Хуй. Лекция 1 Античная философия. 1. Общая характеристика античной философии Досократическая философия
Скачать 269.5 Kb.
|
3. Классическая древнегреческая философияШкола софистов. Протагор. Горгий. Риторика. Конвенция. Атеизм. Сократ. Этика. Диалектика. Диалог. Добродетель как знание. Платон. Теория эйдосов. Учение о душе. Знание как припоминание. Учение об идеальном государстве. Аристотель. Метафизика. Конечная цель. Учение о материи и форме. Представления о справедливом государстве. Сократические (или Сократовские) школы. Мегарская школа. Элидо-эретрийская школа. Киники. Киренаики. Школа софистов В V веке в Афинах возникла новая профессия - софистика, а её представителей называли софистами. Они процветали в результате исторической необходимости, как для греческого образования, так и для решения гражданских споров. В число видных софистов входят Протагор (490-420 до н.э.) из Абдер во Фракии, Горгий (487-376 до н.э.) из Леонтин на Сицилии, Гиппиус (485-415 до н.э.) из Алиса в Пелопоннесе и Продик (465-390 до н.э.) с острова Цеос. Софисты были светскими релятивистами, циничными в отношении религиозных и идеалистических ценностей, стремились к материальному и политическому успеху в демократическом обществе. Их инструментом в убеждении людей были риторика и ораторство. Они отвергли поиски досократических философов как бесполезные спекуляции. Среди общих особенностей софистов указывают следующее: В центре внимания софистов был человек. Протагор: «Человек мера всех вещей…». Софисты были секуляристами - агностиками или атеистами по религии, циничными по отношению к религии как механизму социального контроля. Боги изобретены, чтобы функционировать как невидимая, всевидящая полицейская сила. Софисты разработали искусство риторики, процесс использования языка для убеждения. Они стремились выиграть дебаты, а не найти истину. Аристотель назвал их риторику «грязной борьбой в споре». Софисты превратили образование в бизнес. Они были первыми учителями, которые получали оплату за свои услуги, взимая плату за обучение «мудрости» и «добродетели». Софисты были прагматиками. Истина - это то, что выгодно. Т.е. истина субъективна, следовательно, всё истинно. Софисты считали, что эгоизм был естественным и правильным. Софисты были релятивистами, утверждая, что каждый человек обладает своей собственной мерой истины. Софисты бросили вызов традиционным ценностям и нравам древнегреческого общества. Они подорвали религию и мифы. Они утверждали, что государство основано на власти, соглашениях и обычаях, а не на абсолютной неизменной истине. Сократ Резкий поворот происходит в философском исследовании под влиянием Сократа (470-339 до н.э.). Он отвергал цинизм и прагматизм софистов, так же, как и космологические искания. Как сказал Цицерон, «Сократ первый свёл философию с неба, поселил в городах, ввёл в дома и заставил рассуждать о жизни и нравах, о добре и зле»4. Сократ родился в Афинах. Его отец был каменщиком, а мать – повивальной бабкой. Он провел свою юность, изучая философию природы под опёкой Архелая, ученика Анаксагора. Однако, он отказался от следования натурфилософии. Возможно, он был подстегнут к новым поискам софистами или стремлением возразить им. Интересна практическая философия Сократа в отношении этики. Сам Сократ был необычайно хорошим человеком, скромным, мудрым, самоуправляемым, мужественным, честным и обеспокоенным благополучием других. Этика или моральная философия Сократа имела следующие отличительные черты: Внимание к вопросам человека. Уход за душой - это главное, что имеет значение. Какая польза от того, чтобы обрести весь мир и потерять свою душу? Какая польза от того, чтобы жить в идеальном обществе, если я не вижу никакой ценности в самой жизни или в моей жизни? Самопознание является предпосылкой для хорошей жизни. Неизученная жизнь не стоит жизни. «Я знаю, что я не знаю» и «Познай самого себя» - говорил Сократ. Добродетель - это знание. Нет слабости воли в поступках, есть незнание. Зло - это невежество. Знание доброго ведёт к добрым поступкам. Постигнутое знание формулируется в понятии. Для поиска истинных понятий Сократ вёл свои знаменитые диалоги, основанные на диалектике и иронии. Вы не можете нанести вред хорошему человеку, - пытаясь навредить другому, вы нанесёте вред себе. Доброе хорошо для вас, и плохое тоже плохо для вас. Автономия этики: Сократ считает, что Бог выбирает этику, потому что она есть добро. Этика Сократа не имеет выхода за пределы реальной жизни (боги и загробная жизнь не включаются в оправдание морали). Добродетельность и этичность связаны с правильным функционированием души и могут быть постигнуты только разумом. Сократ оказался неугоден богатым и влиятельным гражданам и был казнён под предлогом за якобы развращение афинской молодежи и за неверие в богов города. Однако это философское мученичество сделало Сократа ещё более великой фигурой. Сократ трудов не писал, мы знаем о нём из диалогов Платона и трудов его других учеников. Платон Все учения гениального Сократа впервые были объединены в трудах Афинского философа Платона (428-348 до н.э.), который разделял взгляды своего учителя Сократа. Платон признан родоначальником систематической философии, всесторонне изложившим всю философию от онтологии и гносеологии до этики и эстетики. Он родился в афинской аристократической семье во время Персидского золотого века греческой демократии. Большую часть своей жизни Афины воевали со Спартой, греческим полисом (городом-государством) на юге. Платон стал основателем первого университета и школы философии, а также учителем Аристотеля и советником императоров. Основой построения систематической философии Платона является тройственное разделение философии на диалектику, этику и физику, центральным пунктом которой является теория эйдосов (эйдос в пер. с греч. - идея, форма). Диалектика – инструмент (и первая наука) в этом процессе, ведущим нас к познанию идей (эйдосов), и к высшей идее Блага. В физике Платон придерживался взглядов пифагорейцев, делая природу гармоническим единством во множественности. Его этика основана на этике Сократа; вслед за Сократом, добродетель – это знание высшей формы добра. Эта теория представляет собой синтез элейской доктрины с теорией вечного потока Гераклита, а также и с Сократическим методом понятий. Мир разделяется на два – чувственный (земной мир вещей) и сверхчувственный (занебесный мир идей). Чувственный земной мир лишается всякого подлинного существования. Единственное истинное существование – в вечных, неизменных (не зависящих от всего случайного), совершенных эйдосах (идеях). Вещи – это несовершенные копии эйдосов. Количество эйдосов определяется числом универсальных понятий, которые могут быть выведены из конкретного чувственного объекта. Высший эйдос – это эйдос Блага (добра), которое является первой причиной бытия и знания. Впечатления, вызванные чувствами, никогда не дадут нам знания об истинной сущности вещи. Истина познаётся только разумом. На этом строится его теория познания как припоминания. Платон считал, что у нас разумная часть души содержит врождённое знание об идеальных эйдосах и мы их просто припоминаем в ходе обучения наукам и искусствам. Познание - это трудный и болезненный путь философа, связанный с отказом от привычных чувств и переход на уровень интеллектуального познания (Платоновская аллегория пещеры и выхода из неё к солнечному свету). В «Государстве» Платон описывает два возможных подхода к познанию: чувственное и интеллектуальное. Мы можем назвать это эмпирическим и рациональным путём. Чувственное восприятие имеет в качестве своего объекта земной мир конкретных вещей. Эти непостоянные сущности не могут дать знания о мире. Поэтому разум постигает то, что является абсолютным, неизменным и универсальным - эйдосы (идеи). С помощью чувств мы воспринимаем конкретные треугольники, лошадей, стулья, людей, но разум даёт нам понимание универсального треугольника, лошади, стула и человека. Чувственное восприятие может быть отправной точкой для знания, но оно никогда не сможет привести нас к реальности, к миру бытия. Оно всегда будет держать нас в мире становления. Роль философа заключается в том, чтобы использовать мир чувственного восприятия для того, чтобы вывести душу из иллюзорного состояния становления в реальный мир бытия. С этикой связано учение о душе Платона. Человек для Платона состоит из тела (преходяще) и души (вечной). Он делит душу на три части: разумную, волевую и чувственную, соответствующие трём добродетелям: мудрости, мужеству и воздержанности. Социально-политическая философия тесно связана с этикой. Платон описывает идеальное государство с наилучшей на его взгляд формой правления аристократии, где наблюдается чёткое разграничение обязанностей и где справедливо правят мудрые философы-правители. Добродетель каждого сословия – в выполнении своих функций и развитии соответствующего уровня души (правитель – мудрый, страж – волевой, работник – воздержанный). Среди главных трудов: «Государство», «Федон», «Менон» и «Федр». Наиболее выдающимся среди учеников Платона был Аристотель Стагирский (384-322 до н.э.). После смерти Платона он проживал в Атарнее (остров Лесбос), а затем при дворе македонского царя Филиппа в качестве воспитателя его сына – Александра Македонсого. В 334 г. до н.э. возвратился в Афины, где основал школу (гимназию) Ликей (Перипатетичкая школа). До нас дошли не все тексты Аристотеля. Многие из дошедших, по мнению некоторых историков, не являются текстами самого Аристотеля и, по-видимому, представляет составленные слушателями своды различных по времени курсов. Очень важны для понимания философии Аристотеля его сочинения: «Метафизика»5, «О душе», «Физика», «Категории», «Никомахова этика», «Первая аналитика», «Вторая аналитика», «Поэтика». Философия Аристотеля охватывает вопросы логики, психологии теории познания, учения о бытии, космологию, физику, зоологию, политику, экономику, этику, педагогику, риторику, эстетику. Он обсуждает и критикует отдельные положения учений Платона, атомистов, пифагорейцев, ранних материалистов (к примеру, критика теории эйдосов Платона). Философию он вывел на уровень науки. Характерная черта его философии – это умение видеть конечную цель во всём. В серии работ, собранных под названием «Органон», Аристотель излагает законы, по которым человеческий разум движется от познания частного к познанию всеобщему. Ели для Платона знание общего (эйдосы вещей) предшествует единым вещам, то для Аристотеля наоборот, единые вещи предшествуют общим понятиям о них. По мнению Аристотеля, первичной ступенью познания является чувственное познание, а вторичной – рациональное. Подобно Платону, он признавал истинное существование вещей в понятии, но отрицал любое отдельное существование понятий. Вещь и понятие нераздельны, как материя и форма. Центральный момент онтологии Аристотеля – это учение о материи и форме (гилеморфизм). В материи и форме Аристотель видит фундаментальные принципы бытия. Материя – это основа всего сущего; она включает в себя потенциальность всего. Определённая вещь возникает только тогда, когда потенциальность материи преобразуется в действительность. Форма достигает кульминации в чистой, нематериальной форме Бога, который является источником движения (перводвигателем), и, следовательно, генерирует актуальные формы из потенциальной материи. Всё движение происходит в пространстве и во времени, ибо пространство есть потенциальность, а время есть мера движения. Живые существа - это те, в которых заложен принцип движения, или душа. Аристотель выделяет три функции души. Растительная функция души - это питание; животная функция - ощущения; разумная функция - интеллектуальная деятельность. Совершенная форма человеческой души - это разум, отделённый от всех связей с телом, следовательно, осуществляющий свою деятельность без помощи какого-либо материального органа и, таким образом, нетленный. Впечатления, которые формируются в душе под действием внешних чувств могут быть истинными или ложными, и преобразуются в знание. Только разум может достичь истины в познании или действии. Побуждение к благу (добру) - это часть человеческой природы, и на этом основана добродетель. Аристотель рассматривает добродетель как действие, основанное на человеческой природе, привычке и разуме (в отличие от Платона и Сократа, считавшими добродетель чистым и простым знанием). Добродетель, по Аристотелю, связана с понятием меры и требованием не впадать в крайности. Конечная цель человеческой деятельности, или высшего блага, - это счастье, или совершенная и разумная деятельность в совершенной жизни. Для этого внешние условия являются более или менее необходимыми (допустим, нельзя быть щедрым или величественным, не имея денег). Аристотель первым предпринял попытки систематизировать все научные достижения своего времени. Он разделил все науки на три группы: теоретические: метафизика, физика и математика; практические: этика, политика, экономика; художественные: поэтика, риторика, ремесленное искусство. В своём исследовании о государстве Аристотель столкнулся с дилеммой «власть закона или власть народа». Он подчеркнул, что сила закона намного лучше, чем сила отдельной личности. Последователи Аристотеля, известные как перипатетики6 (Теофраст из Лесбоса, Евдем из Родоса, Стратон из Лампсака и др.), в значительной степени отказались от метафизических спекуляций, одни – в пользу естествознания, другие – в пользу этики, внося много изменений в аристотелевскую доктрину в натуралистическом направлении. Возвращение к взглядам Аристотеля впервые появилось среди более поздних перипатетиков, которые выступили комментаторами его произведений. И Платон, и Аристотель не думали, что Греция, состоящая из отдельных городов-государств, распадётся. Оккупация Греции Римом привела не только к социально-политическим изменениям, но и к глубоким преобразованиям мировоззренческих принципов. Социально-политические воззрения Аристотеля носят оттенок своего времени – рабовладельческого общества. Аристотель не относит рабов к гражданам полиса. Логосом обусловлено то, что один человек свободный, а другой раб. Согласно Аристотелю человек – это общественное животное, так как он не может жить вне общества. Аристотель не противопоставлял общество и государство друг другу. Государство – это всего лишь развитое общество. Общество и государство состоит из сообщества общин. Общины представляют собой развитые семьи. Аристотель является одним из первых создателей классовой теории общества и создатель теории справедливого государства. По его мнению, в обществе выделяется три класса на основе экономического признака: класс бедных людей, средний класс, класс чрезмерно богатых. К первому и последнему классу у Аристотеля отрицательное отношение, т.к. оба класса не лишены пороков. Лучшее государство, - основанное на частной собственности и которое всячески заботится о средних слоях, стремясь свести к минимуму бедность и сверх богатство. Оценивая существовавшие в его времена формы государственного устройства, он делит их следующим образом: Положительные формы государственного устройства: монархия (власть одного правителя, передаваемая по наследству), аристократия (власть аристократии), полития (власть лучших представителей общества). 2. Искажённые формы государственного устройства (вторые возникают на базе первых вследствие тех или иных искажений): тирания (самодурство на базе монархии), олигархия (власть торговцев и ростовщиков), демократия (власть толпы). Политию он считал наилучшей и наиболее справедливой формой правления. Сократические (или Сократовские) школы В начале 4 века до н.э. ряд учеников Сократа основали новые философские школы: мегарская; элидо-эретрийская; киническая; киренская. Первые три школы именованы по городам, где жили их основатели, последняя - по насмешливому прозвищу «собака», данному её самому выдающемуся представителю - Диогену Синопскому. Мегарская школа Школа основана Евклидом из Мегары (жил ок. 400 до н.э.). Они изучали вопросы логики, искусства, словесного спора, эвристики; сократовскую этику они связывали с учением элеатов о вечном и неизменном Едином. Представители: Евбулид из Милета, Диодор Крон, к которым восходят многие известные софизмы7 («Лжец», «Куча» и т. п.), Стильпон из Мегары, Клиномах, Филон Диалектик и другие. Элидо-эретрийская школа Основателем «Элидской школы» был Федон из Элиды (1-я пол. 4 в. до н.э.). Её преемницей стала «Эретрийская школа», основанная Менедемом из Эретрии (ок. 345-261 до н.э.). Представители этого направления интересовались искусством красноречия в диспутах и обсуждением роли удовольствия для добродетельной жизни. Их школа не прибавила оригинальных идей к учению мегарцев, с которыми её представители разделяли некоторые взгляды. Школа киников Антисфен (435-370) – основатель кинизма, а выдающийся киник Диоген Синопский (ок. 404-324 до н.э.) жил в бочке, восхваляя «естественное» и осуждая искусственное (пользовался уважением у Александра Великого). Они проповедовали этику аскетизма. Киники удалились от общества и вели простой и отчасти примитивный образ жизни, который они считали естественным для человека. Можно сказать, что учение киников было идеологией низших общественных классов, которые имели мало благ. Вместо подстрекательства к бесполезному бунту оно учило людей довольствоваться малым. Школа киренаиков Киренаики (или киренцы) – последователи школы, основанной Аристиппом из Кирены (ок.435-ок.355 до н.э.). По учению этой школы, единственная цель в жизни – наслаждение (этика гедонизма), которое и является высшим благом, а добродетель – есть уменье господствовать над своим желаниями. Радикальный гедонизм (Гегесий) проповедовал идеологию самоуничтожения отчаявшихся общественных низов. Впоследствии школа киренаиков перешла в эпикурейскую. |