Хуй. Лекция 1 Античная философия. 1. Общая характеристика античной философии Досократическая философия
Скачать 269.5 Kb.
|
4.Эллино-римская философияОсобенности поздней античной философии. Стоицизм. Зенон из Кития. Клеанф из Ассоса. Хрисипп из Сол. Эпиктет. Марк Аврелий. Сенека. Нравственный героизм. Аскетизм. Эпикур. Гедонизм. Атараксия. Эвдемонизм. Теория разумных наслаждений. Скептицизм. Воздержание от суждения – эпохе. Атараксия. Агностицизм. Неоплатонизм. Плотин. Единое. Эманация. Особенности поздней античной философии. Эллинистическая философия (III-II вв. до н.э.) – от начала походов Александра Великого до овладения римлян Египтом. Военные поражения объясняют экономический упадок Греции, переход от полисов к империи, возрастание политического бесправия граждан. Пессимизм становится составляющей греческого мировоззрения, которое постепенно становится более субъективным и индивидуалистическим. Это отразилось на предмете философии, которая ушла от вопросов познания мира к поискам личного счастья. Проблема человека превращается в доминирующую. Несмотря на все различия течений поздней античности, с известной долей упрощения, можно сказать, что они все вращались вокруг одного вопроса: «в чём суть счастья?» и «как можно быть счастливым?» В этот период развивались три философские школы - стоицизм, эпикуреизм, скептицизм. Все они пытались найти ответы на эти вопросы. К концу античности пришли к заключению, что ни одно из этих философских учений не было в состоянии гарантировать каждому его личное счастье. Как тогда можно обеспечить счастливую жизнь? Ответ находился совсем рядом: с помощью сверхъестественных средств, с помощью религии. В конце античной эпохи мир охватила всё усиливающаяся религиозность, нашедшая выражение в неоплатонизме - учении Плотина. Эпоха поздней античности была периодом истощения, упадка и распада. Аристотель был последним философом, мировоззренческая позиция которого сохранила свой оптимистический характер. После него все философы в той или иной степени в своей философии пытались уйти от реального мира. Римская философия (II в. до н.э.-VI в. н.э.) связана с проникновением греческой философии в Римскую культуру (молодых римских патрициев учили пленные греческие философы). В этот период не рождается новых идей, идёт систематизация и популяризация старых. Стоицизм Стоицизм был основан Зеноном из Кития (на Кипре) около 310 г. до н.э. и доведён до более полной систематической формы его последователями Клеанфом из Ассоса (ок. 330-232 до н.э.) и Хрисиппом из Сол (ум. ок.206). Самый известный стоик - римский философ, поэт и государственный деятель Луций Анней Сенека (4 до н.э. - 65). Его сочинение «Нравственные письма к Луцилию» до сих пор почитают как энциклопедию житейской мудрости. К примеру, некоторые его высказывания: «Трудно привести к добру нравоучением, легко примером»; «Без борьбы и доблесть увядает»; «Пьянство есть добровольное сумасшествие». Важными стоическими философами римского периода были древнегреческий философ, раб в Риме, а затем вольноотпущенник Эпиктет (ок.50-138) и римский император Марк Аврелий Антонин (161-180). В их доктринах мало что было нового, скорее обнаруживается практическое применение догмам, которые они почерпнули из предыдущих учений. Для них философия - это наука о принципах, на которых должна основываться нравственная жизнь. Единственное допустимое усилие заключается в достижении знания о человеческих и божественных вещах, чтобы тем самым регулировать жизнь. Метод, приводящий человека к истинному знанию, обеспечивается логикой; физика охватывает доктрины о природе и организации вселенной; этика извлекает из них свои выводы для практической жизни. В соответствии со стоической логикой, все знания происходят из реальных впечатлений от вещей в наших чувствах, которые душа, будучи при рождении пустым листом, получает в виде представлений. Эти представления, подтверждённые повторным опытом, силлогистически8 развивают представления в понятия. Основой стоической доктрины была догма о том, что всё истинное бытие является телесным. Внутри телесного они признали два принципа, материю и силу - это материальные вещи и Божество (логос, порядок, судьба), пронизывающий материю. В конечном счёте, они идентичны. В мире нет независимого существования: всё связано неразрывной цепью причинности. Согласие человеческой деятельности с законами природы, человеческой воли с волей божественной, или жизнь по природе являются добродетелью, главным благом и высшей конечной целью жизни. Всё, что находится между добродетелью и пороком, не является ни хорошим, ни плохим; в лучшем случае оно определяется как предпочтительное, нежелательное или абсолютно нейтральное. Добродетелью в полной мере обладает только мудрый человек, который ничем не уступает Зевсу; он властен над своей жизнью и может покончить с ней по своему собственному свободному выбору. Вообще, характерной чертой стоической философии является нравственный героизм, часто граничащий с аскетизмом. Эпикуреизм Эпикуреизм обычно противопоставляют стоицизму. Если стоики настроены на полуаскетическое, спартанское существование, готовы мужественно переносить удары судьбы (отсюда выражение – стоический характер), то эпикурейцы ищут радости в жизни. Но оба направления приходят к аналогичным выводам. Эпикур (342-286) – основатель эпикуреизма (или эпикурейства), известен как атомист и моралист. Эпикур основал в Афинах философскую школу («Сад Эпикура»). Эпикурейство, как и стоицизм, связано с предыдущими системами. Это учение тоже имеет практические цели, и предлагает найти разумным путём секрет счастливой жизни, допуская обучение знаниям только там, где это служит целям практической мудрости. Он выдвинул теорию атараксии (безмятежности, невозмутимости), а также теорию разумных наслаждений (то, что называют эвдемонизмом). Эвдемонизм это просчитанный, продуманный гедонизм: наслаждайся, но обдуманно. Безмятежному покою человека могут угрожать: страхи (Бог, недуги и смерть), собственные желания, внешние обстоятельства. Его философия избавления от страхов учила не страшиться богов и смерти. Боги, вопреки мнениям толпы, не оказывают никакого влияния ни на мир, ни на людей. Боги – бессмертные, блаженные существа, которым не свойственны ни гнев, ни благоволение к людям. Не следует бояться и смерти, поскольку душа, состоящая из атомов, после смерти рассеивается, как и тело. «Смерть не имеет к нам никакого отношения: когда мы есть, то смерти ещё нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет»9. Освобождение души от гнетущих её страхов открывает путь к блаженной жизни. Собственные желания: Согласно Эпикуру, желания бывают: естественными и необходимыми (голод, жажда и др. элементарные жизненные потребности); естественные, но не необходимые (например, изысканные яства); вздорные желания, которые не являются ни естественными, ни необходимыми (жажда славы, богатства, бессмертия). Большинство людей несчастливо потому, то их терзают непомерные и пустые желания. Подлинное наслаждение доступно лишь тому, кто умеет довольствоваться легко достижимым минимумом естественных и необходимых потребностей. Внешние обстоятельства: избегать толпы и держаться друзей-единомышленников. Эпикур высоко ценил дружбу, посвятил друзьям много хороших строк в своих письмах к ним, и видел в дружбе один из путей к спокойствию и счастью. Этический идеал, проповедуемый Эпикуром, резюмируется фразой: «Проживи незаметно». Он требует от человека довольствоваться простой пищей, скромной одеждой, не стремиться к почестям, богатству, государственным должностям; жить, уклоняясь от всего, что может нарушить безмятежный покой души. Жизнь Эпикура и его друзей-учеников явилась практическим воплощением этого идеала. Скептицизм Основатель – Пиррон из Элиды (365-275 до н.э.) не писал трактатов, полагая, что истина недостижима, а мудрость – в воздержании от любых суждений (как положительных, так и отрицательных). Воздержание от суждения («эпохе»10) представляет собой особое состояние ума, в котором ничего не утверждается, но и ничего не отрицается. Состояние «эпохе» противоположно состоянию сомнения и неуверенности – следствием эпохе являются внутренние спокойствие и удовлетворённость (атараксия). Счастье – в атараксии (спокойствии и удовлетворённости). Утверждая невозможность познания, они не выдвигали никакого положительного учения о мире и человеке. Отказ от познаваемости мира ведёт к агностицизму. Вывод о непознаваемости природы вещей делался на основании равнодоказуемости противоположных суждений о мире. Наиболее выдающимся скептиком был Секст Эмпирик (2-3 вв. н.э.), доказавший оригинальность и несмешение скептицизма с другими философскими направлениями тем, что он одновременно подвергает сомнению и допускает все сущности. Римский скептицизм был выражением прогрессирующего социального кризиса и имел больше отказа, чем критики. Традиционно история античного скептицизма рассматривается в двух направлениях: последователи Пиррона, представители Новой (платоновской) Академии (во 2-м веке до н.э.). В 1-м веке до н.э. идеи стоицизма систематизировал Энесидем из Кносса и сформулировал 10 тропов, объясняющих, почему надо воздерживаться от суждений (различие органов чувств, психического восприятия, относительность между положением вещей и т.д.). Имеются ещё другие пять скептических тропов, которые приписываются некоему Агриппе. Если у Энесидема шёл разговор о противоречии вещей, то в 5-ти тропах Агриппа речь идёт о взаимном противоречии мысли. Неоплатонизм Завершающий период античной философии отмечен в установлением в 3-4 вв. неоплатонизма в Риме. Основателем теории был Плотин (205-270), а известными выразителями идей - Порфий (232-ок.301/304), Ямвлих (280-330) и Прокл (410-485) из Афин. В идеалистическом учении неоплатонизма акцент делается на философии мистического познания человеком самого себя через открытие Единого (или Бога). В философии Плотина учение Платона сливается с наиболее важными элементами Аристотелевской и Стоической систем, а также элементами восточных учений. Плотин считал, что у мира есть только одно онтологическое начало – добро, а зло – это недостаток добра. Космологический порядок представлен триадой – тремя ипостасями бытия: Единое, Ум и Душа, а также материей как небытием. На вершине существования – Единое или Бог, как источник всего. Через понятие эманации он доказывает (а точнее, открывает) существование Единого или Бога. Единое (Бог) эманирует (испускает, словно отражение собственного существа) в Ум, в котором содержится бесконечный запас идей. Поскольку Ум содержится в Едином, из него происходит эманация Души, как его отображение. Душа сообщается с материей, пребывающей в небытии, и образует тела, существование которых содержатся в Душе. Природа, следовательно, есть целое, наделённое жизнью и душой. Душа, будучи привязанной к материи, стремится уйти от рабства тела и вернуться к первоисточнику. В добродетели и философской мысли в состоянии экстаза душа может возвыситься над Умом, где она может подняться до благого первичного бытия в Едином и созерцать его. Достичь союза с Единым или Богом - это истинное назначение человека, для которого внешний мир должен стать абсолютно безразличным. Неоплатонизм является наставлением о сверхъестественном мистическом постижении истины, возможно, его можно считать первым доказательством или открытием Бога, но ещё не религией. Позднее он найдёт своё выражение в христианстве. |