Главная страница
Навигация по странице:

  • 17. Музыкальное искусство ХХ в.: Стили, направления, ведущие представтели.

  • 18. Джаз как специфическая музыкальная форма ХХ в.: Стили, периоды, представители.

  • 19. Портреты музыкантов ХХ в. Игорь Стравинский — легендарная фигура в музыке XX века.

  • 20. Русская музыка половины XIX в. Общая характеристика.

  • 21. Творчество М. Глинки.

  • 1. Музыка как вид искусства


    Скачать 121.28 Kb.
    Название1. Музыка как вид искусства
    АнкорShpargalka.docx
    Дата11.09.2018
    Размер121.28 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаShpargalka.docx
    ТипДокументы
    #24401
    страница3 из 6
    1   2   3   4   5   6




    16. Нававенская школа. Творчество А. Шенберг, А. Вебэра, А. Берга. Нововенская школа – крупнейшая музыкальная школа ХХ века. Представители: Берг, Шенберг, Веберн. «Ожидание», цикл «Лунный Пьеро», опера «Моисей и Арон» написаны крупнейшим деятелем школы – Шенбергом; пьесы «Хоровод» и «Воццек», «Лирическая сюита», концертная ария «Вино» принадлежат Бергу; пять оркестровых пьес «Святая святых», струнное трио, кантата «Свет глаз», автором которых является наиболее поздний представитель школы – Веберн. Особенность нововенских мастеров в том, что все они солидные профессионалы, а не ремесленники, подлинные «люди культуры». Они авторы кантат, балетов, пьес для, в том числе и «экспериментальных» с применением всевозможных авангардных новшеств. Стиль, сложившийся в русле нововенской школы – жестко экспрессивный, аскетичный, абстрагированный от всего «слишком человечного». Главная заслуга нововенцев по сравнению с другими музыкальными школами ХХ века – это изобретение новой тональности и уничтожение упорядоченной мелодии. Арнольд Шёнберг – известный австрийский композитор, главный представитель и основатель одного из направлений современной “серьезной” музыки, отличающейся сложностью языка и диссонантностью звучания, – оно известно под названиями “атональной” или “12-тоновой” музыки . он предпочитал, во-первых, лаконичное изложение идеи, без излишних ее повторений, и ясную, насквозь прослушивающуюся фактуру. для полифонической техники Шёнберга характерны уверенность и виртуозность, сближающие его не с упомянутыми выше романтиками. Принято выделять три периода Шёнберга. Сочинения первого периода демонстрируют постепенное усложнение языка, рост диссо-нантности, но в них все же присутствуют традиционная тональность и, до определенной степени, традиционная функциональная гармония. Начиная с фортепианных пьес ор. 11, композитор стремился избегать диатонических последований и применял как равные все двенадцать тонов хроматического звукоряда, т.е. не делал ни один из них тональным центром. Третий период начинается с ор. 23, где явно прослеживается тяготение композитора к четкой организации двенадцати тонов, составляющих октаву, в мелодическую последовательность, когда каждый тон употребляется не более одного раза. Берг — один из классиков музыки XX в. — принадлежал к так называемой нововенской школе, сложившейся в начале столетия вокруг А. Шенберга, куда входили также А. Веберн, Г. Эйслер и др. Берга, как и Шенберга, принято относить к направлению австро-немецкого экспрессионизма (причем к его наиболее радикальной ветви) благодаря его поискам крайней степени выразительности музыкального языка. Оперы Берга в связи с этим называли «драмами крика». Берг явился одним из характерных выразителей ситуации своего времени — трагически-кризисного состояния буржуазного общества периода первой мировой войны и годов, предшествующих наступлению в Европе фашизма. Его творчеству присущи социально-критический настрой, обличение цинизма буржуазных нравов, подобно фильмам Ч. Чаплина, острое сочувствие «маленькому человеку». Ощущение беспросветности, тревоги, трагизма типично для эмоциональной окраски его сочинений. Вместе с тем Берг — вдохновенный лирик, сохранивший в XX в. романтический культ чувства, в такой степени свойственный прошедшему XIX столетию. Волны лирических нарастаний и спадов, широкое дыхание большого оркестра, заостренная экспрессия струнных инструментов, интонационная напряженность, пение, насыщенное множеством выразительных нюансов, составляют специфику звучания его музыки, и эта полнота лирики противостоит безнадежности, гротеску и трагизму.



