|
1. Музыка как вид искусства
10. Фортепианная музыка композиторов-романтиков. Прогрессивный смысл Романтизма в этот период заключен главным образом в деятельности Ференца Листа. Один из основоположников и классик венгерской музыки, выдающийся национальный художник .Во многих произведениях Листа получила широкое отражение венгерская национальная тематика. Романтические, виртуозные сочинения Листа расширили технические и выразительные возможности фортепьянной игры (концерты, сонаты). Значительными были связи Листа с представителями русской музыки, произведения которых он активно пропагандировал.Лист вместе с тем сыграл большую роль в развитии мирового музыкального искусства. После Листа “для фортепиано стало возможно все”. Характерные черты его музыки - импровизационность, романтическая приподнятость чувств, экспрессивная мелодия. Крупнейшие работы композитора: опера “Дон Санчо или замок любви”, 13 симфонических поэм “Тассо”, ” Прометей”, “Гамлет” и др.Одним из первых проявлений романтизма в музыке было творчество Франца Шуберта . Ш.вошел в историю музыки как крупнейший из основоположников музыкального романтизма и создатель ряда новых жанров: романтической симфонии, фортепьянной миниатюры, лирико-романтической песни (романса). Ш. очень любил писать музыку для фортепиано. Для этого инструмента им написано огромное количество произведений. Подобно песням, его фортепьянные произведения были близки бытовой музыке и так же просты и понятны. Излюбленными жанрами его сочинений были танцы, марши, а в последние годы жизни -- экспромты.Вальсы и другие танцы обычно возникали у Ш. на балах, в загородных прогулках. Там он их импровизировал, а дома записывал. Еще одним выдающимся немецким композитором, дирижером, пианистом, педагогом, музыкальным деятелем был Феликс Мендельсон-Бартольди один из шедевров - увертюру к комедии “Cон в летнюю ночь” Шекспира. В 1843 г. основал в Лейпциге первую в Германии консерваторию. В творчестве Мендельсона, ”классика среди романтиков”, соединяются романтические черты с классическим строем мышления. Его музыке присущи яркая мелодичность, демократизм выражения, умеренность чувств, спокойствие мысли, преобладание светлых эмоций, лирических настроений, не без легкого налета сентиментальности, безупречность форм, блестящее мастерство. Р.Шуман назвал его “Моцартом Х1Х столетия”, Г. Гейне -- “музыкальным чудом “.Автор пейзажных романтических симфоний (“Шотландская“, “Итальянская”), программных концертных увертюр, популярного скрипичного концерта, циклов пьес для фортепьяно “Песня без слов”; оперы “Свадьба Камачо”.Написал музыку к драматическому спектаклю “Антигона” , “Эдип в Колоне” Софокла, “Аталия” Расина , “Сон в летнюю ночь” Шекспира и другие; оратории “Павел”, ”Илия” ; 2 концерта для фортепьяно и 2 для скрипки.Молодой норвежский композитор Эдвард Григ (1843-1907) стремился к развитию национальной музыки. Это выражалось не только в его творчестве, но и в пропаганде норвежской музыки.В годы жизни в Копенгагене Григ написал много музыки: “Поэтические картинки” и “ Юморески”, сонату для фортепиано и первую скрипичную сонату, песни. С каждым новым произведением яснее вырисовывается облик Грига как композитора-норвежца. В тонких лирических “Поэтических картинках” еще робко пробиваются национальные черты. Ритмическая фигура часто встречается в норвежской народной музыке; она стала характерна для многих мелодий Грига.
