Главная страница

16. Педагогический процесс (ПП) в современном доу. Роль психологической службы (ПС) в педагогическом процессе. Пп должен быть организован


Скачать 175 Kb.
Название16. Педагогический процесс (ПП) в современном доу. Роль психологической службы (ПС) в педагогическом процессе. Пп должен быть организован
Дата03.10.2022
Размер175 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файла1.16-30.doc
ТипРешение
#710730
страница1 из 3
  1   2   3

1.16-30

16. Педагогический процесс (ПП) в современном ДОУ. Роль психологической службы (ПС) в педагогическом процессе.

ПП должен быть организован.

ПП (узко) сосредоточение содержания обучения, его средств, методов и форм на конкретную задачу.

ПП (широко) совокупность всех условий, средств и методов направленных на решение глобальной уч-вос задачи (в ДОУ всестороннее развития и воспитание Р)

Сущность ПП – обеспечение единства обучения, воспитания, развития.

ПП имеет циклический характер

Этапы:

- подготовительный (создание условий, задачи: постановка задач, изучение процесса, прогнозирование, проектирование и планирование)

- основной (постановка и разъяснение целей и задач, взаимодействие педагогов и учеников, создание условий, меры стимулирования, связь с др процессами)

- заключительный (анализ достигнутых результатов)

Принципы построения ПП в ДОУ:

  1. учет возр возм детей, их интересов

  2. решение восп и образов задач в единстве

  3. учитывать положение о вед деят, ее смене, взаимосвязь разных видов деят

  4. взаимодействие взр с Р при руководстве взрослого

  5. создание естественной обстановки, которая будет развивать творч личность

  6. стимулировать в ПП воспитателя и воспитанников к взаимному уважению и соблюдение декларации прав Р

ПП эффективно при условии научно-обоснованного планирования (годовой и календарные планы уч-восп работы, задачи, формы, мероприятия)

ПС является одним из компонентов целостной системы образования.

Возникла потребность в знании о Пс особенностях Р.

  1. развивать личность Р

  2. ЗУН о психологии Р, научно-практические исследования, организационно-практические аспекты(прикладное, практическое, организационный)

Главная задача: ПС должна обеспечивать психическое здоровье, создание условий полноценного психического развития Р на каждом возрастном этапе.

Задачи:

- реализация в работе с детьми возможностей каждого возраста

- развитие индивидуальных особенностей каждого Р

- создание благоприятного пс климата в образовательном учреждении

- оказание своевременной пс помощи и поддержки детям, руководителям, педагогам.

Структура:

В каждом дошкольном учреждении должен быть практический психолог

Он подчиняется районному отделу или кабинету ПС

Центр ПС образования республики

Виды деятельности детского психолога:

  1. психологическое просвещение (лекции, беседы, семинары, подбор литературы, выставки, тренинги)

  2. психопрофилактика (разработка и осуществление программ, контроль за соблюдением условий для нормального развития Р, предупреждение осложнений в критические периоды)

  3. профориентационная работа

  4. консультирование (детей, родителей, педагогов)

  5. психодиагностика (выявление особенностей пс развития Р, рекомендации, направленная помощь)

  6. психокоррекция – решение проблем Р

ПС должна работать в единстве с семьей и педагогом.

17. Теоретические основы нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

Нравственное воспитание – целенаправленный процесс развития нравственного сознания, чувств, поведения, т.е. приобщать детей к моральным ценностям человека и общества. Ребенок постепенно обладает нормами правильного поведения, выражает свое отношение к людям, природе, себе.

Результатом нравственного поведения является появление в личности определенного набора нравственных качеств. Процесс становления личности и ее нравственной сферы прож.ч\з всю жизнь. Для формирования любого нравственного качества необходимы знания, на основании которых складываются определенные представления о необходимости овладения качествами; у ребенка должно появиться желание овладеть ими- мотив---отношение к качеству-----формирование соц.чувств поступков о поведение. Это обратная связь, позволяющая определить, проверить и подтвердить прочность сформированного качества.

Нравственность включает три компонента:

  1. Нравственность чувства.

  2. Нравственность сознания.

  3. Нравственность привычки.Нравственность поведения (нравственность привычки – устойчивое поведение – скромность, дисциплинорованность и т.д.)

Задачи нравственного воспитания:

  1. Формирование нравственного сознания, системы нравственных представлений.

  2. Формирование нравственного поведения.

  3. Формирование нравственных чувств и отношения.

Задачи решаются комплексно в процессе деятельности.

