Главная страница
Навигация по странице:

  • 24. Русское ис-во рубежа 19-20в. Общая хар-ка. Поиски новых средств выразительности.

  • История искусств. 1. Общая характеристика русского искусства второй пол. 19 века. Стили и направления. Хронология


    Скачать 5.94 Mb.
    Название1. Общая характеристика русского искусства второй пол. 19 века. Стили и направления. Хронология
    АнкорИстория искусств.docx
    Дата02.05.2017
    Размер5.94 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаИстория искусств.docx
    ТипДокументы
    #6419
    страница5 из 6
    1   2   3   4   5   6

    23. Модерн в европейском ис-ве. Общая хар-ка. Эстетическая программа, творческие приемы.Представители.

    Модерн (франц. moderne, лат. modernus – новый, современный) – это период развития европейского искусства на рубеже XIX-XX веков, который включал различные художественные течения и школы. 
         Основной целью модерна стало объединение в антиэклектическом движении – стремлении противопоставить свое творчество эклектизму предыдущего периода. 
         Модерн как течение существовал не долго, и имеет достаточно четкие хронологические границы: от конца 1880-х годов до 1914 года, то есть начала Первой мировой войны, оборвавшей естественное развитие искусства в большинстве стран Европы.
         Отличительными особенностями модерна являются: отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, интерес к новым технологиям, в особенности, в архитектуре, расцвет прикладного искусства.
         Модерн стремился сочетать художественные и утилитарные функции создаваемых произведений, вовлечь в сферу прекрасного все сферы деятельности человека. Для названий произведений искусства периода Модерна характерны экзотические определения: «павлиний глаз», «цвет красной парчи», «сине-зеленый атлас павлиньих перьев», «перламутр нежной ночи». Возрождались классические мотивы и материалы, а также редкие техники эмалирования, иризации и росписи стекла эмалями, краклэ – приемы венецианского стеклоделия эпохи Возрождения. Ювелирная отделка деталей, использование необычных материалов проникают в живопись. 
         Таково искусство Густава Климта (1862-1918) – австрийского живописца, театрального декоратора и художника-графика. Яркие синие, зеленые, красные цвета его картин, уплощенность рисунка, орнаментальность, необычная фактура из мелких квадратов и прямоугольников вызывают в памяти византийские мозаики и японскую графику. Г. Климт соединял живопись маслом с аппликацией и инкрустацией, введением в картину смальты, майолики, меди и латуни, полудрагоценных камней и даже кораллов. 
         В русском искусстве самым ярким представителем романтики периода Модерна был Михаил Александрович Врубель (1856-1910). Своеобразие врубелевской живописной манеры заключается в бесконечном дроблении формы на грани, как бы окрашенные изнутри светом и цветом, наподобие кристаллов или фантастических каменных цветов. Своего «Демона» Врубель изобразил среди таких фантастических растений-кристаллов. Закономерно обращение М.Врубеля, как и многих других мастеров Модерна, к керамике. Композицию «Принцесса Греза» художнику удалось реализовать в майоликовом панно на фасаде одного из лучших зданий московского Модерна – гостиницы «Метрополь».
    Характерно новое обращение художников Модерна к «египетскому стилю». Как и в искусстве французского Ампира начала XIX века, мотивы Древнего Египта просто и естественно входили в архитектуру Модерна, подвергаясь легкой стилизации во вкусе времени. Другое течение национально-романтического направления представляет «северный модерн». Рационалистические тенденции и Неоклассицизм породили оригинальную «модернизированную классику». 
         В период Модерна не было создано единого исторического художественного стиля, обладающего необходимой целостностью формальных признаков. Поэтому под словом «модерн» следует понимать конкретный исторический период, включающий различные течения, школы и стили, связанные общими идеологическими устремлениями. Словосочетание «стиль модерна» конкретнее и обозначает отдельное стилистическое течение, в котором наиболее полно проявились идеи синтеза.

    24. Русское ис-во рубежа 19-20в. Общая хар-ка. Поиски новых средств выразительности.