Творчество Грига обширно и многогранно. Григ писал произведения самых различных жанров. Фортепьянный концерт и Баллады, три сонаты для скрипки и фортепиано и соната для виолончели и фортепиано, квартет свидетельствует о постоянной тяге
|
11. Творчество Ф. Шопена. Фридерик Шопен 1810–1849) — польский композитор, пианист. Первоначальное музыкальное образование получил у В. Живного, затем обучался под руководством Ю. Эльснера в Высшей музыкальной школе в Варшаве. Рано проявившаяся гениальность композитора и пианиста развивалась в творчески насыщенной атмосфере предреволюционной Варшавы, где Ш. усваивал опыт польских композиторов (Ф. Островского, М. Шимановской, М. Огиньского и др.) и венской классической школы. В ранних произведениях органично использованы обработки народных мелодий, освоены жанры фортепианных миниатюр, а также крупные формы (соната для фортепиано № 1, фортепианное трио). Вершины раннего периода — 2 концерта для фортепиано с оркестром. Ш.-виртуоз получил признание в Вене, где выступал с концертами. Отказавшись от карьеры виртуоза, он сосредоточил свои поиски в области композиторского творчества, создав в 1830–40-х гг. выдающиеся произведения в различных жанрах фортепианной музыки. Их объединяет тема Родины, приобретающая то героико-драматический и трагедийный характер (этюд № 12, прелюдии a-moll и d-moll, скерцо № 1, баллада № 1, соната b-moll с траурным маршем, полонезы es-moll, fis-moll), то глубоко лирический (ноктюрны, мазурки), народно-жанровый (мазурки) или торжественно-триумфальный (полонезы A-dur, As-dur). В произведениях 1840-х гг. эти образы находят гармоничное единение (фантазия f-moll, соната h-moll и др.). Глубоко национальное и подлинно народное творчество Шопена — родоначальника польской музыкальной классики, выдающегося пианиста своего времени — уникальное явление в истории музыки. Ограничив себя почти исключительно рамками фортепианной музыки, он сконцентрировал в ней разнообразнейшие и наиболее перспективные художественные тенденции времени. Характерная особенность его музыкального языка — новаторский синтез. Композитор-романтик, Ш. в своих сочинениях развивал принципы бетховенского симфонического метода, а баховских импровизационных форм. В то же время его произведения отличает моцартовское совершенство пропорций.Фортепианный стиль Ш., тесно связанный с его исполнительским стилем, отличается всепроникающим мелодизмом, гибкостью и пластичностью, сочетанием крупного штриха с тончайшей отделкой деталей, поэтической одухотворённостью целого. Влияние разнообразнейших жанровых связей Ш. сказалось на всех выразительных средствах. Разные типы польских деревенских и городских танцев (мазур, куявяк, оберек, полонез), вальс, хорал, марш, их жанровые признаки, появляясь в различных комбинациях, подтверждают глубинную жизненную основу музыки Ш. Жанры и формы фортепианного творчества Ш. обобщают важнейшие тенденции музыкального романтизма. Равнозначное место занимают у Ш. и миниатюра, и крупная (одночастная или циклическая) форма. Он возродил на романтической основе жанр прелюдии, создал образцы художественного (концертного) этюда, облёк в классически совершенную форму жанры ноктюрна и экспромта, а также опоэтизированных и драматизированных танцевальных жанров — мазурки, полонеза, вальса. Явился создателем жанра инструментальной баллады, черты которой проникли во многие его сочинения, превратил в самостоятельный жанр скерцо, создал замечательный образец романтической фантазии. В балладах, скерцо, фантазиях складывается одночастная смешанная (свободная) форма с чертами внутренней цикличности. Зрелые сонаты Ш. по своей концепционности и интенсивности развития равнозначны симфониям.
Творчество Ш. оказало огромное влияние на многие поколения музыкантовСочинения: Для фортепиано с оркестром — 2 концерта вариации рондо , фантазия фортепианное трио .; для фортепиано — 3 сонаты болеро, экоссеза, баркарола колыбельная , несколько циклов вариаций и др.; 19 песен для голоса с фортепиано .
|
12. Западноевропейская музыка половины XIX в. Музыка на рубеже 19–20 вв. Во Франции романтические черты обретали новую красочность, насыщались декоративными элементами, экзотическими «мотивами» колониального Востока (С.Франк, К.Сен-Санс). В конце 19 в. здесь возник стиль музыкального импрессионизма и символизма. Его создатель – композитор Клод Ашиль Дебюсси, чьи сочинения для оркестра Прелюдия к послеполуденному отдыху Фавна (1894), Ноктюрны (1899), прозвучавшие после первых выставок художников-импрессионистов, закрепили за ним славу музыканта-импрессиониста. Дебюсси оставался верен программности романтиков (Послеполуденный отдых фавна, Девушка с волосами цвета льна, Шаги на снегу, Фейерверк и т.д.), но добивался не осязаемости образов, а их зримости. Некоторые свои произведения он писал «с натуры», «на пленере» (симфонические эскизы Море, 1905). Его музыка лишена человеческих страстей. Усиливается ее символическая значимость (опера Пелиас и Мелизанда, 1902): она самодостаточна, и, «созданная для невыразимого», «выходит из тени, чтобы временами в нее же и возвращаться» (Дебюсси). Добиваясь этого, композитор создает новый музыкальный язык, ведущий к разрушению норм классицизма и романтизма. Интонационно Дебюсси близок французскому мелосу, но опирается на созерцательную красоту Востока, которым он увлекался, впечатлениями от общения с природой, с литературной богемой Франции, от игры яванского оркестра–«гамелан», привезенного в Париж на Всемирную выставку в 1889. Оркестр Дебюсси, в противоположность немецким оркестрам, уменьшается по количеству инструментов, но насыщается новыми сочетаниями. Мотивы-краски, фактуры-краски, гармонии-краски главенствуют, подобно сменяемым «звуковым пятнам», обостряя выразительное значение принципа сонорности в музыке (звуковой или звуко-тембровой окраски, калористичности). Звуковая ткань становится более прозрачной (хорошо слышны наслоения каждого голоса) и освобождается от «давления» нормативных гармонических и тональных структур (исчезают окончания мелодий – кадансы). Черты импрессионизма, как одного из ведущих музыкальных направлений начала 20 в., нашли выражение в сочинениях М.Равеля, Ф.Пуленка, Н.А.Римского-Корсакова, О.Респиги.
