Главная страница
Навигация по странице:

  • СОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА

  • Лекция 9. 1. Назовите характерные черты культуры советского периода. Как назывался основной метод в искусстве в советский период. Назовите основные достижения советской культуры


    Скачать 63.47 Kb.
    Название1. Назовите характерные черты культуры советского периода. Как назывался основной метод в искусстве в советский период. Назовите основные достижения советской культуры
    Дата29.10.2022
    Размер63.47 Kb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаЛекция 9.pdf
    ТипДокументы
    #760476

    1. Назовите характерные черты культуры советского периода. Как назывался основной метод в искусстве в советский период. Назовите основные достижения советской культуры. Назовите представителей культуры в разных областях искусства. Что такое контркультура? Назовите ее представителей. ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ XX ВЕКАХ XX в. европейский тип культуры распространился далеко за пределы Европы, охватив другие континенты. Так как культура европейского типа уже не является характерной лишь для Европы, ее обычно называют западной культурой. Хотя всюду есть свои особенности, можно говорить о наличии общих черт, типичных для западной культуры в целом, а также и для отечественной культуры на современном этапе.
    Современная культура характеризуется исключительным динамизмом быстро меняются условия жизни, техника, мода, стандарты, уходят старые традиции, специалистам приходится учиться в течение всей жизни. Это культура, основанная на предпринимательстве, бизнесе, деловитости. Соответственно, в ней ценятся такие качества, как активность, рациональность, профессионализм. Ее главные герои – люди, умеющие делать деньги. Практицизм, индивидуализм, погоня за материальными благами также являются характерными чертами современной культуры.
    Большие изменения произошли в обществе. Произошло перемещение основной массы трудоспособного населения западных стран из сельского хозяйства и промышленности в сферу культуры и обслуживания, что явилось следствием повышения производительности труда. Образование, в том числе высшее, стало массовым. Наука достигла больших успехов в изучении микромира и космоса, создала новые химические материалы, нашла способы преодоления множества неизлечимых ранее болезней, открыла пути генной инженерии. Компьютеры и электронные средства связи произвели настоящую революцию, означающую переход к новому типу общества.
    Вместе стем в ХХ вперед человечеством встал ряд принципиально новых вопросов, связанных с глобальными проблемами современности, с переосмыслением места и назначения человека в историческом процессе. Одна из самых опасных среди них – экологическая проблема, связанная с разрушительным действием технического прогресса на природную среду. Также к глобальным проблемам относится распространение ядерного оружия и, соответственно, возможность уничтожения человечества в мировой термоядерной войне. Кроме того, в настоящее время имеет место духовно-нравственный кризис человечества, упадок нравов, идеалов, вкуса, что особенно актуально именно для западной культуры. В конце XX – начале XXI вв. напер- вый план стали также выходить проблемы, связанные с международным терроризмом и продолжающимся распространением наркомании. Современной западной цивилизации также свойственна конфликтность. Можно выделить несколько аспектов, в которых она проявляется с особой остротой. Свобода и насилие. В настоящее время произошло расширение свободы личности, что проявляется в социальной мобильности возможности изменения социального статуса и материального положения человека благодаря собственным усилиям, в больших возможностях передвижения, расширении возможностей выбора (места жительства, работы, супруга и т. п, увеличении разнообразия и доступности источников информации. Современной западной культуре свойственны гуманизм, демократия, либерализм, которые выступают против насилия. С другой стороны, имеет место распространение насилия в обществе, так как общество одинаково защищает и жертву, и преступника, пока не доказано обратное. Проблема лишают себя права противопоставить ему ответное насилие со своей стороны и рискуют остаться беззащитными передним. Но, очевидно, защита личности от насилия далеко не всегда может обойтись без насилия и репрессий против тех, кто покушается на свободу людей. Элитарность и массовость. Расслоение культуры на культуру всех (народную) и культуру избранных (элитарную) существовало всегда. В XX в. это различие уступило место противостоянию элитарной и массовой культуры. Объем информации, содержащейся в современной культуре, огромен. Наука стала малопонятной для непосвященных. Чрезвычайно сложным стало современное искусство. Высокая культура стала специализированной.В каждой сфере культуры теперь есть своя, сравнительно немногочисленная, элита.