    17. Музыкальное искусство ХХ в.: Стили, направления, ведущие представтели. Музыкальное искусство ХХ века наполнено новаторскими идеями. В ХХ столетии музыка часто служила источником отображения страшных эпохальных исторических событий, свидетелями и современниками которых были большинство великих композиторов этой эпохи, ставших новаторами и реформаторами. Знаменосцами этих новаторских направлений стали такие композиторы, как Арнольд Шенберг, Пауль Хиндемит, Оливье Мессиан, Одной из особенностей музыкального языка 20-ых гг. нового века стало обращение к принципам музыкального мышления и жанрам, характерным для эпохи барокко, классицизма и позднего Возрождения. Несомненными предшественниками новых течений современной музыки были Рихард Вагнер, Густав Малер и Клод Дебюсси, заложившие в своем творчестве практически все основные принципы музыки ХХ века. Игорь Федорович Стравинский, Бела Барток и Арнольд Шенберг – вот триада композиторов-новаторов, чье творчество стало основой для всей музыкальной культуры столетия и в первую очередь для их учеников – Альбана Берга, Антона Веберна, С. С. Прокофьева, Д. Д.Шостаковича, Пауля Хиндемита. Начало 20-го века (1900-1910-е гг.) прошло под знаком последнего расцвета и одновременно кризиса романтической музыкальной культуры. Признаки его особенно заметны в австро-немецкой культуре, историческом центре музыкального романтизма. Рихард Штраус (1864-1949), Густав Малер (1860-1911).В музыке Р. Штрауса и Г. Малера мы видим последнее проявление возвышенного, героического стиля, тесно связанного с традициями 19 века: симфониями Л. ван Бетховена, песнями и инструментальными сочинениями Ф. Шуберта, симфоническими поэмами Ф. Листа, музыкальными драмами Р. Вагнера. И Штраус, и Малер прославились мастерским, изобретательным использованием огромного позднеромантического симфонического оркестра. Творчество этих композиторов начала века представляет блестящую галерею романтических героев – ярких, немного самовлюбленных. Вместе с тем, Р. Штраус в своей опере «Саломея» Экспрессионизм. Арнольд Шенберг (1874-1951) стал одним из композиторов, кардинально повлиявших на музыкальные направления ХХ века. Его первые произведения –струнный секстет «Просветленная ночь» (1899) и симфоническая поэма «Пеллеас и Мелизанда» (1903) –еще несут в себе тенденции постромантизма. В музыкальном искусстве ярчайшим представителем этого направления стал Клод Дебюсси (1862-1918). Несомненно, огромное воздействие на него оказали художники-импрессионисты, с замечательным мастерством запечатлевшие на своих полотнах изумительные пейзажи, движение облаков, игру света и тени, переливы воды, сам воздух Франции, то прозрачный и ясный, то окутывающий туманом ее прекрасные соборы и набережные. становится полностью личным и оригинальным.Слушая оркестровые сочинения Равеля – «Испанскую рапсодию», хореографическую поэму «Вальс», гениальное , прославившееся на весь мир «Болеро», балет «Дафнис и Хлоя», восхитительный фортепианный цикл «Отражения» и пьесу «Игра воды», понимаешь, что гармонический язык их создателя стал гораздо более острым и терпким по сравнению с тем, что характерен для создателя «Моря» и «Пеллеаса и Мелизанды». Есть у Равеля и написанные для фортепиано в 4 руки, а затем переложенные для оркестра музыкальные иллюстрации к сказкам для детей под общим названием «Сказки матушки Гусыни»: «Павана Спящей красавицы», «Мальчик-с-пальчик», «Принцесса Дурнушка», «Волшебный сад».


