|
1. Музыка как вид искусства
1.Музыка как вид искусства. Русское слово «музыка» – греческого происхождения. Музыка из всех видов искусств наиболее непосредственно воздействует на восприятие человека, «заражает эмоциями». Материалом музыки является звук, возникающий из колебания струны, столба воздуха мембраны – кожи, пузыря, дерева, металла. И с этой точки зрения звуки– явление самой природы: пение птиц и голоса животных и людей, журчание воды и т.п. Т. о, через общность звуковой природной среды устанавливается связь со звуковой природой речи человека, с психикой, эмоциональным миром и физиологией человека.Конечно, звуки природного происхождения не есть музыкальное искусство. Форма музыки – это организация отдельных звуков, звучаний, интонаций или музыкальных тем во времени. М. - искусство временное, разворачивающееся во времени, и ритм есть основной принцип ее временной организации. Музыка – это искусство.. М. – особый вид творческой деятельности, ремесло, профессия. В ней проявляется способность сознания сочетать в себе чувственное, психическое, духовно-созерцательное, рассудочно-интеллектуальное, интуитивное, эмпирическое, игровое, интонационно-физиологическое, телесно-моторное, фантазийное и прочие начала. Музыкальные переживания, эмоции не тождественны эмоциям бытовым, первичным. И потому смысл музыкального образца, как художественного творения, во многом сакрален и представляет собой иную реальность. Неслучайно многие умы связывают природу музыки с природой абсолютного духа. М. - вид искусства, рассчитанный на слуховое восприятие и отличающийся прямым и особо активным действием на чувства людей. Главным выразительным средством здесь является звук и другие стороны и компоненты музыкальной формы: мелодия, полифония, гармония, ритм, композиция и т.п.
В отличие от всех видов изобразительного и словесного искусств, музыка не воспроизводит видимых картин мира и лишена смысловой конкретности. Видимо, поэтому ее можно считать подлинно общечеловеческим, универсальным "языком", не требующим перевода.Многие выдающиеся деятели культуры - и не только композиторы - из всех видов искусства отдавали предпочтение именно музыке.По сравнению с произведениями всех видов пространственных искусств музыкальные творения практически не уничтожаемы, ибо, если не считать их далеко не обязательной нотной записи, они существуют не в материальной, предметной, а в идеальной форме. Их нельзя пощупать, подделать, как это случается с картинами и скульптурами, хотя и можно украсть, дав свое авторство чужому произведению. В отличие от изобразительного искусства в музыке играют огромную роль другие искусствоведческие категории - интерпретация и исполнительство. По существу, у виртуозно исполненного музыкального произведения не один, как в живописи, а несколько "авторов", если считать композитора, исполнителя (или исполнителей), а также возможности используемых инструментов. В музыкальном творчестве, если иметь в виду и его исполнительскую сторону, больше, чем в других видах первоначальных искусств, присутствует коллективность. Вот почему понятие фольклора ассоциируется прежде всего с музыкой, песней и стихами, также связанными с музыкальным началом.
|
2. Жанры музыки. Историческая песня, ария, романс, кантата, опера, марш, вальс, прелюдия, соната — все это примеры различных музыкальных жанров. Каждый из них объединяет множество произведений. Вальсы, например, писали почти все композиторы XIX—XX вв. Таким образом, жанр — это определенный тип музыкального произведения, в рамках которого может быть написано неограниченное число сочинений. АРИЯ — законченный по построению эпизод в опере, оперетте, оратории или кантате, исполняемый певцом-солистом в сопровождении оркестра. БАЛЛАДА — сольные вокальные сочинения, использующие тексты стихотворных произведений и сохраняющие их основные особенности; инструментальные сочинения. БАЛЕТ — вид сценического искусства, содержание которого раскрывается в танцевально-музыкальных образах. ДЖАЗ — разновидность импровизационной, танцевальной музыки. ДИСКО — музыкальный стиль с упрощенной мелодикой и жестким. ОПЕРЕТТА — музыкально-сценическое комедийное произведение, включающее вокально-танцевальные сцены, оркестровое сопровождение и разговорные эпизоды.РОМАНС — лирическое произведение для голоса с музыкальным сопровождением. ЖАНР — исторически сложившееся подразделение, тип произведения в единстве его формы и содержания. Различаются по способу исполнения (вокальные, вокально-инструментальные, сольные), назначению (прикладные и др.), содержанию (лирический, эпический, драматический), месту и условиям исполнения (театральный, концертный, камерный, киномузыка и др.).
|
3.Классификация музыкальных инструментов. М. и.— обычно предмет, с помощью которого музыканты извлекают любые, в том числе и немузыкальные неорганизованные звуки.Ныне существующие обыкновенные музыкальные инструменты подразделяются на несколько групп: струнные щипковые, струнные смычковые, медные духовые, язычковые духовые, деревянные духовые, ударные. В отдельную группу можно выделить клавишные инструменты, хотя способы звукоизвлечения в них зачастую различны. Общепринятая научная классификация музыкальных инструментов — система Хорнбостеля
Закса..Физ.основа музыкального инструмента, производящего музыкальные звуки (за исключением цифровых электрических устройств), это резонатор. Это может быть струна, столб воздуха в некотором объёме, колебательный контур, или иной объект, способный запасать подведённую энергию в виде колебаний. В музыкальных инструментах, производящих немузыкальные звуки, например ударных, наличие резонатора не принципиально..Струнные щипковые музыкальные инструменты. К струнным щипковым относятся арфа, балалайка, домра, уд, гусли, гитара, лютня, бузуки и подобные им.. Струнные смычковые музыкальные инструменты. К струнным смычковым относятся такие оркестровые инструменты как скрипка, альт, виолончель, контрабас, а также виола да гамба, виола д'амур,баритон, шведский народный инструмент никельхарпа и норвежская традиционная скрипка хардангерфеле. Медные духовые музыкальные инструменты труба корнет тромбон валторна туба геликон сузафон Язычковые духовые музыкальные инструменты. Варган (хомус, дрымба…)Губная гармоникаАккордеон Баян ГармоньБаритон Деревянные духовые музыкальные инструментыДиджериду Трембита Альпийский рог Дудка Дудук Бансури Флейта. Кларнет Ударные музыкальные инструменты. Самое многочисленное семейство музыкальных инструментов. Ударные подразделяются на 3 основных вида:. С неопределенной высотой звучания, среди них: .Инструменты с мембраной : барабаны, бубны, гавалы, гоша нагара, думбек, дарбука и пр.
Инструменты с самозвучащим корпусом : треугольники, тарелки и гонги, кастаньеты, различные бубенцы, шейкеры и мараки, деревянные коробочки, флексатон и т. д..С определенной высотой звучания, то есть настроенные на ноты. В том числе колокола, литавры, некоторые разновидности ковбеллов, вудблоков, гонгов и др..Клавишные ударные: ксилофон, вибрафон, челеста, маримба, колокольчики и другие подобные инструменты, предназначенные для исполнения отдельных нот и различных мелодий.. Клавишные духовые инструменты орга́н, фисгармония; баян, аккордеон и гармонь. Клавишные музыкальные инструменты. Струнный клавишный инструмент — всем известное фортепиано, существующее в горизонтальной (рояль) и вертикальной (пианино) разновидностях, а также клавесин, вёрджинел, спинет и клавикорд.. Электронные музыкальные инструменты.
|
4.Музыка эпохи Барокко. Общая характеристика. Барочная музыка появилась в конце Возрождения и предшествовала музыке эпохи классицизма. Слово «барокко» предположительно происходит от португальского «perola barroca» — жемчужина или морская раковина причудливой формы; Сочинительские и исполнительские приёмы периода барокко стали неотъемлемой и немалой частью музыкального классического канона. Произведения того времени широко исполняются и изучаются. В эпоху барокко родились такие произведения, как фуги И. С. Баха, хор «Аллилуйя» из оратории «Мессия» Георга Фридриха Генделя, «Времена года» Антонио Вивальди, «Вечерня» Клаудио Монтеверди. Музыкальный орнамент стал весьма изощрённым, сильно изменилась музыкальная нотация, развились способы игры на инструментах. Расширились рамки жанров, выросла сложность исполнения музыкальных произведений, появился такой вид сочинений, как опера. Большое число музыкальных терминов и концепций эры барокко используются до сих пор.Стили и тенденции. Условно музыкой барокко называют множество существовавших в течение 150 лет композиторских стилей обширного, в географическом смысле, западноевропейского региона. К музыке термин "барокко" применяется в 1746 году французским критиком и писателем Н.А. Плюшем. Позже этот термин фигурирует в "Музыкальном словаре" (1768 год) Ж.-Ж. Руссо. Каждый из них под словом "барокко" подразумевает "странную", "необычную", "причудливую" музыку доклассической эпохи. Следует заметить, что термин «барокко» как обозначение музыкальной эпохи используется относительно недавно. Впервые его применил музыковед Курт Закс в 1919 году, затем термин появился лишь в 1940 году в статье Манфреда Букофцера. И до самых 1960-х годов в академических кругах не утихал спор, правомочно ли применение единого термина к сочинениям таких разных композиторов, как Якопо Пери, Антонио Вивальди, К. Монтеверди, Ж. Б. Люлли, Доменико Скарлатти и И. С. Бах; но слово прижилось и сейчас повсеместно используется для обозначения широкого спектра музыки. Жанры барокко Композиторы эпохи барокко работали в различных музыкальных жанрах. Опера, появившаяся в период позднего ренессанса, стала одной из главных барочных музыкальных форм. Можно вспомнить произведения таких мастеров жанра, как Алессандро Скарлатти (1660—1725), Генделя, Клаудио Монтеверди и других. Жанр оратории достиг пика своего развития в работах И. С. Баха и Генделя; оперы и оратории часто использовали схожие музыкальные формы. Появился жанр концерта в обеих своих формах: для одного инструмента с оркестром и как кончерто гроссо, в котором небольшая группа солирующих инструментов контрастирует с полным ансамблем. Пышности и великолепия многим королевским дворам добавили и произведения в форме французской увертюры, с их контрастными быстрыми и медленными частями.Произведения для клавишных довольно часто писались композиторами для собственного развлечения или в качестве обучающего материала. Такими работами являются зрелые сочинения И. С. Баха, общепризнанные интеллектуальными шедеврами эры барокко: «Хорошо темперированный клавир», «Вариации Гольдберга» и «Искусство фуги».