    В первой половине 19 века русское изобразительное искусство развивается в рамках академической школы живописи. Большое распространение получают исторический и батальный жанры, что связано с победой в Отечественной войне 1812 года и подъемом национального самосознания. С середины 60-х годов 19 века русские художники обращаются к темам народной жизни, в изобразительном искусстве появляется социально-бытовой жанр. В последние десятилетия века он частично заменяется пейзажем в стиле импрессионизма, в живописи русских художников появляются черты неоклассицизма и модерна. 
    Академическая школа живописи в начале 19 века занимала прочные позиции законодательницы художественных стилей и направлений. Основным методом был классицизм, основными жанрами – портрет, декоративный пейзаж и историческая живопись. Молодые художники были недовольны непримиримым консерватизмом Академии и, чтобы не писать картины на библейские и мифологические сюжеты, обращались к портретному жанру и пейзажу. В них все чаще появлялись черты романтизма и реализма.В портретной живописи О. А. Кипренского встречается немало романтичных образов: портрет мальчика А. А. Челищева (1810-1811), супругов Ф. В. и Е. П. Ростопчиных (1809), супругов В. С. и Д. Н. Хвостовых (1814), Е. С. Авдулиной (1822)Портреты В. А. Тропинина написаны в реалистической манере. Изображаемый человек является в них центральным образом, все внимание сосредоточено на нем. Фигуры и черты лица выписаны с анатомической четкостью и достоверностью (портреты графов Морковых, 1813-1815; «Булахов», 1823; «К. Г. Равич», 1823).Кисти В. А. Тропинина принадлежит один из самых известных портретов А. С. Пушкина – тот, где поэт положил руку на стопку бумаги и будто прислушивается к внутреннему голосу. В картине К. П. Брюллова «Последний день Помпеи», написанной по всем канонам академической школы живописи, отразилось развитие русской общественной мысли, ожидание перемен, что было связано с подъемом национального самосознания. Картина символизировала мужество людей, смотрящих в глаза страшной катастрофе. Среди других известных полотен К. П.Брюллова можно назвать «Итальянское утро», «Итальянский полдень», «Всадницу», «Вирсавию». В этих и многих других картинах художнику одинаково талантливо удалось запечатлеть красоту человеческого тела и красоту природы.

    Идеи духовного пробуждения народа отразились в творчестве А. А. Иванова. Над самой знаменитой картиной, «Явлением Христа народу», он работал около двадцати лет. Иисус на картине изображен в отдалении, а на передний план выведен Иоанн Креститель, указывающий народу на приближающегося Спасителя. Лица людей, ожидающих Иисуса, светлеют по мере его приближения, их души наполняются радостью. Художники А. Г. Венецианов и П. А. Федотов в первой половине 19 века заложили основы социально-бытового жанра в живописи. А. Г.Венецианов в своихкартинах идеализировал жизнь крестьян, делая акцент на красоте и благородстве людей вне зависимости от социального положения («Гумно», «На жатве. Лето», «На пашне. Весна», «Крестьянка с васильками
    С 50-х годов 19 века основным направлением русского изобразительного искусства становится реализм, а главной темой – изображение жизни простого народа. Утверждение нового направления проходило в упорной борьбе с приверженцами академической школы живописи. Они утверждали, что искусство должно быть выше жизни, в нем нет места русской природе и социально-бытовым темам. Однако академики были вынуждены пойти на уступки. В 1862 году все жанрыизобразительного искусства были уравнены в правах, это значило, что оценивались только художественные достоинства картины, независимо от тематики.
    24.Русское искусство 19-20в.

    Рубеж 19-20вв. – особый, переломный период для России. Экономические подъемы и кризисы, проигранная мировая война 1904-05гг. и революции 1905-07гг., первая мировая война 1914-18гг. и, как следствие, революции в феврале и октябре 1917г.В обществе все более нарастало ощущение неизбежности социального кризиса, необходимости смены ценностей. Народническая идеология потерпела крушение. Начался поиск новых идеологических концепций общественного развития.

    Для живописцев рубежа веков свойственны иные способы выражения, чем у передвижников, иные формы художественного творчества-в образах противоречивых, усложненных и лишь косвенно отображающих современность, без иллюстративности и повествовательности. Художники мучительно ищут гармонию и красоту в мире, который в основе своей чужд и гармонии, и красоте. Вот почему свою миссию многие видели в воспитании чувства прекрасного. Это время ожидания перемен в общественной жизни породило множество течений, объединений, группировок, столкновение разных мировоззрений и вкусов. Художник перестал восприниматься ремесленником, он становился властителем дум. Это был человек блестяще образованный. Отличительной чертой художника Серебряного века стал творческий универсализм.

    в конце19нач20в.получает распространение символизм ( Выдающимися символистами России того времени были М.Врубель, Петров-Водкин, "мир искусства", "голубая роза"(Борисов-Мусатов, Кузнецов, Сарьян, Судейкин, Цыпунов - эстеты симовлизма).