Средства нравственного воспитания:

  1. Художественные средства (музыка, литература, исскуство)

  2. Природа.

  3. Деятельность – игра, общение, труд).

Методы нравственного воспитания:

1 группа –методы формирования нравственного поведения

- приучение; - управление; - руководство деятельностью.

2 группа –методы формирования нравственного сознания

-убежение; -внушение; - беседа.

3 группа –методы стимулирования качеств и отношений

- пример; - поощрение; - наказание.

При использовании методов необходимо помнить:

- метод должен быть реально осуществим;

- методы требуют логического завершения;

- методы должны быть гуманными;

- метод не должен применяться шаблонно ко всем детям(предвидеть реакцию)
Нравственное развитие рассматривается как часть социального развития ребенка, главная цель – комфортное существование в обществе.

Зачатки нравственности можно отметить уже в младенческом возрасте(потребность в общении, во внимании; ввод слов «можно», «нельзя» ----- связь слов с деятельностью)

В дошкольном возрасте – наиболее благоприятные условия для нравственного развития, перестроение системы взаимоотношений, усложняются виды деятельности, взаимоотношение со сверстниками.
18. Развитие изобразительной деятельности в раннем и дошкольном возрасте. Нетрадиционные техники рисования в изобразительной деятельности.

На втором году жизни возникает интерес к карандашу и действиям с ним. Ребенок начинает подражать взрослому, водя карандашом по бумаге, он просто манипулирует с карандашом, получая удовольствие от процесса, замечает что карандаш оставляет след. Каракули вызывают интерес ребенка и желание их повторить. Это ведет к росту произвольности движений. Глаз начинает управлять мелкими движениями руки. Дети учатся воспроизводить свои движения. Перелом в становлении рисования наступает в связи с узнаванием в каракулях предметов окружающего мира. Вопросы взрослого переключают внимание ребенка с действия с карандашом на реальный продукт. Потом ребенок сам начинает искать сходство своих каракуль со знакомым предметом.

Новый этап в становлении изобразительной деятельности детей связан с интенсивным развитием в начале дошкольного возраста знаковой функции сознания не только в рисовании, но и в игре, бытовой деятельности, при освоении речи. Знаковая функция начинает осваиваться в раннем возрасте при непосредственном воздействии взрослого, который учит ребенка узнавать картинки в книжках, использовать в игре предметы заместители, называть нарисованные каракули. Ребенок дает предмету и изображению одно и тоже название, устанавливая их соотношение. Знаковая функция зарождается когда ребенок переходит от орудийного манипулирования карандашом , через воссоздание графического образа, показанного взрослым к названию его определенным словом. С этого момента начинается развитие собственно изобразительной деятельности. Слово устанавливает и закрепляет связь между предметом и изображением. Перемещение слова с конца на начало рисования – важнейшее достижение в изобразительной деятельности. Постепенно ребенок начинает понимать, что одно лишь обозначение предмета, без его сходства не может удовлетворять окружающих. Он стремится к тому чтобы его рисунок был узнаваемым. В процессы обучения у ребенка появляется ручная умелость, позволяющая создавать изображение близкое к реальному. Первый компонент ручной умелости включает способы использования орудий и материалов. Второй складывается на основе установления связи предмета с тем изобразительным движением, которое следует воспроизвести для передачи его формы. Третье формируется на основе действия восприятия, когда движения управляются зрительным контролем. В рисунке отражается опыт ребенка. Рисунок узнаваем но часто схематичен т.к. технические приемы несовершенны. Ребенок в процессе рисования рассказывает что происходит с героями – поясняет содержание изображения. Пояснения для него очень важны так как рисунок предназначен для другому человеку. Часто речь ребенка богаче чем сам рисунок. Речь скрывает несовершенство ручной умелости, ребенок выражает свое отношение к рисунку. Ребенок рисует что получится, а потом называет. Замыслы ребенка младшего дошкольного возраста неустойчивы. Старший дошкольник уже может реализовать замысел, но необходимо специальное обучение. По мере освоения изобразительной деятельности у ребенка создается внутренний идеальный план действия, который отсутствует в раннем возрасте.

Главными средствами выразительности используемым дошкольниками является линия и цвет. Итальянский психолог К.Риччи считал, что она в своем развитии проходит два этапа:  доизобразительный и изобразительный, которые, в свою очередь, делятся на несколько стадий.