    18. Джаз как специфическая музыкальная форма ХХ в.: Стили, периоды, представители. Джаз — музыкальное направление, зародившееся в начале XX века в чернокожих сообществах южных штатов США от слияния африканских и европейских музыкальных традиций. Помимо этого есть мнение винрарного русского Л. О. Утёсова, что джаз родился таки в Одессе среди неграмотных евреев-музыкантов,Джаз возник как соединение нескольких музыкальных культур и национальных традиций. Первоначально он прибыл из африканских земель. Для любой африканской музыки характерен очень сложный ритм, музыка всегда сопровождается танцами, которые представляют собой быстрые притопывания и прихлопывания . На этой основе в конце XIX века сложился ещё один музыкальный жанр рэгтайм. Впоследствии ритмы регтайма в сочетании с элементами блюза дали начало новому музыкальному направлению — джазу. : Бибоп

    Джазовый стиль, сложившийся в начале — середине 40-х годов 20 века и открывший собой эпоху модерн-джаза. Характеризуется быстрым темпом и сложными импровизациями, основанными на изменении гармонии, а не мелодии. Сверхбыстрый темп исполнения был введён Паркером и Гиллеспи, дабы не подпустить к их новым импровизациям непрофессионалов Классическая, сложившаяся форма биг-бэндов известна в джазе с начала 1920-х. Эта форма сохранила свою актуальность вплоть до конца 1940-х. Музыканты, поступившие в большинство биг-бэндов как правило чуть ли не в подростковом возрасте, играли вполне определённые партии, или заученные на репетициях, или по нотам. Стиль Канзас-сити .В эпоху Великой депрессии и сухого закона, джазовая сцена Канзас-Сити превратилась в своеобразную Мекку новомодных звуков конца 1920-х и 1930-х. Для стиля, процветавшего в Канзас-Сити характерны проникновенные пьесы с блюзовой окраской, исполнявшиеся как биг-бендами, так и маленькими свинговыми ансамблями, демонстрировавшими очень энергичные соло, исполнявшиеся для посетителей кабачков с подпольно продававшимся спиртным. Параллельно с возникновением бибопа, в среде джаза развивается новый жанр — прогрессивный джаз, или просто прогрессив. Основным отличием этого жанра становится стремление отойти от застывшего клише биг-бендов и устаревших, затёртых приёмов т. н. симфоджаза, введённых в 1920-е Полом Уайтменом.. Сабо Габор, один из ярких представителей европейского джаза, добившийся признания в США. Сарпила Антти

    сопрано-саксофонист. Один из видных представителей традиционного джаза в Скандинавии. Джазом его увлек отец — саксофонист Кари Сарпила.. Склавис Сопрано-саксофонист, кларнетист и бас-кларнетист, один из представителей французского этно-джаза и европейского авангарда.







    19. Портреты музыкантов ХХ в. Игорь Стравинский — легендарная фигура в музыке XX века. За долгую жизнь этому композитору удалось использовать все достижения современной авангардной музыки. Творчество Стравинского едино на протяжении всей его карьеры, хотя в разные периоды стиль его произведений был разным, но оставался стержень и русские корни, которые проявлялись во всех его работах, его относят к числу ведущих новаторов ХХ века. Его инновационное использование ритма и гармонии вдохновляло и вдохновляет многих музыкантов, и не только в классической музыке.Интересный факт.Во время Первой мировой войны Римские таможенники конфисковали портрет Стравинского, созданный Пабло Пикассо, когда композитор уезжал из Италии. Портрет был написан в футуристической манере и таможенники приняли эти кружочки и линии за какие-то зашифрованные секретные материалы.



    20. Русская музыка половины XIX в. Общая характеристика. Большой и славный путь прошла в своем развитии русская музыка. Сколько великих композиторов: Глинка, Даргомыжский, Бородин, Мусоргский, Римский-Корсаков, Чайковский, Скрябин, Рахманинов, Глазунов и многие другие! Ихискусство прославило нашу Родину. Во всех странах земного шара звучит их музыка и будит в сердцах людей светлые, добрые и чистые чувства. Первая половина XIX века стала временем формирования в Россиинациональной музыкальной школы. Одним из известнейшихкомпозиторов был Алябьев А.А. . Написал свыше 200 романсов и песен. Всемирную славу завоевал его “Соловей” на слова А. А. Дельвига. Широко известны также “Вечерний звон” (на словаИ. И. Козлова), “Черкесскаяпесня”, “Зимняя дорога”, “Я вас любил” (на стихи А. С. Пушкина). Основоположником русской классическоймузыки был М.И. Глинка . При жизни он говорил: «Музыку создает народ, мы,композиторы, ее только аранжируем.» 6. Он заложил основы двух главных направлений отечественной оперной классики:народной музыкальной драмы и оперы сказочно-эпического жанра. Его стиль былистинно русским в мелодическом звучании и выражении дум, чаяний имиропонимания народа.В опере«Жизнь зацаря»(«ИванСусанин») Вторая половина XIX века - время могучего расцвета русской музыки, как и всего русского искусства. Резкое обострение социальных противоречий приводит в начале 60-годов к большому общественному подъёму. Поражение России в Крымской войне показало её отсталость, доказало, что крепостное право тормозит развитие страны. Против самодержавия поднялись лучшие представители дворянской интеллигенции и разночинцы. Камерная и симфоническая музыка вышла за пределы аристократических салонов, где она ранее звучала, и стала достоянием более широкого круга слушателей. Большое значение в этом сыграла организация в 1859 году в Петербурге и год спустя в Москве Русского музыкального общества (РМО). Много сил и энергии отдал организации РМО замечательный русский пианист Антон Григорьевич Рубинштейн. Русское музыкальное общество ставило своей целью «сделать хорошую музыку доступной большим массам публики». В концертах, которые устраивало РМО, получили возможность выступать русские артисты. В музыкальном творчестве 60-х годов ведущее место заняли Чайковский и группа композиторов, вошедших в состав балакиревского кружка. Речь идет о «Новой русской школе», или, как её назвал однажды в своей статье Стасов, «Могучей кучке»: В «Могучую кучку», вошли Балакирев ,Кюи, Мусоргский, Бородин и Римский-Корсаков. омпозиторы «Могучей кучки» называли себя наследниками Глинки и свою цель видели в продолжении его заветов, в развитии русской национальной музыки.


    21. Творчество М. Глинки. Михаил Иванович Глинка — русский композитор, родоначальник русской классической музыкиТворчество М. Глинки, положившего начало новой эпохе развития музыкального искусства, является свидетельством могучего подъема русской национальной культуры. Глинка — основоположник русской классической музыкальной школы. В истории русской музыки его можно сравнить с Пушкиным в литературе. Подобно тому как все жизненно значимые жанры русской поэзии и литературы представлены в творчестве А.С. Пушкина и от него берут начало, все основные жанры русской музыки в их классическом облике, т.е. опера, симфонизм и камерные жанры, ведут свой путь от М. Глинки. Подобно тому как в поэзии Пушкина сложился русский литературный язык, так в искусстве Глинки сложился музыкальный язык русской классической школы.. Его музыкальный язык стал основой зрелого национального стиля русской музыки.В сочинениях Глинки гармонично сочетаются богатства народной музыки и величайшие достижения профессионального мастерства. Светлый, жизнеутверждающий характер,.стройность .формы, красота и выразительность мелодий, красочность и тонкость гармонии и :инструментовки — ценнейшие качества музыки Глинки.Творчество Глинки проникнуто романтизмом. Глинка является автором 80 романсов, написанных на стихи русских поэтов. Из них наиболее известные — «Не искушай», «Ночной зефир», , «Ночной смотр», «Венецианская ночь», «Сомнение», «Я помню чудное мгновенье», цикл из 12 романсов «Прощание с Петербургом» и др. Их отмечает полное художественное совершенство, слияние музыки и текста, зримость, живописность музыкальных образов, страстность и тонкий лиризм.Главная заслуга ,Глинки состоит в создании первых русских'-опер: «Ивана Сусанина» и «Руслана и Людмилы Композиторов воодушевило и обращение основоположника русской классической музыки к Пушкину. Такие произведения, как «Борис Годунов» Мусоргского, «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» Чайковского, «Сказка о царе Салтане» и «Золотой петушок» Итак, М.И. Глинка явился родоначальником русской классической музыки. Он также создал образцы национального симфонизма и открыл новую эпоху в истории русской вокальной лирики. В своем творчестве он отразил также образы и мотивы украинские, польские, финские, итальянские и народов Востока.

    1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта