Главная страница
Навигация по странице:

  • Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

  • Рабочая программа Предмет: «Музыка и движение» Вид программы: АООП для учащихся с ТМНР Класс: 10 в Учитель: Государенкова Елена Николаевна

  • Санкт-Петербург 2019 Пояснительная записка

  • 3. Информация о внесенных коррективах и их обоснование.

  • Информация о программе и используемой литературе.

  • Виды музыкальной деятельности

  • 4.3. Материал для реализации программы «Музыка и движение»

  • 2. Раздел Слушание музыки.

  • Планируемые уровень достижений учащимися овладения образовательной программой.

  • Учащиеся должны быть ознакомлены и (или) уметь

  • Критерии и нормы оценки учащихся: о

  • Содержание разделов программы (отдельных крупных тем программы) Структура программы

  • Разделы программы: Программа по пению и музыке состоит из следующих разделов:«Пение», «Слушание музыки» и «Движение».Разделу «Движение»

  • муз и движ 10 В 2019. Протокол от Приказ от Рабочая программа Предмет Музыка и движение


    Скачать 54.35 Kb.
    НазваниеПротокол от Приказ от Рабочая программа Предмет Музыка и движение
    Дата19.02.2023
    Размер54.35 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файламуз и движ 10 В 2019.docx
    ТипПротокол
    #944062
    страница1 из 2
      1   2



    Отдел образования администрации Невского района Санкт-Петербурга

    Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

    школа №17 Невского района Санкт-Петербурга

    192131, Санкт-Петербург, ул. Бабушкина д.58 корп.1

    тел. 417-55-58 тел./факс 417-55-60

    ОКПО 53250470 ОКОГУ 23280 ОГРН 1027806078266 ИНН 7811066830 КПП 781101001


    ПРИНЯТА УТВЕРЖДЕНА

    Педагогическим советом Директор ГБОУ школа № 17

    Образовательного учреждения ___________ Сандеева С.В.

    Протокол №____от__________ Приказ №_________от________

    Рабочая программа
    Предмет: «Музыка и движение»
    Вид программы: АООП для учащихся с ТМНР

    Класс: 10 в

    Учитель: Государенкова Елена Николаевна


    Санкт-Петербург

    2019

    Пояснительная записка
        Музыкально-эстетическая деятельность занимает одно из ведущих мест в ходе формирования художественной культуры учащихся с отклонениями в развитии.

    Музыка формирует вкусы, воспитывает представление о прекрасном, способствует эмоциональному познанию окружающей действительности, нормализует многие психические процессы, является эффективным средством преодоления невротических расстройств, свойственных учащимся специальных учреждений.

    Однако, исходя из определенных особенностей учащихся со средней и тяжелой степенью умственной отсталости, на формирование музыкально – эстетического компонента их развития накладывается ряд ограничений. Так как речь таких учащихся формируется крайне медленно и ограниченно, ее понимание даже на бытовом уровне в вербальной форме крайне затруднено, акцент в представленной программе делается на содружестве музыки и движения. То есть на предметно-практическую деятельность учащихся, которая осуществляется через систему специальных упражнений и коррекцион-но-адаптационных технологий, включающих большое количество практических, игровых упражнений и образовательных ситуаций.

    Коррекционная направленность данной программы обеспечивается композиционностью, игровой направленностью, эмоциональной дополнительностью используемых методов. Музыкально-образовательный процесс основан на принципе индивидуализации и дифференциации процесса музыкального воспитания, взаимосвязи обучения и воспитания, оптимистической перспективы, комплексности обучения.

           Данная программа не подразумевает жестко регламентированного, рецептурного разделения музыкального материала на учебные темы, уроки. Творческое планирование художественного материала в рамках урока, распределение его внутри четверти, учебного года в зависимости от интерпретации учителем той или иной художественно-педагогической идеи, особенностей и уровня музыкального развития учащихся каждого конкретного класса будут способствовать вариативности музыкальных занятий. Творческий подход учителя музыки к данной программе — залог успеха его музыкально-педагогической деятельности.
    1 Цель программы
     Цель программы состоит в максимальном включе­нии учащихся в образовательный процессе, в формировании доступных им видов деятельности (предметно-практической, иг­ровой, элементарной учебной, общения, трудовой), а так же в приобщении к музыкальной культуре учащихся с интеллектуальными нарушениями как к неотъемлемой части духовной культуры.

