением мифологическим. В поэме Гесиода «Теогония», написанной в VI в. до н.э. и представляющей литературную обработку древних мифов, происхождение мира представлено как история рождения богов. Первое поколение богов (Гея, Эрос, Тартар и др.) появляется прямо из Хаоса, второе поколение (ураниды) – рождаются Геей и Ураном, а третье (крониды) - это дети Кроноса и Реи. Откуда и как все произошло? Осмысливая этот вопрос, первые философы сформулировали проблему первоначала. Все в природе подвержено разрушению, но природа как целое вечна и неразрушима. Не потому ли, что существует вечный и неиссякаемый источник, единое начало многообразных форм природного мира? «Что есть все? Что есть первоначало всего сущего?», - так поставил этот вопрос Фалес из Милета (конец VП – начало VI вв. до н.э.), которого считают родоначальником европейской философии и основателем Милетской философской школы, представленной также его последователями Анаксименом и Анаксимандром (VI в. до н.э.). Первоначало мыслилось ими как нечто единое с природой – это одна из ее стихий. Фалес таким началом считал воду, Анаксимен – воздух. Сама природа, а не божественные порождения рассматривается как причина всего сущего. Выделение всеобщего начала знаменовало переход от мифологического к философского мышлению. Всеобщее было представлено не в понятийной, а в образной форме, однако образы воды и воздуха замечательно передавали его смысл. Очевидно их исключительное значение для жизни, отсутствие собственной формы и способность к трансформациям через естественные процессы (охлаждение - нагревание, сжатие - разрежение и т.д.). Анаксимандр называет первоначало «апейроном», отказываясь от использования образа в качестве философской категории. «Апейрон» - значит «беспредельный, безграничный, бесконечный», он самодостаточен и выступает первопричиной рождения и гибели природных явлений. Гераклит из Эфеса (VI в. до н.э.) строит свою натурфилософию, используя образ огня как первоначала. Мир представляется ему вечно живым огнем, который ритмично возгорается и угасает. Огонь как самая подвижная и переменчивая из природных стихий, несущая в себе жизнь и смерть, способна порождать и уничтожать прочие природные стихии – воду, воздух, землю. Знаменитое изречение Гераклита, записанное им в книге «О природе», гласит: «Все течет, все изменяется, и нельзя дважды войти в одну реку и дважды прикоснуться к одному и тому же живому существу по причине скоротечности изменений». Гераклит приходит к идее борьбы противоположностей, которая все приводит в движение. Действуя одновременно, противоположные силы создают напряженное состояние, определяющее суть бытия вещей. Он говорит о борьбе противоположностей как Логосе, мировом законе. Ему представлялась нелепой обращенная к богам молитва великого поэта Гомера о прекращении войн. Прекращение борьбы означало бы погибель самой жизни с ее вечным противостоянием старого и нового, отжившего и нарождающегося. Соединив в первоначале субстанцию (то, что является причиной возникновения всего) и материальный субстрат (то, из чего «сделаны» все вещи), первые греческие философы положили конец мифологической трактовке мира, так как миф был заменен логосом, разумным словом, философским понятием. Пифагор (571-497 до н.э.) так же, как и его предшественники, ищет основание сущего – первоначало всех вещей и приходит к мысли, что все есть число. Сущность мира выражается числами и числовыми соотношениями. Важным основанием для такого вывода послужили, по-видимому, исследования музыкальной гармонии. Наблюдения показывали, что существует несомненная зависимость между гармонией музыкального аккорда и числовыми соотношениями. Это открытие послужило импульсом к поискам аналогичных соотношений в других областях, например, в геометрии и астрономии. Пифагор создал в полисе Кротоне школу, представлявшую собой сплоченное религиозное братство, жившее в соответствии с особым кодексом. Пифагорейский союз следовал ряду аскетических предписаний и табу, в числе которых был обет молчания: доктрина Пифагора хранилось в тайне от непосвященных. Отрывочные сведения позволяют составить только самые общие представления об учении великого математика и философа. Пифагорейцы полагали, что начало всего – единица. Из единицы состоят числа. Из чисел происходят точки, из точек – линии, из линий – плоские фигуры, а из них - фигуры объемные. Утверждалось также существование четырех материальных элементов: земли, огня, воздуха и воды. Пифагор связывал их с различными правильными многогранниками: земля состоит из частиц кубической