Стадии развития детского рисунка

1 стадия – лишенных смысла штрихов или стадия марания, каракуль (хаотические, зигзагообразные линии, примитивные и незавершенные формы) Длится эта стадия до 2 лет: от освоение предметов оставляющих след на плоскости к каракулям Ребенок подражает действиям взрослого, водит карандашом по бумаге.

2 стадия – бесформенных, примитивных изображений с 2 до 3 лет. Ребенок стремится выразить на бумаге какой-то образ, но пока еще нет общей формы. Ребенок впервые называет свои каракули, угадывает предмет

3 стадия схематического изображения с 4 – 5 лет. Она тянется очень долго и в ней выделяют ряд ступеней. Сначала – головоног, потом появляются – туловище, руки, пальцы, шея. На лице – глаза, рот и намек на нос, позже – уши, брови. Пропорции не соблюдаются. Первые изображения в анфас, позже в профиль. Схематически изображаются и животные, деревья, дома.

4 стадия правдоподобных изображений – ребенок старается воспроизвести действительный вид предметов. Но 3 черты продолжают оставаться неизменными:

- контурность

- не соблюдение пропорций

- зарисовка тех частей предметов, которые в действительности не могут быть видны

- прозрачность – видны части предмета, которые не должны быть видны

Под руководством взрослых ребенок достигает 4 стадии – прадоподобных изображений с 11 лет – более совершенные способы изображения, с 13 лет – правдоподобный рисунок.
Особенности развития изобразительной деятельности детей дошкольного возраста:

- изобразительная деятельность включается в развитие знаковой функции сознания и моделируя действительность расширяет границы ее познания;

- формируется ручная умелость, позволяющая передать богатое содержание рисунка;

- развивается умение создавать и воплощать замыслы;

- осваиваются специфические выразительные средства изобразительной деятельности.
Нетрадиционные техники рисования

1) Набрызг 2) Свечой 3) Губкой 4) По – мокрому 5) Цветные нити 6)Пальцем

7) Ладонью 8) Кляксография 9) Монотипия 10) Тычком
19. Конструктивная деятельность дошкольника. Организация работы по обучению детей конструированию.

20. Генетическая преемственность различных видов игр в дошкольном возрасте. Игры с правилами в педагогическом процессе.

Игра имеет исключительное значение для пси разв Р и явл вед Видом деятельности в ДВ.

Однако игра стала беден, заменяется манипуляциями с игрушками, что вынуждает пересмотреть статус игры.

Кравцова – И уникальная форма деятельности, где происходит изменения в психике и личности Р, определяет отношения с окр людьми, готовит к переходу на след возр этап, к новой ведущей деятельности.

Причины низкого уровня игры – не учат, не создают условия, считают ненужной.

Вопрос остается дискуссионным. Наиболее весомые 2 точки зрения:

  • Выготский: основа игры – создание мнимых ситуаций

  • Эльконин: центральным явл то, что в И явл выполнение роли, взятой ребенком

Исследования Кравцовой – 3 основных вида И: с/р, с правилами, режиссерские.

И с правилами – к концу ДВ. Нет явной роли. Преемственность с с/р И: в игре с правилами нет роли, но есть определенная внутренняя позиция и образ действий, умение выработать эту позицию формируется в с/р игре. Поэтому недопустимо преждевременное введение игр с правилами, иначе искажается логика развития игровой деятельности, страдает становление и с/р игры и игры с правилами.

Нет явного ролевого момента и в реж И, которая генетически предшествует с/р, а именно с нее начинается все развитие игровой деятельности. Анализ реж И позволяет определить игровую деят через мнимую ситуацию. (просто кубик – игры нет, но если кубик перемещается определенным образом, издаются звуки). В реж И ребенок не принимает на себя роль, не является персонажем, он действует за него. Развиваясь, реж И обогащается, больше объектов, предметов, явлений, связанных между собой, их назначение. Но в любом случае игра остается индивидуальной.

Другая линия И – ролевая. Ее особенность – принятие Р роли, возникает позже, чем реж, связана с психологическими новообразованиями, складывающимися в реж И. в такой игре Р не он сам, а кто-то или что-то другое, в ней формируются механизмы идентификации.

С/р игре генетически предшествует не только реж. И, но и образно-ролевая, приняте образа и характерного поведения данного объекта. В ней происходит скачок, связанный с возникновением с\р И, главная особенность состоит в принятии на себя действительной роли, которая связана с взаимоотношениями людей.

С/р И – внутренняя коллективная деятельность, даже когда Р играет один, идет от индивидуальной игры к играм вдвоем, у старших дошкольников существует и как самостоятельная деятельность и вспыхивает с новой силой.(обогащение сюжета. Несколько линий развития сюжета, новое содержание, важно коллективное действие и сотрудничество, включает разные виды деятельности – конструирование, рисование и тд.)

К концу ДВ возникают игры с правилами. В них дети учатся подчиняться правилу.

Смирнова: ИсП не предполагают роли, действия и отношения с участниками определяют правила, которые выполняются всеми, имеют соревновательный характер, есть выигравшие и проигравшие, главное – соблюдать правила, поэтому они требуют высокой степени произвольного поведения, которое в свою очередь и формируют его.

Все виды игр связаны между собой генетической преемственностью, причем реж И начинает и венчает развитие детской игры.

С/р И занимает центральное место в ДВ, состоит из 2 частей: одна связана с развитием сюжета, другая – с реализацией ролевого поведения. Эти компоненты возникают задолго до появления самой с/р И.

В реж И ребенок создает сюжет, реализует с помощью предметов и игрушек, а в образно- ролевой – учится действовать в зависимости от той роли, которую выполняет.

В возникающих к концу ДВ ИсП сюжетная линия уходит на второй план, но роль ее велика. Она изнутри руководит играющими, позволяет усваивать правила и вырабатывать новые. Ролевая линия становится более глубокой. Ребенок, хорошо освоивший ИсП, вырабатывает такую позицию, которая позволяет ему в своей деятельности учитывать как цели и интересы участников своей команды, так и действия участников противоположной.

Выявленная смена разных форм детской игры не означает, что Р играющий с/р игру, не использует в свой деятельности другие виды игр, все виды присутствуют в деятельности ребенка, но в каждый определенный момент есть основная форма игры, другие составляют фон.

Кравцова вслед за Выготским считает критерием игры воображаемую ситуацию. По мысли Выготского, основа игры – это расхождение видимого и смыслового поля. Логика воображаемой ситуации следующая:

1. вначале дети принимают созданную взрослым воображаемую взрослым ситуацию и продолжают в ней действовать;

2. на втором этапе они с помощью взрослого выделяют существенные признаки воображаемой ситуации и продолжают действовать в ней;

3. ребенок научается воссоздавать самостоятельную воображаемую ситуацию по заданным взрослым существенным признакам.

Изучение разных видов игр показало, что несмотря на их построение на основе воображаемой ситуации, механизм расхождения видимого и смыслового поля у каждого из видов игр свой. Воображаемая ситуация в основе с/р игры имеет сопряженные роли, ИсП – правило. Образная игра нуждается в воображаемой ситуации, созданной с помощью образа. Способность ребенка играть в реж И связана с умением соединять сюжетом различные предметы.

Педагогическое руководство игрой основано на этой логике.

Данная логика относится ко всем видам игр и проходит 3 этапа.

21. Элементы трудовой деятельности в дошкольном возрасте. Виды и формы труда дошкольников.
22. Характеристика познавательной деятельности. Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста.

Познавательная активность – состояние личности…учащихся, стремление к учению, умственной направленностью и произвольностью волевых усилий в процессе овладения знаниями. ПА рассматривали Вербиц, Платонова, Матюшин (считали что ПА – внутренняя мотивация побуждающая детей к деятельности).

Щукина (ПА – как личностное новообразование)

Щербакова – как проявление самостоятельности, инициативности, творчества.

Годовикова рассматривала ПА по 4 показателям:

1. внутренний интерес к предмету

2. эмоциональный интерес к предмету

3. действия направленные на распознавание устройства предмета

4. постоянное стремление к предмету, даже когда его нет.

ПА как стремление к познанию окружающего мира проявляется рано:

1гж интерес к предмету

- проявляется в любознательности, способности к экспериментированию

- детские сопротивления являются показателем ПА

- наличие у ребенка ясных знаний как побудитель активности

- открытие нового в знакомых явлениях.

ПА развивается в разных видах деятельности:

- !!!важно расширять кругозор ребенка

- индивидуальный подход

В связи с развитием ПА формируется познавательная деятельность.

Критерии:

- особенности мотивов и целей

- особенности направленности познания

- различные способы познания

- результаты

Уровни ПД:

1. становление предметного восприятия

2. практические действия с предметом (познавательные мотивы не на предмет, а на его особенности)

3. усвоение системы знаний о видовой и родовой сущности объектов (вязи, закономерности)

4. установление существенных причинно – следственных зависимостей между предметами (мотив – познавательный интерес)
  1   2   3


написать администратору сайта