1. Основные понятия истории пространственных искусств. Классификация видов искусства. Форма и содержание, стиль
Скачать 144.05 Kb.
|
Вопросы по Истории пространственных искусств. 2 курс, бакалавриат. Зима 2014 г. 1. Основные понятия истории пространственных искусств. Классификация видов искусства. Форма и содержание, стиль. КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ИСКУССТВА Искусство (творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах.) существует и развивается как система взаимосвязанных между собой видов, многообразие которых обусловлено многогранностью самого (реального мира, отображаемого в процессе художественного творчества. Виды искусства - это исторически сложившиеся, формы творческой деятельности, обладающие способностью художественной реализации жизненного содержания и различающиеся по способам ее материального воплощения (слово в литературе, звук в музыке, пластические и колористические материалы в изобразительном искусстве и т. д.). В современной искусствоведческой литературе сложились определенная схема и система классификации искусств, хотя единой до сих пор нет и все они относительны. Наиболее распространенной схемой является его деление на три группы. В первую - входят пространственные или пластические виды искусств. Для этой группы искусств существенным является пространственное построение в раскрытии художественного образа - Изобразительное искусство, Декоративно-прикладное искусство, Архитектура, Фотография. Ко второй группе относятся временные или динамические виды искусств. В них ключевое значение приобретает развертывающаяся во времени композиция - Музыка, Литература. Третью группу представляют пространственно-временные виды, которые называются также синтетическими или зрелищными искусствами - Хореография, Литература, Театральное искусство, Киноискусство. Существование различных видов искусств вызвано тем, что ни одно из них своими собственными средствами не может дать художественную всеобъемлющую картину мира. Такую картину может создать только вся художественная культура человечества в целом, состоящая из отдельных ви-дов искусства. 2. Основные особенности архитектуры как вида искусства, «формула» архитектуры; архитектура и строительство. Основные закономерности архитектурного формообразования. Архитектура и дизайн: взаимосвязь и взаимозависимость. формула архитектур- формула Новикова: (наука+техника)умнож на искусство Искусство архитектуры теоретически понятное и доступное каждому гражданину или сельскому жителю. Фактически далеко не всегда оказывается доступным и понятным в своих проявлениях именно вида искусства. Скорее полезность различных построек и есть то, что прежде всего становится предметом оценки архитектурного объекта. Эта функциональная» понятность и создает завесу в постижении образов архитектурных сооружений как произведений искусства. Но вместе с тем «... именно способность изображения и отличает художественную архитектуру как искусство от простого строительства. Обыкновенное строение служит практическим потребностям, оно «есть» жилой дом, вокзал или театр; произведение же художественной архитектуры изображает, чем оно «должно быть», раскрывает, выражает свой смысл, свое практическое и идейное название» . Общепринято, что «Архитектура» - {лат. architectura - строительное искусство} - искусство проектировать и строить здания, сооружения. «Архитектура искусство возводить постройки, соответствующие определенным целям [жилые дома, общественные, административные, представительские и другие здания], отражающее уровень развития производительных сил и характеризующееся степенью сочетания функционального назначения с эстетической архитектурной формой» [3, с.54]. Еще из трактата Витрувия (1 в. до н.э.) известно, что архитектура триедина: она сочетает прочность пользу красоту. Современные исследователи склоны тоже самое именовать терминами: конструкция, функция, форма. Это триединство и есть главная сложность как в определении архитектуры как вида искусства, так и в его изучении. Как каждый вид искусства архитектура имеет свои цели, выразительные средства, способы, приемы, специфику восприятия, свою историю, наполненную движением от простейших элементарных укрытий до сложнейших построек хай-тека конца ХХ века. Таким образом, процесс постижения основ знаний об архитектуре, изучения ее истории должен быть адекватен особенностям этого вида искусств. Поэтому задачи изучения архитектуры, совпадая с задачами расширения и углубления общих знаний и представлений об истории, культуре, науке, должны отражать и требование раскрытия роли архитектуры в мировом историко-культурном процессе. Определение архитектуры как материальной и духовной основы жизнедеятельности человека и общества будет не полным, если не рассмотреть архитектуру как профессиональную деятельность, включающую практическую проектную деятельность, педагогическую деятельность архитектора и научные исследования в архитектуре. Применительно к архитектуре архитектурный образ. Изучение природы, закономерностей и особенностей архитектурного образа представляется основой изучения архитектурного произведения. Реалии мира как строительный материал архитектурного образа, его многозначность и недосказанность, индивидуализированность и обобщение, метафоричность и парадоксальность, ассоциативность, многообразие форм образа и пути их понимания вот те возможные направления вхождения в мир архитектуры, именуемый нередко «второй, искусственной» природой. 