    С кризисом народнического движения в 90-е гг. многие из художников-передвижников испытывали творческий упадок. В поисках «красоты и гармонии» художники пробуют себя в самых разных техниках и видах искусства – от монументальной живописи и театральной декорации до оформления книги и декоративно-прикладного искусства.На рубеже веков сложился стиль, затронувший все пластические искусства, получивший название стиля модерн. Явление это неоднозначное, в модерне есть и декадентская вычурность, претенциозность, рассчитанные главным образом на буржуазные вкусы, но есть и знаменитое само по себе стремление к единству стиля. В живописи модерн проявил себя символикой образов, пристрастием к иносказаниям.

    В 90-х гг. развивается жанровая живопись, бытовой жанр. По-новому раскрывается крестьянская тема. Н.А. Касаткина «Шахтерка», «Углекопы. Смена». Рябушкин«Русские женщины 17 столетия в церкви».«Свадебный поезд в Москве. 17 столетие».

    Пейзажный жанр развивается в конце 19 столетия по-новому.Коровин «В лодке»,

    «Зима в Лапландии».«Париж ночью. Итальянский бульвар».

    Одними из самых крупных художников, новатороми русской живописи на рубеже веков явились: Серов.Его «Девочка сперсиками»(1887) и «Девушка, освещенная солнцем»(1888) – целый этап в русской живописи. Врубель. Прямой выразитель живописного символизма Борисов-Мусатов. Сомов.

    Искусство предреволюционных лет в России отмечено необыкновенной сложностью и противоречивостью художественных исканий, отсюда сменяющие друг друга группировки со своими программными установками и стилистическими симпатиями. ("МИР ИСКУССТВА" (1898-1910), "СОЮЗ РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ" (1903-1910), "ГОЛУБАЯ РОЗА"(1907), "БУБНОВЫЙ ВАЛЕТ" (1910-1916)

    25. Творчество Серова.

    Валентин Серов - русский художник 19 века, родившийся в Петербурге. После смерти отца мать Серова поехала в Мюнхен. Там он получил первые уроки живописи под руководством немецкого художника Кеппинга.После они возвращаются в Москву. Репин дает уроки Серову. Валентин копировал карандашом портреты Репина, выполненные масляными красками, чтобы научиться передавать светотеневые эффекты, писал натюрморты. Когда Серов сопровождал своего учителя в поездках для сбора материала для картин, он часто писал ту же натуру, что и Репин.

    Серов поступает в Петербургскую Академию художеств в класс П.П. Чистякова. В Академии юный художник сближается с М.А. Врубелем. В 1885 году Валентин бросает Академию: настолько велико было его стремление работать самостоятельно.Летом 1885 года Валентин Александрович совершает поездку в Германию и Голландию, где изучает европейскую живопись. Из ранних произведений художника можно отметить картины «Волы» (1885), «Осенний вечер. Домотканово» (1886), «Заросший пруд. Домотканово» (1888). Эти работы можно отнести к раннему русскому импрессионизму.

    Первым произведением Серова, которое поставило его в ряд крупнейших мастеров русской живописи, стала картина «Девочка с персиками». В этих картинах произошло смешение жанров: портрет соединился с пейзажем, с интерьером. Особенно высоко эти произведения оценили импрессионисты. художник написал несколько портретов деятелей искусства: портрет итальянских певцов Анджело Мазини (1890), Франческо Таманьо (1893), художников К.А. Коровина (1891), И.Е. Репина (1892), И.И. Левитана (1893), писателя Н.С. Лескова (1894), композитора Н.А. Римского-Корсакова (1898).

    Первым официально-парадным произведением Валентина Александровича, написанным с натуры, был портрет великого князя Павла Александровича .В это же время он создал ряд портретов, наполненных глубоким психологическим содержанием: А.Н. Турчанинова (1907), М.Н. Акимовой (1908). Эти произведения принадлежат к лучшему, что было создано крупнейшими портретистами русской школы.

    художник вместе с Архиповым, А. Васнецовым, Досекин, Светославским, Первухиным и Левитаном в 1899 году выходит из его состава. В 1898 году создается новое художественное объединение — «Мир искусства».

    За время своей творческой деятельности Серов написал немало детских портретов. Наиболее известные из них это картина «Дети»(1899), на которой изображены сыновья художника, портрет дочерей С. Боткина(1900), портрет Мики Морозова (1901). Импрессионистическая манера, в которой выполнен портрет Мики Морозова, позволила Валентину Александровичу Серову мастерски запечатлеть на полотне мгновения счастливого, безоблачного детства. Важное место в творчестве Серова тема природы и простой деревенской жизни. Художник изображал крестьян занятыми своими повседневными делами.
    26. Творчество Врубеля

    Творчество Михаила Александровича Врубеля - одно из самых значительных и загадочных явлений русского искусства конца XIX века. Великое мастерство, трагизм, героический дух и неповторимый декоративный дар делают Врубеля художником на все времена. Вечно живущий в своем собственном мире, недоступном пониманию других, Врубель смог воссоздать свой сложный мир в образах своего необычного искусства, и эти образы стали одними из важнейших вех русской культуры рубежа столетий.

    когда Врубель был еще ребенком он увидел копию фрески "Страшный суд" и воспроизвел её по памяти.С осени 1880 года Врубель стал вольнослушателем Академии и, по-видимому, сразу стал частным образом заниматься в мастерской П. П. Чистякова, регулярные занятия с ним, однако, документируются с 1882 года. . Рисунок, по Чистякову, надлежало строить разбивкой на мелкие планы, передаваемые плоскостями; стыки плоскостей образуют грани объёма с его впадинами и выпуклостями. Обрисованность, «кристаллобразная» техника Врубеля, таким образом, были полностью усвоены им у учителя. Здесь проявилось увлечение Врубелем в гимназические годы античностью и библейскими темами: Михаил пишет акварели «Введение во храм», «Пирующие римляне», «Обручение Марии с Иосифом».В 1884 году Врубель бросает обучение в Академии, и, по приглашению А.В. Прахова, едет в Киев для проведения работ по реставрации живописи в Кирилловской церкви.В этот период его материальное положение оставалось довольно тяжелым: После возвращения в Киев художник пишет картину «Девочка на фоне персидского ковра» и акварель «Восточная сказка». В этот период его материальное положение оставалось довольно тяжелым: Врубель твердо верил в то, что его художественный талант найдет общественное признание, и мало заботился о средствах для «прокормления». Он писал: «Мания, что непременно скажу что-то новое, не оставляет меня».переезжает в Москву, где знакомится с известным промышленником и меценатом С.И. Мамонтовым.работает над иллюстрациями к произведениям М.Ю. Лермонтова. В 1891 году Михаил Александрович Врубель возглавляет художественную гончарную мастерскую в имении С.И. Мамонтова в Абрамцево. В мастерской художник пишет картины (одно из лучших произведений - картина «Испания»).

    тема Демона у М. А. Врубеля совпало с проектом, предпринятым издателями — издать юбилейный двухтомник сочинений М. Ю. Лермонтова с иллюстрациями.«Тамара и демон». в прессе иллюстрации Врубеля подверглись ожесточённым нападкам, в первую очередь — за «грубость, уродливость, карикатурность и нелепость».Все иллюстрации к поэме были выполнены Врубелем чёрной акварелью; монохромность позволяла подчеркнуть драматичность сюжета. Одновременно с иллюстрациями, Врубель написал первое своё большое полотно на ту же тему — «Демон сидящий»(полуобнажённая, крылатая, молодая уныло-задумчивая фигура сидит, обняв колена, на фоне заката и смотрит на цветущую поляну, с которой ей протягиваются ветви, гнущиеся под цветами).

    Последние годы XIX века ознаменовались для Врубеля обращением к сказочно-мифологическим сюжетам, среди которых выделялись «Богатырь», «Пан» и «Царевна-Лебедь».

    Тема Демона после десятилетнего почти перерыва, вновь появляется.художник колебался между сюжетами «Демон летящий» и «Демон поверженный» и на первых порах выбрал первый, но картина так и осталась недописанной. «Демон поверженный» Картина написана в индивидуальном стиле Врубеля с эффектом кристаллических граней, что делает его картины более похожими на витражи или панно. Такого эффекта художник добился с помощью плоских мазков, выполненных мастихином.

    В конце жизни врубель был душевно болен.

    27. Символизм в русском искусстве рубежа 19-20вв.
    Основу символизма составляет представление о том, что кроме мира вещей видимых существует еще мир совершенно другой, но именно он и есть мир настоящей реальности, которую наш мир лишь весьма смутно отражает.Лишь миг прозрения, наступающий во время творческого процесса, признавался символистами способным приоткрыть завесу тайны над миром иллюзий. Поэтому особая роль отводилась символистами творческой личности.Основными особенностями этого направления живописи стали гротеск, вполне сознательное гипертрофирование формы и цвета. Тем самым символизм в живописи стал предтечей авангардистского искусства ХХ-го столетия.Самыми популярными темами символического искусства стали смерть, страдание, любовь, ожидание или предчувствие каких-то событий и т.п. Сюжеты символисты черпали из библейских историй, исторических и мифологических событий, античной мифологии.

    Выдающимися символистами России того времени были М.Врубель, Петров-Водкин, "мир искусства", "голубая роза"(Борисов-Мусатов, Кузнецов, Сарьян, Судейкин, Цыпунов - эстеты симовлизма).

    Символизм в России зарождался в течении трех временных отрезков:

    - Первый охватывает середину 1880-1900-х гг. - время зарождения и развития символистских тенденций в творчестве участников Абрамцевского кружка и художников Москвы, объединения «Мир искусства»;

    - Второй период ограничен 1900-14гг. – временем расцвета символистского движения в литературе, театре и пластических искусствах, когда творят Врубель, Борисов-Мусатов, мастера «Мира искусства» и молодежь «Голубой розы», и когда принципы символизма своеобразно претворяются в произведениях раннего русского авангарда;

    - Третий связан с эпохой Первой мировой войны и начавшейся в России революцией (1914-1920гг.) – цельный по своей проблематике и достижениям.

    Годы между двумя революциями характеризуются напряженностью творческих исканий.Ближе всего «голуборозовцы» к символизму, что выразилось прежде всего в их «языке»: зыбкости настроения, смутной, непереводимой музыкальности ассоциаций, утонченности цветовых соотношений. В русском искусстве символизм скорее всего сформировался в литературе, в самые первые годы нового века уже звучали такие имена, как А. Блок, А. Белый, В. Иванов, С. Соловьев. Отдельные элементы «живописного символизма» проявились и в творчестве Врубеля,Борисова-Мусатова, Рериха.На всей деятельности «Голубой розы» лежит также сильнейший отпечаток воздействия стилистики модерна (плоскостно-декоративная стилизация форм, прихотливость линейных ритмов).У Кузнецова Фигура – только знак, выражающий понятие; цвет служит для передачи чувства; ритм – для того, чтобы ввести в определенный мир ощущений (как в иконописи – символ любви, нежности, скорби и пр.).Кузнецов изучал приемы древнерусской иконописи, раннего итальянского Возрождения.

    Экзотика Востока – Ирана, Египта, Турции – претворена в пейзажах Мартироса Сергеевича Сарьяна (1880–1972). Восток был естественной темой для художника-армянина. Сарьян создает в своей живописи мир, полный яркой декоративности, более страстный, более земной, чем у Кузнецова, причем живописное решение всегда построено на контрастных соотношениях цвета, без нюансов, в резком теневом сопоставлении («Финиковая пальма, Египет»

    Мир искусства — ежемесячный иллюстрированный художественный журнал, выходил в Петербурге с 1898 по 1904 гг., целиком посвященный пропаганде творчества русских символистов и являвшийся органом одноименного объединения - «Мир искусства» и писателей-символистов.

    Михаил Врубель (1856-1910) вошел в историю мировой живописи как один из самых выдающихся представителей российского символизма. Его одинокий Демон, который замер в задумчивости на вершине скалистой горы, воспринимался современниками как символ европейской цивилизации, которая вступала в неизведанный XX век.А «Демон поверженный» (1912) стал настоящим символом нового века, символом пророческим и пессимистическим, преисполненным глубоких разочарований, которые должно было испытать его поколение.Символистскими картинами считаются Пророк, Царевна-лебедь, Господин(Месяц - юнец символизирует молодость человечества. Господин - гармоничные отношения человека с природой. Спасение человечества в единении с природой. Так было на рассвете человечества, так должен быть и теперь, и всегда.)

    Камень, дерево, человек. Вот символы Рериха...в картинах российского художника прослеживается увлечение вечным, тем, которое доносится из глубин тысячелетий и отголоскам тревожит наши сердца. Одним из символов вечности, бессмертия есть камень.«Каменный возраст».

    Русский символизм, в отличие от западноевропейского символизма, преимущественно развивавшегося как литературно-художественная школа, с самого момента своего возникновения стремился выйти за пределы собственно искусства и стать широким культурным течением, определенным мировоззрением, имеющим своей целью спасение и преображение человечества.

    Именно русский символизм подарил Миру бесценные работы художников символистов Михаила Врубеля, Николая Рериха, Константина Сомова и др. известных русских живописцев.

    28.творческие объединения в искусстве 19-20в.
    1900-е гг. калейдоскоп художественных группировок . Наиболее крупными из них были: "МИР ИСКУССТВА" (1898-1910), "СОЮЗ РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ" (1903-1910), "ГОЛУБАЯ РОЗА"(1907), "БУБНОВЫЙ ВАЛЕТ" (1910-1916) и др. РУССКИЙ АВАНГАРД оставил яркий след не только в русской, но и в западноевропейской живописи.

    «Мир искусства» - объединение художников, созданное в Петербурге в конце XIX в., заявившее о себе журналом и выставками. Главную роль в объединении играли А.БЕНУА художник, историк искусства, критик, идеолог и теоретик "Мира искусства" и С.ДЯГИЛЕВ одаренный музыкант, крупнейший художественный деятель и талантливейший организатор. Входили:Л.БАКСТ, А.БЕНУА, М.ВРУБЕЛЬ, А.ГОЛОВИН, М.ДОБУЖИНСКИЙ, К.КОРОВИН, Е.ЛАНСЕРЕ, Н.РЕРИХ, М.НЕСТЕРОВ, В.СЕРОВ, К.СОМОВ и др.

    Лозунгом "мирискусников" было "искусство для искусства", в том смысле, что художественное творчество само в себе несет высшую ценность и не нуждается в идейных обоснованиях. Рисунок, живопись, подчинялись декоративно-графическому началу. Это объясняет и тяготение к синтезу различных видов и жанров искусства: соединению в одной композиции пейзажа, натюрморта, портрета или исторического этюда"; включение живописи, скульптуры, рельефа в архитектуру, стремление использовать новые материалы, "выход" в книжную графику и музыкальный театр.

    Союз русских художников "

    Крупным выставочным объединением начала ХХ в. после "Мира искусства" стал "Союз русских художников". Участниками первых выставок были: М.А.ВРУБЕЛЬ, В.Э.БОРИСОВ-ММУСАТОВ, В.А.СЕРОВ. Лицо "Союза" определяли главным образом московские живописцы, противопоставлявшие себя графическомустилизму петербуржцев.Именно в недрах "Союза" сформировался русский вариант живописного импрессионизма, сочетающий непосредственность и свежесть восприятия натуры с любовной поэтизацией образов избяной крестьянской России (И.Грабарь "Мартовский снег", 1904).тема народного праздничного веселья (Ф.МАЛЯВИН "Вихрь", 1906), сплав бытового жанра и архитектурного пейзажа (К.Юон "К троице", 1903), продолжение саврасово-левитановскойлинии русского пейзажа.Неоднородность состава "Союза", разнонаправленность творческих устремлений московских и петербургских групп привели в 1910 г. к расколу объединения.

    "Голубая роза"

    Борисов-мусатов, кузнецов, сарьян, судейкин, цыпунов - эстетика символизма.

    Для работ членов "Голубой розы" характерны плоскостность и декоративность стилизации форм, лиризм образов, настроения грусти и меланхолии, иногда мистико-символические искания. "Голубая роза" была наиболее близка поэтике символизма.Театр явился той почвой, где живопись "Голубой розы" и поэтический символизм встретились непосредственно. Н.С.Сапунов, С.Судейкин - первые оформители символических драм М.Метерлинка, Ибсена, Блока. Название выставки и объединения, а также стилистика работ участников тесно связаны с эстетикой символизма. Голубой цвет – цвет неба, воды, бесконечного пространства – как бы олицетворял поэтическую мечту и реальность, тоску и надежду. Исключительность «Голубой розы» состояла в том, что её художники смогли пластически выразить нематериальные категории – эмоции, настроения, душевные переживания. «Голубая роза» явилась предтечей русского авангарда.

    "Бубновый валет"

    объединение московских художников.

    канчаловский, машков, осьмеркин, куприн, ларионов, гончарова, рождественский. эстетика этого объединения - противоположность эстетике искусства.

    Опирались на особенности лубка, народного примитива, на живопись сезана, гогена. Грубая манера, пастозно наложенные краски, нарушение пропорций и перспективы, ассиметричные композиции, грубые формы, локальные краски, только масляные краски.

    Бубнововалетовцы искали вдохновения в фольклоре, в народной игрушке, в детском рисунке, в лубке, в ремесленном примитиве .

    Ларионов изображал фигуры солдат. "солдат на отдыхе"-все тело, поза, ритм скрещенных ног - конструкция примитивная, убогое существование примитивного человека.
    1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта