Главная страница

1. Мировоззрение, структура, функции, формы, исторические типы


Скачать 249.22 Kb.
Название1. Мировоззрение, структура, функции, формы, исторические типы
Дата08.06.2022
Размер249.22 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаfilosofia_ekz.docx
ТипДокументы
#579166
страница45 из 48
1   ...   40   41   42   43   44   45   46   47   48

81. Этико-правовые проблемы новых репродуктивных технологий.


К уникальным особенностям последних десятилетий XX века относится то, что рождение человека, зачатие, бесплодие, материнство, отцовство стали не только объектом экспериментальных исследований биологии и медицины, но и целью технологических производств и даже предметом репродуктивного бизнеса. Вследствие этого в обществе появились новые понятия и виды практической деятельности: терапия бесплодия, технология зачатия, искусственное оплодотворение, суррогатное материнство, анонимное донорство половых клеток.

"Современная медицинская наука располагает новыми средствами технологического вмешательства в процесс зарождения человеческой жизни, получившими название "новых (вспомогательных) репродуктивных технологий"

К числу наиболее обсуждаемых тем современной биоэтики относится применение новых репродуктивных технологий. Среди таких технологий выделяют:

- искусственную инсеминацию спермой донора или мужа;

- экстракорпоральное оплодотворение (оплодотворение вне организма, InVItro) с последующей инплантацией эмбриона в матку женщины;

- «суррогатное материнство».

Негативные:

1. в практике ИОД значимым оказывается принцип «не навреди» – в частности в заявлении донора говорится «обязуюсь не скрывать перенесенных мною известных мне заболеваний, а также правдиво сообщить о моей наследственности...». Как видим соблюдения принципа «не навреди» зависит не от врачей, а от честности, порядочности донора. Особенен риск, когда имеет место недостаточное обследование донора.

2. В инструкции МЗ РФ, регулирующей ИОД (1993 г.) говорится, что следует учитывать пожелания супружеской пары в отношении национальности донора и основных черт его внешности (антропометрические данные). В тоже время супруги заявители должны понимать, что рождение ребенка зависит от так называемой генетической лотереи. Поэтому в заявлении указывается «мы обязуемся не предъявлять претензии к врачу в случае рождения ребенка с аномалиями развития или с ярко выраженными отличиями от нашей национальности». Иными словами, принцип не навреди, в данной ситуации, ставится под сомнение, особенно если родится ребенок с аномалиями или внешними данными отличными от той национальности, которой принадлежат заявители. По этой причине супруги-заявители могут отказаться от ребенка.

3. Более сложным является вопрос о вознаграждении доноров. Сама по себе сумма может быть интерпретирована как компенсация за потраченное время и вызванное неудобство4. ИОД некоторыми консерваторами иной раз рассматривается как одно из проявлений «селекции» человека, ведь супруги заявители могут выбирать донора по расовым и антропометрическим и иным признакам.

5. Некоторые авторы усматривают косвенную поддержку гомосексуальных браков, особенно в тех странах, где эти браки разрешены законом, т.е. при определенных условиях эта «супружеская пара» может иметь ребенка, где один из заявителей будет генетическим «родителем».

6. Одна из острых проблем в настоящее время связана с созданием надежной методики консервации спермы. Сохраняющаяся в замороженном состоянии сперма может быть использована в ИОМ и после преждевременной смерти мужа. В нашей стране впервые зарегистрирован случай, когда был рожден ребенок после смерти биологического отца. В качестве генетической матери выступал донор яйцеклетки, в качестве родительницы – «суррогатная мать». После рождения такого ребенка у бабушки (матери умершего мужчины донора) возникли проблемы правового характера. Бабушка ребенка, по нашему законодательству, может стать только опекуном, а не бабушкой, с вытекающими отсюда определенными проблемами связанными, например, с наследованием имущества и т.д.

82. .Этические проблемы биомедицинских экспериментов.


Проведение научных исследований на человеческих эмбрионах и душевнобольных пациентах породило целый ряд этических проблем:

1. Правомерно ли рассматривать развивающийся эмбрион в качестве личности? Некоторые ученые считают, что поскольку ЦНС закладывается лишь на 22-е сутки беременности, то предельным сроком экспериментов должен быть 30-суточный возраст эмбриона. Другие же предлагают работать и с более взрослыми эмбрионами, прибегая в этом случае к анестезии. Однако в любом случае должно быть полностью запрещено проведение некоторых видов экспериментов на плодах. Так, эмбрионы, подвергнутые воздействиям, не должны имплантироваться.

2. Что касается душевно больных пациентов, то существуют достаточно трудные ситуации, когда больной не в состоянии, в силу имеющихся у него психических расстройств, дать осознанное, добровольное согласие на эксперимент. Хельсинская декларация 1975 г. положительно решила этот вопрос: «если психическая несостоятельность испытуемого не позволяет получить от него осознанного согласия, то его заменяет согласие ответственного родственника».

3. В законе РБ «О психиатрической помощи» говорится, что в отношении пациентов, которые проходят принудительное лечение, а также помещенных в стационар принудительно, проведение испытаний медицинских средств и методов не допускается. Однако таким образом пресекается сама возможность испытания некоторых видов новых психофармакологических средств, которые могли бы принести пользу самим пациентам.
1   ...   40   41   42   43   44   45   46   47   48


написать администратору сайта