Главная страница
Навигация по странице:

  • 7. Архитектура Древнего Египта эпохи Раннего и Древнего царства. Сложение формы пирамиды и комплекс в Гизе.

  • 8. Изобразительное искусство древнего Египта эпохи древнего царства. Специфика скульптуры и живописи периода Среднего царства.

  • 9. Архитектура Древнего Египта эпохи Нового царства: структура наземного храма, ансамбли в Карнаке и Луксоре. Архитектура и градостроительство эпохи Амарны.

  • 10. Искусство древнего Египта амарнского периода. Искусство древнего Египта второй половины нового царства. Архитектура и искусство позднего периода.

  • 1. Основные понятия истории пространственных искусств. Классификация видов искусства. Форма и содержание, стиль


    Скачать 144.05 Kb.
    Название1. Основные понятия истории пространственных искусств. Классификация видов искусства. Форма и содержание, стиль
    Анкорistori_bez_vody.docx
    Дата23.05.2018
    Размер144.05 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаistori_bez_vody.docx
    ТипДокументы
    #19565
    страница2 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8

    6. Культура Древнего Египта: природная среда, мировоззренческие основы и периодизация истории. Мифология и искусство. Канон в египетском искусстве.

    Совокупность твердо установленных правил, определяющих нормы в изобразительном искусстве, называется каноном.

    Канон был установлен в изображении стоящего, идущего, сидящего человека, а также для рисования цветка лотоса и священных животных.

    Основные правила «канонического египетского стиля»:

    -Единство изображений и иероглифических надписей.

    -Вертикальное расположение предметов и людей, менее значимое или то, что дальше, изображается на плоскости выше.

    -Построчное размещение сюжетных сцен горизонтальными поясами.

    -Разномасштабность фигур. Их величина зависит не от расположения в пространстве, а от значимости каждой из них.

    -Изображение фигуры человека как бы с различных точек зрения (фаснопрофильное) – принцип распластывания фигуры на плоскости, когда голова и ноги изображались в профиль, а торс и глаза – в фас.

    -Фигуры очерчивались резким контуром: мужские – черным, женские – красным.

    1. Древнеегипетская мифология и религия. Их роль в развитии культуры Египта

    Огромное место в жизни египетского государства играла религия. И здесь особенно важны два момента: сложение египетского пантеона и заупокойный культ. Сложение египетского пантеона богов - сложный процесс, в котором переплелись тотемистические представления и культ различных явлений природы.

    Египетский пантеон богов составляют божества, олицетворяющие небо, солнце, влагу, воздух, землю, растительность, Нил, а также судьбу, истину, войну, справедливость, разум, искусство и т.д. При этом их внешний облик соединяет в себе черты человеческого существа и животного (чаще всего это человек с головой сокола, кошки, львицы, ибиса, обезьяны, осла и т.п.).

    Из различных вариантов солнечного божества раньше всего выделяется бог солнца Ра. Центр его культа - город Гелиополь. Воплощался он в образе сокола или человека с соколиной головой, увенчанной солнечным диском.

    Помимо того, что все богини считались дочерьми Ра, их объединяла “иконография”: все они изображались в виде женщины с головой львицы.

    Не менее великим был и солнечный бог Амон. В эпоху 18-й династии, 16-14 вв. до н.э., он становится всеегипетским богом, а его культ приобретает государственный характер. Центр культа - Фивы. Изображался в виде человека с головой барана в короне с двумя высокими перьями и солнечным диском. Амон возглавляет фиванскую триаду.

    Самой драматичной была судьба еще одного солнечного бога - Атона. Именно с ним решил связать свою религиозную реформу фараон Аменхотеп VI. Он ломает все, что было связано с культом верховного бога Амона и создает новый государственный культ Атона - солнечного диска

    Хнум - бог плодородия в виде человека с головой барана. Он известен как один из прародителей рода людского, вылепив последних на гончарном круге. Он же позаботился и о духовном двойнике человека.

    Рененутет - богиня плодородия и собранного урожая, что отразилось в ее эпитетах: “владычица плодородия”, ”правительница закромов”. Представала в образе змеи или женщины с головой змеи.

    Шаи - бог виноградной лозы и судьбы.

    Онурис - бог охоты и войны.

    Маат - богиня истины и справедливости, жена Тота. Изображалась в виде женщины со страусовым пером на голове.

    Тот - бог мудрости, счета и письма, муж Маат.

