Главная страница

семья карачаевцев. 1 Народная педагогика карачаевцев, зародившись в глубокой древности, занимала одно из главных мест в жизни человека


Скачать 18.76 Kb.
Название1 Народная педагогика карачаевцев, зародившись в глубокой древности, занимала одно из главных мест в жизни человека
Дата29.11.2021
Размер18.76 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файласемья карачаевцев.docx
ТипДокументы
#285580

1) Народная педагогика карачаевцев, зародившись в глубокой древности, занимала одно из главных мест в жизни человека. Она являлась источником его нравственных и духовных сил, отражая в себе наиболее значимые ценностные ориентиры, опираясь на которые, вырабатывала цели и задачи воспитания. Как одно из проявлений духовной культуры народная педагогика складывалась под воздействием исторических, социально-экономических, культурных, и демографических условии.

Необходимость сохранения и развития национальных и общечеловеческих традиций в нравственном воспитании диктуется тем, что человек, не знающий и не любящий свой родной язык, свою культуру, вряд ли сумеет по достоинству оценить язык, культуру других народов.

2)Моральные требования к детям и молодежи в педагогике карачаевцев складывались веками, они передавались из поколения в поколение как дань ушедших поколений новому потомству.

Изучение и приведение их в систему как средства обучения и воспитания представляет собой актуальную задачу на современном этапе нашего развития.

Педагогика карачаевцев глубоко демократична по своему характеру. Она содержит в себе то, что проверено жизненным опытом, правдиво и точно выражает глубину народной мысли.

3)Народная педагогика карачаевцев подчеркивает, что семья выполняет очень важные общественные функции - рождение и воспитание детей, подготовка их к труду и жизни. И от того, какие основы в ней будут заложены, будет многое зависеть.

4)Народ прежде всего ратовал за счастливую семью, ибо семья - ключ к счастью: «Бирикген юй озар, бирикмеген юй тозар» (Дружная семья преуспевает, где дружбы нет - оскудеет). Взаимоотношения в семье - весьма тонкое деликатное дело, связанное с родственными узами: «Юйюнг бла джау болгъандан эссе, эллинг бла джау бол» (Чем иметь раздор в семье, лучше быть в ссоре с аулом).

Большое значение в нравственном воспитании детей народная педагогика, как указывалось выше, придает согласию в семье: «Юйню оноуу бир болса ол юйюр болур» (Когда в семье согласие - благополучие); «Би-рикген юйдеги - къыйлыкъ кермез» (Дружная семья - горе минует); «Айырылгъан азды, къошулгъан озады» (Кто разводится - худеет, а кто соединяется побеждает).

5)Немаловажную роль, как и у других горских народов, играют и отношения между родственниками, соседями и знакомыми. Народные пословицы разъясняют: «Эри сюйген къатын-ны халкъы да сюер» (Женщину, которую любит муж, полюбят и люди).

Одна из особенностей воспитания в карачаевской семье, как и в любой горской, - при посторонних людях они считают не прилично показывать свои чувства и эмоции. «...отец-горец скуп на нежности, на ласки не только по отношению к взрослым, но даже к детям. Это воспитывало и закаляло остальные спартанские характеры. Он скуп особенно при посторонних. В недрах горской семьи ещё могут быть частичные проявления ласки, нежности, но «на людях», открыто - никогда, ни за что. Это дисциплинировало людей...»

6)Высоко ценилось и одобрялось чувство любви к Родине, к родному очагу. Карачаевцы считают «Тот, кто отдал душу за род», «готовый отдать за род, фамилию, всю душу», - говорят горцы про того или иного защитника родовой и фамильной чести: один - с завистью и уважением, другие с благоговейным приветом и почтением. И нет звания более почетного, чем то, которое дается спасителю «фамильной чести»

Это было главной целью в процессе формирования морального облика в подрастающем поколении у карачаевцев.

7)Один человек не может в себя вобрать все необходимые народу совершенства. Поэтому в народной педагогике закрепилось понятие о суммарном, совокупном совершенстве членов рода. (К дружной семье счастье идет), (В недружной семье добра не бывает). Высоко ценит народная педагогика дружбу и согласие между родителями и детьми в семье, имея в виду, что (В дружной семье хорошие дети растут). (Если сосед хороший - в нужный момент он будет тебе братом, сестрой, матерью, отцом. Если живешь со скандальным соседом, старайся добрым словом, делом победить его. Если через несколько лет не убедить его - нужно переехать).