|
5.Творчество И.-С. Баха. Иоганн Себастьян Бах – один из величайших философов в музыке, возвышенный гуманист, глубокий лирик.Б.происходил из старинного рода музыкантов. Сам он был отцом большого семейства. Фамилия «Бах» в Германии того времени была синонимом слова «музыкант».Бах завершает целую эпоху немецкой музыки, связанную с именами Ганса Сакса, Пахельбеля, Букстехуде. Влияние Б. на композиторов простирается вплоть до наших дней. Его музыка до сих пор звучит повсеместно.Лирика Б., задушевно-элегическая или бурно-патетическая, всегда будит лучшие человеческие чувства. Его музыка серьёзна, глубока и прекрасна.Мир баховских образов – мир светлый и разумный. Сила интеллекта чрезвычайно сильна в его творчестве.Б. – гениальный мастер фуги. Полифоническая форма фуги даёт возможность композитору запечатлеть внутренний мир человека в те минуты, когда его переполняют различные думы и чувства. Они наплывают друг на друга, теснятся, расслаиваются, рассеиваются, перекликаются между собой и возникают вновь в целостной форме. Фуги присутствуют в баховских ораториях, кантатах, мессах, вариациях, сюитах, инвенциях. Наряду с однотемными фугами появляются сложные двойные и тройные фуги.
Тема любой их баховских фуг подобна зерну, которое прорастает и развивается в фугу. Темы знаменитого «Хорошо темперированного клавира» ёмки, ясно очерчены, полны внутренней энергии. И ещё они отточено красивы.Любимым инструментом Б. был орган. Он владел им в совершенстве. Именно орган с его богатейшими возможностями раскрывал слушателям всё богатство и мощь баховского гения. Органные произведения Б. вдохновенны, виртуозны, блестящи. Для органа он написал множество прелюдий, фуг, концертов.Светские сочинения Б. отличаются разнообразием тематики, яркостью образов и широтой интересов композитора. Среди них концерты, сонаты, сюиты и кантаты («Шутка», «Крестьянская», «Кофейная»).
|
6. Музыка эпохи классицизма. Музыкой периода классицизма или музыкой классицизма, называют период в развитии европейской музыки приблизительно между 1730 и 1820 годами . Понятие классицизма в музыке устойчиво ассоциируется с творчеством Гайдна, Моцарта и Бетховена, называемых венскими классиками и определивших направление дальнейшего развития музыкальной композиции.
Понятие «музыка классицизма» не следует путать с понятием «классическая музыка», имеющим более общее значение как музыки прошлого, выдержавшей испытание временем.Начало до мажорной сонаты Моцарта.Эстетика классицизма основывалась на убеждении в разумности и гармоничности мироустройства, что проявилось во внимании к сбалансированности частей произведения, тщательной отделке деталей, разработке основных канонов музыкальной формы. Именно в этот период окончательно сформировалась сонатная форма, основанная на разработке и противопоставлении двух контрастных тем, определился классический состав частей сонаты и симфонии.В период классицизма появляется струнный квартет, состоящий из двух скрипок, альта и виолончели, значительно расширяется состав оркестра. К этому времени относятся становление и утверждение национальной школы - в Австрии. Новая школа получила название "венской классической". Величайшими представителями этой школы стали Гайдн, Моцарт и Бетховен. Их творчество явилось высшей стадией развития классицизма. Главным их завоеванием стали также жанры, как сонаты и симфонии. В XVIII веке чешские музыканты и композиторы впервые добились европейского признания. Факт, что музыкальное образование и талант могли в это время стать источником материального благополучия и значительного повышения собственного статуса в тогдашнем обществе, максимально поднимал интерес народных масс к музыке. Ведь выдающихся музыкантов дворяне награждали не только деньгами, но и освобождением от службы в армии, и даже от крепостной зависимости!