формы, огонь – из частиц, имеющих форму тетраэдров, воздух – их октаэдров, вода – из икосаэдров. Именно от пифагорейцев идет понятие «музыка небесных сфер», воспринимавшееся в свое время не только как метафора. В современной математике сохранились созданные пифагорейской философией выражения «гармоническое среднее», «гармоническая прогрессия». Идея мировой гармонии оказалась необычайно жизнеспособной: она сохраняла свою актуальность в средние века, о небесной гармонии всерьез размышлял Николай Коперник. Пифагора идет также понятие «теория». Он истолковал ее как интеллектуальное созерцание, отстраненное и незаинтересованное познание. Мыслитель считал, что истина не доступна непосредственному чувственному познанию внешнего мира. Эмпирики – в плену материи. Мышление выше чувств: то, что постигнуто разумом, во много раз более надежно, чем постигнутое в чувственном опыте. Именно в пифагорейском союзе возникает традиция доказывать те или иные математические положения. В глубокой древности на Востоке был известен так называемый «египетский треугольник» со сторонами 3, 4, 5. Но логическое доказательства теоремы, известной как «теорема Пифагора», появилась только в этой школе. В V в. до н.э. было создано натурфилософское учение, оказавшееся весьма плодотворным для последующей истории естествознания. Речь идет об атомизме, наиболее выдающимся представителем которого был Демокрит (480-380 до н.э.). После Зенона, доказывавшего, что представление о бесконечной делимости вещей, пространства и времени ведет к неустранимым противоречиям и парадоксам, всякая попытка обосновать реальность множества вещей и их движения должна была считаться с этими результатами элейской критики. Возражая элеатам, Демокрит утверждал, что окружающий нас мир многообразен и изменчив. Об этом говорят данные чувственного восприятия. В нем есть как бытие (материя), так и небытие (пустота). Чтобы логически непротиворечиво объяснить устройство мира, вводится понятие атома – мельчайшей неделимой частицы материи (по греч. «атом» буквально означает «неделимый»). Согласно учению Демокрита, мир состоит из бесчисленного множества атомов, которые движутся в пустоте. Атомы вечны, они есть первоначало всех вещей. Атомы отличаются друг от друга по форме, величине, порядку и положению. Многообразие их форм атомов и комбинаций объясняет многообразие явлений мира. Важнейшим свойством атомов является движение. Оно не имеет начала и не нуждается в какой-то внешней причине для своего существования. Пустота – необходимое условие движения. Сталкиваясь, атомы соединяются в разнообразных сочетаниях. Видимые нами тела – это скопища атомов, которыми и определяются их свойства. Если атомы неизменны и вечны, то вещи как комбинации взаимодействующих атомов преходящи и изменчивы. Первоначальные различия атомов лежат в основе всех наблюдаемых различий вещей. Ни одно из них, следовательно, не бывает беспричинным. Таким образом, признание универсальной причинности непосредственно вытекает из атомистики. Поэтому Демокрит одновременно и отрицает случайность, и признает ее. Он отрицает случайность, понимаемую как беспричинность: никакое событие не может возникнуть без причины; но он признает ее как противоположность целесообразности: никакое событие в природе не возникает и не происходит ради осуществления какой-либо цели, и в этом смысле всякое событие случайно. Атомистическое воззрение Демокрит распространил на учение о жизни и душе. С его точки зрения, все живые существа, в том числе и растения, одушевлены, но в разной степени. Жизнь и смерть организмов сводятся к соединению и разложению атомов, причем основой жизненных отправлений он считает атомы особой формы – круглые, гладкие и весьма малые. Происхождение организмов Демокрит объясняет из различных физических условий, отвергая целесообразность. Душа, по Демокриту, состоит из особых огненных атомов и есть их временное соединение. Бессмертие души он отвергает. Философ рисует картину эволюции мира. В изначальном хаосе множество разнообразных по форме, величине, весу атомов носится в пустоте. При столкновении они разлетаются, и вследствие таких массовых столкновений возникает вихревое движение. В вихре подобное соединяется с подобным, в центре вихря в конце концов образуется Земля, на периферии - светила. Земля представлялась Демокриту плоской, вращающейся вокруг своей оси. Атомистическая теория строения материи легла в основу всего дальнейшего развития теоретического естествознания, а представление о неделимости атома было оставлено физикой лишь на пороге ХХ в. |