|
13. Оперная творчество Ж.Вэрди. Итальянский композитор. Один из самых выдающихся мастеров оперного жанра. Автор 26 опер, большинство из которых не сходит со сцен оперных театров до настоящего времени. В лучших произведениях В. органично сочетаются яркий мелодизм и глубина музыкальных характеристик героев, демократичность и изысканность. Вобрав все лучшее, что было достигнуто итальянской оперной школой. В. необычайно расширил музыкальную палитру оперных средств выражения, открыл новые пути, ведущие к современности, оставаясь при этом верным реализму. Творческие принципы В., прожившего долгую жизнь, разумеется, претерпели значительную эволюцию. От ранних, достаточно незрелых произведений, до монументальной "Аиды" с ее глубиной - дистанция огромного размера. Особняком стоят две последние оперы "Отелло" и "Фальстаф", в которых отразилась восприимчивость мастера к новым тенденциям в развитии музыкального языка.В целом оперное творчество В. можно разделить на три периода. Первый - до знаменитой "триады" ("Риголетто", "Трубадур", "Травиата"); период зрелости, вершиной которого явилась уже упоминавшаяся "Аида", и поздний, когда после длительного "периода молчания" (16 лет) появились два последних шедевра.Для первого периода характерен интерес к историко-героической тематике ("Набукко", "Ломбардцы в первом крестовом походе", "Эрнани"), к сильным, исключительным личностям и страстям ("Макбет", "Луиза Миллер" по трагедиям В. Шекспира и Ф. Шиллера). В этих произведениях 40-х гг. формируются мелодика, драматургические приемы вердиевской эстетики.В следующих его операх "Сицилийская вечерня", "Симон Бокканегра", "Бал-маскарад", "Сила судьбы" ощущается влияние большой оперы, связанное отчасти с работой В.для парижской "Гранд-опера". Сложные сюжеты, массовые сцены, контрасты трагического и комического (особенно в "Бале-маскараде"), поиск новых драматургических и музыкальных средств выражения характерны для этого периода. Завершают его оперы "Дон Карлос" и "Аида". В последней В. достигает небывалых высот в области музыкальных средств выражения, психологии чувств героев.Большинство опер В. составляют основу репертуара ведущих музыкальных театров во всем мире, в том числе в России. Даже менее знаменитые оперы композитора, такие как "Двое Фоскари", "Аттила", "Битва при Леньяно", "Разбойники", "Стиффелио" и другие, можно видеть на афишах оперных театров
|
14. Оперная творчество Р. Вагнера. Всего за свою жизнь В-р написал 13 опер и прошел большой путь оперного композитора.С юности он увлекался театром, и уже в 15 лет им написана трагедия «Леибальд и Аделоида». В молодости он работал в разных оперных театрах (в том числе и в Вюрцбургском театре), дважды был в изгнании. Его первые оперы далеки от того, что он будет ценить впоследствии: «Феи»– романтическая опера с фантастическими ужасами под влиянием Вебера; «Запрет любви» по Шекспиру – явно написанная под влиянием итальянской оперы; «Риенцы» - в стиле большой французской оперы. В 1842 году была написана опера «Летучий голландец». В целом музыка «Летучего Голландца» привлекает необычным балладным складом, волнующим драматизмом, яркостью народного колорита..В опере «Тангейзер», написанной в 1845 году, проявилось влияние немецкой рыцарской оперы «Эврианта» Вебера. Следующее яркое произведение – «Лоэнгрин» . Это наиболее гармоничная опера, в которой есть и сквозные сцены, и оркестр ещё не подавляет вокальную партию. В годы швейцарского изгнания он пишет много статей, где формулирует свою оперную реформу. Это: «Искусство и революция», «Опера и драма», «Художественное произведение будущего», «Обращение к друзьям». В 1859 году написана музыкальная драма «Тристан и Изольда». В этой опере ярко реализовалась реформа В-ра. Это – грандиозная вокально-симфоническая поэма, в которой действие перенесено во внутренний психологический план.Музыка отличается огромной эмоциональной напряженностью, она течет единым потоком. Кроме этого, здесь отсутствуют хоры, арии – есть только огромные сквозные сцены. В-р применяет систему лейтмотивов, которые выражают разные состояния одного чувства – любви (лейтмотив томления, лейтмотив любовного взгляда). Вся музыкальная ткань – переплетение этих лейтмотивов. Особенно ярко музыкальный язык проявляется во вступлении: лейтмотивная система, особенный гармонический строй музыки В-ра – альтерированные аккорды, прерванные обороты, продлевающие движение и уводящие от тоники, от устойчивости. Первый аккорд получил название «Тристановский». Добившись разрешения у властей, в 1861 году Вагнер вернулся в Германию и поселился в Бибрехе (на Рейне). Здесь он начал писать новую оперу – «Мейстерзингеры». Опера «Мейстерзингеры» занимает особое место в творчестве Вагнера. Написанная на бытовой сюжет 16 века, она опирается на народную немецкую песню. Огромное значение здесь имеет вокальный элемент, в опере много хоров, ансамблей.В эти годы В-р задумывает создание собственного театра. Этот театр возник в Байрейте, в 1872 году был заложен его первый камень. По этому поводу В-р исполнил 9-ю симфонию Бетховена и поселился возле театра. В 1876 году театр открылся, и на открытии исполнили «Кольцо Нибелунга» три раза. «Кольцо Нибелунга» – это грандиозная тетралогия из 4-х опер: «Золото Рейна», «Валькирия», «Зигфрид» и «Гибель Богов». Философия «Кольца Нибелунга» близка Шопенгауэру, герои с самого начала уже обречены. В основе музыки – система лейтмотивов, нет деления на номера , грандиозный оркестровый четверной состав с огромной медной группой. После «Кольца Нибелунга» В-р принимается за создание последней музыкальной драмы «Парсифаль». В ней развиваются христианские, нравственные проблемы. В-р стал религиозен к концу жизни, написал статью «Искусство и религия». Он завещал, что после его смерти «Парсифаль» должна ставится в течение 30 лет только в Байрейте.
|
15. Импрессионизм. Общая характеристика музыкального направления. Творчество К. Дебюсси. Импрессионизм— направление в искусстве последней трети XIX — начала XX веков, зародившееся во Франции и затем распространившееся по всему миру, представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления. Музыкальный импрессионизм являлся одним из течений музыкального модерна. Характеризуется передачей мимолётных впечатлений, настроений, тонких психологических нюансов.Основоположником импрессионизма в музыке является французский композитор Эрик Сати. Смелые открытия Эрика Сати пятью и десятью годами позднее были подхвачены и развиты двумя его приятелями, ярчайшими представителями импрессионизма, Клодом Дебюсси и Морисом Равелем. ДЕБЮСИ В жизненном и творческом пути композитора четко выделяются 3 основных периода. Поворотными вехами являются 1892 год – год создания «Послеполудня фавна» и знакомства с драмой Метерлинка «Пеллеас и Мелизанда», и 1903 год – год постановки «Пеллеаса». В I период Дебюсси, испытав множество различных влияний – от Гуно и Массне до Вагнера, Листа и Мусоргского, погружен в поиски собственной манеры выражения. Отличительной чертой его исканий является широкий диапазон жанров. Композитор пробует свои силы и в романсовой лирике («Забытые ариетты» по Верлену, «Пять стихотворений Бодлера»), и в вокально-симфонической области (кантаты «Блудный сын», «Весна», «Дева-избранница»), и в фортепианной сфере («Маленькая сюита», «Бергамасская сюита»). Десятилетие 1892-1902 годов – 2 период творчества – ознаменовано, в первую очередь, работой над оперой «Пеллеас и Мелизанда». Именно в это время Дебюсси достигает полного расцвета творческих сил. Были созданы такие его шедевры, как «Послеполудень фавна» (оцененный современниками, как манифест музыкального импрессионизма), «Ноктюрны», три «Песни Билитис» на стихи Луиса.3 период, открывшийся симфоническими эскизами «Море», характеризуется некоторыми отклонениями от избранного ранее пути в сторону неоклассических исканий. Большая часть сочинений, созданных после «Пеллеаса», обнаруживает стремление уйти от чрезмерной утонченности к искусству более сильному и мужественному, к большей материальности, ритмической четкости. Это оркестровая трилогия «Образы», фортепианный цикл «Детский уголок» и две тетради прелюдий, балеты «Игры», «Кама» и «Ящик с игрушками». Имя Дебюсси прочно закрепилось в истории искусства как имя основоположника музыкального импрессионизма. Действительно, в его творчестве музыкальный импрессионизм нашел свое классическое выражение. Дебюсси тяготел к поэтически одухотворенному пейзажу, к передаче тонких ощущений, которые возникают при любовании красотой неба, леса, моря (особенно любимого им).
| |
|
|