8)Мать для ребенка - нераздельно дорогое существо

Карачаевцы издавна считают, что ребенок подобен кладу, хранящему в себе бесчисленные сокровища. Дети - бесценные жемчужины, наша надежда на будущее: (Человеческое дитя - дороже золота). Детские сердца подобны чистым зеркалам - в них все отражается.

9)Молодому поколению указывали, что (Если нет зеркала, то окружающий мир может служить зеркалом) - надо быть внимательным в отношении детей. Но при этом карачаевцы всегда советуют; (делать для других, но учиться для себя), знать меру во всех своих поступках. Родителям необходимо сочетать уважение к ребенку с требовательностью к нему, ибо «строгость учителя лучше ласки отца». Детей надо остерегать от дурных друзей (Друг за глаза хвалит, враг в глаза хвалит); (На друга надейся, но сам не плошай). Детей также нужно предостерегать от неприглядных поступков и поощрять за добрые дела. Им нужно внушать прежде всего любовь к вере, родине и народу, а если у них есть способности, то нужно дать им образование. Не думайте, что он еще мал, воспитание начинается с колыбели, однако «Плохой песней ребенка не убаюкаешь).

10)Народ придавал большое значение эстетике общения. Все стороны поведения карачаевцев имели определенное эстетическое достоинство: речь, движения, поведение, формы общения с людьми (старшими, женщинами, детьми) - все должно быть красивым, изящным, привлекательным. Вежливость, тактичность в отношении с людьми были важнейшими нормами поведения. Согласно карачаевским обычаям, вежливость должна проявляться во всем: в словах, интонации голоса, приветливой улыбке и выражении лица

11)Семейные дрязги очень беспокоят и нервируют ребенка. Будьте своему ребенку другом, дайте ему знать, что цените его: (Отец - плечо, мать - сердце). В его присутствии не критикуйте других: (Рана, нанесенная саблей, заживает, рана, нанесенная языком не заживает); (Палка, которой замахнешься на другого, ударит по твоей голове). Никогда не унижайте ребенка: (Кто охаивает другого человека, тот сам плохой). Если дали слово ребенку, то обязаны его сдержать: (Сначала подумай - затем говори). Не скрывайте от него суровой действительности жизни, народные афоризмы советуют: (Пока ребенок мал будь ему воспитателем, когда растет - братом). Опираясь на пример отца, надо приумножать собственные благородные качества: Об этом свидетельствуют и следующие народные изречения: (Цени человека не по лицу, а по поведению). Когда человек нарушает правила поведения, говорят: (Учись быть воспитанным, глядя на невоспитанного). Когда хвалят человека говорят: (Человек высокой нравственности), а когда ругают: (Не роняй свою честь!).

«Намыслы» (нравственный) - тот, кто соблюдает и чтит намыс, приверженный к адатам старины, так же уважаем, как и тот, кто спасает родовую, фамильную или семейную честь.

Намыс означает одновременно и благородство и честь, и репутацию, и доброе имя, и уважение к обычаям, и преданность долгу, и достоинство личное, фамильное, родовое, человеческое и т. д.

Забота о том, чтобы семья не подверглась оскорблению с чьей-нибудь стороны, чтобы род не был унижен в глазах других родов - это входит в круг обязанностей каждого горца, который происходит из того или иного рода. Этого требует «намыс». «Мен тукъумсуз - джуукъ-сузмамы?» - «Что я, без роду и племени? Некому за меня заступиться, думаешь?» - с гордостью и задором говорит каждый горец про себя, когда ему нужно намекнуть на готовность рода защитить его [5, с. 145].

Проведенный анализ национальных и общечеловеческих традиций нравственного воспитания и педагогике карачаевцев показал, что нравственным следует считать такого человека, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения, как привычные формы поведения.

Исследование показало, что о нравственной воспитанности человека можно говорить только тогда, когда он правильно ведет себя в силу внутреннего побуждения (потребности), когда в качестве контроля выступают его собственные взгляды и убеждения. Выработка таких взглядов и убеждений и соответствующих им привычек поведения и составляют сущность этнокультурных традиций воспитания.

Таким образом, критерием эффективности изучения и применения национальных и общечеловеческих традиций нравственного воспитания в педагогике карачаевцев является то, как совершенствовались качества личности ребенка, его поведение, отношение к своим действиям, как вырабатывалось умение самостоятельно давать оценку своим действиям и поступкам, формировалась уверенность в себе.


написать администратору сайта