Хуй. Лекция 1 Античная философия. 1. Общая характеристика античной философии Досократическая философия
Скачать 269.5 Kb.
|
2. Досократическая философияОсобенности досократической философии. Натурфилософия. Космология. Первовещество. Наивный материализм. Стихийный материализм. Субстанция. Онтологизм. Учения досократиков. Фалес Милетский. Анаксимандр Милетский. Анаксимен. Пифагор Самосский. Ксенофант из Колофона. Парменид Элейский. Зенон Элейский. Единое. Бытие. Гераклит Эфесский. Эмпедокл из Агригента. Демокрит. Левкипп. Анаксагор из Клазомен. Диоген Аполлонийский. Особенности досократической философии Досократическая философия - это греческая философия развивавшаяся до Сократа (но включает в себя школы, современные Сократу, которые не были под его влиянием). В классической древности, досократические философы называли себя «физиками» (от греч. фюзис – природа), т.е. как бы «философами природы»). Диоген Лаэртий делит физиков на две группы, ионическую и итальянскую, во главе с Анаксимандром и Пифагором, соответственно. Ни один из текстов досократиков не сохранился в полной форме. Всё, что доступно, - это цитаты более поздних философов (часто предвзятые) и историков, а также случайные текстовые фрагменты. Досократики отвергли традиционные мифологические объяснения явлений в пользу более рациональных объяснений. Эти философы задавали вопросы о «сущности вещей» (онтологизм): Откуда все берётся? Из чего всё создано? Как объяснить множественность вещей, встречающихся в природе? Как мы можем описать природу математически? Другие сосредоточились на определении проблем и парадоксов, которые стали основой для последующего математического, научного и философского исследования. Позже философы отвергли многие ответы, которые давали раннегреческие философы, но продолжали придавать большое значение их вопросам. Кроме того, предложенные ими космологии были обновлены более поздними разработками в науке. Учения досократиков Первые философы, так называемые «досократики», были стихийными материалистами (наивными материалистами) и натурфилософами, - они решали вопрос о том, как устроен мир через поиск субстанциальных(ого)1 первоначал(а) («архе»), которые они обнаруживали среди природных стихий. Они отвергали духовные и религиозные причины и искали природные объяснения реальности. Милетская школа Стандартно начало философии соотносят с именем Фалеса Милетского (625-545 до н.э.). Фалес использовал математические и астрономические исследования, чтобы делать предсказания (к примеру, предсказал солнечное затмение 585 г. до н.э.). В этом смысле он, возможно, был первым учёным. Субстанциальное начало (архе) он видел в природной стихии - воде. Вода необходима для производства и жизнеобеспечения. Вода есть повсюду в различных агрегатных состояниях. Последователи Фалеса – представители милетской школы – дали различные теории первовещества. Анаксимандр Милетский (612-545 до н.э.) принял в качестве первого вещества апейрон - неопределённое, беспредельное (бесконечное) вещество, из которого исходят противоположности: горячее и холодное, влажное и сухое. Он выдвинул теорию эволюции, основанную на необходимости адаптации видов к окружающей среде. Анаксимен (585-528 до н.э.) взял за первовещество воздух, задумывая его как вечно меняющийся, путём сгущения и разжижения, переходящий в огонь, ветер, облака, воду и землю. Пифагорейская школа Пифагор Самосский (582-504 до н.э.) отверг материализм милетцев и выбрал утонченный спиритизм, математическую мистику, направленную на очищение всего человека, тела и души. Знания и музыка очистят душу, а гимнастика и медицина - тело. Всё живое (включая жизнь растений) имеет душу, связано друг с другом и участвует в переселении душ. Пифагорейцы были вегетарианцами. В конце каждого дня они спрашивали себя, какие обиды они совершили, какие обязанности пренебрегли, какую пользу они совершили. Тем не менее, пифагорейцы не были эгалитаристами, но придерживались социального порядка, напоминающего саму природу. Фундаментальное учение Пифагора состояло в том, что мир на самом деле не материален, а состоит из чисел. Числа являются вещами и составляют сущность реальности. Кстати, Пифагор впервые ввёл термин «философия», что в переводе с греческого означает любовь к мудрости. Элейская школа Элейская школа известна созданием доктрины Единого. Школа основана Ксенофантом из Колофона (570 до н.э.), родоначальником пантеизма2. Ксенофант объявил Бога вечным единством, пронизывающим Вселенную и управляющим ею своею мыслью. Его великий ученик Парменид Элейский (540-470 до н.э.) утверждал, что истинно только неподвижное неизменное бытие (алетейя – истина), а множественное и изменчивое – это иллюзия (докса – мнение, знание понаслышке). Здесь своё яркое проявлениенашла идея тождества бытия и мышления. Согласно элеатам, «существующее существует, несуществующее не существует». Т.е. существует только бытие, небытия нет. Движения нет, есть только покой. Ученик Парменида Зенон из Элеи (489-430 до н.э.) защищал этот идеализм от тех, кто утверждал, что существует множественность и движение. Зенон - первый философ, который сознательно использовал закон непротиворечия3, чтобы спорить со своими оппонентами. Он создаёт систему безвыходных положений – апорий, - которые заводят в тупик наш разум при попытке осмыслить немыслимое. Апории: «Дихотомия», «Стадион», «Летящая стрела», «Ахиллес и черепаха». Гераклит Гераклит Эфесский (535-475 до н.э.), наоборот, доказывал, что всё постоянно меняется. Для него субстанциальным началом мира стал вечно живой огнь. Из огня всё выходит и в огонь погружается. Поэтому всё находится в постоянном движении (становлении), а покой - это иллюзия. Тем не менее, этот постоянный поток структурирован законом: Логос структурирует человеческую душу и постоянно меняющуюся Вселенную. Реальность подобна потоку огня в постоянном движении. Вы не можете войти в одну и ту же реку дважды, потому что на вас каждый раз текут новые воды. Философы-примирители Эмпедокл из Агригента (ок.490-ок.430 до н.э.) выступил примирителем противоположенных концепций абсолютного монизма Элеатов и духовного динамизма Гераклита, соединив в своих учениях как материальные простые элементы, так и духовные подвижные начала. Он утверждал, что мир состоит из различных комбинаций четырёх основных элементов: воды, земли, воздуха и огня. В центре Вселенной находятся две силы: притяжение и отталкивание, называемые любовью и ненавистью, которые находятся в постоянном раздоре. Когда любовь преобладает, всё стремится к единению. Когда преобладает ненависть, все вещи распадаются, индивидуализируются. Ведётся вечная космологическая битва, так что, как кажется, один побеждает, другой переживает возрождение. Анаксагор из Клазомен (500-428 до н.э.) также поддерживал существование принципа упорядочения, а также материальной субстанции и, рассматривая его как бесконечное множество нетленных первичных элементов, качественно различимых, он понимал божественный разум (или ум). Разум, или Ум (Нус), - причина всего движения. Нус - материальная (воздушная) субстанция, но она самая чистая и разреженная из вещей, и обладающая властью над всем остальным. Разум богоподобен, однороден, всемогущ и всеведущ и упорядочивает все явления. Эти размышления о разуме увели в дальнейшем Сократа от размышлений о физическом мире и направили к изучению человеческого существования. Школа атомистов Такие материалисты, как Левкипп (род. 450) и его более известный ученик Демокрит (460-370 до н.э.) учили, что конечными составляющими мира являются атомы (от греческого «неделимые»). Атомы простые, неделимые, внутренне плотные, однородные частицы, которые постоянно находятся в движении в пустоте пространства. Атомы мчатся в пустоте по прямолинейным траекториям. Атомы не могут самопроизвольно отклонится от прямой. Атомы различных типов не сводимы друг к другу. Душа человека тоже состоит из атомов. Атомистам удалось, с одной стороны, сохранить неизменную природу вещества, с другой - допустить множественность таких веществ. Демокрит сторонник детерминизма (жёсткой необходимости), по его мнению, случайности нет. Материалисты были гедонистами, которые верили, что единственное, что хорошо - это удовольствие, и единственное, что плохо - это боль. Они не верили ни в богов, ни в безнравственность. Другие Последним из досократических натурфилософов был Диоген Аполлонийский из Фракии (род. 460 до н.э.). Он был философом-эклектиком, который принял многие принципы милетской школы, особенно принцип единственной материальной субстанции, который он назвал воздухом. Он объяснил естественные процессы применительно к процессам разрежения и конденсации этого первовещества. Он также принял космическую мысль Анаксагора. Подводя итог, можно сказать следующее. Первыми философами были греки, жившие в 6-7 веках до н.э. у берегов Малой Азии. Они искали натуралистический и единый ответ на космологические вопросы: Что такое реальность? Каково объяснение мира? Есть ли одна фундаментальная субстанция, лежащая в основе реальности или много? Пифагор изложил теорию числового мистицизма, в которой математика приобрела духовный и космический смысл. Элеаты утверждали основы монизма, что реальность едина и что всё неизменно, включая время. Гераклит отверг идею единого бытия или неизменных субстанций, заявив, что всё в процессе живого огня. Плюрализм атомистов (атомистический материализм) примирил как монизм элеатов, так и теорию постоянного движения Гераклита, и стал предшественником современной теории атомной физики. Анаксагор попытался синтезировать работу своих предшественников, утверждая, что существует единство бытия, в котором всё есть часть всего остального, а Богоподобный разум, Нус, управляет Вселенной. |