|
7.Венская классическая школа. Основные жанры: симфония, соната, концерт. венская классическая школа (около 1780—1827) — направление европейской классической музыки второй половины XVIII века в Вене. К нему принадлежат композиторы Йозеф Гайдн, Вольфганг Амадей Моцарт и Людвиг ван Бетховен.Особенности музыки.Трёх великих композиторов венской школы объединяет виртуозное владение разнообразнейшими стилями музыки и приёмами композиции: от народных песен до полифонии эпохи барокко. Венские классики создали тот высокий тип инструментальной музыки, в котором все богатство образного содержания воплощено в совершенную художественную форму.Основной особенностью данного направления является применение трёх приёмов: обязательного аккомпанемента, наличия сквозных тем и работы над темой и формой.Для искусства представителей венской классической школы характерны универсальность художественного мышления, логичность, ясность художественной формы. В их сочинениях органично сочетаются чувства и интеллект, трагическое и комическое, точный расчёт и естественность, непринуждённость высказывания.В творчестве венских классиков выражено динамическое понимание жизненных процессов, нашедшее наиболее полное воплощение в сонатной форме и обусловившее симфонизм многих их сочинений. С симфонизмом, в широком смысле, связаны расцвет ведущих инструментальных жанров эпохи — симфонии, сонаты, концерта и камерного ансамбля, окончательное формирование 4-частного сонатно-симфонического цикла.Расцвет венской классической школы совпал с общим процессом становления симфонического оркестра — его стабильного состава, функциональной определённости оркестровых групп. Сложились главные классические типы камерных ансамблей — фортепианное трио, струнный квартет и другие. Из музыки для сольных инструментов особенно выделилась фортепианная музыка. Оперное творчество Моцарта открыло широкие перспективы развития различных типов оперы — лирической и социально-обличительной комедии, музыкальной драмы, философской оперы-сказки и других.Каждый из мастеров венской классической школы обладал неповторимой индивидуальностью. Гайдну и Бетховену наиболее близкой оказалась сфера инструментальной музыки, Моцарт в равной мере проявил себя и в оперном, и в инструментальных жанрах. Гайдн больше тяготел к объективным народно-жанровым образам, юмору, шутке, Бетховен — к героике, Моцарт, будучи универсальным художником — к разнообразным оттенкам лирического переживания.Центральной площадкой развития данного музыкального направления стала Вена, столица музыкальной культуры того времени. И если Париж с его оперой и Лондон с его публичными концертами были задающими тон музыкальными городами Европы второй половины XVIII века, то Вена после смерти прославленного Моцарта и переезда в неё Бетховена занимала в мире музыки господствующее положение. И если Моцарт при жизни был скорее одним из известных венских композиторов, то Бетховен уже считал Вену венцом своей творческой карьеры. Система жанров, форм и правил гармонии, разработанная классической венской школой, сохраняет своё значение и до сих пор.
|
8. Творчество В.А. Моцарта., полное имя Иога́нн Хризосто́м Во́льфганг 27 января 1756, Зальцбург — 5 декабря 1791, Вена) — австрийский композитор, капельмейстер, скрипач-виртуоз, клавесинист, органист. По свидетельству современников, обладал феноменальным музыкальным слухом, памятью и способностью к импровизации. М. широко признан одним из величайших композиторов: его уникальность состоит в том, что он работал во всех музыкальных формах своего времени и во всех достиг наивысшего успеха..Наряду с Гайдном и Бетховеном, принадлежит к наиболее значительным представителям Венской классической школы. Творчество. Отличительной чертой его творчества является удивительное сочетание строгих, ясных форм с глубокой эмоциональностью. Уникальность его творчества состоит в том, что он не только писал во всех существовавших в его эпоху формах и жанрах, но и в каждом из них оставил произведения непреходящего значения. Музыка М. обнаруживает множество связей с разными национальными культурами (особенно итальянской), тем не менее она принадлежит национальной венской почве и носит печать творческой индивидуальности великого композитора.Моцарт — один из величайших мелодистов. Его мелодика сочетает черты австрийской и немецкой народной песенности с певучестью итальянской кантилены. Несмотря на то, что его произведения отличаются поэтичностью и тонким изяществом, в них часто встречаются мелодии мужественного характера, с большим драматическим пафосом и контрастными элементами.Особое значение он придавал опере. Его оперы — целая эпоха в развитии этого вида музыкального искусства. Наряду с Глюком, он был величайшим реформатором жанра оперы, но в отличие от него, основой оперы считал музыку. М. создал совершенно иной тип музыкальной драматургии, где оперная музыка находится в полном единстве с развитием сценического действия. Наиболее популярными стали оперы «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан» и «Волшебная флейта».Большое внимание М. уделял симфонической музыке. Благодаря тому, что на протяжении своей жизни он работал параллельно над операми и симфониями, его инструментальная музыка отличается певучестью оперной арии и драматической конфликтностью. Наиболее популярными стали три последние симфонии — № 39, № 40 и № 41 («Юпитер»). Также М. стал одним из создателей жанра классического концерта.Камерно-инструментальное творчество М. представлено разнообразными ансамблями и произведениями для фортепиано (сонаты, вариации, фантазии). Фортепианная манера М. отличается элегантностью, отчётливостью, тщательной отделкой мелодии и аккомпанемента.Композитором создано множество духовных произведений: мессы, кантаты, оратории, а также знаменитый Реквием.Тематический каталог сочинений М, с примечаниями, составленный Кёхелем представляет том в 550 страниц. По исчислению Кехеля, М. написал 68 духовных произведений, 23 произведения для театра, 22 сонаты для клавесина, 45 сонат и вариаций для скрипки и клавесина, 32 струнных квартета, около 50 симфоний, 55 концертов и пр., в общей сложности 626 произведений.
|
9. Романтизм как стиль и художественный направление: представители, темы, жанры. В музыке направление романтизма сложилось в 1820-е годы, развитие его заняло весь XIX век. Композиторы-романтики старались с помощью музыкальных средств выразить глубину и богатство внутреннего мира человека. Музыка становится более рельефной, индивидуальной. Получают развитие песенные жанры, в том числе баллада. Представителями романтизма в музыке являются: в Франц Шуберт; Феликс Мендельсон, Роберт Шуман, Людвиг Шпор; Никколо Паганини, Фредерик Шопен; В России в русле романтизма работали Н. А. Римский Корсаков,Мусоргский,Бородин, Чайковский. Музыка 1-й половины XIX в. быстро эволюционировала. Появился новый музыкальный язык; в инструментальной и камерно-вокальной музыке особое место получила миниатюра; разнообразным спектром красок звучал оркестр; по-новому раскрывались возможности фортепиано и скрипки; музыка романтиков была очень виртуозна. Благодаря особой способности музыки глубоко и проникновенно раскрывать богатый мир человеческих переживаний она была поставлена романтической эстетикой на первое место среди других искусств. Интерес к жизни простых людей, жизненная полнота и правда чувств, опора на музыку быта определяли реалистичность творчества лучших представителей музыкального романтизма. Реакционные тенденции (мистика, бегство от действительности) присуще лишь относительно небольшому числу произведений романтиков. Они проявились отчасти в опере “Эврианта” Вебера ,в некоторых музыкальных драмах Вагнера, оратории “Христос” Листа и др. Самое яркое явление в музыке романтизма, особенно ярко воспринимающееся при сравнении с образной сферой классицизма - господство лирико-психологического начала. Разумеется, отличительная особенность музыкального искусства вообще - преломление любого явления через сферу чувств. Музыка всех эпох подчинена этой закономерности. Но романтики превзошли всех своих предшественников по значению лирического начала в их музыке, по силе и совершенству в передаче глубин внутреннего мира человека, тончайших оттенков настроения.Тема любви занимает в ней господствующее место, ибо именно это душевное состояние наиболее многосторонне и полно отражает все глубины и нюансы человеческой психики. Но в высшей степени характерно, что эта тема не ограничивается мотивами любви в прямом смысле слова, а отождествляется с самым широким кругом явлений. Сугубо лирические переживания героев раскрываются на фоне широкой исторической панорамы. Любовь человека к своему дому, к своему отечеству, к своему народу - сквозной нитью проходит через творчество всех композиторов - романтиков.Огромное место отводится в музыкальных произведениях малых и больших форм образу природы, тесно и неразрывно переплетающемуся с темой лирической исповеди. Подобно образам любви, образ природы олицетворяет душевное состояние героя, так часто окрашенное чувством дисгармонии с действительностью.
| |
|
|