3. Периодизация первобытного искусства. Этапы его развития, духовные начала и основные памятники. Возникновение изобразительного искусства. Основная масса памятников палеолитического искусства связана с первобытным культом плодородия и охотничьими обрядами. Первые произведения первобытного изобразительного искусства появились в зрелой стадии ориньякской эпохи (приблизительно 33-18-е тыс. до н. э.) . С этого времени на больших пространствах от Сибири до Западной Европы широко распространились женские статуэтки из камня и кости с гипертрофированными формами тела и схематизированными головами - так называемые Венеры, по-видимому, связанные с культом матери-прародительницы. Подобные «Венеры» найдены в Лёспюге (Франция) , Савиньяно (Италия) , Виллендорфе (Австрия) , Дольни-Вестонице (Чехия) , с. Костёнки близ Воронежа Одновременно с ними появляются обобщённо-выразительные изображения животных (статуэтки из камня, кости и глины: гравированные фигуры или головы на кости, камне, роге) , воссоздающие характерные черты мамонта, слона, лошади, оленя и др. К ориньякской же эпохе относятся первые настенные пещерные изображения (рельефные, гравированные и живописные) , чаще всего воспроизводящие грубо обобщёнными линиями голову или переднюю часть туловища зверя. Наскальные, в том числе пещерные, изображения эпохи палеолита переживают расцвет в солютрейское и мадленское время (20-11-е тыс. до н. э. ) — главным образом на юге Франции (росписи в пещерах Монтиньяк, Нио, Ласко, «Три брата» и др. ) и Северо-Западе Испании (росписи пещеры Альтамира близ Сантандера и др.) , но встречаются и в Италии (в округе Рима, в районе Отранто и в Палермо) , а также на Урале (так называемая Капова пещера на реке Белая в Башкирии) . Главными мотивами изображений, часто покрывающих обширные плоскости, являются полные жизни и движения отдельные фигуры крупных животных, являвшихся объектами охоты (зубры, мамонты, лошади, олени, хищные звери) . Реже встречаются схематичные изображения людей и существ, совмещающие признаки человека и животного, условные знаки, частично расшифровывающиеся как воспроизведения жилищ или охотничьих ловушек. Техника пещерной живописи со временем совершенствуется. Точные, лёгкие контуры линии начинают играть подчинённую роль, на первый план выступают смело и точно положенные обобщённые цветовые пятна, нанесённые охристой, красной, коричневой, чёрной и жёлтой минеральными красками. Тонкая и мягкая градация тонов, наложение одной краски на другую создают порой впечатление объёма, ощущение фактуры шкуры зверя. В позднем палеолите получает развитие архитектура. Палеолитические жилища, по-видимому, были низкими, углублёнными в землю примерно на треть куполообразными постройками (округлыми или прямоугольными в плане) , иногда с длинными тоннелеобразными входами. В качестве строительного материала иногда использовались кости крупных животных. 4. Зарождение архитектуры в первобытном обществе. Развитие форм жилища у первобытных и традиционных народов. Зарождение архитектуры в первобытном обществе. Организовывать, перестраивать и осваивать окружающую среду по собственным меркам земледельцы начали сразу в двух направлениях - с создания архитектуры малых и больших форм. Малые формы шли на частные цели, прежде всего жилые и хозяйственные постройки, а большие - на сооружение общественных учреждений, главным образом религиозных храмов и царских дворцов. Самой ранней формой человеческого жилья служили стоянки - временные неукрепленные лагеря первобытных охотников и собирателей. На смену стоянкам охотников каменного века пришли поселения (селища) земледельцев, которые могли принимать форму крепости (сооружения из огромных грубо отесанных камней) или городища (группа жилых домов и хозяйственных построек, обнесенных земляным валом или деревянным забором). Позже крепость и городище, как два разных типа поселения, соединяются и превращаются в укрепленные города-крепости (особенно много их было в средневековье). Несколько позже - в период древневосточных цивилизаций - архитектурная организация пространства населенных пунктов, создание городов и поселков, регулирование систем расселения выделились в особую область - градостроительство. Погребения следует считать искусством, возникшим на пересечении