Главная страница
Навигация по странице:

  • Но все они были едины в понимании цели искусства как служения истине и интересам народа.

  • «высвободить искусство из чиновничьего распорядка».

  • , искусство оказалось единственной трибуной, с высоты которой общество могло услышать крик негодования и протеста – голос угнетенного народа.

  • 16. Просветительская деятельность Товарищества переджвиженых художественных выставок.

  • 17. Творчество Перова и Крамского

  • 18. Русский реалистический портрет второй половины 19в. (Крамской, Репин, Перов).

  • ПЕРОВ: В мае 1872 года В. Г. Перов специально ездил в Петербург, чтобы по заданию Третьякова написать портрет Ф.М. Достоевского.

  • РЕПИН

  • История искусств. 1. Общая характеристика русского искусства второй пол. 19 века. Стили и направления. Хронология


    Скачать 5.94 Mb.
    Название1. Общая характеристика русского искусства второй пол. 19 века. Стили и направления. Хронология
    АнкорИстория искусств.docx
    Дата02.05.2017
    Размер5.94 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаИстория искусств.docx
    ТипДокументы
    #6419
    страница3 из 6
    1   2   3   4   5   6

    16. Передвижники


    Новый этап в развитии жанрового русского искусства начался в 1870 году. В этом году по инициативе московских художников, поддержанной петербуржцами, было учреждено Товарищество передвижных художественных выставок и принят его устав. В 1871 году состоялась первая выставка произведений художников, вошедших в Товарищество. Эти художники получили название «передвижники».

    В состав Товарищества входили художники, весьма различавшиеся между собой в характере творчества. К числу передвижников принадлежали такие резко противоположные художественные индивидуальности, как Мясоедов и Ге, Саврасов и Шишкин, Репин и Суриков, и т.д. Но все они были едины в понимании цели искусства как служения истине и интересам народа. Классическим временем в истории передвижничества были 70-е и 80-е годы. Во главе Товарищества на протяжении почти всего этого срока стоял Крамской (1837-1887). Роль Крамского в истории русского искусства не исчерпывается его личным творчеством. Она заключается и в организаторской деятельности самого Крамского, и в его направляющем, идейном влиянии на деятельность Товарищества.

    Существенно меняется общественный статус искусства, демократическая живопись прочно завоевывает общественную трибуну. Теперь она имеет свою критику в лице И.Н. Крамского и В.В. Стасова и своего мецената в лице П.М. Третьякова – основателя знаменитой галереи русской живописи в Москве. Еще в 1856 году Третьяков начинает свою собирательскую деятельность, но именно в 1870-е годы профиль его коллекции начинают определять произведения современного реалистического искусства. Наконец, представители молодой прогрессивной живописи учреждают свою выставочную организацию – Товарищество Передвижных художественных выставок.

    Еще в 1860-е годы в центре официальной школы – Петербургской Академии художеств – назрела борьба за право искусства обратиться к реальной, действительной жизни, вылившаяся в 1863 г. в так называемый бунт 14-и. Ряд выпускников Академии отказались писать программную картину на тему скандинавского эпоса, когда вокруг столько волнующих современных проблем, и, не получив разрешения на свободный выбор темы, вышли из Академии, основав «Петербургскую артель художников» (Ф. Журавлев, А. Корзухин, К. Маковский, А. Морозов и другие). В квартире Крамского на 17-й линии Васильевского острова они создали нечто вроде коммуны, наподобие описанной в романе Чернышевского, под влиянием которого тогда находилась почти вся передовая разночинная интеллигенция. «Артель» просуществовала недолго, к 1870 году она уже не существовала.

    В 1870 году в Москве передовые художественные силы объединились в «Товарищество передвижных художественных выставок». Передвижными эти выставки назывались потому, что их устраивали не только в Петербурге и Москве, но и в провинции, иногда в 20 городах в течение года. Каждая выставка была огромным событием в жизни провинциального города. Товарищество продолжило дело петербургской Артели художников, но в отличие от Артели у передвижников была четкая идейная программа – отражать жизнь со всеми ее острыми социальными проблемами, во всей злободневности.

    Один из инициаторов организации Товарищества Передвижных художественных выставок, художник Г.Г. Мясоедов, пояснял, что цель нового объединения – «высвободить искусство из чиновничьего распорядка». Идея передвижных выставок, разъезжающих по провинции (основные города – Киев, Харьков, Одесса, Казань и другие), была новым и более радикальным шагом на пути освобождения искусства от академической догматики. Передвижные выставки явились как бы формой опроса и активизации общественного мнения по поводу нового искусства, так сказать, «снизу», поскольку «вверху», в столицах, вкусы публики, выступавшей в роли заказчиков, в основном были воспитаны на салонно-академической живописи. Передвижники решились выйти на свободный рынок и, завоевав его, способствовали расширению эстетических горизонтов русского общества в целом. Тем самым на практике осуществлялась просветительская программа реалистического искусства второй половины XIX в.

