Бурлакина Игры и упражнения для развития речевого дыхания. 1. Объем вдоха определяется выполняемым движением
Скачать 1.76 Mb.
|
Каким путем можно добиться координированной рабо- ты всех частей речевого аппарата, запустить в работу есте- ственные механизмы речи при различных заболеваниях ре- чевого аппарата, органов дыхания, органов голосообразова- ния? Как сформировать стойкие навыки правильного речевого дыхания, используя способность нашего организ- ма к саморегуляции? На эти вопросы мы старались ответить, работая над предлагаемой нами методикой. Целью предлагаемого ком- плекса дыхательных упражнений является выработка есте- ственной координированной работы всех мышц, участву- ющих в речевом дыхании. Упражнения можно использовать на уроках физкуль- туры у шведской стенки. В зависимости от места прове- дения занятий можно выполнять комплексы упражнений в положении лежа, стоя и сидя. На прогулке можно вы- полнять упражнения с мячом и со скакалками. Дыхатель- ные упражнения с детьми могут самостоятельно проводить родители. Часть упражнений, описанных в данной методике, были опубликованы и применяются специалистами давно, часть упражнений разработана авторами в процессе педагогиче- ской работы и проверена на практике. Для правильного использования представляемых в ме- тодике комплексов дыхательной гимнастики необходимо соблюдать следующие установки. 1. Объем вдоха определяется выполняемым движением. Внимание с вдоха снимается, инструкция «Сделай вдох» не используется: вдох происходит рефлекторно, незаметно для ребенка. 2. Перед движением необходим сброс дыхания — нужно сделать длительный выдох со звуком «ф-ф-ф-ф-ф». 3. Перед началом занятия и после выполнения комплек- са упражнений следует проводить релаксационные упраж- нения на снятие напряжения в мышцах. 4. При выполнении дыхательных упражнений внимание фиксируется только на длительном плавном выдохе. 4 5. При выполнении дыхательных упражнений необхо- димо подключать мысленную речь: счет от 1 до 10, стихо- творную строку и т. п. 6. Наращивание нагрузки должно быть постепенным — по мере укрепления тех или иных дыхательных мышц (нагрузка регулируется количеством выполняемых упражнений). 7. Речевой материал, используемый при выполнении ды- хательных упражнений, произносится в среднем звучании. Категорически нельзя говорить громко, а тем более кричать. 8. Подбор фраз и текстов должен быть подчинен следу- ющему принципу: больше сонорных согласных, гласные должны быть по возможности однородными. Например 1 : [СпрАшивАй не стАрАвА], [А спрАшивАй бывАлАвА], [вАронА и зА мАре летАлА], [А умА не дАсталА], [где щИ, тут И нас ИщИ]. Современная педагогика (в основном театральная) нашла новые источники для совершенствования методики работы над дыханием, голосом и речевым слухом. В основу новых приемов легли работы врачей-ларингологов, физиологов, психологов, специалистов по лечебной физкультуре. Это по- зволило найти более верный и доступный путь к освоению правильного речевого дыхания, к умению самостоятельно усовершенствовать работу мышц речевого аппарата, снимать мышечные зажимы, добиваться простыми упражнениями ес- тественной саморегуляции и координации дыхания и голоса. Многолетняя практика работы над постановкой речево- го дыхания и голоса позволяет нам рекомендовать данную методику в работе с детьми. Комплексы упражнений представлены группами: «Уп- ражнения в положении лежа», «Упражнения в положении сидя» и т. д. Порядок выполнения тех или иных упражнений Слова даны с редуцированными гласными звуками. 5 может подбираться к группе детей или к конкретному ребен- ку. Процесс освоения и закрепления новых упражнений тре- бует постепенности усложнения и увеличения нагрузок, а также систематичности в работе. Упражнения построены таким образом, что сначала на- выки правильного речевого дыхания невольно закрепляют- ся в результате тренировки, а затем автоматизируются и становятся привычными. Метод косвенного воздействия помогает снять внима- ние с речи (особенно при логоневрозах), мышечные зажи- мы и зажимы психологического характера. Упражнения учитывают анатомию и физиологию речевого аппарата, процесса регуляции дыхания. Для того чтобы не было перебора дыхания при вдохе (а это является следствием зажима многих групп мышц, уча- ствующих в процессе речеобразования), мы предлагаем де- лать при вдохе небольшой наклон, поворот, прыжок, замах руки с мячом и т. п. При этих простых движениях перебрать объем вдоха невозможно, а все дыхательные мышцы оказы- ваются вовлеченными в речевой процесс. Это способствует естественной координации движения, голоса и артикуляци- онного аппарата. Количество вдыхаемого воздуха не может быть как слишком большим, так и слишком малым. Ото- бранные движения активизируют работу мышц дыхательно- го аппарата, участвующих в речевом процессе. После выполнения нескольких дыхательных упражне- ний предлагается выполнять релаксационные упражнения, при которых происходит мышечное расслабление. В упражнениях используется принцип, который наблю- дается в жизни при фонации: естественный, рефлекторный короткий вдох, а затем длинный выдох со звуком, фразой, небольшим стихотворным текстом. Рекомендуется использовать «звучащий» выдох, так как, во-первых, речевое дыхание связано с речевым центром и отличается от физиологического выдоха, а во-вторых, зву- ковая волна хорошо массирует внутренние стенки гортани, глотки, носа, где в слизистой оболочке пролегает гладкая 6 мускулатура, не подлежащая нашему управлению. Звуковая волна косвенным путем воздействует на голосовой аппарат. Как один из приемов косвенного воздействия на органы артикуляции и дыхания, оправдавший себя на практике, в подготовительную работу вводится самомассаж лица, шеи, грудной клетки, поясничных и нижнебрюшных мышц. Самомассаж активизирует работу нервных рецепторов, спо- собствует снятию мышечных зажимов. Постановка речевого дыхания — одна из составляющих методик коррекции различных речевых расстройств, ее цель — нормализация функций дыхания и речи, координа- ция и регуляция работы всего речевого аппарата. Мы со- знательно снимаем установку «вдох», поскольку она, как правило, ведет к перебору дыхания и как следствие — к зажиму грудных внутриглоточных и других групп мышц. В представленном комплексе все упражнения предполага- ют рефлекторный, неконтролируемый вдох, который про- изводится во время движения: регулятором необходимой нормы вдыхаемого воздуха является само движение. Вни- мание уделяется только выдоху. К каждому комплексу упражнений предлагается рече- вой материал, построенный по аналитико-синтетическому принципу: звук — слог — слово — фраза — текст. Занятие рекомендуется начинать с релаксационных уп- ражнений, затем дать приемы самомассажа, упражнений для языка, глоточных упражнений, а затем переходить к выполнению простых дыхательных упражнений. Дыхатель- ные упражнения с движением развивают эластичность бронхов, помогают повысить жизненную емкость легких. Начинать следует с упражнений с простыми движе- ниями в положениях лежа, сидя. В этом положении до- стигается наибольшее расслабление мышц и включаются в работу мышцы брюшного пресса, нижнереберные мышцы и другие. Длительность выдоха наращивается постепенно и не форсируется. Упражнения можно проводить под музыку: для релаксационных упражнений подбираются спокойные 7 лирические музыкальные произведения, создающие соот- ветствующее эмоциональное состояние. Упражнения, предлагаемые в комплексе, доступны, просты и не требуют специальной подготовки. Чем чаще проводятся занятия, тем быстрее вырабаты- вается динамический стереотип, развивается автоматизм правильного дыхания. Большое значение имеет психологи- ческий настрой. Тренировка на скороговорках и стихах способствует не только развитию речевого дыхания, но и тренировке дикции. Рекомендуется выбирать шутливые произведения, не несущие психологической нагрузки и эмоционально настраивающие на радостный процесс. Стихи подбирают- ся с аллитерациями, звуковыми повторениями, с большим количеством гласных (желательно одинаковых), с четкими рифмой и ритмом (стихотворный ритм лучше организует дыхательный процесс). В пособии представлен достаточно объемный речевой материал к каждому комплексу дыха- тельных упражнений. В процессе практики установлено, что отдельные дыха- тельные упражнения без звука, слога, слова и текста не формируют речевого дыхания, а упражнения только на сло- гах делают процесс автоматизации слишком длительным. С первых дней на занятиях нужно подключать фразы и небольшие стихотворные тексты. Мысленная речь — обязательная составляющая процес- са формирования речевого дыхания при тренировках: она осуществляет координацию дыхания и речи при минималь- ном напряжении мышц. Во время фиксированного выдоха и выдоха со звуками мысленно произносятся фразы, посло- вицы, скороговорки, строчки стихов. После мысленного проговаривания эти фразы произносятся вслух. Фиксированный выдох — это выдох через почти со- мкнутые губы, как при произнесении звукосочетания «пф-ф». Именно такой выдох необходим для формирования пра- вильного речевого дыхания, так как при речевом процессе воздушная струя встречает препятствие в органах артикуля- 8 ционного аппарата. Фиксированный выдох в сочетании с различными движениями будет изменяться от коротких «пФ», «пФ» при упражнениях со скакалками и некоторых упражнениях с мячами — до максимально удлиненного вы- доха «пф-ф-ф-ф...», связанного с медленным движением. При выполнении фиксированного выдоха необходимо сле- дить за тем, чтобы ребенок не раздувал щеки. Представленные упражнения для формирования пра- вильного речевого дыхания условно можно разделить на две группы. К первой группе относятся упражнения в положе- ниях лежа, сидя, стоя (с небольшой мышечной нагрузкой), ко второй — упражнения с прыжками, бегом, ходьбой и упражнения на шведской стенке (с активной мышечной нагрузкой). Рекомендуем использовать предложенную методику формирования речевого дыхания на уроках, прогулках, ло- гопедических занятиях, на занятиях психологов и дефек- тологов, а также на самостоятельных занятиях родителей с детьми. Использование данной методики позволит вам преодолеть логоневроз, предупредит гипердинамические расстройства и укрепит здоровье вашего ребенка или груп- пы детей, с которыми вы работаете. Желаем удачи! Автор выражает глубокую благодарность за помощь в со- здании данного пособия логопеду JI. Ф. Арсенъевой. |