    Сиа - богиня мудрости и познания - женщина, сопровождавшая бога Тота с правой стороны.

    Птах - помимо того, что он был демиургом от Мемфиса, Птах считался покровителем ремесел и искусств.

    К основным письменным источникам относятся следующие произведения:

    “Тексты пирамид” - древнейшие тексты заупокойных царских ритуалов, вырезанные на стенах погребальных камер в пирамидах фараонов 5 и 6-й династий Древнего царства (26-23 вв. до н.э.).

    “Тексты саркофагов” - ритуальные тексты, которые должны были обеспечить продолжение жизни в царстве мертвых.

    “Книга мертвых” - свитки папируса содержали необходимые магические формулы, заклинания и около двухсот изречений, которые должны были помочь умершему вступить в загробное царство.

    Особо следует указать на такую черту религиозных представлений Древних Египтян, как почитание животных.

    Культура Древнего Египта- одна из самых древних культур мира, ситуации и развивалась главным образом в долине реки Нил в период с III тыс. до нэ. Наиболее существенной чертой был ее сакральный теократический характер, выраженный в культе обожествленного фараона и культе загробной жизни, то есть в вере в возможность бессмертия .

    Основные доминанты мировоззрения древних египтян нашли свое материальное воплощение в их блестящих художественных достижениях.

    Искусство Древнего Египта было неразрывно связано с культом и выражало основные идеи религии: безграничного могущества богов, включая бога-фараона, тему смерти, подготовки к ней и дальнейшего загробной ого существования. Оно было призвано служить целям обеспечения блаженства в загробной жизни и выступало средством прославления фараона. Для увековечения души и тела служило искусство бальзамирования и строительные ицтво гробниц - домов вечности. Увековечение фараона было гарантом благополучия всего народа Искусству, как и письму, приписывалась огромная магическая сила в плане сохранения жизненноиття.

    7. Архитектура Древнего Египта эпохи Раннего и Древнего царства. Сложение формы пирамиды и комплекс в Гизе.

    Архитектура Раннего царства

    Памятники монументального зодчества практически не сохранились, поскольку основным строительным материалом в те дни был легко разрушавшийся кирпич-сырец. Использовались также глина, тростник и дерево, причем сочетание кирпичной облицовки и деревянных балочных перекрытий и декора является важным признаком, позволяющим отнести произведение к сфере искусства Раннего царства. Камень применялся лишь как отделочный материал. К этой эпохе относится тип дворцовых фасадов — «серех», изображения которых встречаются на стелах фараонов I династии. Черты этих сооружений нередко повторялись и в формах царских саркофагов. Культовые и мемориальные постройки сохранились лучше, чем дворцы: это, прежде всего, святилища, молельни и мастабы. Декорирование святилищ ещё сохраняет связь с эпохой деревянного зодчества, в котором использовался орнаментальный мотив тростниковой плетенки.

    В период Раннего Царства сложились и такие приемы оформления, как вогнутые карнизы, орнаментальные фризы (живописные или скульптурные) и оформление дверного проема глубоким уступом.

    Многие из традиций храмового зодчества отразились и в стиле мемориальных сооружений, которые были очень важны для древнеегипетской культуры в связи с решающей ролью в ней погребального культа. Погребения I—II династий сосредоточены в районе Мемфиса и Абидоса, ставшими центрами заупокойного культа. С ним связано, с одной стороны, широкое развитие типа гробниц-мастаб, самых характерных построек в зодчестве Древнего Египта. С другой стороны, именно в связи в разработкой мастаб происходит обогащение уточнение содержания культа[6]. Архитектура Древнего царства

    Приблизительно в XXX веке до н. э. фараоном I династии Нармером, или Менесом, были объединены в единое государство Северный и Южный Египет со столицей в Мемфисе.

    Создание мощного централизованного государства под властью фараона, который считается сыном бога Ра, продиктовало и основной тип архитектурного сооружения — гробницу, внешними средствами передающую идею его божественности. Наивысшего подъема Египет достигает при правителях III и IV династий. Создаются самые большие по размерам царские гробницы-пирамиды, над сооружениями которых десятками лет трудились не только рабы, но и крестьяне. Этот исторический период нередко называют «временем пирамид», и его легендарные памятники не были бы созданы без блестящего развития в Египте точных наук и ремесел.

    Одним из ранних памятников монументальной каменной архитектуры является ансамбль погребальных сооружений фараона III династии Джосера. Он был возведен под руководством египетского зодчего Имхотепа и отражал замысел самого фараона (впрочем, этот замысел несколько раз претерпевал существенные изменения). Отказавшись от традиционной формы мастабы, Имхотеп остановился на пирамиде с прямоугольным основанием, состоящей из шести ступеней. Вход находился с северной стороны; под основанием были высечены подземные коридоры и шахта, на дне которой располагалась погребальная камера. В заупокойный комплекс Джосера входили также южная гробница-кенотаф с примыкающей к ней молельней и двор для обряда хеб-сед (ритуального возрождения жизненной силы фараона в беге).

    Ступенчатые пирамиды возводили и другие фараоны III династии (пирамиды в Медуме и Дахшуре); одна из них имеет ромбовидные контуры.

    пирамиды в Гизе

    Совершенное выражение идея гробницы-пирамиды нашла в усыпальницах, выстроенных в Гизе для фараонов IV династии — Хеопса (Хуфу), Хефрена (Хафра) и Микерина (Менкаура), которые ещё в древности считались одним из чудес света. Самая большая из них была создана зодчим Хемиуном для фараона Хеопса. При каждой пирамиде возводился храм, вход в который находился на берегу Нила и соединялся с храмом длинным крытым коридором. Вокруг пирамид рядами располагались мастабы. Пирамида Микерина осталась незавершенной и достраивалась сыном фараона не из каменных блоков, а из кирпича.

    В погребальных ансамблях V—VI династий основная роль переходит к храмам, которые отделываются с большей роскошью.

    К концу периода Древнего царства появляется новый тип здания — солнечный храм. Его строили на возвышении и обносили стеной. В центре просторного двора с молельнями ставили колоссальный каменный обелиск с вызолоченной медной верхушкой и огромным жертвенником у подножья. Обелиск символизировал священный камень Бен-Бен, на который по преданию взошло солнце, родившееся из бездны. Как и пирамиды, солнечный храм соединялся крытыми переходами с воротами в долине. К числу наиболее известных солнечных храмов принадлежит храм Ниусирра в Абидосе[6].

    8. Изобразительное искусство древнего Египта эпохи древнего царства. Специфика скульптуры и живописи периода Среднего царства.

    Особенности искусства

    Стиль скульптуры этого периода сложился на основе заупокойного культа с его строгим требованием соблюдения портретного сходства, спокойствия и равновесия поз, фронтальности постановки фигур. Условность и торжественность изображения достигалась симметрией, строжайшей уравновешенностью левой и правой частей фигуры. Это стало характерным для древнеегипетской скульптуры всех времён, цари и вельможи изображались в однообразных. спокойных, полных неподвижного величия и устойчивости позах, словно застывшими в веках.

    Тела мужских статуй окрашивались красновато-коричневой, а женских - светло-жёлтой охрой, передавая цвет загорелой кожи. Одежды покрывали белой краской, имитируя льняную ткань, волосы раскрашивались чёрной краской, глаза инкрустировались светлым и тёмным камнем. Общая композиция египетской скульптуры всегда находилась в единстве с общим архитектурным замыслом, она как бы вторила лаконичным плоскостям и объёмам архитектуры.

    В скульптурах фараонов и вельмож художники добивались портретного сходства.

    Со временем скульпторы стали создавать статуи с более тонкой моделировкой лиц и более пластичной расчлененностью.

    На время правления Сенусерта Третьего пришелся настоящий рассвет скульптуры с официальной тематикой. Этот царь изображался скульпторами во всех возрастах, от самого маленького до зрелого. Среди подобных работ самыми лучшими считаются скульптурные портреты сына Сенусерта, Аменемхета Третьего, а также обсидиановая голова самого царя. Удивительной находкой мастеров древнеегипетских школ этого периода считается особенный вид кубической статуи, изображавшей фигуры, заключенные в монолитном каменном блоке.

    Древняя скульптура Среднего Царства стала эпохой рассвета пластики малых скульптурных форм, чаще всего связанных с погребальным культом и его особенными обрядами. Для этого из дерева изготавливали статуэтки и покрывали их сверху грунтом и росписями. Достаточно часто древнеегипетские мастера создавали целые многофигурные композиции.

    9. Архитектура Древнего Египта эпохи Нового царства: структура наземного храма, ансамбли в Карнаке и Луксоре. Архитектура и градостроительство эпохи Амарны.

    Воздвигаемые в честь богов и, главным образом, посвященные фиванскому богу Амону, храмы являются в то же время и памятниками, восхваляющими действия самих фараонов.

    Так в этом синтетическом монументальном искусстве храмовой архитектуры выражаются идеи классового господства жречества, небывало политически окрепшего в эпоху Нового царства.

    Пирамида, как вид царской гробницы, исчезает в Новом царстве.То принципиально новое, что дается в это время по сравнению со всем предыдущим развитием стилей, выражено было прежде всего в архитектуре надземных храмов, посвященных богам, и в первую очередь в знаменитых храмах в Карнаке и Луксоре.

    Подробный разбор плана и конструкции этих памятников у Шуази избавляет нас от необходимости подобного повторения. Мы ограничимся поэтому лишь указанием на главнейшие данные, связанные с планом и конструкцией храмов, чтобы получить возможность сделать отсюда соответствующие выводы о стиле этих памятников. Необходимо прежде всего помнить, что ни Луксорский, ни тем более Карнакский храмы не были выстроены сразу по какому-либо единому заданию архитектора. Они представляли собой, в сущности, конгломерат отдельных архитектурных частей: ряд храмов, являвшихся пристройками.

    Амарнская архитектура – это, главным образом, архитектура новой египетской столицы Ахетатона. “Великая очарованием, радующая глаз своей красотой”, - такими словами один из жителей Ахетатона описал новый город, священную резиденцию бога Атона. В архитектуре Амарны лаконично сочетались традиционные черты и новые приемы.

    Ахетатон, в отличие от многих древнеегипетских городов, строился по единому плану, поэтому имел хорошую четкую планировку. М.Э.Матье пишет, что центральную часть города занимали главный храм Атона с жилищами жрецов и большими складами, царский дворец и официальные учреждения, а также казармы. Остальная часть города состояла из жилых домов. В северной и южной части Ахетатона располагались еще две царские резиденции. Основные дорожные магистрали традиционно шли вдоль берега Нила. В целом, Ахетатон представлял собой вытянутый вдоль Нила прямоугольник.

    Важнейшую роль в архитектуре Ахетатона играли дворцы. При Эхнатоне в их архитектурном облике происходят значительные изменения. Дворец предстает уже не как прямоугольный массив, и не как храм, обнесенный гигантскими колоннами, а как дом-вилла в центре других зданий, окруженных открытым пространством. Стоит отметить, что внутренняя планировка дворца соответствовала традиционной. Как пишет М.Э.Матье, главный из дворцов, так называемый Большой дворец, располагался по сторонам параллельной Нилу широкой дороги. Вдоль ее западной стороны лежала официальная половина дворца, вдоль восточной – жилая. Рядом с жилой половиной располагался малый храм Атона – “Дворец Атона в Ахетатоне”, имевший аналогичную Большому храму планировку. Обе части дворца были обнесены толстыми кирпичными стенами. Они соединялись интересным с архитектурной точки зрения крытым мостиком, перекинутым через дорогу. Он имел три пролета: широкий в середине – для колесниц и отрядов войск, и два боковых – для пешеходов. Над средним пролетом располагался декоративно оформленный, украшенный маленькими колоннами и рельефами, проем, который назывался “окно явлений”. В особых случаях, например, во время праздников, в этом окне показывался фараон. Он приветствовал своих подданных и награждал особо отличившихся.

    Оформление дворцов Ахетатона было интересным и необычным. Как пишет М.Э.Матье, оно сочетало в себе традиционные формы архитектурной декорировки – пилоны, мачты с флагами, “египетский карниз” (в форме вытянутой трапеции), колоннады и скульптуры – с исключительным богатством новых орнаментов и материалов. Это придавало архитектуре Амарны ее красоту и неповторимость. Как уже было сказано, широко применялись рельефы, облицовки многоцветными фаянсовыми плитками. Появились новые типы колонн, например, такие, ствол которых копировал изгибы древесного ствола, или колонны в форме связок папирусов с висящими вниз головой, под капителями, утками. Обогатились и традиционные формы колонн, получившие некоторые новые элементы, придавшие им еще большую красоту и изящество. Новым приемом было применение различных камней для разных частей колонн и поливных изразцов для облицовки стволов. Оформленная таким образом колонна выглядела очень красочно и нарядно.

    10. Искусство древнего Египта амарнского периода. Искусство древнего Египта второй половины нового царства. Архитектура и искусство позднего периода.

    Для официального искусства начала XIX династии характерно реакционное стремление вернуться к традициям доаарнских лет. Однако это стремление не могло осуществиться полностью, так как значение амарнского искусства было слишком велико и к тому же перед художниками рассматриваемого периода встали новые задачи.

    Цари XIX династии ставили своей целью укрепление твердой центральной власти внутри страны и ее международного престижа. Для успешного проведения этой политики фараоны считали необходимым наряду с мероприятиями, направленными на непосредственное улучшение экономики Египта и его военной мощи, придать возможно больший блеск и пышность столице, своему двору, храмам своих богов, что и наложило своеобразный отпечаток в первую очередь на архитектуру периода. Главным объектом строительства был храм Амона в Карнаке, расширение которого имело двойное политическое значение: оно должно было показать торжество Амона и тем удовлетворить жречество, а в то же время и прославить мощь новой династии. В строительстве Карнака были заинтересованы и фараоны и жрецы.

    Роль скульптур в архитектурном убранстве храмов остается в общем прежней: перед пилонами и колоннами, равно как и между колоннами, ставятся колоссальные царские статуи. Таким образом, здесь мы не видим чего-либо нового, кроме того же стремления к грандиозным масштабам, которое приводит к погоне за созданием монолитных гигантов. Однако не эти статуи, трактованные, как всегда, крайне суммарно, являются наиболее показательными образцами стиля скульптур XIX династии. Особенности этого стиля гораздо ярче видны на статуях, стоявших внутри храмов и гробниц.

    Гробничные росписи и рельефы также неоднородны. В начале династии в них при возврате к доамарнским традициям начинает расти декоративность. Однако наряду с этим продолжается и развитие реалистических исканий. Здесь гораздо сильнее чувствуется наследие Амарны. сомнений в правильности религиозного мировоззрения. Ярким свидетельством

    Особенно свободно проявилось индивидуальное творчество художников в черновых зарисовках, которые они делали для себя на обломках камней. Здесь отчетливо видно, как внимательно подмечали художники все то, что выходило за рамки канонов, — особые типы и позы людей, те или иные характерные движения животных.

    На дальнейшем развитии египетского искусства конца Нового царства (вторая половина 13 в. — 11 в. до н. э.) тяжело сказались изменения в общем положении страны. Длительные войны, обогатившие рабовладельческую знать, привели к обеднению народных масс и к ослаблению экономики Египта. В то же время усложнилась внешняя обстановка, на историческом горизонте появились новые объединения племен, разгромивших Хеттское государство, захвативших азиатские владения Египта и подступивших к границам последнего. Усилились и нападения ливийцев. Уже сыну Рамсеса II пришлось отбивать натиск и «народов моря» и крупных сил ливийцев. Последовавшие в конце династии междоусобицы знати и восстание рабов привели к распаду страны и смене династии. Однако и вновь объединившим Египет фараонам новой, XX династии после кратковременных успехов не удалось полностью подчинить себе прежних иноземных владений.

    Новые цари Египта, особенно ливийские полководцы и эфиопские царьки, невольно преклонялись перед седой стариной долины Нила и её культурой. им было лестно облачиться в одеяния древних фараонов, и они наравне со жрецами становятся бережными хранителями древних традиций, ревностными ценителямидревнего "подлинного" искусства. Свидетельством тому может служить голова Шошенка I, которая представляла собой точную копию с древнего рельефа.

    Несмотря на ностальгическую приверженность в искусстве XI-IX веков до н.э. к древней старине, из мастерских египетских художников выходили порой произведения, которые не только технически, но и по образной глубине не уступала лучшим произведениям искусства предшествующего периода с его тяготением к изысканной нарядности в подаче изображения. Характерным свидетельством этому может служить изящная бронзовая статуэтка ливийской царицы Каромамы, большую нарядность которй придают ожерелье иорнамент одежды, выполненные из тонкой золотой проволоки, вбитой в поверхность бронзы.

    Созданные в этот период многочисленные статуэтки богов в виде различных животных отличаются живой характерностью силуэтов, объёмов, движений. Однако большинство портретов этого времени, технически совершенных, в образном отношении пусты и холодны или же напоминают древние памятники, в которых нет портретного, индивидуального, а присутствует типичное, как, например, в алебастровой статуе царицы Аменетерис.

    Последний краткий расцвет египетского искусства наблюдается в период объединения страны саисскими фараонами в конце VII - начале VI веков до н. э. Однако во всех областях саисской культуры больше было ретроспективных тенденций.
    1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта