|
1. Музыка как вид искусства
22. Реалистические тенденции в музыкальном искусстве России половины XIX в. Вторая половина XIX в. - время расцвета русской музыкальной культуры.Основные особенности.В музыкальном искусстве пореформенной России преобладали реалистические тенденции, заметно возросло влияние национальных народных мелодий.Развитие музыкальной критики способствовало популяризации произведений русских композиторов, демократизации музыкальной культуры. Значительное развитие получило музыкальное образование. В 1859 г. известный композитор, пианист и дирижер А.Г.Рубинштейн создал в Петербурге Русское музыкальное общество, отделения которого возникли во многих городах. В 1862 г. на базе Музыкального общества была основана первая в России консерватория. По инициативе пианиста и дирижера Н.Г.Рубинштейна в 1866 г. была открыта Московская консерватория. Композитор М.А.Балакирев и дирижер Г.Я.Ломакин стали основателями массового музыкального образования в России: в организованную ими в Петербурге в 1862 г. Бесплатную музыкальную школу принимали всех желающих.Во второй половине XIX в. в России появилась целая плеяда талантливых музыкантов, но особое место принадлежит творческому объединению русских композиторов, известному как Новая русская музыкальная школа, Балакиревский кружок или, по образному выражению В.В.Стасова, Могучая кучка.Балакиревский кружок сформировался в конце 50-х-начале 60-х гг., в него входили замечательные композиторы М.А.Балакирев, А.П.Бородин, Ц.А.Кюи, М.П.Мусоргский и Н.А.Римский-Корсаков, создавшие выдающиеся шедевры симфонической, оперной, инструментальной музыки. Реалистические и демократические тенденции в русской музыке развивал и величайший композитор эпохи П.И.Чайковский, создавший выдающиеся образцы оперной (Евгений Онегин, Пиковая дама, Иоланта), балетной (Лебединое озеро, Щелкунчик, Спящая красавица), симфонической и камерной музыки (более ста романсов). Творчество Чайковского проникнуто глубоким лиризмом и тонким психологизмом.
|
23. Музыкальном искусстве России половины XIX в. Общая характеристика. Музыкальное искусство России во II пол. XIX в. достигло своего необычайного расцвета. Оно тесно было связано с демократическим движением. В начале 60-х гг. XIX в. сложилась так называемая «Могучая кучка» - творческое содружество ведущих русских композиторов, отразивших в своей деятельности передовые идеинациoнаЛЬНО_демократического движения. Организатором и эуководителем «Могучей кучки» стал М. Балакирев. В кружок входили А. Бородин, М. Мусорг-ский, Н. Римский-Кор-ков Ц. Кюи. Вдохновителем, наставником славной пятерки являлся В. Стасов, которому, кстати, и принадлежало само выражение «могучая кучка». Могучая кучка» просуществовала сравнительно недолго (до начала 70-х гг ) . Но она оставила глубокий след в музыке. «Кучкисты» активно боролись за утверждение русского национального стиля в музыке, развивали традиции Глинки и Даргомыжского. Модест Петрович Мусоргский (1839 — 1881 гг.) — член «Могучей кучки». Его творчество глубоко реалистично. В нем нашли выражение события второй половины XIX в., социальные конфликты 60 — 70-х гг. XIX в. Наиболее полно талант композитора раскрылся в операх. Им написаны оперы «Борис Годунов», «Женитьба», «Хованщина»,«Сорочинская ярмарка». Из фортепианных произведений особенно популярны «Картинки с выставки». Кроме этого, Мусоргский является автором 67 романов и песен. Он записывал также и обрабатывал народные песни. Мусоргский перевоплотил пушкинскую трагедию в опере, возвысив свободолюбивую мысль поэта, придав музыкально-драматургической концепции «Бориса Годунова» остро современное звучание. Композитор реалистически подошел к освещению событий русской истории. Чайковский был признан выдающимся композитором уже его современниками. Его имя стало эпохой в мировом развитии музыки.Опера Чайковского «Пиковая дама» была написана в 1890 г. по мотивам одноименной повести А.С. Пушкина. Премьера состоялась в Петербурге. Вскоре с триумфом обошла все оперные сцены мира. «Пиковая дама» была создана в невероятно короткие сроки. «Пиковая дама» была поставлена в плане социальной трагедии. Итак, музыкальное творчество М.П. Мусоргского и П.И. Чайковского оставило глубокий след в отечественной и мировой культуре.
|
24. Творчество кружка "Могучая кучка". Творческое содружество русских композиторов, сложившееся в конце 50 - начале 60-х гг. 19 в.; известно также под названием "Новая русская музыкальная школа", Балакиревский кружок. В состав "Могучей кучки" входили М. А. Балакирев, А. П. Бородин, Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргский, H. А. Римский-Корсаков, а некоторое время также H. H. Лодыженский, А. С. Гуссаковский, Н. В. Щербачёв. Творческая программа и эстетика "Могучей кучки" сложились под влиянием демократической идеологии 60-х гг., в особенности взглядов художественного критика В. В. Стасова, который дал кружку само наименование "Могучая кучка". Будучи наследниками и продолжателями традиций М. И. Глинки и А. С. Даргомыжского, композиторы "Могучей кучки" искали вместе с тем новые формы для воплощения тем и образов из отечественной истории и современности, стремились приблизить музыку к насущным передовым запросам жизни. В операх Мусоргского ("Борис Годунов" и "Хованщина"), Бородина ("Князь Игорь"), Римского-Корсакова ("Псковитянка" и др.) отражены страницы русской истории, передана стихийная мощь народных движений, воплощены патриотические и социально-критические идеи. Образы народного быта, сказки и эпоса занимают большое место и в симфонических произведениях, носящих большей частью программный характер, и в камерном вокальном творчестве композиторов "Могучей кучки". Члены Содружества высоко ценили народную песню, которая была одной из важнейших основ музыкального языка их сочинений. "Могучая кучка" как сплочённая группа перестала существовать в середине 70-х гг., но её идеи и творческие принципы оказали плодотворное воздействие на дальнейшее развитие русской музыки и формирование различных национальных школ. Группа «Могучая кучка» возникла на фоне революционного брожения, охватившего к тому времени умы русской интеллигенции. Бунты и восстания крестьян стали главными социальными событиями того времени, возвратившими деятелей искусства к народной теме. В реализации национально-эстетических принципов, провозглашённых идеологами содружества Стасовым и Балакиревым, наиболее последовательным был М.П.Мусоргский, меньше других — Ц.А.Кюи. Участники «Могучей кучки» систематически записывали и изучали образцы русского музыкального фольклора и русского церковного пения. Результаты своих изысканий в том или ином виде они воплощали в сочинениях камерного и крупного жанра, особенно в операх, среди которых «Царская невеста», «Снегурочка», «Хованщина», «Борис Годунов», «Князь Игорь». Интенсивные поиски национальной самобытности в «Могучей кучке» не ограничивались аранжировками фольклора и богослужебного пения, но распространились также и на драматургию, жанр (и форму), вплоть до отдельных категорий музыкального языка (гармония, ритмика, фактура и т.д.).Первоначально в составе кружка были Балакирев и Стасов, увлечённые чтением Белинского, Добролюбова, Герцена, Чернышевского. Своими идеями они вдохновили и молодого композитора Кюи, а позже к ним присоединился Мусоргский, оставивший чин офицера в Преображенском полку ради занятий музыкой. В 1862 году к балакиревскому кружку примкнули Н. А. Римский-Корсаков и А. П. Бородин. Если Римский-Корсаков был совсем молодым по возрасту членом кружка, взгляды и музыкальный талант которого только начинали определяться, то Бородин к этому времени был уже зрелым человеком, выдающимся учёным-химиком, дружески связанным с такими гигантами русской науки, как Менделеев, Сеченов, Ковалевский, Боткин.
|
25. Творчество М. Мусоргского. В музыкальном творчестве М-го нашли очень оригинальное и яркое выражение русские национальные черты. Эта определяющая особенность его стиля проявила себя многообразно: в умении обращаться с народной песней, в мелодических, гармонических и ритмических особенностях музыки, наконец, в выборе сюжетов, главным образом, из русской жизни. На правила музыкальной «грамматики» он обращал мало внимания, усматривая в них не положения науки, а лишь сборник композиторских приёмов прежних эпох. Специальность Мусоргского — музыка вокальная. С одной стороны, он стремился к реализму, с другой стороны, к красочному и поэтическому раскрытию слова. Любовная лирика как таковая привлекала его мало. Богатой колоритностью отмечены песни Мусоргского «Калистрат», «Колыбельная Ерёмушки» , «Спи-усни, крестьянский сын» , «Гопак» , «Светик Савишна» и «Озорник. и мн. др. В таких песнях и романсах М-ий находит правдивое и драматичное музыкальное выражение для безысходности и скорби, которая скрыта под внешним юмором текста песен. Юмор, ирония и сатира вообще хорошо удавались М-му (в сказке про «Козла») М-ий сумел найти совсем новые, оригинальные задачи, применить новые своеобразные приёмы для их выполнения, что ярко выразилось в его вокальных картинах из детской жизни, в небольшом цикле под заглавием «Детская»
Самые масштабные творческие достижения Мусоргского сосредоточены в области оперы, собственную разновидность которой он «музыкальной драмой». «Борис Годунов», написанный по одноимённой драме Пушкина — одно из лучших произведений мирового музыкального театра. Мусоргский оставил лишь несколько сочинений для оркестра, из которых выделяется симфоническая картина «Ночь на Лысой горе». Заслуживает внимания «Интермеццо» (сочинено для фортепиано Выдающееся произведение Мусоргского — цикл фортепианных пьес «Картинки с выставки», написанный Контрастные пьесы-впечатления пронизаны русской темой-рефреном, отражающей смену настроений при переходе от одной картины к другой. Русская тема открывает композицию и она же заканчивает её («Богатырские ворота»), теперь преображаясь в гимн России и её православной вере.
|
26. Творчество А.Рымскага-Корсакова. Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844–1908) — русский композитор, педагог, музыкально-общественный деятель, дирижёр. член Балакиревского кружка («Могучая кучка»), оказавшего решающее воздействие на формирование личности и эстетических взглядов композитора. Под влиянием и руководством М. А. Балакирева созданы 1-я симфония (1865), «Сербская фантазия» (1867), ряд романсов и др. В 60-х гг. творческая индивидуальность Римского-Корсакова проявилась прежде всего в программных инструментальных произведениях, среди которых: симфоническая музыкальная картина «Садко» , 2-я симфония «Антар» . обратился к оперному жанру, ставшему впоследствии ведущим в его творчестве. В 80-х гг. большое внимание уделял симфоническим жанрам. В начале 90-х гг. наблюдался некоторый спад творческой деятельности (в этот период изучал философию, писал статьи, пересмотрел и отредактировал некоторые из своих прежних сочинений). Во 2-й половине 90-х гг. творчество приобрело исключительную интенсивность: появились оперы «Садко» (1896), «Царская невеста» Творчество Римского-Корсакова глубоко самобытно и вместе с тем опирается на классические традиции. Гармоничность мировосприятия, ясность музыкального мышления, тонкий артистизм роднят его с М. И. Глинкой. Связанный с прогрессивными идейно-художественными течениями 1860-х гг., Римский-Корсаков проявлял большой интерес к народному творчеству (составитель сборника «Сто русских народных песен», Увлечение фольклором, древнеславянской мифологией, народными обрядами нашло отражение в операх «Майская ночь» «Снегурочка» «Ночь перед Рождеством» (15 опер Римского-Корсакова демонстрируют разнообразие жанровых (былина, сказка, легенда, историко-бытовая драма, лирико-бытовая комедия), Внимание к внутреннему миру человека, к психологическому раскрытию образов проявилось в камерной опере «Моцарт и Сальери» (на текст А. С. Пушкина, посвящена А. С. Даргомыжскому, 1897 «Царская невеста» (1898). Новые тенденции, характерные для русского искусства начале 20 в., нашли отражение в опере «Сказка о царе Салтане» (по Пушкину, 1900) с Последняя опера композитора — «небылица в лицах» «Золотой петушок» (по Пушкину, 1907) — беспощадная сатира на царское самодержавие. Основой оперной выразительности Римский-Корсаков считал пение. Важную драматургическую роль в его операх выполняет и оркестр, которому нередко поручаются самостоятельные симфонические картины, антракты, например «Три чуда» («Сказка о царе Салтане»), Симфоническое творчество Римского-Корсакова по сравнению с оперным не столь многопланово. Образная конкретность музыкального мышления композитора определила его склонность к программному и жанровому симфонизму. Отсюда преобладание таких типов и форм, как увертюра (фантазия), симфоническая картина, сюита. Вершинные произведения Римского-Корсакова для оркестра — «Испанское каприччио» (1887) и «Шехеразада» (1888). Существенное место в творческом наследии Римского-Корсакова занимает камерно-вокальная лирика. Написал 79 романсов, в т. ч. вокальные циклы «Весной», «Поэту», «У моря». Творчество Римского-Корсакова ярко национально.Большую роль сыграла его редакторская работа, благодаря которой были опубликованы и исполнены многие произведения русской музыки («Каменный гость» Даргомыжского, «Князь Игорь» А. П. Бородина, «Борис Годунов», «Хованщина» М. П. Мусоргского; Римский-Корсаков также подготовил и издал, совместно с Балакиревым и А. К. Лядовым, оперные партитуры Глинки). Исключительное значение имела его педагогическая деятельность. Создатель композиторской школы, Римский-Корсаков воспитал 200 композиторов, дирижёров, музыковедов, среди которых — А. К. Глазунов, А. К. Лядов, А. С. Аренский, М. М. Ипполитов-Иванов, И. Ф. Стравинский, Н. Я. Мясковский, С. С. Прокофьев, М. А. Баланчивадзе, Я. Витол, Н. В. Лысенко, А. А. Спендиаров. Частичным обобщением педагогического опыта явились его учебники гармонии и оркестровки, ценным историческим документом — автобиографические книги «Летопись моей музыкальной жизни» (1906). В 1944 в г. Тихвин открыт Дом-музей, в 1971 в Ленинграде — Музей-квартира Римского-Корсакова.
|
27. Музыкальном искусстве России половины XIX в. . Музыкальное искусство России во II пол. XIX в. достигло своего необычайного расцвета. Оно тесно было связано с демократическим движением. В начале 60-х гг. XIX в. сложилась так называемая «Могучая кучка» - творческое содружество ведущих русских композиторов, отразивших в своей деятельности передовые идеинациoнаЛЬНО_демократического движения. Организатором и эуководителем «Могучей кучки» стал М. Балакирев. В кружок входили А. Бородин, М. Мусорг-ский, Н. Римский-Кор-ков Ц. Кюи. Вдохновителем, наставником славной пятерки являлся В. Стасов, которому, кстати, и принадлежало само выражение «могучая кучка». Могучая кучка» просуществовала сравнительно недолго (до начала 70-х гг ) . Но она оставила глубокий след в музыке. «Кучкисты» активно боролись за утверждение русского национального стиля в музыке, развивали традиции Глинки и Даргомыжского. Модест Петрович Мусоргский (1839 — 1881 гг.) — член «Могучей кучки». Его творчество глубоко реалистично. В нем нашли выражение события второй половины XIX в., социальные конфликты 60 — 70-х гг. XIX в. Наиболее полно талант композитора раскрылся в операх. Им написаны оперы «Борис Годунов», «Женитьба», «Хованщина» (завершена Н. Римским-Корсаковым), «Сорочинская ярмарка». Из фортепианных произведений особенно популярны «Картинки с выставки». Кроме этого, Мусоргский является автором 67 романов и песен. Он записывал также и обрабатывал народные песни. Мусоргский перевоплотил пушкинскую трагедию в опере, возвысив свободолюбивую мысль поэта, придав музыкально-драматургической концепции «Бориса Годунова» остро современное звучание. Композитор реалистически подошел к освещению событий русской истории. Чайковский был признан выдающимся композитором уже его современниками. Его имя стало эпохой в мировом развитии музыки.Опера Чайковского «Пиковая дама» была написана в 1890 г. по мотивам одноименной повести А.С. Пушкина. Премьера состоялась в Петербурге. Вскоре с триумфом обошла все оперные сцены мира. «Пиковая дама» была создана в невероятно короткие сроки. «Пиковая дама» была поставлена в плане социальной трагедии. Итак, музыкальное творчество М.П. Мусоргского и П.И. Чайковского оставило глубокий след в отечественной и мировой культуре.
| |
|
|