         
    2 Задачи программы

    Исходя из целей музыкального воспитания выделяется комплекс задач, стоящих перед преподавателем на уроках музыки и движения, среди которых можно выделить две основные: образовательные и коррекционные.

    Образовательные задачи:

    1. Овладение элементарными музыкальными знаниями, слушательскими и доступными исполнительскими умениями, т.е получение доступного опыта.

    2. Накопление первоначальных впечатлений от музыкального искусства, формирование стремления и привычки к слушанию музыки.

    3. Формирование простейших эстетических ориентиров, развитие способности получать удовольствие от музыкальных произведений.

    4. Развитие восприятия, в том числе восприятия музыки, мыслительных процессов, творческих способностей учащихся.


    Коррекционные задачи:

    1. Снятие эмоционального напряжения.

    2. Развитие эмоционально – волевой, моторной сферы (Под моторной сферой подразумевается развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики)

    3. Формирование и (или) закрепление навыка ориентации в пространстве.

    4. Создание условий для социокультурной адаптации посредством общения с музыкальным искусством.

    5. Развитие духовно-нравственных начал.


    3. Информация о внесенных коррективах и их обоснование.

    В учебном плане на данную программу отводится 1 час в неделю, 34 учебные недели, 34 часа в год. В соответствии с календарным учебным графиком образовательного учреждения, входными и праздничными днями, программа может быть скорректирована.


    1. Информация о программе и используемой литературе.

    Программа «Музыка и движение» составлена на основе Федерального Государственного Образовательного Стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19 декабря 2014 года № 1599, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации.

    1. Баряева, Л.Б.Бойков Д.И., Липакова В.И. и др.

    рамма обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью

    2. Бекина С.И. Музыка и движение. М., 2014 г.

    3. Боровик Т.М. Звуки, ритмы и слова. М., 2014 г.

    4. Буренина А.И. Ритмическая мозаика. С-Пб., 2015 г.

    5. Буренина А.И. Театр всевозможного. С-Пб., 2016 г.

    6. Вайнфельд О.А., Талдыкин А.А. Музыка, движение, фантазия. М., 2014 г.

    7. Вейс П.И. Ступеньки в музыку. М., 2015 г.

    8. Вихарева Г.В. Играем с малышами. С-Пб., 2015 г.

    9. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. Ростов-на-Дону, 2015 г.

    10. Гаврищева Л.Б., Нищева Н.В. Логопедические распевки. Ростов-на-Дону, 2015 г.

    11. Гомонова Е.А. Весёлые песенки для малышей круглый год. М., 2014 г.

    12. Гудимов Н.Н. Поющая азбука. М., 2016 г.

    13. Князева О.Л., Маханеева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. М., 2014 г.

    14. Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников. М., 2015 г.

    15. Кошмина И.В. Музыкальные сказки и игры. С-Пб., 2016 г.

    16. Кручинин В.А. Ритмика в специальной школе. С-Пб., 2015 г.

    17. Лопухина И.И. 550 занимательных упражнений по развитию речи.

    Ростов-на-дону, 2015 г.

    18. Мерзляков С.И. Фольклорные праздники «Гусли звончатые». М.,2014 г. 19. Попов В.В. Песни, игры, танцы для детей. М., 2015 г.

    20. Тютюнникова Т.Ф. Уроки музыки. М., 2014 г.

    21. Фокина Э.Д., Скворцова Л.Н. Русский фольклор – детям. М., 2015 г.

    Нотные сборники:

    1. Будем с песенкой дружить. Сборник. М., 2014 г.

    2. Волшебная радуга. Сост. Лученок В.С. С-Пб., 2015 г.

    3. Гусельки. Сборник. М., 2015 г.

    4. Драговой А.М. Песни детского сада. М., 2014 г.

    5. Заболоцкий М.Ф. Сценки, песенки… М., 2015 г.

    6. Львов-Компанеец В.С. Песни для детей. М., 2016 г.

    7. Ребятам о зверятах. Сборник. С-Пб., 2015 г.

    8. Скок – поскок. Сборник. М., 2015 г.

    9. Чебурашка. Сборник. М., 2015 г.

    10. Хоровод весёлый наш. Сборник. М., 2014 г.


      1. Специфика программы:

    Данная программа разработана на основе методических рекомендаций Баряевой, Л.Б.,Бойкова Д.И., Липаковой В.И. и др. изложенных в материале «Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью».Спецификазаключается во взаимосвязи музыки и движения, а так же использовании этой взаимосвязи для решения вышеозначенных задач. Научными исследованиями доказано, что любой звук вызывает у человека сокращения мускулатуры. Музыка действует на весь организм — он отвечает на действие музыки. Восприятие и понимание музыки заключается в ощущение ее связками, мышцами, движением, дыханием. “Бесконечно богатая информация, заключенная в музыке, считывается не рассудком, а динамическим состоянием тела —соинтонированием, пантомимическим движением”, — писал известный музыковед, профессор В.В. Медушевский. Поэтому движение должно участвовать как важнейший и обязательный компонент в музыкальном воспитании. Не использовать его возможности — большой просчет музыкальной педагогики


      1. Виды музыкальной деятельности:

    Виды музыкальной деятельностина уроках музыки по данной программе разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего, пропедевтического обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании. Постижение одного и того же музыкального произведения подразумевает различные формы общения ребенка с музыкой. 

       В сферу исполнительской деятельности учащихся входят:

    - хоровое и ансамблевое пение

    - пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения;

    - игра на музыкальных инструментах;

    - инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера;

    -освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.

    4.3. Материал для реализации программы «Музыка и движение»

    В основу программы положена система музыкальных занятий, направленных на коррекцию недостатков эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью. Основу содержания программы составляют произведения отечественной (русской) музыкальной культуры: музыка народная и композиторская; музыкальный фольклор как отражение жизни народа, его истории, отношения к родному краю, природе, труду, человеку; устная и письменная традиции существования музыки; основные жанры русских народных песен; песенность как основная черта русской народной и профессиональной музыки; народные истоки в творчестве русских композиторов.

    1. Раздел Движение

    - «Вот как мы умеем», сл. Н. Френкеля, муз. Е. Тиличеевой;

    - «Ладошечка», р.н.п.;

    - «Да - да - да!», сл. Ю. Островского, муз. Е. Тиличеевой;

    - «Прятки», сл. И. Плакиды, муз. Т. Ломовой;

    - «Ноги и ножки», муз. Е. Агафонниковой;

    - «Устали наши ножки», сл. С. Соковниковой, муз. Т. Ломовой.

    - «Ладушки – ладошки», сл. Е. Каргановой, муз. М. Иорданского;

    - «Кап, кап», р.н.п.;

    - «Кулачки», муз. А, Филиппенко;

    - «Катерок».

    - «Ходим – бегаем», сл. Н. Френкеля, муз. Е. Тиличеевой;

    - «Повторяй за мной», р.н.п.;

    - «Устали наши ножки», сл. С. Соковниковой, муз. Т. Ломовой;

    - «Ладушки – ладошки», сл. Е. Каргановой, муз. М. Иорданского.

    - «Разминка», сл. и муз. О. Макшанцевой;

    - «Куклы-неваляшки», муз. С. Левиной;

    - «Разноцветная игра», муз. Б. Савельевой и др.

    - «Устали наши ножки», сл. С. Соковниковой, муз. Т. Ломовой;

    - «Ладушки – ладошки», сл. Е. Каргановой, муз. М. Иорданского;

    - «Ой, летали птички», р.н.п.;

    - «Кап, кап», р.н.п.;

    - «Поезд», сл. А. Бабаджаняна, муз. Н. Метлова;

    - «Кулачки», муз. А, Филиппенко.

    Музыкальные игры:

    - «Листочки и дворник»;

    - «Дождь»;

    - «Мы на луг ходили»;

    - «Передача платочка»;

    - «Кот и мыши»;

    - «Игра с гномом».

    «Лошадки»;

    - «Поросята»;

    - «У оленя дом большой»;

    - «Теремок» и др.

    Логоритмические игры:

    - «Вот как пальчики гуляют»;

    - «Я на дудочке играю»;

    - «Что умеют наши ручки?».

    - «Мы весёлые мышата»;

    - «Мы в тарелочки играем»;

    - «Там котик усатый…»;

    - «Под берёзкой».

    - «Что умеют наши ножки?».

    - «Антошка»;

    - «Где обедал воробей».

    2. Раздел Слушание музыки.

    - П.И. Чайковский «Времена года»;

    - П.И. Чайковский «Детский альбом»;

    - Н.А. Римский-Корсаков «Сказочные образы в творчестве»;

    - Образ Родины в музыке русских композиторов;

    - Симфонический оркестр;

    - Музыкальная сказка «Волк и семеро козлят».

    - И. Бах. Прелюдия до мажор. Из «Хорошо темперированного клавира», т. 1.

    - К. Вебер.   Хор охотников.   Из оперы «Волшебный

    Стрелок».

    - Е. Крылатое — Ю. Энтин. Песенка о лете. Из мультфильма «Дед Мороз и лето».

    - Д. Кабалевский. Клоуны.

    - М. Мусоргский. Гопак. Из оперы «Сорочинская ярмарка».

    - И. Бах. Шутка. Из сюиты 2, 1067.

    - А. Вивальди. Аллегро. Из концерта для скрипки с оркестром. Ля минор.

    - М. Глинка. Полька.

    - П. Чайковский. Танец маленьких лебедей. Из балета «Лебединое озеро».

    - Неприятность эту мы переживем. Из мультфильма «Лето кота Леопольда». Музыка Б. Савельева, слова А. Хаита.

    - Если добрый ты. Из мультфильма «День рождения Кота Леопольда». Музыка Б. Савельева, слова А. Хаита.

    - На крутом бережку. Из мультфильма «Леопольд и Золотая рыбка». Музыка Б. Савельева, слова А. Хаита.

    - Бескозырка белая. Музыка В. Шаинского, слова 3. Александровой.

    - Белые кораблики. Музыка В. Шаинского, слова Л. Яхнина.

    3. Раздел пение

    Занятия по методике Е. Железновой:

    Логоритмические игры (Зы-зы, Ба-Ба, Мяу-Миу, Га-га-га и т.п.).

    Музыкально-ритмические упражнения (Автобус, Паровоз, Разминка и т.п.).

    Русские народные песни, попевки, прибаутки:

    - «Андрей – воробей»;

    - «У кота – воркота»;

    - «Уж как шла лиса по травке»;

    - «Петушок»;

    - «Сорока»;

    - «Дождик, дождик пуще…»;

    - «Маленькая Юлька»;

    - «По дороге Петя шёл»;

    - «Кукушка на суку»;

    - «На зелёном лугу».

    Содержание занятия «У бабушки в деревне»:

    Разминка

    Попевки, прибаутки, музыкальные игры:

    - «Ах качи, качи, качи, прилетели к нам грачи»;

    - «Рано, рано по утру»;

    - «Пошёл кот под мосток»;

    - «Ой, звоны звонят»;

    - «Гули, гули, голуби»;

    - «Знают мамы, знают дети»;

    - «Загорелся кошкин дом»;

    - «Тень, тень, потетень»;

    - «Чики, чики, чикалочки» и др.

    Песни:

    - «Серенькая кошечка», сл. С. Найдёновой, муз. В. Витлина;

    - «Песенка про домашних животных», сл. и муз. С. Насауленко;

    - «Корова», сл. Н. Френкеля, муз. В. Карасёва;

    - «Со вьюном я хожу», р.н.п.;

    - «Про Машу», сл. С. Маршака, муз. А. Вейсберга;

    - «Маша и каша», сл. Э. Мошковской, муз. Т. Назаровой;

    - тематические песни по временам года и др.

    - «Как на горке снег»;

    - «Колокольцы»;

    - «Цок, цок, цок, лошадка скачет» и др.

    - Песни, посвященные праздникам (День знаний, День Пожилого человека, День Учителя, День Матери, Новый Год, Рождество, День снятия Блокады, День защитника отечества, 8-е марта, Масленица, День Победы, День защиты Детей, День Семьи;

    - Песни из мультфильма «Бременские музыканты»;

    - Песни из мультфильма «Кот Леопольд»;

    - Песни из мультфильма «Чебурашка»;

    - Песни из мультфильма «Катерок»;

    - Песни из мультфильма «Простоквашино»;

    - Песни из мультфильма «Винни-Пух»;

    - Песни из фильма «Приключение Электроника»;

    - Песни, импровизации Е.Н. Государенковой (Мячик, Деревце, Ежик, Кошка Машка и т.д.).

    - Урожай собирай. Музыка А. Филиппенко, слова Т.Волгиной.

    - Во поле береза стояла. Русская народная песня. Савка и Гришка. Белорусская народная песня. Веселые гуси. Украинская народная песня.

    - Что за дерево такое? Музыка М. Старокадомского, слова Л. Некрасовой.

    - Елочка. Музыка А. Филиппенко, слова М. Познанской (перевод с украинского А. Ковальчука).

    - К нам гости пришли. Музыка А. Александрова, слова М. Ивенсен.

    - Частушки-топотушки. Музыка Л. Маковской, слова И. Черницкой.

    - Ракеты. Музыка Ю. Чичкова, слова Я. Серпина.

    - Песня друзей. Из мультфильма «Бременские  музыканты». Музыка Г. Гладкова, слова Ю. Энтина.

    - Все мы делим пополам. Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского.

    - По малину в сад пойдем. Музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной.

    - Трудимся с охотой. Музыка Е. Тиличеевой, слова Ю. Ермолаева и В. Коркина.

    - Песенка про кузнечика. Из мультфильма «Приключения Незнайки». Музыка В. Шаинского, слова Н. Носова

    - «Антошка»;

    - «Где обедал воробей»
    5. Требования, предъявляемые к музыкальным произведениям при реализации программы «Музыка и движение»:

     - художественность, доступность

     -коррекционно-развивающая направленность.

    Обязательным условием является учет как образного содержания, так и художественной формы музыкальных произведений. Учащимся с ограниченными возможностями наиболее близки и доступны образы, связанные с их интересами и бытом. Образный мир музыки для учащихся достаточно специфичен: игры и игрушки, примитивно воспринимаемые образы животных, сказочно-героические персонажи и ситуации, картины природы — это наиболее любимые объекты, отраженные в музыке.

    На выбор репертуара для пения оказывают влияние определенные ограничения, возникающие при работе с учащимися данного контингента. Это небольшой диапазон голосов, затрудненность воспроизведения учащимися даже несложного ритмического рисунка мелодии, общее недоразвитие, фонетико-фонематическое недоразвитие речи и т. д. В связи с этим репертуар для пения должен удовлетворять следующим требованиям доступности: иметь диапазон мелодии, удобный для ее воспроизведения, несложный ритм, понятный и простой для произношения текст. Однако учащиеся часто легче усваивают трудные для воспроизведения песни, если они отличаются яркими образами, художественной привлекательностью, эмоциональностью, чем более доступные, но с маловыразительной мелодией.

    Музыка, рекомендуемая для обучения учащихся с проблемами в развитии, большей частью детская. Однако диапазон доступного музыкального репертуара гораздо шире. Ознакомление учащихся с музыкой, сочиненной не специально для детского возраста, значительно обогащает их общее развитие, оказывает положительное воздействие познавательные способности, является естественной формойовладения богатством музыкальной культуры.

    Музыкальный репертуар для пения и слушания дан на выбор в зависимости от степени подготовленности, личностных особенностей учащихся, может быть изменен в зависимости от местных условий.


    1. Планируемые уровень достижений учащимися овладения образовательной программой.

    Исходя из медицинских и психологичесхих особенностей учащихся дипазон планируемых результатов достаточно широк и обязательно отражает индивидуальный подход и пропедевтическую направленность программы.

    Учащиеся должны быть ознакомлены и (или) уметь:

    - петь с инструментальным сопровождением и без него (с помощью педагога);

    - выразительно и достаточно эмоционально исполнять выученные песни с простейшими элементами динамических оттенков;

    - одновременно начинать и заканчивать песню: не отставать и не опережать друг друга, петь дружно, слаженно, прислушиваться друг к другу;

    - правильно формировать при пении гласные звуки и отчетливо произносить согласные звуки в конце и середине слов;

    - правильно передавать мелодию в диапазоне ре1 — си1; различать вступление, запев, припев, проигрыш, окончание в песне;

    - различать песню, танец, марш;

    - передавать ритмический рисунок подпевок (хлопками, на металлофоне, голосом);

    -определять разнообразные по содержанию и характеру музыкальные произведения (веселые, грустные и спокойные).

    Критерии и нормы оценки учащихся: оценка по предмету  должна учитывать индивидуальный уровень интеллектуального, психического и музыкального развития обучающегося, интенсивность его формирования музыкально-слуховых представлений, практических умений и навыков, накопление первичных знаний о музыке. Поводом для отрицательной оценки действий обучающегося не могут служить отсутствие ярко выраженного интереса к музыкальным занятиям и эмоционального отклика на музыку, бедность речевых характеристик исполняемой музыки, нарушение координации между слухом и голосом, слухом и моторно-двигательными проявлениями.

                                                                     

    1. Содержание разделов программы (отдельных крупных тем программы)

      1. Структура программы:

    Структуру программысоставляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения. Названия разделов являются выражением художественно-педагогической идеи блока уроков, четверти, года. Занятия носят пропедевтический характер и предполагают знакомство детей с музыкой в широком жизненном контексте. Отличительная особенность данной программы, помимо задействования двигательных возможностей учащихся заключается в использовании зрительного ряда, который выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления учащихся становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения» конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».

      1. Разделы программы:

    Программа по пению и музыке состоит из следующих разделов:

    «Пение», «Слушание музыки» и «Движение».

    Разделу «Движение» отводится одна из главных ролей, так как в данной программе отправной точкой для работы педагога является двигательная игра, в которой дети творчески познают возможности своего тела, учащиеся обучаются ориентироваться в пространстве: движение по кругу, квадрату, диагонали, “змейками” “восьмерками”, парами, тройками, цепочкой, со сменой партнера, направления движения и т.п. Нужно соблюдать дистанцию, находить свои тропинки и избегать столкновений. Используются также специальные упражнения на реакцию, сосредоточенность, концентрацию внимания, балансировку, напряжение и расслабление. Музыкально-двигательные задания незаменимы для развития социальных навыков поведения в группе, умения общаться, координировать свои намерения с другими участниками, уметь войти с ними в контакт и действовать совместно. Постепенно двигательное мастерство и умения учащихся совершенствуются, расширяя и возможности для творческого применения движений. Рассматривая роль движения более узко, необходимо говорить о его ведущей, основополагающей роли в формировании чувства ритма. Чувство ритма в основе имеет моторную природу и всегда сопровождается моторными реакциями. Восприятие ритма вызывает многообразие кинетических ощущений: сокращения языка, мышц головы, пальцев ног, гортани, грудной клетки и т.д.
    В данном присутствует ряд подразделов, а именно:

    1. Знакомство с собственным телом.

    2. Координация движений

    3. Формирование осанки

    4. Формирование элементарных танцевальных движений

    5. Формирование самостоятельного движения под музыку

    6. Имитация

    7. Музыкальные и логоритмические игры


      1   2


    написать администратору сайта