    Одним из учредителей Товарищества был ведущий художник предшествующего десятилетия В.Г. Перов. Знаменательно, что основную массу произведений Перова, демонстрированных на первых передвижных выставках, составляли портреты, в противовес преобладанию жанра в 60-е гг. Некоторые из них, например портрет Ф.М. Достоевского, создавались по желанию П.М. Третьякова, который именно в это время начинает часто прибегать к заказам, особенно на портреты известных деятелей русской культуры.

    В стране, лишенной демократических свобод и тех институтов общественной гласности, которые уже существовали в буржуазной Европе, искусство оказалось единственной трибуной, с высоты которой общество могло услышать крик негодования и протеста – голос угнетенного народа. Самосознание искусством такого положения вещей и своей миссии в мире российской действительности пробуждает повышенное внимание к внутренним человеческим ресурсам творческой личности, облекаемой столь высоким нравственным авторитетом. Именно этот процесс и происходит в 70-е годы. Порожденная им тенденция к психологизации искусства, сосредоточенного на теме личности и ее внутренней биографии, наиболее полное воплощение получила в творчестве двух художников второй половины XIX века – И.Н. Крамского и Н.Н. Ге.

    16. Просветительская деятельность Товарищества переджвиженых художественных выставок.
    Передвижники - это живописцы реалистического направления, входившие в крупнейшее русское прогрессивное демократическое объединение - Товарищество передвижных художественных выставок (1870- 1923гг). Созданное по инициативе Г.Г. Мясоедова, Н.Н. Ге, В.Г. Перова, Товарищество включило в свой состав передовые силы русской демократической художественной культуры, в частности ряд членов распадавшейся уже к тому времени Артели художников; оно развивало лучшие традиции этого объединения. Товарищество представляло собой принципиально новую, своеобразную творческую организацию художников, возникновение которой, однако, было подготовлено предшествовавшим развитием русского реалистического искусства и особенно искусства 50-60-х годов 19 века.

    Передвижники ставили перед собой задачу общественно-эстетического воспитания народных масс и стремились к широкой популяризации своего искусства. В связи с этим они устроили, начиная с 1871 года, в Петербурге и в Москве 48 выставок, которые затем обычно передвигались ими в Киев, Харьков, Одессу, Кишинев, Ригу, Казань, Орел и другие крупные города страны. Отсюда и произошло название "передвижники".

    Идейным и организационным руководителем передвижников долгие годы был И.Н. Крамской. Большое значение для развития и популяризации искусства передвижников имела деятельность В.В. Стасова, в частности, его критические статьи, который хотя и не был формально членом Товарищества, в сущности являлся наряду с Крамским идеологом этого объединения.

    В состав товарищества в разное время входили А.М. и В.М. Васнецовы, И.И. Левитан, В.Е. Маковский, В.М. Максимов, В.Д. Поленов, И.Е. Репин, К.А. Савицкий, А.К. Саврасов, В.А. Серов, В.И. Суриков, И.И. Шишкин, Н.А. Ярошенко. В выставках передвижников принимали участие М.М. Антокольский, В.В. Верещагин, С.А. Коровин. Членами Товарищества являлись также видные украинские, армянские, латышские, мордовские художники: К.К. Костанди, П.А. Левченко, В.Я. Суреньянц, К.Ф. Гун.

    В своем творчестве передвижники, на основе реалистического метода, глубоко и всесторонне отображали прежде всего современную им жизнь трудового народа России. Подлинно народный бытовой жанр, лучшие образцы которого отличались боевой публицистичностью, являлся ведущим в их творчестве. Важное место занимало у них и искусство портрета, замечательное содержательностью социально-психологических характеристик. Изображали они преимущественно передовых деятелей культуры и представителей трудового народа. Многие произведения передвижников посвящены русской истории, в которой их внимание особенно привлекали полные драматизма народные движения. Эти произведения были отмечены глубиной исторического познания прошлого. В пейзажных работах передвижники обращались к простым, обычным мотивам родной природы, создавая картины, проникнутые патриотическим чувством, большим общественным содержанием. Значительное число произведений передвижников воспроизводило образы народного творчества и литературы. Основываясь на материалистической эстетике В.Г. Белинского, Н.А. Добролюбова и Н.Г. Чернышевского и выражая идеи широкого демократического движения 2-й половины 19-го и начала 20-го веков, передвижники создавали искусство критического реализма.