    В итоге на смену традиционным формам народного культуро- творчества пришла индустрия культуры – производство культурных ценностей для массового потребления. В культуре сейчас действуют законы рынка. Стало гораздо выгоднее ориентироваться на самые простейшие, примитивные потребности и вкусы толпы, что не требует больших творческих усилий, чем пытаться навязывать толпе непонятную для нее высокую культуру элиты. Массовую культуру отличают общедоступность, легкость восприятия, развлекательность, упрощенность. Плюрализм и унификация. Современная культура плюрали- стична, так как никогда прежде не было такого обилия и разнообразия культурных систем и подсистем, взглядов, направлений и т. д, как сейчас. По одному и тому же вопросу существует множество точек зрения, концепций, теорий и т. п. Но механизмы массовой культуры действуют ив обратном направлении, тиражируя и распространяя одни и те же материальные и духовные ценности. Она стандартизирует все от условий быта, питания и одежды до желаний, мыслей и идеалов через средства массовой информации. Можно сказать, что в массовой культуре совершается бегство от свободы личность освобождается от рассмотрения множества возможных вариантов, из которых нужно выбирать, взяв на себя ответственность за выбор. Выбор передается другому – авторитету, лидеру или просто власти. Избыточность культуры на этом уровне исчезает. Возможно, что компьютеризация общества и развитие информационной сети расширят доступ людей к разнообразным источникам информации и приведут в будущем к уменьшению власти СМК. Однако на данный момент до этого еще далеко. О
    СОБЕННОСТИ
    СОВРЕМЕННОГО
    ИСКУССТВА
    Как уже отмечалось, все формы культуры существенно изменяют свой облик, так или иначе приспосабливаясь к динамике общественной жизни. Особенно ярко это видно в области искусства, где появляется множество новых идей, течений и направлений. Искусство вступает в эпоху модернизма, который в середине XX в. сменяется постмодернизмом.
    Несмотря на то что иногда под этими понятиями подразумевают течения в современном искусстве, для культурологического знания под этими терминами скрываются общекультурные явления, во многом определившие развитие западноевропейской и американской культуры ХХ в. Модернизм, по разным оценкам, охватывает собой период с х до концах гг. В искусстве это явление охаракте- ризовалось множественностью художественных стилей и направлений, таких как фовизм (А. Матисс), кубизм (П. Пикассо), экспрессионизм (О. Дикс), конструктивизм (В. Е.Татлин), абстракционизм В. Кандинский, П. Мондриан), дадаизм (М. Дюшан), сюрреализм
    119
    С. Дали) и многих других. Несмотря на множественность направлений, можно выделить характерные черты, свойственные ряду направлений модернизма. Это такие черты, как противопоставление искусству прошлого, поиск новизны, отказ от принципа подражания, отрицание традиционных эстетических и этических требований к искусству, а также недолговечность стилей.
    Модернизм в своем развитии прошел две основные стадии – синтеза и деструкции. Ранний модернизм непросто развился из предшествующей культурной эпохи. Он попытался подняться над всеми культурными достижениями прошлого, осмысливая и оценивая их в рамках гигантского синтеза, в котором разнородные культурные и стилевые направления органично соединялись плавной гибкой линией. Но высший синтез, будучи в определенной степени гармонией, есть прекращение развития, губительная остановка. Поэтому модернисты сделали радикальный последний шаг – они разрушили эту гармонию. Так получились осколки разбитого вдребезги, которые и стали всеми указанными выше направлениями в модернизме. Модернизм явился пиком всего предыдущего развития культуры – и ее упадком, началом конца культуры Нового времени.
    Всередине XX в. на смену модернизму приходит художественное направление, которое принято обозначать понятием постмодернизм. Постмодернизм явился результатом отрицания отрицания. В свое время модернизм отверг классическое, академическое искусство и обратился к новым художественным формам. Однако по прошествии множества лет сам стал классикой, которая привела к отрицанию традиций модернизма и возникновению нового этапа художественного развития в образе постмодернизма, провозгласившего возврат к предмодернистским формами стилям на новом уровне.
    Сформировавшись в эпоху преобладания информационных и коммуникационных технологий, теоретических знаний, широких возможностей выбора для каждого индивида, постмодернизм несет на себе печать плюрализма и терпимости, в художественном проявлении вылившихся в эклектизм. Его характерной особенностью стало объединение в рамках одного произведения стилей, образных мотивов и приемов, заимствованных из арсенала разных эпох, регионов и суб- культур. В постмодернистском искусстве можно выделить такие направления, как хэппенинг, инсталляция, перформанс, видео-арт и др хэппенинг – разновидность акционизма; одна из наиболее распространенных художественных форм в современном искусстве вид театрального представления, в котором событие и действие являются самоцелью, а не частью драматического сюжета
    120

    − инсталляция – пространственная композиция, созданная художником из различных элементов – бытовых предметов, промышленных изделий и материалов, природных объектов, фрагментов текстовой и визуальной информации перформанс – форма искусства, в которой произведение составляют действия художника или группы в определённом месте ив определённое время видео-арт – направление, использующее для выражения своей художественной концепции возможности видеотехники, компьютерного и телевизионного изображения.
    Центральными представителями философии постмодернизма можно назвать Бодрийяра, Дерриду, Делеза, Ж.-Ф. Лиотара, М. Фуко.
    Контрольные вопросы и задания. В чем специфика культуры XX в. В чем особенность модернизма в современном искусстве. Охарактеризуйте постмодернизм, назовите его характерные черты. В каких аспектах проявляется конфликтность современной культуры


    написать администратору сайта