скульптуры, архитектуры и религии. Археологи утверждают, что первыми начали хоронить своих предков еще неандертальцы 80-100 тыс. лет назад. Произошло подобное в эпоху мустьерской культуры. Обряды погребения отражали двойственное стремление - удалить, обезвредить умершего и проявить заботу о нем: связывание трупа, заваливание камнями, кремация и т. п. сочетались со снабжением умершего инвентарем, а также жертвоприношениями, мумификацией и др. В архитектурном плане погребения делятся на два основных вида: с надмогильными сооружениями (курганы, мегалиты, гробницы) и грунтовые, т. е. без каких-либо надмогильных сооружений. Курганы (тюрк.) представляют собой надмогильные насыпи из земли или камня, обычно полусферической или конической формы. Мегалиты (от мега... и ...лит) - культовые сооружения III-II тыс. до н. э. из огромных необработанных или полуобработанных каменных глыб. Наибольшую известность получили мегалиты Западной Европы (Стонхендж, Карнак), Северной Африки и Кавказа. К мегалитам относятся дольмены, менгиры, кромлехи. ДОЛЬМЕНЫ Дольмены, обычно представляют собой "ящики", составленные из каменных плит, к которым присоединятся, иногда, длинные или короткие галереи. Они являлись коллективными погребальными камерами, о чем свидетельствуют останки костей и вотивные клады (керамика, украшения, топоры из полированного камня). Дольмены могли быть как отдельностоящими сооружениями, так и входить в состав более сложных конструкций. МЕНГИРЫ Менгир это вертикально врытый в землю каменный столб. Их высота варьируется от 0,80 метров до 20. Менгиры стоящие отдельно, являются обычно самыми высокими. "Рекордсменом", был Men-er-Hroech (Камень Фей), из Локмариакера (Морбиан), который был разрушен около 1727 г. Самый большой осколок его равнялся 12 м., а в целом виде, он достигал 20 м. в высоту, при приблизительном весе в 350 т. В настоящее время, все самые крупные менгиры Франции, находятся в Бретани: - менгир в Керлоас (Финистер) - 12 м. - менгир в Каелонан (Кот-д`Армор) - 11,20 м. - менгир в Пергаль (Кот-д`Армор) - 10,30 м. КРОМЛЕХИ В качестве примера кромлеха можно привести такую общеизвестную постройку как Стоунхенж. Кромлехами, называют ансамбли менгиров стоящих, чаще всего, кругом или полукружьем и соединенных каменными плитами лежащими сверху, однако встречаются менгиры, собранные в прямоугольник (как в Сrucuno, Mорбиан). ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ Египетский стиль мы знаем исключительно благодаря развитому заупокойному культу древних египтян. Дошедшие до нас памятники - это храмы, дворцы и гробницы, т.е. монументальные сооружения, призванные олицетворять собой Вечность. Хотя стиль просуществовал на протяжении 4000 лет, традиции декорирования практически не изменялись. Стены, пилоны, колонны, как правило, испещрялись иероглифическими письменами и сценами погребальных ритуалов, где фигуры людей изображались в характерной "египетской" позе - голова и нижняя часть тела - в профиль, а туловище и руки - в фас. Исключение составляет Амарнский период - период правления Аменхотепа IV (1368-1351 гг. до н.э.). Запрет многочисленных старых культов, и провозглашение истинным богом самого солнца дало толчок развитию искусств "в сторону человека". АНТИЧНОСТЬ Под античностью понимают архитектуру древней Греции и Рима. Древнегреческая архитектура, возникшая, на островах Эгейского моря была настолько гармоничной и целостной, что впоследствии воспринималась более поздними стилями (Ренессанс, Классицизм, Неоклассицизм) как первоисточник, как некий эталон для подражания. Основываясь на мифологии, наивно олицетворявшее силы природы, греческое искусство, по сути, являлось довольно реалистичным. Нельзя не упомянуть о возникновении геометрии, как науки, позволившую осознать пропорции как меру гармонии. Величайшим достижением греческих зодчих было "изобретение" ордера дорического, ионического. Древние Римляне, будучи хорошими учениками греков, не только полностью восприняли их наследие, но и развили его, дополнив ордерную систему тосканским и композитным ордерами. Настоящее же достижение римлян в том, что совместив греческий ордер, италийскую арку и цилиндрический свод (у греков не было ни того, ни другого) они "изобрели" арочно-ордерную ячейку. Римляне также экспериментировали с такой потрясающе красивой формой, как купол. ВИЗАНТИЯ На Востоке родился и эволюционировал" так называемый центрический тип храма, когда центральное помещение делалось большим и, как правило, перекрывалось куполом. Купол, являясь для верующих олицетворением рая небесного, присутствовал в качестве элемента любого храма. Однако купол имел довольно неприятную "конструктивную слабость" – он передавал на стены гигантский распор, из-за чего последние приходилось делать очень толстыми. Поэтому хроники часто отмечали обрушение куполов. Так было и со знаменитым собором св. Софии в Константинополе. (Сейчас это Голубая мечеть в Стамбуле, поэтому мысленно уберите четыре высоких башни-минарета.) При повторном возведении купола Анфимий и Исидор впервые использовали конструкцию, которую впоследствии назовут купол на парусах, и будут массово использовать и по сей день. После крещения Руси в 998г. в Киеве, по образу Софии Константинопольской, строится София Киевская. Но чем дальше, тем влияние византийского зодчества на русскую культовую архитектуру все более ослабевает, уступая место исконно-русским традициям Черниговской, Владимирской и т.д. школ. 5. Сакральная архитектура первобытных и традиционных народов. Мегалиты. Мегалиты (от Мега... и греческого líthos — камень) сооружения из больших блоков дикого или грубо обработанного камня. К ним относятся Дольмены, Менгиры, Кромлехи, Каменные ящики, крытые галереи. Мегалты распространены во всём мире, кроме Австралии, преимущественно в приморских областях. В Европе мегалиты в основном датируются эпохой энеолита и бронзового века (3—2 тысячелетия до н. э.), за исключением Англии, где М. относятся к эпохе неолита. Назначение М. не всегда можно установить. Большей частью они служили для погребений или были связаны с погребальным культом. По-видимому, М. — общинные сооружения. Их возведение представляло для первобытной техники сложнейшую задачу и требовало объединения больших масс людей. Сакральная архетиктура Один из дошедших до нас типов ранних сооружений сакральной архитектуры - обсерватории. Они были не только сооружениями для наблюдения звездного неба, но и являлись центрами духовного знания. Таинства геометрических форм С самого начала зарождения цивилизации люди пребывали в поиске всеобщего языка общения с Богом. Эти поиски привели к нахождению определенных символов и образов, которые, по сути, отражают внешнюю реальность. Набор символов представляет собой геометрический образец, с помощью которого можно описать мир. Сакральные геометрические формы - важное средство для духовного роста. Человек, не представляющий себе силу, заключенную в геометрических формах, не осознающий, что с их помощью он вступает в контакт с фантастически богатым информационно-энергетическим миром, лишен очень многого. Он теряет возможность подпитываться земной и космической энергией, что неминуемо скажется на его физическом и духовном развитии. Понимание простых истин сакральной геометрии ведет к развитию сознания и открытию сердца, что является следующим шагом в человеческом развитии. Город как сакральное пространство В представлении средневекового человека город всегда огороженное, обособленное, защищенное пространство. «Свой» мир при этом был особым образом организован, имел свой центр и периферию. Идея центра в пространстве была важна для языческого сознания. «Центр мыслится не только как срединное место в пространстве, но и как источник силы, который очищает, освещает пространство, соединяет беспорядочные скопления людей в племена, народы…» Город этрусков как модель космоса Особенностью плато, на котором расположено большинство древних поселений Этрурии, является его приблизительная ориентация по странам света. Это плато, с его уникальной формой и ориентацией, могло являть собой модель Вселенной, которую этруски видели как идеальный квадрат, ориентированный по сторонам света. Вся Этрурия с ее городами рассматривалась как некое магическое отражение Небесного мира. Даже в более поздней германской мифологии земной мир Мидгарда был отражением небесного мира - Асгарда. Идея отражения небесного в земном имела в Этрурии уникальные особенности. Все государство и каждый его город были построены в соответствии с этой идеей, по сакральному, магическому плану. ХРАМ В центре этрусского города помещался храм. При храмах этруски часто имели школы для обучения граждан письменности и различным наукам. Этрусский храм имел сакральную архитектуру и являлось неотъемлемой частью архитектуры города. Храм у этрусков часто имел три помещения, каждое из которых было посвящено одному божеству. Такие божества составляли триады и объединялись по причинам, истоки которых будут указаны ниже. В храме также имелись помещения для статуй богов, кладовые и тайники для предметов культового назначения. ЖИЛИЩЕ ЭТРУСКОВ Жилые постройки этруски возводили на фундаменте из туфа, местного камня вулканического происхождения. Стены строились из слабообожженной глины, потолки имели деревянные перекрытия. Крыши часто покрывались черепицей. Дома у этрусков были расписаны изнутри. В некоторых домах, например, в порту Грависке, сохранились внутренние росписи. Роспись дома изнутри во многом соответствовала росписи храма. Украшения на карнизах домов по своему характеру были сходны с храмовыми украшениями. В архитектуре как домов, так и храмов этрусков широко применялись антификсы в виде розеток, женских голов, животных. Чаще всего встречалось изображение лошади. |