    Правдиво изображая события и сцены из жизни и следуя требованиям революционно-просветительской эстетики, они в своих работах выносили приговор окружающей действительности, обличали варварство и дикость самодержавно-крепостнических порядков, нищету, жестокое угнетение народа. Вместе с тем передвижники показали героическую борьбу народа за социальное и национальное освобождение, мудрость, красоту, силу человека труда, многообразие и поэтическое обаяние родной природы.

    Отстаивая и развивая принципы реализма, национальности и народности искусства, организация передвижников превратилась очень скоро в крупнейший центр художественной жизни России, в оплот нового реалистического направления в живописи, а императорская Академия художеств, хотя и оставалась официальным руководящим органом в области искусства, все более утрачивала авторитет и эту роль основного центра.

    Передвижники боролись как с Академией художеств, культивировавшей отвлеченное, идеализированное искусство, далекое от нужд и запросов трудового народа, так и со всевозможными декадентскими, эстетическими течениями, провозглашавшими идеалистический лозунг "искусство для искусства".

    Своим творчеством и деятельностью по его популяризации передвижники активно участвовали в широком общедемократическом движении эпохи, в борьбе прогрессивных общественных сил против самодержавия и пережитков крепостничества в царской России. Именно поэтому передвижников поддерживала передовая часть общества. Вместе с тем передвижники подвергались всевозможным ограничениям со стороны официальных учреждений царской России, прямой травле и гонениям со стороны реакционной печати.

    На протяжении 70-80-х годов 19-го века творчество передвижников углублялось и совершенствовалось. Их организация крепла, приобретала все больший авторитет и популярность у широкой публики.
    17. Творчество Перова и Крамского:

    Крупнейшим художником шестидесятых годов и одним из основоположников идейно-реалистического направления был В. Г. Перов. С беспощадной правдивостью отображал он русскую жизнь, не останавливаясь перед изображением самых неприглядных ее сторон. В своих произведениях он с болью и возмущением рисовал безотрадные картины русской деревни, убогой и нищей; разоблачал самоуправство сельских властей («Приезд станового на следствие»), хищничество и тунеядство православного духовенства («Сельский крестный ход на пасхе»; «Чаепитие в Мытищах» и др.). В ряде картин Перова запечатлены сцены жизни большого города. Непосильно тяжелый труд детей-мастеровых («Тройка»), горемычная доля девушки-гувернантки, вынужденной идти в кабалу к самодуру-купцу («Приезд гувернантки в купеческий дом»), гибель одной из бесчисленных жертв общественного равнодушия и несправедливости («Утопленница») - все это волнует художника, находит полный сочувствия отклик в его произведениях. Крестьянская тема в творчестве Перова нашла свое высшее выражение в «Проводах покойника».

    Жизнь Н.Крамского и его соратников прошла в неустанной борьбе за демократическое, идейное русское искусство. Все силы отдал ему Крамской - не только как художник, но и как организатор, общественный деятель, педагог, критик. Именно Крамской был инициатором и вожаком «академического бунта», затем - организатором и руководителем Артели художников, позже - одним из активных учредителей Товарищества передвижных выставок и его признанным главой в течение многих лет.

    Одна из самых известных картин Крамского – «Христос в пустыне». Известны его работы: «портрет Льва Толстого», «Дама в лунную ночь», «Неутешное горе», «Полесовщик», «Созерцатель». Крамской агитировал в пользу свободного художественного развития молодых художников, надеясь на преобразовательный процесс в академии, относительно его взглядов, что оставило свой след в его анти академической деятельности.
    18. Русский реалистический портрет второй половины 19в. (Крамской, Репин, Перов).
    На протяжении XVIII и дореформенной половины XIX века ведущая роль в развитии реализма принадлежала в русской живописи жанру портрета. В первом десятилетии пореформенной эпохи эта роль перешла жанру бытовой картины. В портретном искусстве этого времени подвизались преимуществу художники салонно-академического направления.

    Новый расцвет русского реалистического портрета принесли с собой 70-е годы. И в этом есть прямая заслуга собирателя галереи П.М. Третьякова. Третьякову принадлежала идея создания галереи портретов деятелей русской культуры. Не ограничиваясь приобретением уже существующих портретов русских писателей, артистов, художников, ученых, он заказывал их портреты Перову, Крамскому, Репину и другим художникам.


    Лучшие из портретов собрания Третьяковской галереи, написанные художниками-передвижниками, были исполнены по заказам Третьякова. К их числу принадлежит и портрет Л.Н. Толстого работы Крамского. Так же возник и один из шедевров русского портретного искусства - портрет писателя Ф.М.
    Достоевского, принадлежащий кисти Перова.

    То перовское ощущение внутренней драмы жизни, которое проявилось уже в его жанровой живописи, нашло свое новое воплощение в созданном им портрете Достоевского. Перову было дано почувствовать в Достоевском мучительную расщепленность личности этого писателя, так отличающую его от цельности личности Толстого. Портретная живопись передвижников принадлежит к лучшей части их художественного наследия, мы имеем в виду выдающихся мастеров портрета: Крамского, Перова и Репина.



    КРАМСКОЙ:

    Лучшие портреты Крамского были написаны с русских писателей его времени, в которых он видел тех же искателей высшей человеческой правды, поборников общего дела России в ее борьбе за торжество этой правды, каким был и он сам. К этим лучшим портретам принадлежит «Портрет писателя Л.Н. Толстого». Написанный Крамским «Портрет П.М. Третьякова» - лучший из существующих портретов основателя национальной галереи русского искусства. Здесь следует отметить огромную роль собирательской деятельности Третьякова в укреплении того направления русского искусства, которое возглавлял Крамской. Третьяков выступал в поддержку стремления русского искусства к реализму, превращая в действительность мечту передвижников о широкой народной аудитории. Третьяковской галерее принадлежит самое полное собрание произведений художников-передвижников. Передвижники видели в Третьякове не частного коллекционера, а основоположника национальной галереи русского искусства. Оказывая ему содействие в осуществлении его идеи, они предоставили ему право первого отбора картин со своих выставок, понимая, что приобретение произведения для Третьяковского собрания равносильно включению его в историю русского искусства.
    ПЕРОВ:
    В мае 1872 года В. Г. Перов специально ездил в Петербург, чтобы по заданию Третьякова написать портрет Ф.М. Достоевского.

    «Сеансы были немногочисленны и непродолжительны, но Перов был вдохновлен вставшей перед ним задачей. Известно, что Третьяков относился к Достоевскому с особенной любовью. Перову писатель во многом был близок. Художник создал портрет-картину. Она была настолько убедительна, что для будущих поколений образ Достоевского как бы слился с портретом Перова. Вместе с тем портрет остался историческим памятником определенной эпохи, переломной и трудной, когда мыслящий человек искал решения основных социальных вопросов.

    Портрет исполнен в едином серовато-коричневом тоне. Достоевский сидит на стуле, повернувшись в три четверти, положив ногу на ногу и сжав колено кистями рук с переплетенными пальцами. Фигура мягко тонет в полумраке темного фона и тем самым отдалена от зрителя. С боков и в особенности над головой Достоевского оставлено значительное свободное пространство. Это еще более отодвигает его вглубь и замыкает в себе. Из темного фона пластично выступает бледное лицо. Достоевский одет в расстегнутый серый пиджак из добротной тяжелой материи. При помощи коричневых брюк в черную полоску оттеняются кисти рук. Перову в портрете Достоевского удалось изобразить человека, чувствующего себя наедине с самим собою. Он всецело погружен в свои мысли. Взгляд углублен в себя. Худое лицо с тонко прослеженными светотеневыми переходами позволяет ясно воспринять структуру головы. Темно-русые волосы не нарушают основной гаммы портрета.

    В колористическом отношении интересно отметить то, что серый цвет пиджака воспринимается именно как цвет и вместе с тем передает фактуру материи. Его оттеняет пятно белой рубашки и черного в красную крапинку галстука.

    Портрет Достоевского и современниками был достаточно оценен и считался лучшим из портретов Перова.

    РЕПИН:

    Репиным была создана огромная галерея портретов, охватывающая все слои русского общества, начиная с мужиков и кончая сановниками. Но главным в портретном искусстве Репина оставалась тема передвижнического портрета 70-х годов - «люди, дорогие нации».

    Портреты Репина поражают прежде всего их несходством друг с другом, богатством и разнообразием характеристик. К числу лучших портретов Репина принадлежат «Портрет писателя А.Ф. Писемского» (1880) и «Портрет композитора М.П. Мусоргского» (1881).

    Эти два портрета контрастны друг другу: один представляет человека желчного, саркастического, а другой - человека детски чистой и богатырски широкой души. Портреты противоположны друг другу и в своем колорите. Репин не только не считал цвет посторонним задаче психологической выразительности, но считал его могущественным средством ее решения.

    Уже в «Протодиаконе» его жаркий колорит связан с внутренним содержанием образа. В еще большей степени «психологичность» репинского цвета можно почувствовать в светлой цветовой гамме портрета Мусоргского.

    Картина Репина «Отдых» (1882) изображает жену художника В.А. Репину. Это один из наиболее поэтических образов репинского искусства, удивительный для его времени своей гармоничностью.
    1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта